Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ВОЗМОЖНОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛИЧНОСТИ

Козырева О.А. 1 Козырев Н.А. 2
1 Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
2 Сибирский государственный индустриальный университет
В работе раскрыты специфика и возможности моделирования и реализации концепции формирования культуры самостоятельной работы личности, представлены определения и модели, фасилитирующие понимание основ формирования культуры самостоятельной работы личности, определяемых в двух субъектных составных: личности обучающего и личности педагога. Специфика моделирования и решения задач формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования в работе охватывает систему среднего профессионального образования, высшего образования, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, систему подготовки кадров высшей квалификации – аспирантуру. Особенности детерминации и визуализации качественного формирования культуры самостоятельной работы личности могут быть определены в двух плоскостях профессионально-педагогического знания: акмеверифицированной и адаптивной. Основы и примеры формирования культуры самостоятельной работы личности отражены в детализируемых статистических данных качества и возможностей использования технологий формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного профессионального образования. Адаптивно-акмепедагогический и функционально-трудовой подходы детализируют нюансы моделирования и реализации концепции формирования культуры самостоятельной работы личности. Качество реализации концепции формирования культуры самостоятельной работы личности зависит от уровня развития личности и выделенных конструктов и моделей формирования культуры самостоятельной работы личности.
культура самостоятельной работы личности
педагог
обучающийся
технология системно-педагогического моделирования
адаптивное знание
акмепедагогическое знание
концепция формирования культуры самостоятельной работы личности
1. Беляева Л.А., Коллегов А.К. Организация научно-исследовательской работы студентов в области психологии и педагогики // Вестник Томского гос. пед. университета. –2014. – № 6 (147). –С. 29-33.
2. Гутак О.Я., Козырев Н.А., Козырева О.А. Профессионализм личности как продукт персонификации развития и непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. – 2018. –№ 1. –С. 10-14. DOI:10.21603/2542-1840-2018-1-10-14.
3. Дымолазов М.А. Об интеграции научного знания при изучении проблем образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15340 (дата обращения: 02.06.2018).
4. Егорова Т.П. Инновационные технологии организации исследовательской деятельности студентов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11723 (дата обращения: 02.06.2018).
5. Еремина Л.И. Формирование креативности студентов в совместной творческой деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8895 (дата обращения: 02.06.2018).
6. Козырева О.А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6. С. 54-73.
7. Козырева О.А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
8. Козырева О.А., Козырев Н.А., Свинаренко В.Г. Воспитание в профессиональной подготовке педагогов: монография. М.: МИФИ, 2017. 400 с.
9. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности: модели и возможности формирования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=26432 (дата обращения: 02.06.2018)
10. Козырева О.А. Педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 17-26. DOI:10.21603/2542-1840-2017-2-17-26.
11. Коновалов С.В., Козырева О.А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 12 (165). С. 129-135.
12. Коновалов С.В., Козырева О.А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (178). С. 58-63.
13. Копытов А.Д., Востриков А.А. О процессе образования как социальной технологии // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 2. С. 9-12.
14. Коротков С.Г., Чупряков И.С. Особенности организации практических занятий бакалавров профессионального обучения по дисциплинам профильной подготовки // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 1. С. 109-113.
15. Кошелев А.А., Козырева О.А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // European Social Science Journal. 2011. № 6. С. 210-217.
16. Люрья Н.А. Формирование профессиональных качеств педагога в системе образования вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 13. С. 151-155.
17. Митькина Е.В., Сорокин С.В., Свинаренко В.Г. Педагогическая поддержка обучающегося: модели и технологии: учебное пособие. М.: МИФИ, 2017. 120 с.
18. А.Д. Влияние инноваций на социокультурную модернизацию образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1. С. 159-162.
19. Обухов В.В. Новые подходы к обеспечению эффективности профессиональной подготовки педагогов в педагогическом университете // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 12 (189). С. 10-12.
20. Осетрин К.Е., Пьяных Е.Г. Информационные технологии в организации самостоятельной работы студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 13. С. 210-213.
21. Осетрин К.Е., Пьяных Е.Г. Методические особенности повышения квалификации учителей в области информационно-коммуникационных технологий на базе свободного программного обеспечения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 9. С. 41-43.
22. Панова Н.Г., Умеркаева С.Ш. Некоторые аспекты профессиональной подготовки бакалавров социально-культурной деятельности в условиях педагогического вуза // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 2. С. 141-146.
23. Прозументова Г.Н., Малкова И.Ю. Проектирование в высшей школе: содержание образовательного результата // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 7. С. 13-17.
24. Ревякина В.И. Проблемы научной деятельности преподавателя высшей школы // Информация и образование: границы коммуникаций. 2011. № 3 (11). С. 125-127.
25. Руднева Т.И. Методологические принципы как контекст осмысления качества результата педагогического исследования // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016. № 2. С. 78-82.
26. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
27. Скрипко З.А. Непрерывное развитие профессиональной компетентности преподавателя // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2015. № 2. С. 41-43.
28. Соколова И.Ю. Оценка и психолого-педагогические условия обеспечения качества образовательного процесса, качества подготовки специалистов // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-5. С. 1172-1178.
29. Стародубцев В.А., Шепель О.М., Киселева А.А. Синергетические аспекты современного образовательного процесса // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. Т. 1. № 1. С. 12-17.
30. Сухинин В.П., Горшенина М.В. Мотивационное проектирование учебного процесса // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 208-212.

