Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В САМОРАЗВИТИИ БУДУЩИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Долгова В.И. 1 Ваганова М.Ю. 2
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
2 Челябинский государственный институт культуры
Проблема изучения потребности в саморазвитии будущих библиотекарей в условиях образовательной среды вуза вызвана модернизацией высшего образования. Противоречие существует в том, что роль саморазвития в высшем профессиональном образовании возрастает, но в действительности эта потребность слабо осознается студентами. Цель – провести анализ результатов теоретического и экспериментального исследования уровня потребности в саморазвитии будущих библиотекарей в условиях образовательной среды вуза. Методологию исследования уровня потребности в саморазвитии будущих библиотекарей составляют теоретические (анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение), эмпирические методы: констатирующий эксперимент; психодиагностические метод: тестирование с помощью методики Л.Н. Бережновой «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности». Исследования подтвердили гипотезу о том, что уровень потребности в саморазвитии у будущих библиотекарей в условиях образовательной среды вуза – средний и ниже среднего. Предпринятое исследование позволило выявить и обосновать взаимосвязь потребности в саморазвитии будущих библиотекарей с особенностями образовательной среды вуза. Проведенное эмпирическое исследование подтвердило предположение о том, что уровень потребности в саморазвитии у будущих библиотекарей в условиях образовательной среды вуза – средний и ниже среднего и требует разработки и внедрения в учебный процесс программ и проектов по саморазвитию студентов, создания профессионально и личностно стимулирующей среды.
потребность в саморазвитии
будущие библиотекари
образовательная среда высшего учебного заведения
мотивы студентов
библиотечная среда
подготовка специалистов библиотечно-информационной деятельности
1. Роботова А.С. О некоторых вопросах методологии изучения феномена «непрерывное образование» // Непрерывное образование: XXI век. – 2014. – № 2 (6). – С. 2-15.
2. Батыркаев Р.Р. Саморазвитие студента / Р.Р. Батыркаев, Ю.А. Корепанова, В.Д. Паначев, А.С. Сырчиков // Путь науки. – 2014. – № 5 (5). – С. 90-91.
3. Бехоева А.А. Мотивации в становлении личности студента // Электронный научный журнал. – 2016. – № 12-2 (15). – С. 16-18.
4. Задёра М.И. Из опыта организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2016. – Т. 15. – С. 1891-1895.
5. Давудова А.Р. Проблемы мотивации учебной деятельности студента // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей / под общ. ред. Т.М. Сигитова. - Пермь, 2017. – С. 109-111.
6. Рогалева Г.И. Факторы творческого саморазвития личности студента // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке: сборник материалов 4-й Международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 143-146.
7. Седых И.А. Мотивация студента к самообразованию в условиях вуза // Инновационные подходы к работе с молодёжью: сборник материалов профессионального форума «Инновационные подходы к работе с молодежью» / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курганский государственный университет»; под общ. ред. Н.Д. Бобковой. - Курган, 2015. – С. 137-141.
8. Селиванова Т.В. Понятие феномена «саморазвитие» как сущности развития личности студента / Т.В. Селиванова, Д.А. Соколова // Проблемы высшего образования. – 2016. – № 1. – С. 237-238.
9. Новиков Д.А. Методология управления. – М.: Либроком, 2011. – 128 с.
10. Долгова В.И. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении / В.И. Долгова, Е.В. Мельник, Ю.В. Моторина // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2015. – Т. 31. – С. 76-80.
11. Егорова Ю.А. Студент вуза как субъект саморазвития // Педагогика высшей школы. – 2015. – № 1 (1). – С. 3-7.

Актуальность исследования обусловлена широкими преобразованиями, происходящими в профессиональном образовании. Противоречия между стремительным приращением знаний и медленно изменяющимся набором возможностей их человеком усвоить неизбежно ведут к острой потребности в обновлении образовательных программ с обязательным максимальным развитием способностей студентов к саморазвитию.

