Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

АНАЛИЗ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Мухамедьяров Н.Н. 1
1 ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
В статье рассмотрены значительные для современного общества темы исследований сектора физической культуры и спорта, а также структурные компоненты физической культуры. Каждый структурный компонент физической культуры частично удовлетворяет конкретным средствам и методам и тесно связан с иными компонентами, их общая база − интерпретация теории физической культуры, организованной на концепциях общей культуры, которая открывает инновационные методологические аспекты содержания и сущности физического отдыха. Проведен анализ особенностей физического отдыха как неотъемлемого компонента физической культуры. Рассмотрены следующие отличительные особенности физической культуры: содержание преобладающего двигательного компонента; деятельность представлена в рациональных формах двигательных действий, которые имеют собственную определенную методику проведения занятий; физкультурная деятельность личности направлена на совершенствование самого себя (развитие двигательных способностей, укрепление здоровья). При анализе научной литературы выявлены специфические особенности физического отдыха: огромное число вариантов упражнений; приемлемость для людей разных возрастных категорий; значительная эмоциональность во время проведения занятий, с сочетанием игрового соревнования. Вопросы, которые можно разрешить с помощью физического отдыха: удовлетворение потребностей социума, развлечения, реабилитация каких-либо функций организма.
физический отдых
физическая подготовка
культура
физическая культура
профессиональная деятельность
1. Бальсевич В.К. Инновационные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта / В.К. Бальсевич, Б.Н. Шустин // Вестник спортивной науки. 2004. – № 2 (4). − С. 3-7.
2. Гонтарь О.П. Развитие физической культуры личности студента // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007. – № 43-2. – С. 81-83.
3. Маликов Н.В. Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных условиях жизни // ППМБПФВС. – 2007. − № 6. – С. 195-197.
4. Константинов Д.В. Философия физической культуры и спорта: перспективы метафизического подхода / Д.В. Константинов, С.С. Петров // ОНВ. – 2012. – № 3 (109). − С. 85-88.
5. Курасбедиани З.В. Физическая культура как фактор формирования личности // Научные ведомости БелГУ. Сер.: Философия. Социология. Право. – 2008. – № 4 (44). – С. 191-196.
6. Черепов Е.А. Современное состояние системы физического воспитания в России: основные проблемы и пути совершенствования / Е.А. Черепов, А.В. Ненашева // Человек. Спорт. Медицина. – 2014. – Т. 14. – № 3. – С. 5-18.
7. Новокрещенов В.В. Оценка эффективности управления сферой физической культуры и спорта: критерии и показатели // Человек. Спорт. Медицина. – 2005. – № 4 (44). – С. 206-209.
8. Капленко О.М. Социальные функции физической культуры // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2010. − С. 12-19.
9. Власова Ж.Н. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни // Гуманитарный вектор. Сер.: Педагогика, психология. – 2009. – № 1. – С. 58-61.
10. Пашин А.А. Физическая культура основа формирования ценностей здорового образа жизни // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 736-741.
11. Лотарев А.Н. Роль физической культуры в профессиональной подготовке студентов // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. – 2013. – № 1. – С. 105-111.
12. Хохлова О.А. Инновационные формы и методы современного физического воспитания / О.А. Хохлова, Н.С. Алешина // Символ науки. – 2016. − № 2-1. − С. 214-215.
13. Андреева О. Особенности физической рекреации различных групп населения // Теория и методика физ. восп. и спорта. − 2014. − № 1. − С. 10-14.
14. Гониянц С.А. Физическая культура взрослого населения: взгляд из прошлого в настоящее // Теория и практика физ. культуры. − 2009. − № 9. − С. 55-57.
15. Филиппов С.С. Организационно-правовые особенности системы управления физической культурой и спортом // Ученые записки университета Лесгафта. – 2014. − № 6 (112). – С. 201-202.
16. Бердус М.Г. Физкультурная рекреация: определение и концепция / М.Г. Бердус, Г.И. Бердус, В.В. Чувилин // Первый международный научный конгресс «Спорт и здоровье». – СПб.: Олимп СПб, 2013. − Т. 1. − С. 21-22.
17. Красовский С.Я. К вопросу о правовом регулировании физической культуры и спорта // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Право. – 2013. − Т. 13. − № 4. − С. 23-27.
18. Круцевич Т.Ю. Рекреация в физической культуре разных групп населения / Т.Ю. Круцевич, Г.В. Безверхняя. – Киев: Олимп. л-ра, 2010. – 248 с.
19. Макаренко В.К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2008. − № 10. − С. 140-144.
20. Николаев А.А. Двигательная активность и здоровье современного человека. − Смоленск: СГИФК, СГУ, 2015. – 93 с.
21. Shivers J.S. Leisure and recreation concepts: a critical analysis. – Boston, 1981. − 106 p.
22. Очиров И.М. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. – 2014. – № 5. – С. 98-101.
23. Певицына Л.М. Как построить урок физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2013. − № 2 (15). − С. 91-99.
24. Букин В.П. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности / В.П. Букин, А.Н. Егоров // Известия высш. учеб. заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. − № 2 (18). − С. 105-113.
25. Митин Е.А. Физическая культура и спорт основа здорового образа жизни // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2009. – № 10. – С. 20-22.

