Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ВНЕДРЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Саитбаева Э.Р. 1 Воронина Ю.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье обоснована зависимость эффективного внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от уровня профессиональной готовности педагога, мотивированного к инновационной деятельности, понимающего суть системных обновлений российского образования (его содержания, структуры, системы оценки образовательных результатов), владеющего технологиями компетентностного образования. Выделены основные риски, которые могут поставить под удар проведение системных обновлений в образовательной организации в период модернизации российского образования. Уточнена сущность и структура профессиональной готовности педагога к внедрению ФГОС ООО. Спроектирована модель управления формированием профессиональной готовности педагога к внедрению ФГОС ООО, в которой выделены: стратегическая цель; стратегические задачи; состав мероприятий по подготовке мотивационного, кадрового, нормативно-правового, информационного, учебно-методического, финансово-экономического и материально-технического ресурсов школы. Анализ предпосылок внедрения модели управления формированием профессиональной готовности педагога в средней общеобразовательной школе № 35 г. Оренбурга выполнен с помощью причинно-следственной диаграммы Ишикавы. Модель управления формированием профессиональной готовности педагога к внедрению ФГОС ООО апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 35 г. Оренбурга». Описаны результаты изучения профессиональной готовности педагога до и после проведения эксперимента, подтверждающие эффективность разработанной модели управления. После эксперимента увеличилось число педагогов, находящихся на функциональном и компетентностном уровне профессиональной готовности, и существенно сократилось число педагогов, находящихся на элементарном уровне. Выявлено основное условие наращивания кадрового потенциала – совершенствование системы непрерывного педагогического образования.
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
профессиональная готовность педагога
управление формированием профессиональной готовности педагога
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=193504&rnd=B99B6E3186E51D4F806EDCA79566A281&from=175229-63#07931011821512504 (дата обращения: 27.05.2018).
2. Воронина Ю.В. Анализ основных затруднений педагогов сельской школы при реализации ФГОС общего образования // Вестн. Оренб. гос. пед. ун-та: электрон. науч. журн. – 2017. – № 2 (22). – С. 258-267.
3. Груздева Н.В. Подготовка педагогов к реализации требований ФГОС в системе дополнительного профессионального образования // Электронный научный журнал. – 2016. – № 2 (5). – С. 270-274.
4. Еременко Н.А. Подготовка педагогов к деятельности в условиях внедрения ФГОС ООО: технология психологического сопровождения // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: материалы V Международной научно-практической конференции. – Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2016. – С. 50-55.
5. Саитбаева Э.Р. Управление развитием профессиональных компетенций педагога в условиях внедрения ФГОС основного общего образования / Э.Р. Саитбаева, Е.С. Никифорова // Стратегические направления развития образования в Оренбургской области: материалы научно-практической конференции с международным участием (Оренбург, 29 сентября 2017 г.). – Оренбург: ОГУ, 2017. – С. 596-605.
6. Шалашова М.М. Корпоративная модель повышения квалификации: подготовка школьных команд педагогов для реализации ФГОС общего образования / М.М. Шалашова, Н.И. Шевченко // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Педагогика. – 2016. – № 2. – С. 190-199.

Модернизация общего образования в РФ направлена на повышение качества образования, формирование конкурентоспособной (жизнеспособной) личности выпускника школы. Средством обновления содержания, структуры, технологий обучения, системы оценивания образовательных результатов выступает федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), призванный обеспечить права обучающегося, развитие его личности, удовлетворение его образовательных потребностей, создание условий для раскрытия его склонностей и способностей. Успешная реализация ФГОС ООО во многом зависит от образовательной организации и конкретного учителя: кадровый ресурс образовательной организации, наряду с другими ресурсами: материально-техническим, информационным, включен в обязательный перечень условий реализации ФГОС [1]. Однако образовательная практика еще не накопила достаточный опыт формирования профессиональной готовности педагога к внедрению ФГОС ООО в условиях общеобразовательной организации. Анализ научной литературы и педагогической практики позволил нам выявить противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к кадровым условиям внедрения ФГОС ООО, и недостаточным реальным уровнем профессиональной готовности педагога к данной масштабной инновации.

В связи с этим нами поставлена цель: разработать и апробировать модель управления формированием профессиональной готовности педагога, обеспечивающую системное внедрение ФГОС ООО в образовательной организации.

Для ее реализации сформулированы задачи:

1) выяснить сущность и структуру профессиональной готовности педагога к внедрению ФГОС ООО;

2) разработать модель управления формированием профессиональной готовности педагога к внедрению ФГОС ООО в школе;

3) выявить предпосылки внедрения разработанной модели в МОБУ «СОШ № 35» г. Оренбурга;

4) экспериментально проверить эффективность разработанной модели управления формированием профессиональной готовности педагога к внедрению ФГОС ООО на базе МОБУ «СОШ № 35» г. Оренбурга.

Для проектирования модели управления формированием профессиональной готовности педагога к реализации ФГОС ООО и анализа предпосылок внедрения ее в школе использованы метод «дерева целей» и диаграмма Ишикавы. Для диагностики профессиональной готовности педагогов к реализации ФГОС ООО разработана матрица, позволяющая оценить степень сформированности критериев профессиональной готовности педагогов. При этом каждый параметр оценивался в баллах (от 1 до 10). Максимальное количество баллов – 350. Затем определялся уровень профессиональной готовности педагогов к реализации ФГОС ООО.