Это вызвано и тем, что современного работника отличает постоянное самообразование, личностное и профессиональное самосовершенствование, самоорганизация, активность. Квалифицированному специалисту свойственно уже сегодня продуцирование новых знаний, исследовательская деятельность, постановка целей и декомпозиция их на задачи (построение «Дерева целей») по всем направлениям деятельности, определение методов и средств разрешения задач, причем все эти функции зачастую нужно выполнять в условиях сжатого срока времени и неполного или избыточного информационного потока. Во всех этих случаях необходимо работать с поступившей или самостоятельно добытой информацией, проводить её анализ и синтез, творчески и профессионально её перерабатывать.

Процессы саморазвития связаны с сознательными, качественными и необратимыми изменениями личностью своего физического, психического, духовного, нравственного интеллектуального и социального облика, со стремлением к совершенствованию своих способностей и возможностей, с достижением более высокого уровня целостности собственного «Я». Саморазвитие – это процессы самостоятельного, целостного, ценностно ориентированного и непрерывного самоизменения как обогащения индивидуальных запасов опыта и духовно-нравственного потенциала, соответствующих конкретным вариантам внутреннего образа «Я» и актуальных социальных ожиданий [1; 2].

Идея саморазвития в образовании занимает центральное место и отразилась в статьях Закона РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования РФ до 2025 года», «Концепции модернизации российского образования до 2020 года», Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Однако в действительности потребность в саморазвитии самими студентами осознается слабо [3; 4].

Сегодня созданы предпосылки к пониманию не только самого феномена «саморазвитие», но и к выбору средств, способных повысить успешность личностно-профессиональных траекторий саморазвития студентов [5; 6], но по-прежнему недостаточно изучены аспекты осознанности потребностей саморазвития.

Отмечая существующую заинтересованность ученых в проблемах образовательной среды, следует сказать, что до сих пор единый понятийный аппарат, раскрывающий сущность и содержание обсуждаемого понятия, так и не сложился. Нет единых подходов и в обосновании структурных компонентов, связей и целостных технологий формирования профессионального и личностного стимулирующего пространства.

Под технологией формирования такого пространства мы далее будем понимать систему методов и приемов взаимодействия между всеми субъектами образовательных процессов в ходе проектирования и внедрения новаций, стимулирующих активное развитие и саморазвитие профессионально значимых личностных характеристик [7-9]. Понимание потребности связано с пониманием нужды, с предметом удовлетворения нужды, отсутствием блага (ценности), необходимостью, состоянием, системной реакцией. Большинство специалистов обосновывают в потребности функции, побуждающие активность поведения и деятельности личности [10; 11]. Потребность отражает в сознании нужду (нужность, желанность чего-либо), она переживается с разной степенью выраженным внутренним напряжением и побуждает механизмы психической активности, связанные с постановкой целей.

Сказанное еще более обостряет актуальность поставленных проблем в теоретико-методической и практической сферах библиотечного образования. Существует необходимость исследования потребности в саморазвитии будущих библиотекарей в условиях образовательной среды вуза.

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить потребности в саморазвитии будущих библиотекарей в условиях образовательной среды вуза.

Материалы и методы

Теоретико-методологические основы исследования составляют концепции отечественных и зарубежных ученых по проблеме саморазвития личности, системно-деятельностный и личностно-деятельностный подходы к определению образовательной среды.

Для достижения цели были использованы анализ и синтез, обобщение; констатирующий эксперимент; психодиагностический метод тестирования с помощью методики Л.Н. Бережновой «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности».

Методика позволяет вывить актуальные уровни саморазвития и самооценки личностных качеств, которые способствуют достижению более высоких уровней саморазвития и возможностей профессионального становления.

На высоком уровне располагаются:

  • высокая внутренняя мотивация освоения теоретических основ и практического применения полученных знаний и умений;
  • нравственные мотивы и познавательная деятельность как самостоятельный вид духовно-практического проявления;
  • внутренние потребности в профессиональных знаниях, умениях и навыках;
  • поиск недостающего информационного обеспечения;
  • активная позиция в самостоятельной познавательной деятельности;
  • выявление собственных затруднений в процессе образования и стремление к их коррекции;
  • поиск способов наиболее успешного разрешения возникающих ситуаций.