Современное непрерывное образование определяет в понятии «концепция» совокупность реализуемых в деятельности моделей и способов решения задач, системность и достоверность, научность и объективность которых представляет продукт анализа и практики акмеверификации идей развития личности и системы образования.

Для детализации особенностей моделирования и разработки концепции формирования культуры самостоятельной работы личности будем руководствоваться следующими моделями в современной педагогике:

- педагогическая наука и организация научно-исследовательской работы [1] определяют структурно-содержательные компоненты современного научного поиска и научно-педагогического знания, в основе которого немаловажное значение имеет педагогическое моделирование, педагогическое проектирование, педагогический эксперимент, разработка концепций, технологий, конструктов и конструкторов педагогической деятельности;

- детерминанты и модели персонифицированного выбора личности в системе профессионально-педагогических и профессионально-трудовых отношений определяют профессионализм одним из механизмов самоорганизации качества развития личности и системы образовательно-трудовых отношений личности и коллектива [2];

- механизмом системного объединения основ развития личности, общества, культуры, искусства, спорта и системы образования может быть признана интеграция научного поиска и научного знания [3], гарантирующих целостное обновление и дополнение реализуемых моделей деятельности и общения в современной педагогике как науке;

- педагогическая инновация и инновационные педагогические технологии [4] определяются составными звеньями и элементами в структуре продуктивного использования концептуальных моделей и концепций педагогической деятельности и деятельности обучающегося, включенного в систему непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений;

- продуктивность и креативность [5] в деятельности педагога и обучающегося являются высшими типами самоорганизации качества решения задач саморазвития и самореализации личности обучающегося и педагога;

- культура деятельности и культура самостоятельной работы личности [6-8] определяют особенности продуктивного выбора и решения задач ведущей деятельности [9; 10], возможности использования педагогического моделирования [11; 12] для оптимизации качества продуктивно-персонифицированного становления личности в системе непрерывного образования;

- социальная направленность современного образования [13; 14] определяет успешность всех составных педагогического поиска и реализации теоретико-эмпирических основ модернизации современного образования и профессионально-трудовых отношений;

- модели самопрезентации и рефлексии [15] отражают в качественном использовании основ разработки и дополнения портфолио возможность оптимизации продуктивных форм, методов, технологий развития личности обучающегося и педагога;

- профессиональные качества педагога в системе образования [8; 16] отражают модель ценностных, акмепедагогических, персонифицированных и системно-деятельностных возможностей уточнения постановки и решения задачи «хочу, могу, надо, есть»;

- педагогическая поддержка [17] как модель адаптивного выбора условий и возможностей развития, самореализации, социализации, сотрудничества и самоутверждения личности является неотъемлемой составной учета нормального распределения способностей и здоровья обучающихся в генеральной совокупности возможностей развития, визуализируемых и ситуативно иллюстрируемых в иерархии уточняемых и решаемых задач педагогической деятельности;

- модернизация образования [18] определяет условия и способы постановки и решения задач современной педагогической деятельности в конструктах традиционной и инновационной педагогики;

- новые подходы к обеспечению эффективности профессиональной подготовки педагогов в педагогическом университете [19] обеспечивают возможность оптимизации и реконструкции традиционных условий и технологий педагогической деятельности и основ развития личности обучающегося [20-22];

- педагогическое проектирование [23], научная деятельность педагога [24], педагогическая методология [25] и научное исследование [26] определяют системно-деятельностные возможности постановки задачи научной деятельности в педагогике и его оптимизацию и уточнение в соответствии с моделью развития и сотрудничества личности и коллектива;

- непрерывное образование [27] является частью продуктивного выбора личности и общества, уточнение особенностей которого осуществляется в соответствии с государственной политикой и требованиями мирового образовательного пространства (МОП);

- социально-образовательные и синергические процессы в системе непрерывного образования [28-30] определяют возможности выявления механизмов и функций педагогически обусловленных конструктов самоорганизации качества постановки и решения педагогических задач.

