Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И НАСТАВНИКОВ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК МНОГОУРОВНЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

Сергеева С.В. 1 Воскрекасенко О.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет»
2 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
В статье актуализируется проблема организации воспитательной работы со студентами технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса. Это обусловлено необходимостью преемственности воспитательной деятельности и интеграции усилий всех субъектов на всех уровнях образования (среднего профессионального и высшего образования), а также привлечения партнеров к решению широкого круга задач профессиональной подготовки будущих инженерных кадров. Исходя из значимости деятельности классных руководителей и наставников авторами предлагается разработанная ими программа «Воспитательная работа классных руководителей и наставников с обучающимися в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе», являющаяся механизмом реализации содержания воспитания студенческой молодежи на практике. Структурно программа включает в себя: цель и задачи, принципы (социальной адекватности, гуманистической ориентации, индивидуализации, социального закаливания, а также создания воспитывающей среды), этапы (диагностический, созидательно-преобразующий и оценочно-результативный) и результат. Данная программа отражает основные направления содержания воспитательной работы классных руководителей и наставников в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе. По мнению авторов, программа может способствовать успешной профессиональной подготовке и поэтапному вхождению будущего инженера в профессиональную деятельность.
воспитательная работа
классный руководитель
наставник
обучающийся технический вуз
многоуровневый образовательный комплекс
1. Козлова Н.В. Формирование и развитие социальных компетентностей студентов в воспитательной системе технического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Пенза, 2011. – 18 c.
2. Разуваев С.Г. Многоуровневый образовательный комплекс как фактор оптимизации профессиональной социализации будущего специалиста / С.Г. Разуваев, П.В. Желтов // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2012. – № 28. – С. 981–985.
3. Разуваев С.Г. Профессиональная социализация личности в условиях многоуровневого образовательного комплекса: монография. – Пенза: Пензенская государственная технологическая академия, 2012. – 179 с.
4. Бугаева Т.С. Деятельность куратора в современном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2010. – 24 с.
5. Воскрекасенко О.А. Диагностика адаптации обучающихся в высшей школе: учебно-методическое пособие. – Пенза: ПГУ, 2014. – 118 с.
6. Мельникова Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 57 c.

Стратегия и тактика воспитательной работы со студентами в учреждениях системы современного профессионального образования, её цели и задачи детерминированы социальными приоритетами, обозначенными в федеральных (Закон «Об образовании в РФ», ФГОС СПО и ФГОС ВО) и локальных (например, «Концепция воспитательной работы») нормативных документах, определяющих спектр общекультурных и профессиональных компетенций, формируемых у обучающихся.

Содержание и организацию воспитательной работы в учреждениях профессионального образования преимущественно определяют заданные во ФГОСах общекультурные компетенции, необходимые для формирования у студентов. Исходя из общепринятого определения сущности понятия «воспитание» под его содержанием нами понимается «система знаний и представлений, ценностей, норм поведения, идеалов, составляющих основу материальной и духовной культуры человечества, подлежащих интериоризации, то есть их переводу во внутренний мир личности, в её убеждения, установки, и готовность на их основе к деятельности и эмоционально-волевой регуляции» [5, с. 17]. Их сформированность выступает критерием эффективности воспитательной работы, осуществляемой в учреждениях системы профессионального образования.

Традиционно реализация содержания воспитательной работы как компонента воспитательного процесса осуществляется в рамках определённой воспитательной системы, сформированной в учреждении профессионального образования. Современные исследователи А.В. Гаврилин, Л.К. Гребенкина, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, А.М. Сидоркин, Е.Н. Степанов, В.А. Сластёнин, В.И. Смирнов и др. особо акцентируют внимание на тот факт, что воспитательная система образовательной организации во многом обуславливает эффективность и качество реализации содержания воспитательной работы, достижения её стратегических и тактических целей и задач. Они связывают повышение эффективности воспитательной работы с созданием воспитательных систем.

Особая, отличная от традиционной, воспитательная система складывается в многоуровневой образовательной организации технического профиля, включающей в себя уровни среднего профессионального и высшего образования (СПО и ВО). Это обусловлено, во-первых, необходимостью преемственности воспитательной работы с обучающимися     и, соответственно, интеграции усилий всех субъектов образовательного процесса на уровнях СПО и ВО. Во-вторых, необходимостью привлечения партнеров и общественности к решению широкого круга задач профессиональной подготовки современных инженерных кадров.

Подобного рода воспитательная система технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса (МОК) нацелена на обеспечение успешной профессиональной подготовки и поэтапного вхождения будущего инженера в профессиональную деятельность, а также его эффективную социализацию и полноценную социально-профессиональную адаптацию [1-3].