Среднему уровню саморазвития соответствуют:

  • присутствие как внутренних, так и внешних мотивационных характеристик качественного образования;
  • позитивное отношение к карьерному росту;
  • ситуативное включение в освоение учебных предметов;
  • убежденность в пользе образования, но не понимание способов его успешного получения;
  • поверхностные знания;
  • частичная потребность поиска недостающего информационного ресурса и профессиональной осведомленности, включающей знания, умения и навыки;
  • отсутствие системы самостоятельного «добывания» знаний, а только проявление отдельных её компонентов;
  • структурный анализ особенностей, которыми обладает профессиональная деятельность, и различного арсенала приемов решения затруднительных ситуаций;
  • попытки самоанализа и самооценки своей деятельности;
  • поиск нового пути в разрешении ситуаций.

Низкому уровню саморазвития свойственны:

  • ситуативная мотивация учебной деятельности;
  • отсутствие стремления к профессиональным усовершенствованиям;
  • незаинтересованность в освоение новых информационных ресурсов (основная движущая сила деятельностной активности состоит во внешних стимулах);
  • затруднения в осознании сущности образовательного процесса;
  • отсутствие личной потребности в установлении его значения;
  • отсутствие профессиональных потребностей, актуализирующих активность и самостоятельность;
  • слабая выраженность поисковых усилий в выборе способа разрешения трудностей;
  • неуверенность в принятии решений;
  • отсутствие стремлений к коррекционной деятельности.

Базой экспериментального исследования являлся факультет документальных коммуникаций и туризма, кафедра библиотечно-информационной деятельности ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры». В исследовании участвовало 30 студентов первого курса, будущих библиотекарей.

Результаты и обсуждение

Для изучения потребности к саморазвитию использовалась «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности» Л.Н. Бережновой, она позволила выявить личностные качества, способствующие саморазвитию, и возможности профессиональной самореализации.

Из проведенного исследования на выявление уровня стремления к саморазвитию выяснилось, что из 30 студентов: 6 человек (20%) имеют уровень ниже среднего; 13 человек (43%) имеют средний уровень; 11 человек (37%) имеют уровень выше среднего и 0 человек высокий уровень (рисунок).

Уровень стремления к саморазвитию

Изучение состояния саморазвития первокурсников факультета документальных коммуникаций и туризма кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинского государственного института культуры выявило преобладание показателей среднего и ниже среднего уровней. В какой-то мере можно объяснить это тем, что реципиентами выступили студенты только первого курса, или начальной ступени саморазвития, и по мере личностного роста будет меняться и уровень саморазвития. Также предполагаем, что обсуждаемые результаты обусловлены тем, что многие студенты первого курса не обучены приемам, методам, технологиям саморазвития.

Так как саморазвитие студентов представляет многокомпонентный и многоуровневый процесс, существует необходимость системной образовательной работы по саморазвитию студентов; разработки и внедрения образовательных программ и проектов.

Активизация потребности саморазвития студентов осуществляется посредством теоретически обоснованных и сконструированных моделей реализации самостоятельных усилий. Такие модели интегрируют все возможности социального и предметно-пространственного окружения и создают в образовательной среде условия для системной подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Вектор готовности к профессиональной деятельности исходит из основной идеи профессионального саморазвития – идеи, детерминирующей развитие личности в деятельности, с учетом успешного соответствия профессиограмме этой деятельности, отражающей и личностное развитие, и развитие профессионализма в их единстве.

Стандарт «ФГОС ВО 51.03.06», п. 5.4 Психолого-педагогическая деятельность включает владение студентами - будущими библиотекарями компетенциями:

  • способностью к эффективному библиотечному общению с пользователями (ПК-24);
  • готовностью к организации воспитательно-образовательной работы средствами библиотеки (ПК-25);
  • готовностью к использованию психолого-педагогических подходов и методов в библиотечно-информационном обслуживании различных групп пользователей (ПК-26);
  • готовностью к формированию информационной культуры пользователей библиотеки (ПК-27);
  • готовностью к реализации библиотечных программ в соответствии с приоритетами государственной культурной политики (ПК-28);
  • способностью к реализации образовательных и культурно-просветительских программ для населения (ПК-29);
  • способностью к созданию благоприятной культурно-досуговой среды (ПК-30);
  • готовностью к реализации инновационных процессов в социокультурной сфере (ПК-31).