В современном мире физическая культура является составляющей общей культуры личности, образа жизни и поведения в обществе, а также способствует решению социальных, воспитательных и реабилитационных задач. С помощью организационных форм различных видов физкультуры предельно уравновешены личные и социальные интересы людей, что способствует формированию устойчивого психологического климата в нашей стране.

Цель исследования. Проанализируем понятие физической культуры и особенностей физического отдыха, физической подготовки, выделим структурные компоненты физической культуры и характерные особенности физического отдыха, для дальнейшего осуществления теоретического исследования.

Материал и методы исследования. В основе статьи осуществлен обзор и теоретический анализ последних исследований в области физической культуры и физического отдыха. В настоящее время актуальны следующие темы для проведения научных исследований в сфере физической культуры и спорта: модернизация методики стимулирования естественного созревания организма и его функций, психики у обучающихся разных возрастных групп, улучшение общей физической подготовки, потенциал физических упражнений в медицине; разработка и улучшение существующих методик повышения уровня физической подготовки обучающихся, модернизация методики проведения школьных и дошкольных занятий [1, с. 6]; обучение методам познания себя, своих способностей, достоинств и недостатков, мотивирование и стимулирование осознанного отношения к физической культуре и спорту; разработка методик применения средств физической культуры и спорта с целью активного отдыха, восстановления трудоспособности после умственной и физической нагрузки, эмоциональных напряжений [2, с. 81].

Культура ? сложное явление в современной науке, так как в отечественной и зарубежной теории существует множество трактовок этого понятия [3, с. 197]. Культура (воспитание, образование, развитие) - степень развития социума, креативных сил и способностей личности, которая выражена в видах и формах организации существования и профессиональной деятельности, в материальных и духовных ценностях, обусловленных исторически [4, с. 85]. Физическая культура сложное явление, поэтому сложно дать ему однозначное определение, которое сможет отразить многогранность этого социального феномена. Физическая культура – совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для совершенствования физического состояния людей [5, с. 192]. Физическая культура ? совокупность материальных и духовных ценностей, представленных в виде двигательной деятельности и внутреннего достояния личности, выраженных в его собственных физических способностях [6, с. 12]. Рассмотрим отличительные особенности физической культуры от иных видов физической активности человека: содержание преобладающего двигательного компонента; деятельность представлена наиболее рациональными формами движений, имеющими определенную методику занятий; физкультура обращена на совершенствование личности (освоение целесообразной техникой упражнений, формирование двигательных способностей, прямой осанки, укрепление здоровья и т.д.) [7, с. 207]. Выделим в структуре физической культуры три основных компонента: деятельностный, ценностный и результативный, представленных на рисунке 1.

Рис. 1. Компоненты физической культуры

Любое социальное образование и каждая сфера человеческой деятельности имеют ретроспективную форму организации - структуру, в которую входят: компоненты явления, связи и отношения, внутренняя организованность, упорядоченность или хаос [8, с. 13]. Выделим структурные компоненты физической культуры, представленные на рисунке 2.

