Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федотова А.Е. 1
1 ФГБОУ ВО "Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева"
В данной статье автором приводятся существующие в современной науке подходы к определению сущности социально-педагогической деятельности, которую автор определяет как вид деятельности, направленный на предоставление помощи индивиду в процессе его социализации посредством социокультурной адаптации для успешной его интеграции в общество. Ведущим методом к исследованию рассматриваемой проблемы является теоретический анализ педагогической, философской и психологической литературы. Автором дан обзор степени разработанности изучаемой проблемы, рассматривается ее комплексный характер, указывается на полиморфность объекта социально-педагогической деятельности, определяется сходство с педагогической деятельностью и приводятся основные отличия по трем основаниям: объекту и характеру деятельности, временному признаку и сфере деятельности; раскрывается структура социально-педагогической деятельности, ее задачи, виды и функции. В статье анализируется понятие «социализация» как основной значимый результат социально-педагогической деятельности в контексте управления данной деятельностью в общеобразовательных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Автором рассматриваются источники и институты социализации, указывается на то, что особенности психического и двигательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья непосредственно влияют на способность к адаптации, препятствуя успешной социализации в общество.
социально-педагогическая деятельность
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
педагогическая деятельность
социализация
1. Федотова А.Е. Характерные особенности процесса управления социально-педагогической деятельностью в общеобразовательной организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Культурогенезные функции дошкольного и специального образования: развитие инновационных моделей: сб. науч.-мет. ст. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. – С. 276–278.
2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. – М.: Юрайт, 2018. – 398 с.
3. Средства формирования профессиональных компетенций социально-педагогической деятельности в условиях клиники педагогической поддержки детей и их семей / М.Д. Горячев [и др.] // Вестник Самарского государственного университета. – 2013. – № 5. – С. 141–145.
4. Песталоцци И.Г. Лебединая песня. – М.: Народное образование, 2008. – 240 с.
5. Попов В.А. История педагогики и образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.
6. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2015. – 496 с.
7. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.
8. Олифенко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олифенко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
9. Беляева М.А. Понятийный аспект методологии педагогики // Проблемы современного образования. – 2014. - № 3. – С. 164–168.
10. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 399 с.
11. Торохтий В.С. Модели интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений // Педагогическое образование в России. – 2010. - Вып. 1. – С. 25–30.
12. Галагузова М.А. Социальная педагогика. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 416 с.
13. Федотова А.Е. К вопросу о сущности и структуре социально-педагогической деятельности // Инновационные модели и технологии комплексного сопровождения детей с нарушениями развития: сб. науч. ст. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. – С. 124–127.
14. Шунайлова А.А. Содержание социально-педагогической деятельности педагога-психолога в профессиональном самоопределении учащихся педагогических классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2000. – 24 с.
15. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Эксмо, 2015. – 238 с.
16. Акатов Л.И. Социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
17. Павленок П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения / П.Д. Павленок, М.Я Руднева. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 185 с.
18. Загвязинский В.И. Социальная педагогика / В.И. Загвязинский, О.А. Селиванова. – М.: Юрайт, 2012. – 410 с.
19. Солкин М.С. Деятельность детских общественных объединений как педагогическая проблема // Концепт. – 2017. – Т. 2. – С. 48–53.
20. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. – М.: Наука, 1999. – 238 с.
21. Виноградов В.В. Педагогические компоненты социальной работы с осуждёнными в процессе их ресоциализации // Современные направления развития пенитенциарной социальной работы: сб. науч. ст. – Рязань, 2010. – С. 57–69.
22. Дополнительное образование детей / ред. О.Е. Лебедева. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 256 с.
23. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: учебное пособие. – М.: МПСУ, 2009. – 564 с.
24. Друзь В.А. Социальная адаптация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами физического воспитания / В.А. Друзь, А.И. Клименко, И.П. Помещиков // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 1. – С. 25– 29.
25. Аксенова Л.И. Специальная педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 532 с.