Все перечисленные компетенции характеризуют библиотекаря двадцать первого века и формируют модель библиотекаря будущего в образовательной среде вуза культуры. Модель библиотекаря как высокообразованного человека, владеющего основными психологическими особенностями пользователей библиотеки и навыками педагогического мастерства; ориентирующегося в многообразном издательском мире; владеющего приемами использования технических средств и знающего информатику; пропагандиста и организатора.

Библиотека с древних времен осознавалась как учреждение саморазвития. Профессия библиотекаря относится к числу профессий, где необходимо заниматься саморазвитием в течение всей жизни. При этом библиотекарь владеет психолого-педагогическими знаниями, сохраняет и передает деятельность человека (чтение), владеет культурой чтения и информационной культурой. Поэтому так важно студентов - будущих библиотекарей обучить технологическому процессу саморазвития в образовательной среде вуза.

Признаки образовательной среды вуза культуры проявляются в специфично упорядоченном образовательном пространстве с совокупностью системных компонентов применяемого образовательно-технологического оснащения, внеучебной работы, управления учебно-воспитательным процессом, взаимодействия с внешней образовательной и социальной системой.

Профессионально и личностно стимулирующая среда порождает материальные, педагогические, психологические факторы вузовской действительности, побуждающие студентов к саморазвитию, если удовлетворяет определенным инвариантным требованиям, среди которых:

  • фактор эстетической привлекательности (архитектуры, современного дизайна в помещениях, именных аудиторий, компьютерных и информационных средств, научного и лабораторного обеспечения);
  • фактор проблемности и исследовательского характера содержания образования, его целенаправленность на формирование готовности выпускника вуза в триаде «профессионал – личность - гражданин»;
  • фактор избыточности и вариативности компонентов образовательной среды, удовлетворяющей все поле профессионально-личностных потребностей студентов и профессорско-преподавательского состава с обеспечением выбора индивидуально-образовательной траектории каждому;
  • фактор высокого уровня психолого-педагогической культуры конструктивного и позитивного взаимодействия всех субъектов образования;
  • фактор функциональности и эргономичности образования с разнообразием и множественностью функционального аспекта средовых компонентов, с комфортным и безопасным их использованием в процессе профессионально-личностного развития и саморазвития.

На саморазвитие влияют многие факторы, в частности возрастные, профессиональные особенности личности. Для того чтобы воздействовать на потребности студентов в саморазвитии, необходимо провести опытно-экспериментальные исследования потребностей в саморазвитии будущих библиотекарей и на этой основе реализовать обеспечение процесса саморазвития студентов как важнейшего элемента учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях.

С учетом особенностей профилей вузов, содержания основных образовательных программ, существующих научных школ и других факторов перечень профессионально значимых личностных характеристик может быть дополнен и уточнен, в частности могут быть введены курсы по выбору: «Рефлексивная культура», «Информационная культура», «Академическое чтение и письмо», «Культура чтения». В этих дисциплинах специально отводится раздел «Саморазвитие: приемы, методики, технологии».

Выводы

Гуманистическая тенденция в современном образовании предполагает разносторонность его содержания, усиление связи с жизнью, наличие историзма, толерантности, этической и экологической направленности, единства эмоционального и рационального, возрастания роли рефлексивных знаний и умений, ориентирующих на последующее непрерывное образование. Среда становится образовательной тогда, когда появляется личность, имеющая интенцию на образование.

Работа по созданию (преобразованию) образовательной среды вуза – это сложный, многогранный, масштабный процесс. Его успешное течение предполагает всестороннее ресурсное, прежде всего научное, обеспечение. Поэтому истинными новаторами являются те вузы, которые достигают обсуждаемые цели в формате научного проекта или комплексной научно-исследовательской работы.


Библиографическая ссылка

Долгова В.И., Ваганова М.Ю. ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В САМОРАЗВИТИИ БУДУЩИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27767 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674