Мы солидарны с мнением ученых (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластёнин и др.), рассматривающих профессиональную готовность педагога как целостное проявление всех сторон личности, которые обеспечивают возможность эффективного выполнения профессиональных функций. С учетом интегративного характера этого феномена считаем целесообразным выделить в структуре профессиональной готовности педагога к внедрению ФГОС ООО три компонента:

1) мотивационный - мотивы, ценности и личностные качества педагога, необходимые для инновационной деятельности по реализации требований ФГОС ООО;

2) когнитивный - совокупность знаний о структуре основной образовательной программы ООО, планируемых результатах ее освоения, информационно-методических условиях ее реализации, а также системы оценки качества образования;

3) деятельностный - совокупность умений и навыков разработки вариативного содержания образования, применения технологий компетентностного образования, формирования и оценки комплексных результатов образования.

Мотивационный компонент является системообразующим в структуре профессиональной готовности учителя к реализации новых трудовых функций при внедрении ФГОС ООО.

При проектировании модели управления формированием профессиональной готовности педагога к внедрению ФГОС ООО мы опирались на исследования российских учёных [2-4] и учитывали опыт образовательных организаций по данной проблеме [5; 6].

При проектировании модели управления формированием профессиональной готовности педагога к внедрению ФГОС ООО нами использован метод «дерева целей» (рис. 1).

Анализ предпосылок внедрения модели управления формированием профессиональной готовности педагога к реализации ФГОС ООО в МОБУ «СОШ № 35» г. Оренбурга выполнен с помощью причинно-следственной диаграммы Ишикавы (рис. 2).

В целом проведенный стратегический анализ выявляет риски внедрения ФГОС ООО в образовательной организации, для предупреждения которых была спланирована опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональной готовности педагога в условиях реализации ФГОС ООО.

Подготовительный этап (2015-2016 гг.):

· изучение особенностей ФГОС ООО на основе знакомства с федеральными и региональными документами;

· издание приказа о рабочей группе по внедрению стандарта нового поколения;

· анализ профессиональных запросов и проблем педагогов при реализации требований ФГОС ООО;

· разработка дорожной карты по внедрению ФГОС ООО в МОБУ «СОШ № 35»;

· разработка нормативно-правовой базы МОБУ «СОШ № 35»;

· заключение договоров с социальными партнерами школы по организации внеурочной деятельности;

· привлечение в школу специалистов, обеспечивающих реализацию «трендовых» дополнительных программ, пользующихся повышенным спросом у родителей и обучающихся («Робототехника», «Шахматы») и др.

2. Основной этап (2016-2017 гг.):

· разработка модели управления формированием профессиональной готовности педагога в условиях реализации ФГОС ООО в школе;

· предъявление модели педагогическому сообществу и родительской общественности;

· открытие на базе МОБУ «СОШ № 35» стажерских площадок по основным направлениям внедрения ФГОС ООО (внутришкольная система оценки качества образования (ВСОКО), проектирование современного урока, реализация программы воспитания и социализации);

· подготовка научно-методического и информационного обеспечения внедрения модели управления формированием профессиональной готовности педагога в условиях реализации ФГОС ООО;

· совершенствование системы внутрифирменного обучения педагогов и диссеминации позитивного опыта.

3. Заключительный этап (2017-2018 гг.):

· обобщение результатов деятельности по формированию профессиональной готовности педагогов к реализации ФГОС ООО;

· диссеминация позитивного педагогического опыта в педагогическом сообществе региона, в том числе с использованием информационно-образовательной среды (ИОС), публикация статей и других методических материалов;

· прогнозирование дальнейших путей совершенствования профессиональной готовности педагогов в условиях внедрения ФГОС ОО.

В результате выполнения плана опытно-экспериментальной работы:

· разработаны локальные акты по внедрению ФГОС ООО в образовательную практику МОБУ «СОШ № 35»;

· произошло повышение уровня профессиональной готовности педагогов МОБУ «СОШ № 35» к реализации ФГОС ООО;

· создана информационная образовательная среда (включающая систему моментального голосования VOTUM, использование ресурсов образовательного портала «Я-класс»), повысившая эффективность ВСОКО и т.д.

Рис. 1. Модель управления формированием профессиональной готовности педагога к внедрению ФГОС ООО

Рис. 2. Диаграмма Ишикавы

После проведения опытно-экспериментальной работы выявлена положительная динамика формирования профессиональной готовности педагогов к реализации ФГОС ООО (таблица).

Динамика уровней профессиональной готовности педагогов к реализации ФГОС ООО

Уровни профессиональной готовности педагогов школы

Этапы опытно-экспериментальной работы

Начало эксперимента (сентябрь 2015 г.)

Окончание эксперимента

(апрель 2018 г.)

(чел.)

(%)

(чел.)

(%)

Элементарный

45

69

14

22

Функциональный

18

28

21

34

Компетентностный

2

3

28

44

Всего:

65

100

63

100

 

В ходе реализации эксперимента МОБУ «СОШ № 35» укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных ФГОС ООО, способными к инновационной профессиональной деятельности. Основным условием наращивания кадрового потенциала школы выступило соответствие системы непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в системе российского образования.


Библиографическая ссылка

Саитбаева Э.Р., Воронина Ю.В. УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ВНЕДРЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27745 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674