Цель исследования: определение возможностей моделирования и реализации концепции формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования, определяющего и уточняющего ресурсы, конструкты и продукты научной педагогики в целях повышения качества решения задач развития личности и системы образования в целом.

Определим составные единицы и понятия исследуемых основ и ресурсов моделирования и реализации концепции формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования.

Концепция – системная единица, функция и механизм самоорганизации качества научного познания и визуализации деятельности личности и науки в определённой отрасли и/или способе деятельности, определяющей особенности включения личности в научное познание и научную организацию труда.

Концепция (педагогика) – это способ систематизации и представления данных о реализуемом в науке процессе, качество которого зависит от методов, форм, принципов, средств и технологий педагогической деятельности, располагающих личность обучающегося и/или ученический коллектив к единоличному и коллективному развитию и становлению, самоутверждению и самореализации.

Концепция (педагогика) – свод теоретико-эмпирических положений и идей, моделей и конструктов, взаимосвязанных механизмами и функциями линейного и нелинейного сопоставления, сравнения, исключения, дополнения и пр., в единстве регламентирующих работу педагога и системы непрерывного образования в том или ином описываемом стратегическом ракурсе деятельности личности и общества.

Концепция (педагогика) – система смыслообразующих и деятельностно-продуктивных способов оптимизации качества возможностей педагогической деятельности, модернизирующей все составные развития личности и общества в целом.

Концепция формирования культуры самостоятельной работы личности – системно выделенное направление реализации идей продуктивного становления личности через персонифицированное уточнение основ развития в конструкте «хочу, могу, надо, есть», предопределяющее успешность формирования ценностей, смыслов, принципов, целей, способов, методов, средств, технологий формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений, хобби и досуга, самовосстановления (релаксациям) и самоанализа качества организуемой деятельности (рефлексии) и способа самопрезентации.

Возможности моделирования и реализации концепции формирования культуры самостоятельной работы личности будут определяться в структуре следующих компонентов исследования и формирования культуры самостоятельной работы личности: типы, модели, цель, задачи, принципы, условия, формы, методы, средства, технологии формирования культуры самостоятельной работы личности.

В структуре моделирования основ формирования культуры самостоятельной работы личности будем определять ее составные в двух субъектных единицах: личности обучающего и личности педагога.

В системе детерминант и способов построения типологии моделей формирования культуры самостоятельной работы личности будем придерживаться системы возрастосообразных изменений, определяющих качественный переход от простых способов и форм деятельности к креативно-продуктивным. В таком понимании удобна следующая последовательность типов (видов) формирования культуры самостоятельной работы личности: адаптивная модель, игровая модель, проектная модель, акмеперсонифицированная модель, подлинно научная или креативно-продуктивная модель формирования культуры самостоятельной работы личности. Каждая модель имеет свои особенности и возможности в определении и уточнении качества формирования культуры самостоятельной работы личности.

Цель формирования культуры самостоятельной работы личности – повышение качества развития и самореализации личности, сотрудничества и самовыражения, социализации и общения, предопределяющих в единстве планомерное освоение способов фиксации информации, методов моделирования и проектирования, создания и уточнения по заданным свойствам и способам педагогически оправданных конструктов продукта деятельности, освоение на высшем мастерском или креативно-продуктивном уровне возможности создания новых продуктов деятельности в модели современного непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений, определяющих цикл развития личности и научного представления результатов деятельности личности и общества в целом.

Задачи формирования культуры самостоятельной работы личности – составные цели формирования культуры самостоятельной работы личности; в зависимости от выделенных типов моделей формирования культуры самостоятельной работы личности их можно выделять и уточнять.