В настоящее время усиливается роль социального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Растет внимание ученых к проблеме социальной помощи учащимся (М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, В.А. Никитина, Л.Я. Олифенко, В.С. Торохтий и др.), социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (В.А. Друзь, Н.М. Назарова, Л.М. Шипицына, А.А. Шуйналова и др.), социально-правовой защиты детей различных категорий (И.В. Евтушенко, Г.И. Збрянский, В.Т. Лисовский и др.).

На современном этапе развития школьного образования, характеризующегося процессами инклюзии и интеграции, происходит ориентация специального образования главным образом на подготовку ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни в обществе, признающем гражданское равноправие инвалидов, стремящемся к полной социальной адаптации и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья [1].

В связи с этим актуальным становится определение сущности и структуры социально-педагогической деятельности, результатом которой можно рассматривать успешную социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Цель исследования. Целью исследования является определение сущности и структуры социально-педагогической деятельности, раскрытие ее задач, видов и функций.

Материал и методы исследования. Ведущими методами в исследовании данной проблемы явились изучение нормативно-правовых документов в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализ педагогической, психологической и философской литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение фактов и концепций, изучение практического передового опыта работы образовательных организаций.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ степени разработанности изучаемой нами проблемы в педагогической, психологической и философской литературе позволяет говорить о том, что впервые упоминания о социально-педагогической деятельности встречаются в работах немецкого философа, педагога Ф.А. Дистервега. Социально-педагогическую деятельность он понимал как воспитание, посредством которого общество оказывает помощь бедным [2]. Позднее толкование было расширено: с одной стороны, ее рассматривали в качестве социальной помощи детям, их опеки, профилактики правонарушений (Г. Боймер), с другой – как объединение воспитательного потенциала общества для повышения культурного уровня людей (П. Наторп) [3].

Наиболее существенный вклад в определение понятия «социально-педагогическая деятельность» внес И.Г. Песталоцци, на которого сильное влияние оказали идеи Ж.-Ж. Руссо о природосообразности в воспитании подрастающего поколения [4].

В социально-педагогических экспериментах И.Г. Песталоцци были ярко выражены гуманистическая направленность, стремление так организовать воспитание, чтобы оно взаимодействовало с жизнью детей и в то же время поднималось над повседневными заботами.

В той или иной степени представления о социально-педагогической деятельности мы находим в трудах Ф. Фребеля, И.Г. Гербарта и других [5].

Мы считаем, что социально-педагогическая деятельность, нацеленная на предоставление помощи ребенку в процессе его социальной адаптации, является разновидностью педагогической деятельности.

Раскрытию сущности педагогической деятельности посвящено немало научных работ.

Формулируя понятие «педагогическая деятельность», В.А. Сластенин писал, что это «особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старшего поколения младшему накопленного человечеством культурного опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе» [6].

В «Педагогическом словаре» Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова [7] социально-педагогическая деятельность определяется как деятельность педагогическая, ориентированная на установление адекватных взаимоотношений ребенка с микро- и макросоциумом, на оказание содействия в самоорганизации; социальную защиту; организацию процессов обучения, реабилитации и социальной адаптации.

Л.Я. Олифенко социально-педагогическую деятельность, направленную на предоставление социальной помощи детям, считает одним из вариантов педагогической деятельности [8].

Социально-педагогическая деятельность, представляя собой разновидность педагогической деятельности, имеет с ней определенные сходства и различия.

Многие исследователи к сходству относят то, педагогическая и социально-педагогическая деятельность выполняют функции социального наследования, социокультурного воспроизводства и развития человека в обществе.

По сути, совпадают и взгляды исследователей относительно отличий деятельности социально-педагогической от педагогической.

Например, Л.А. и М.А. Беляевы считают «адаптацию» центральным моментом в определении социально-педагогической деятельности. Они говорят о том, что основная специфика социально-педагогической деятельности заключается в том, что потребность в ней возникает только тогда, когда у человека или группы людей возникает проблемная ситуация в отношении социума [9].

М.Ф. Глухова и Н.И. Никитина имеют аналогичные взгляды на определение понятия «социально-педагогическая деятельность», рассматривая ее как целенаправленную работу специалиста, направленную на социальное воспитание индивида в данном социуме с целью успешной его социальной адаптации [10].