Классный руководитель на уровне СПО и наставник на уровне ВО выступают в качестве ключевых субъектов организации и осуществления воспитательной работы в МОК. Определяющим направлением их деятельности является воспитание студенческой молодёжи [4]. Выступая духовными посредниками между обществом и обучающимися, классные руководители и наставники создают благоприятные условия для эффективной социализации и социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений профессионального образования.

Важность воспитательной работы с обучающимися и роль классных руководителей и наставников в её организации и осуществлении обусловили необходимость разработки в Пензенском государственном технологическом университете (ПензГТУ), представляющем собой многоуровневый образовательный комплекс, программы «Воспитательная работа классных руководителей и наставников с обучающимися в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе». Данная программа выступила в качестве механизма реализации содержания воспитательной работы со студенческой молодежью на практике.

Главным целевым ориентиром разработанной программы выступает воспитание студентов посредством создания благоприятных условий для их личностного и профессионального самоопределения и социализации в соответствии с социальными приоритетами, обозначенными в нормативных документах, определяющих спектр формируемых у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций.

В качестве задач данной программы выступили:

    1. Диагностика уровня воспитанности обучающихся, а также уровня сплоченности студенческой группы.
    2. Определение на основе проведенной диагностики траектории личностного роста обучающихся и перспектив развития студенческого коллектива.
    3. Проектирование воспитательной подсистемы студенческой группы в соответствии с выстроенной в многоуровневой образовательной организации технического профиля воспитательной системой.
    4. Формирование у студентов общекультурных компетенций как основы социальной компетентности будущих инженерных кадров.
    5. Сплочение студенческого коллектива как первичной среды жизнедеятельности, профессиональной и личностной самореализации.
    6. Педагогическое сопровождение и поддержка социально-профессиональной адаптации обучающихся.
    7. Координация педагогических усилий профессорско-педагогического состава ВО и педагогических работников СПО по организации и осуществлению воспитательной работы со студентами.
    8. Взаимодействие с социальными институтами по защите интересов обучающихся.
    9. Формирование готовности студентов к инновационной деятельности в рамках будущей профессии посредством их включения в научно-исследовательские проекты разного уровня.
    10. Повышение культуры межличностного взаимодействия студентов посредством их включения в социальные проекты.
    11. Анализ, самоанализ и коррекция классным руководителем и наставником студенческой группы проводимой ими воспитательной работы с обучающимися.

 

 

В качестве приоритетных принципов построения и реализации программы выступают принципы гуманистической ориентации, социальной адекватности, индивидуализации, социального закаливания, а также создания воспитывающей среды.

Принцип гуманистической ориентации в организации воспитательной работы предполагает:

  • отношение к студенту в ходе педагогического взаимодействия как полноправному субъекту;
  • соблюдение баланса между проявлением уважительного отношения к студенту и разумной требовательности к нему;
  • забота о физическом, психическом и социальном здоровье студента как один из приоритетов воспитательной работы.

Принцип социальной адекватности нацеливает на:

  • выбор адекватных конкретной ситуации социального развития личности средств реализации содержания воспитательной работы;
  • формирование у студентов готовности к реализации будущей социально-профессиональной деятельности.

Принцип индивидуализации ориентирует на:

  • формирование в учреждении профессионального образования среды, благоприятной для самореализации и самоутверждения личности обучающегося;
  • проектирование траектории его личностного и социально-профессионального развития;
  • развитие потенциала личности студента посредством его включения в разноплановые и отвечающие актуальным потребностям виды деятельности.

Принцип социального закаливания предписывает:

  • создание требующих от обучающихся волевого усилия ситуаций преодоления негативного воздействия современного социума;
  • выработку у обучающихся способов успешного преодоления подобного воздействия;
  • развитие у обучающихся способности к рефлексии, стрессоустойчивости и социального иммунитета.

Принцип создания воспитывающей среды подразумевает:

  • создание благоприятных условий для активного общения между субъектами образовательного процесса, их вариативного взаимодействия;
  • насыщение воспитательной среды учебного учреждения образцами общественного поведения, способствующими успешной социализации студентов;
  • формирование психологического микроклимата, способствующего личностно-профессиональному саморазвитию и социально одобряемому самоутверждению личности.

Разработанная программа предусматривает ряд этапов её реализации на практике: диагностический, созидательно-преобразующий и оценочно-результативный.

На диагностическом этапе осуществляется определение исходного уровня: сплоченности студенческой группы; воспитанности личности обучающихся; сформированности у обучающихся социальных компетентностей; адаптированности студентов-первокурсников.