Например, типология формирования культуры самостоятельной работы личности, определяющая объектный, индивидуальный, субъектный и персонифицированно-личностный [8] уровни может быть определена через следующие задачи формирования культуры самостоятельной работы личности:

  1. Актуализация и уровневое построение основ развития и саморазвития личности в модели непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений, определяющих в переходе от репродуктивных форм, методов и технологий деятельности к продуктивным формам, методам и технологиям деятельности возможность оптимизации условий и конструктов самоорганизации качества ведущей деятельности и хобби.
  2. Определение объектного уровня базовым уровнем формирования культуры самостоятельной работы личности, детализирующим успешность продуктивного становления личности в структуре непрерывного образования.
  3. Определение индивидуального уровня формирования культуры самостоятельной работы личности уровнем использования педагогического моделирования и педагогического проектирования.
  4. Определение субъектного уровня формирования культуры самостоятельной работы личности уровнем авторских решений задач продуктивного становления и сотрудничества.
  5. Определение персонифицированно-личностного уровня формирования культуры самостоятельной работы личности уровнем авторских инноваций и авторских школ.

Специфика моделирования и решения задач формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования в работе охватывает систему среднего профессионального образования, высшего образования, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, систему подготовки кадров высшей квалификации – аспирантуру.

Принципы формирования культуры самостоятельной работы личности – основные положения теории и практики формирования культуры самостоятельной работы личности.

Система принципов формирования культуры самостоятельной работы личности – это линейная или нелинейная модель сгенерированных основных положений деятельности педагога и обучающегося, определяющая качественное системно-деятельностное решение задач формирования культуры самостоятельной работы личности.

Условия оптимизации качества формирования культуры самостоятельной работы личности – кейс-модель персонифицированного выбора личностью основ и тактики, стратегии и конструктов решения противоречий и задач формирования культуры самостоятельной работы личности.

Формы формирования культуры самостоятельной работы личности – единицы возрастосообразной педагогики и возрастосообразной организации занятий с обучающимися, включенными в систему непрерывного образования, где качество продуктивного становления зависит от внутренних факторов развития личности и социально-образовательных условий развития личности.

Методы формирования культуры самостоятельной работы личности – пути, способы качественного формирования культуры самостоятельной работы личности, гарантирующие планомерный персонифицированный переход от использования репродуктивных методов к инновационным (продуктивным) методам деятельности.

Средства формирования культуры самостоятельной работы личности – идеальные и материальные продукты деятельности личности и системы непрерывного образования, раскрывающие объективные и персонифицированно-целевые возможности продуктивного решения задач современного обучения и образования, сотрудничества и самоутверждения, самореализации и самоактуализации личности.

Технологии формирования культуры самостоятельной работы личности – совокупность средств и методов формирования культуры самостоятельной работы личности, гарантирующих оптимально быстрое и своевременное решение задач педагогической деятельности и культуры саморазвития личности.

Модели реализуемой технологии формирования культуры самостоятельной работы личности могут быть определены (как и все другие существующие педагогические технологии) в структуре функциональной, процессуальной, концептуальной, мотивационно-оценочной, системной и пр.

Особенности детерминации и визуализации качественного формирования культуры самостоятельной работы личности могут быть определены в двух плоскостях профессионально-педагогического знания: адаптивном и акмеверифицированном, в единстве взаимодополняющих друг друга.

Основы и примеры формирования культуры самостоятельной работы личности отражены в детализируемых статистических данных качества и возможностей использования технологий формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного профессионального образования, определяющих общие, частные, частнопредметные и частноспециальные особенности решения задач развития и сотрудничества, общения и самореализации, самоактуализации и самоутверждения.

Адаптивно-акмепедагогический и функционально-трудовой подходы [2; 8] детализируют нюансы моделирования и реализации концепции формирования культуры самостоятельной работы личности.

Заключение

Дальнейшие возможности использования продуктов и средств моделирования и реализации концепции формирования культуры самостоятельной работы личности в общей и профессиональной педагогике будут определяться выделяемыми и решаемыми задачами развития личности и системы непрерывного образования, в структуре которых актуальными направлениями поиска являются процессы и продукты социализации, адаптации, воспитания, фасилитации, педагогической поддержки, самосовершенствования, самореализации, самоактуализации и пр.

Выделенная система конструктов педагогического моделирования и детерминированных единиц, функций и продуктов самоорганизации качества моделирования и реализации концепции формирования культуры самостоятельной работы личности будет использована при уточнении уровневой типологии концепций формирования культуры самостоятельной работы личности.


Библиографическая ссылка

Козырева О.А., Козырев Н.А. ВОЗМОЖНОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27789 (дата обращения: 19.02.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252