В.С. Торохтий целью социально-педагогической деятельности видит развитие и удовлетворение различного рода нужд и интересов человека в его социальной адаптации, личностном росте, праве на социальную защиту, формирование его конкурентоспособности в условиях современного меняющегося мира исходя из потенциальных возможностей социального окружения [11].

В трудах М.А. Галагузовой мы находим следующее определение социально-педагогической деятельности – это профессиональная деятельность по предоставлению помощи ребенку в процессе социализации, результатом которой является освоение им социокультурного опыта и его самореализация в обществе [12]. Она считает, что цель социально-педагогической деятельности в отличие от педагогической более конкретизирована. Рассмотрим характеристику различий данных видов деятельности по трем основаниям, которую предлагает М.А. Галагузова.

Во-первых, по объекту и характеру деятельности педагогическая деятельность направлена на всех детей, регламентируется образовательной программой и нормативными документами, в то время как социально-педагогическая направлена на конкретного ребенка и решение его персональных проблем.

По временному критерию педагогическая деятельность носит непрерывный характер, а социально-педагогическая деятельность обусловлена временными рамками, в течение которых может быть решена проблема ребенка.

Что касается сферы деятельности, то педагогическая деятельность обычно осуществляется в образовательном учреждении, а социально-педагогическая деятельность может осуществляться и в других общественных организациях, в которых может находиться субъект данной деятельности.

Анализируя психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы выделили следующие задачи социально-педагогической деятельности с позиции специалиста, ее осуществляющего: создание благоприятной среды и условий, способствующих укреплению социального, психического, физического и морального здоровья ребенка; формирование нравственных черт личности, общественно ценных установок, важных для ориентации в социуме; профилактика негативных влияний микросоциума на развитие ребенка; конструирование благоприятных условий социума для развития способностей и реализации возможностей ребенка; реализация комплекса профилактических, коррекционных и восстановительных мероприятий, направленных на совершенствование процесса социализации ребенка [13].

Далее рассмотрим виды социально-педагогической деятельности.

А.А. Шунайлова, изучая социально-педагогическую деятельность, выделила следующие ее виды: деятельность, направленная на личностное развитие ребенка или группы детей и повышение уровня социокультурной адаптации индивида; деятельность, направленная на профилактику явлений дезадаптации у детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения; «связующее звено» во взаимодействии ребенка со средой [14].

Также можно представить классификацию видов социально-педагогической деятельности по объекту, на который она направлена: социально-педагогическая деятельность с семьей [15]; социально-педагогическая деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья [16]; социально-педагогическая деятельность с детьми с девиантным поведением [17].

По сфере приложения деятельности можно выделить: социально-педагогическую деятельность в образовательных организациях [18]; социально-педагогическую деятельность в детских и молодежных общественных объединениях [19]; социально-педагогическую деятельность в учреждениях Министерства здравоохранения [20]; социально-педагогическую деятельность в учреждениях исправительного типа [21]; социально-педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования [22] и т.д.

Говоря о масштабном понимании функций социально-педагогической деятельности, стоит отметить позицию ученого А.В. Мудрика, который выделяет следующие функции: теоретико-познавательную, прикладную, гуманистическую.

Суть теоретико-познавательной функции состоит в аккумуляции и объединении знаний для составления целостной картины изучаемых социально-педагогических явлений, происходящих в обществе.

Прикладная функция направлена на выработку и выявление результативных методов, условий и способов модернизации социально-педагогического влияния на процессы социализации.

Содержанием гуманистической функции является выработка целей оптимизации социально-педагогических процессов, направленных на развитие личности человека и его самореализацию [23].