Рис. 2. Конфигурация физической культуры

Физическая культура как подвид общей культуры реализует развитие физических и умственных способностей человека [9, с. 60]. Специфичность заключается в ориентации на развитие природного и физического потенциала личности [10, с. 796]. Физическая культура, при единстве и взаимообусловленности деятельности материальной и духовной составляющей личности, неминуемо оказывает влияние на сферы жизни человека: эмоциональную, духовную и т.д. [11, с. 107]. При занятиях спортом человек трансформирует свой природный потенциал, действуя, как субъект и объект деятельности, старается добиться высоких результатов. Таким образом, физическая культура выступает как деятельность и качественный уровень этой деятельности, соответственно результат такой деятельности - формирование хорошей физической подготовки человека к жизнедеятельности и творчеству [12, с. 214]. В современном обществе преимущество оставляет за собой мнение о том, что физическая культура - это комплекс четырех взаимосвязанных между собой компонентов: физической подготовки, спорта, физического отдыха и мотивационной реабилитации [13, с. 12]. Каждый из этих компонентов частично удовлетворяет конкретным средствам и методам и тесно связан с остальными, в качестве базиса выступает дефиниция теории физической культуры, которая основана на концепциях общей культуры, позволяющей открыть современные методологические аспекты содержания и сущности физического отдыха [14, с. 56]. Сегодня физический отдых наименее изученный вид физической культуры, вследствие чего существуют разные трактовки этого понятия. Понятие «отдых» наделено различными смысловыми оттенками. С латинского rekretio означает «восстановить здоровье, силы». Иностранные авторы определяют «отдых» двумя трактовками: первое ? «любой приятный досуг, хобби, развлечения», второе ? «результат, выражающийся в релаксации и освежающий после приятного времяпровождения». Также физический отдых трактуют как «массовая физическая культура», «улучшение физической культуры», «производственная гимнастика» и т.д. [15, с. 202]. По критерию активности различают: физический отдых, включающий выполнение физических упражнений, а также интеллектуальный, характеристиками которого выступают интеллектуальные развлечения. В общей теории физический отдых - деятельность, с применением комплекса физических упражнений, физического потенциала человека для активного отдыха, развлечений, перезагрузки или обновления интеллектуальной и физической работоспособности [16, с. 22]. Важность физического отдыха в современном обществе, как одного из компонентов физкультуры, пропорционально растет, так как на рынке труда особое место занимает конкурентоспособность специалиста. Физический отдых доступный, демократический и в то же время в меньшей степени регулируемый компонент физической культуры [17, с. 23]. Физический отдых в условиях рыночной экономики потенциально развивается, улучшается, поскольку позволяет решать проблемы, возникающие при необходимости увеличения производительности труда, сохранения и улучшения здоровья.

Проблемы, которые возможно разрешить с помощью физического отдыха: удовлетворение человеческих потребностей, развлечения, трансформация разных видов деятельности, устранение отрицательных последствий и восстановление временно сокращенных или утраченных функций организма [18, с. 96]. Потребности людей удовлетворяются типами физических упражнений, создавая предпосылки для нормального функционирования человеческого тела в конкретных условиях [19, с. 142]. Физический отдых - свободная форма занятий, позволяющая изменять тип, характер и контент в зависимости от мотивов, увлечений и запросов, направленная на выполнение предусмотренных задач. Положительная динамика возникает при грамотной организации физического отдыха [20, с. 48]. Характерные особенности физического отдыха: наличие большого количества вариантов упражнений; доступность для людей всех возрастов; активная эмоциональность во время занятий, с сочетанием элементов игры и соревнования. Как правило, физическому отдыху не нужны организационный и административный контроли, занятия легко адаптируются к требованиям и возможностям людей, внешним условиям и субъективным требованиям. Это дает свободу выбора средств и методов физического отдыха, гибкости занятий, а также учитываются не только желания, но и возможности человека [21, с. 106]. Физический отдых является органической частью физической культуры, комплексом независимой мотивации деятельности, для обеспечения нормального функционирования человеческого организма в различных условиях жизни и профессиональной деятельности человека. Некоторые ученые считают, что физический отдых имеет большое значение в аспекте рабочего времени человека и проведения досуга, поэтому необходимо расширять исследования структуры и компонентов физического отдыха, а также генезиса развития и этапов его функционирования. Теоретические и практические проблемы организации и проведения физического отдыха имеют огромное значение с точки зрения поисков новых эффективных средств, методов и форм организации для удовлетворения людских потребностей, восстановления сил; развлечений и стабильного состояния интеллектуальной и физической работоспособности [22, с. 99].