Для осуществления диагностики на данном этапе используются:

  • методика Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха);
  • анкета Г.А. Радоман, Н.А. Долбешкиной;
  • анкета А.М. Князева; анкета Г.Ф. Низамутдиновой;
  • методика определения ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) В.С. Ивашкина, В.В. Онуфриевой;
  • методика определения индекса групповой сплочённости Сишора;
  • шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптация Т.С. Снегирёвой) и др. [5; 6].

На созидательно-преобразующем этапе деятельность классных руководителей и наставников по воспитанию студентов осуществляется в соответствии с выполняемыми ими функциями.

Так, согласно когнитивно-диагностической функции классными руководителями и наставниками регулярно проводится мониторинг:

  • развития и поведения студентов для учета в воспитательной работе их индивидуальных особенностей;
  • микроклимата в студенческой группе;
  • структуры и уровня сформированности студенческого коллектива.

В свою очередь, классные руководители и наставники в соответствии с прогностической функцией осуществляют проектирование:

  • уровня развития студентов и планирование и реализацию воспитательной работы с его учётом;
  • этапов развития коллектива студенческой группы и её структуры;
  • модели воспитательной подсистемы студенческой группы согласно специфике воспитательной системы многоуровневой образовательной организации технического профиля.

Далее согласно организационно-воспитательной, объединительно-сплачивающей, социально-педагогической, научно-методической и коммуникативной функциям классные руководители и наставники студенческих групп осуществляют воспитательную работу по:

  • формированию у обучающихся компетентностей гражданственности, здоровьесбережения, общения и социального взаимодействия, компетентности в области информационных технологий;
  • созданию и сплочению коллектива студенческой группы;
  • педагогическому сопровождению и поддержке социально-профессиональной поддержке обучающихся;
  • приобщению обучающихся к корпоративной культуре учреждения профессионального образования;
  • трудовому воспитанию студентов в ходе их профессиональной подготовки;
  • оказанию помощи студентам в организации и осуществлении коллективных творческих дел;
  • созданию благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала каждого студента в отдельности и группы в целом;
  • включению студентов в научно-исследовательскую работу, отражающую специфику будущей профессиональной деятельности;
  • развитию коммуникативных умений и навыков, формированию культуры межличностного взаимодействия.

В соответствии с координирующей функцией классными руководителями и наставниками осуществляется:

  • единый подход к решению профессионально-педагогических задач в отношении студентов при активном согласовании действий, предпринимаемых администрацией учреждения профессионального образования, педагогическими работниками и профессорско-преподавательским составом, представителями работодателей, общественностью и родителями;
  • партнерство и взаимовыгодное сотрудничество с социальными институтами, представителями бизнеса и работодателей в рамках профессиональной подготовки студентов, а также развития у них социально-профессиональных качеств личности, востребованных на рынке труда.

Аналитико-рефлексивная функция предполагает осуществление классными руководителями и наставниками анализа:

  • достигнутых в ходе реализации и осуществления воспитательной работы целей и задач;
  • реализации функций реализуемой воспитательной работы согласно с принципами, положенными в основу содержания их деятельности;
  • эффективности используемых в ходе воспитательной работы форм, методов и средств осуществления педагогического взаимодействия;
  • воспитательной работы, проведенной со студентами.

На оценочно-результативном этапе реализации программы классными руководителями и наставниками: проводится обработка полученных данных, их обобщение и систематизация; разрабатываются методические материалы, рекомендации и указания по совершенствованию воспитательной работы со студентами.

В качестве приоритетных направлений работы на данном этапе являются:

  1. Повторная диагностика с последующим сравнительным анализом степени сплоченности студенческой группы, воспитанности обучающихся и уровня сформированности у них общекультурных компетенций.
  2. Коррекция программы воспитательной работы с обучающимися в условиях МОК с учётом: особенностей возраста обучающихся СПО и ВО; специфики профессиональной подготовки студентов СПО и ВО и воспитательной работы с ними; социального заказа к формируемым у будущих инженерных кадров социальных компетентностей, запросов работодателя и актуальных потребностей личности обучающегося.
  3. Оформление отчётных материалов и документов, содержащих результаты проделанной воспитательной работы со студентами за отчетный период.

В целом описанная в настоящей статье программа отражает основные направления содержания воспитательной работы классных руководителей и наставников в техническом вузе как МОК. Её особенность заключается в том, что она разработана с учетом необходимости преемственности воспитательной работы с обучающимися и, соответственно, интеграции усилий всех субъектов образовательного процесса на уровнях СПО и ВО, а также необходимости привлечения партнеров и общественности к решению широкого круга задач профессиональной подготовки современных инженерных кадров. Подобного рода программа может способствовать успешной профессиональной подготовке и поэтапному вхождению будущего инженера в профессиональную деятельность.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-58004.


Библиографическая ссылка

Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И НАСТАВНИКОВ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК МНОГОУРОВНЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27796 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674