Если рассматривать функции социально-педагогической деятельности с позиции деятельности администрации и специалистов в условиях общеобразовательной организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то мы обращаем внимание на следующие: диагностическая функция, подразумевающая изучение индивидуальных, психологических, возрастных особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также особенностей, связанных с характером и структурой дефекта; выявление проблем и возможностей ребенка; прогностическая функция, предполагающая разработку адаптированных образовательных программ и индивидуальных программ развития конкретного ребенка, программирование сетевого взаимодействия различных социальных институтов, задействованных в процессах социализации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями в общество; функция медиатора, то есть посредника, создающего позитивное взаимодействие между различными социальными структурами и ребенком; коррекционно-реабилитационная функция, направленная на коррекцию и компенсацию нарушений развития ребенка, преодоление негативных влияний, а также его развитие и социальную адаптацию в обществе; протекционная функция, представляющая собой юридическую защиту прав и интересов ребенка, а также повышение его правовой грамотности.

Далее становится необходимым рассмотреть понятие социализации как конечного значимого результата социально-педагогической деятельности и как социально-педагогическое явление.

В психологической и педагогической литературе нет однозначной интерпретации понятия «социализация».

А.В. Мудрик указывает на то, что суть понятия «социализация» состоит в сочетании адаптации и обособления индивида к условиям конкретного общества.

В процессе социализации человек познает культуру человеческих отношений, у него формируются определенные паттерны поведения, социальные нормы и функции, он осваивает социальные роли, приобретает умения и навыки, необходимые для социальной адаптации в обществе.

Источниками социализации можно назвать трансляцию культурного опыта через семью, систему образования, обучения и воспитания; интерференцию в процессе общения и совместной деятельности людей; опыт, связанный с развитием психических функций и норм социального поведения, полученный в раннем детстве; процесс поведенческой саморегуляции.

Институтами социализации могут быть семья, образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, детский коллектив.

В процессе социализации человек обогащается социальным опытом и персонифицируется, становится личностью, усваивает систему социальных связей и отношений, а также выступает источником социализации других людей.

Применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья проблема социализации стала рассматрива­ться как самостоятельная проблема в исследованиях в 90-х годах XX века.

Исследования И.П. Помещикова, В.А. Друзя, А.И. Клименко показали, что особенности психического и двигательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья непосредственно влияют на способность к адаптации, препятствуя успешной социализации в общество [24].

Н.М. Назарова, характеризуя процессы социализации, говорит о том, что те или иные отклонения в развитии ребенка затрудняют процесс освоения им человеческой культуры, социального опыта и ценностных ориентаций, что не позволяет ему полноценно участвовать в жизни общества [25]. Она считает, что государственная политика нашей страны в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет ярко выраженный протекционный характер, что способствует формированию иждивенческих потребительских позиций у людей с ограниченными возможностями здоровья, не мотивирует к самостоятельному гармоничному существованию «на равных» в социуме.

Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья сложный долговременный и трудоемкий, требующий специальных подходов, методов, средств.

Несмотря на то что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют специфические особенности в развитии, в том числе и в протекании процесса их социализации, целесообразно говорить о психолого-педагогических резервах данного процесса относительно детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выводы. Таким образом, научный обзор психологической, педагогической и философской литературы позволяет нам заключить, что социально-педагогическая деятельность нацелена на предоставление помощи ребенку в процессе его социальной адаптации и является разновидностью педагогической деятельности. Мы выяснили, что социально-педагогическая деятельность имеет определенные сходства и различия с деятельностью педагогической.

Многие исследователи к сходству относят то, что и та, и другая деятельность выполняют функции социального наследования, социокультурного воспроизводства и развития человека в обществе.

Несмотря на неоднозначность подходов к формулировке понятия «социально-педагогическая деятельность» и их дискуссионности, взгляды различных ученых относительно отличий социально-педагогической деятельности от педагогической совпадают. Нами были выделены отличия социально-педагогической деятельности от педагогической по трем основаниям: объекту и характеру деятельности, временному и сфере деятельности. Также в данной статье мы охарактеризовали структуру социально-педагогической деятельности, ее виды и функции с позиции деятельности администрации и специалистов в условиях общеобразовательной организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; рассмотрели понятие социализации как конечного значимого результата социально-педагогической деятельности, определили, что сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленности социально-педагогической деятельности, раскрытия детского потенциала в различных формах жизнедеятельности.


Библиографическая ссылка

Федотова А.Е. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27693 (дата обращения: 25.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252