В процессе проведения спортивных и оздоровительных мероприятий во время работы и досуга, особую значимость получает принцип доступности и индивидуализации, так как в процессе занятий человек получает серьезные нагрузки на организм. Существует угроза возникновения отрицательного эффекта в случаях отсутствия контроля за мерой допустимой нагрузки, таким образом, необходимо учитывать возможности и физический потенциал работников и разрабатывать программу занятий физическими упражнениями с учетом возраста, пола, уровня предварительной физической подготовки и т.д. Определение мер доступности физических упражнений и их соблюдение ? актуальная проблема использования физического отдыха в профессиональной деятельности и реабилитации. Опытные данные экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что особенно эффективно не равномерное распределение объема выполненных физических упражнений в течение рабочего дня и недели для достижения и поддержания высокого уровня профессиональной производительности рабочего.

Основываясь на результатах исследований, можно говорить о том, что физическая подготовка также создает предпосылки для успешной карьеры, косвенно затрагивая ее посредством таких факторов, как состояние здоровья, степень физической подготовки и адаптация к условиям труда [23, с. 92]. Всякая профессиональная деятельность обладает индивидуальной моторной спецификой, различными условиями труда, психофизиологическими характеристиками и различными требованиями к уровню развития физических качеств и умственных способностей личности. Адаптация человека к определенным условиям труда без специальной психофизической тренировки может продолжаться от 1 года до 5 лет. Следовательно, образование и подготовка будущих специалистов в образовательных организациях улучшают уровень определенных физиологических функций, физических и умственных качеств посредством передачи соответствующих знаний и навыков, необходимых для эффективной работы в определенных профессиях [24, с. 109]. Неотъемлемая часть физического воспитания, касающаяся вопросов, связанных с подготовкой к трудоустройству, и обеспечивающая эффективное формирование и улучшение свойств и качеств, необходимых для конкретных профессий, называется профессионально применяемая физическая подготовка. Цель этой подготовки - оптимальное использование ресурсов, методов и форм физического воспитания для достижения и поддержания физической культуры на основе приоритетного развития физических и умственных качеств, которые предъявляют высокие требования к процессу профессионального обучения и развития. Применение профессионального физического воспитания в условиях хорошей организации работы снижает риск профессиональных заболеваний, повышает уровень профессиональной подготовки, а также делает человека более подходящим для эффективной работы с точки зрения неблагоприятных факторов [25, с. 21]. Основой воздействия физических упражнений на успешную карьеру является механизм передачи двигательных навыков и способностей, сформированных во время физической культуры, к результатам овладения навыками, необходимыми для успешной работы.

Результаты исследования и их обсуждение. Основное внимание в какой-либо физической деятельности заключается в улучшении функциональности организма, расширении арсенала двигательной координации, а также обеспечении эффективной адаптации к различным факторам работы. Успешное развитие профессии возможно при условии соблюдения определенных психофизиологических качеств человека, особых требований, предъявляемых к производственным процессам и к профессиональным качествам. Основываясь на выявлении таких качеств и физиологических намерений, необходимых для конкретных профессий, разработаны критерии пригодности для большинства профессий. Таким образом, профессионально применяемая физическая подготовка, осуществляемая в соответствии с условиями производства и деятельности, залог психофизической готовности человека к успешной карьере. Полученные результаты обзора и анализа научной литературы послужат основой для более детального изучения и разработки, а также возможного внедрения методик физической подготовки и физического отдыха в деятельность образовательных организаций высшего образования.

Основываясь на проведенном обзоре и анализе научной литературы, можно сделать следующие выводы: физическая культура играет важную роль в системе физического воспитания. Систематическое применение мер профессиональной физической культуры в системе физического воспитания способствует сохранению профессионального здоровья сотрудников, развитию их профессионально важных физических качеств, повышению производительности труда. Тем не менее при разнообразных научных исследованиях в области физической культуры необходимо признать, что вопросы влияния физического отдыха при повышении уровня физического напряжения человека и влияния физической подготовки на успешность профессиональной деятельности требуют дальнейшего изучения.


Библиографическая ссылка

Мухамедьяров Н.Н. АНАЛИЗ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27753 (дата обращения: 23.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252