Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Иванова С.С. 1 Бурханова И.Ю. 1 Самарин Д.Ю. 2
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
2 Нижегородское МБОУ «Гимназия № 13»
В последнее время состояние здоровья обучающихся в общеобразовательных организациях вызывает большие опасения, поэтому необходимо обратить внимание не столько на процесс физического воспитания в школах, сколько на оздоровительную среду организации, которая способствует формированию культуры здоровья обучающихся. С другой стороны, увеличивающиеся миграционные потоки способствуют увеличению в общеобразовательных организациях количества школьников – представителей других национальностей, что приводит к определенным сложностям осуществления профессиональной деятельности (в том числе и по проектированию оздоровительной среды), особенно у молодых специалистов. Это создало необходимость формирования программ подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в полиэтнической среде. В статье представлены результаты исследования по проблеме подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнических общеобразовательных организациях, а именно: определены компоненты модели подготовки будущих педагогов по физической культуре к указанному виду профессиональной деятельности (целесмысловой, теоретико-методологический, содержательный, технологический и результативно-оценочный), разработан образовательный контент, состоящий из ряда дисциплин вариативного и инвариантного типа, а также представлены основные результаты реализации модели подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической общеобразовательной организации.
оздоровительная среда
полиэтнические общеобразовательные организации
бакалавры по физической культуре
1. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. – 2012. – 31 дек.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата): Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 15 апреля 2014 г. N 317 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 15.06.2018).
3. Султанова Н.Д. Психолого-акмеологическое сопровождение как важное условие обеспечения качества жизни вынужденных мигрантов // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты восстановления качества жизни людей с ограниченными возможностями: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. – Набережные Челны, 2014. - С. 105-111.
4. Стафеева А.В. Содержательные аспекты физического, психического и социального здоровья и возможности формирования их гармоничного соотношения / А.В. Стафеева, С.С. Иванова // Фундаментальные исследования. – 2014. - № 11. – С. 2729-2733.
5. Уша Т.Ю. Национальная российская школа – полиэтническая и поликультурная // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2012. - № 148. – С. 125-133.
6. Зеленова А.А. Проблемы реализации здоровьеформирующей технологии в поликультурном образовательном пространстве / А.А. Зеленова, С.С. Иванова, Е.Л. Григорьева и др. // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 11. – С. 44-46.
7. Минияров В.М. Основные характеристики успешности обучения в высшей школе / В.М. Минияров, О.В. Бирина // В мире научных открытий. – 2014. – № 11 (59). – С. 190-219.
8. Смирнов С.Д. Индивидуальности студента и преподавателя как факторы построения эффективного учебно-воспитательного процесса // Вестник Московского университета. – Сер. 20. Педагогическое образование. – 2008. – С. 33-44.

В настоящий момент в мире ускорились процессы глобализации, усиливающие взаимозависимость стран и культур, и нормой становится жизнь в условиях полиэтнического общества, которая выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и к толерантности его членов. Во многих регионах России в настоящее время усилились миграционные процессы, в связи с чем национальное разнообразие увеличилось и в российских образовательных организациях, что создало необходимость формирования программ подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в полиэтнической среде. Потребность в таких кадрах отражена в нормативных документах, регламентирующих деятельность организаций общего и профессионального образования.

Изменение образовательной политики, закрепленное в современном законе Российской Федерации «Об образовании в РФ», а также Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования нового поколения в большей степени обращены к вопросам сохранения и стратегического восполнения физического, психического и социального здоровья многонационального населения страны [1; 2].

Существует ряд негативных тенденций в отношении здоровья граждан, которые возникают вследствие миграции. К таким тенденциям можно отнести разрыв со своей родиной, «феномен неизвестности» и языковой барьер, которые затрудняют адаптацию в российских регионах, в особенности детей трудовых мигрантов [3]. Преодоление этих тенденций является задачей педагогов, в особенности по физической культуре. Это обуславливает необходимость создания целенаправленной модели подготовки бакалавров по физической культуре к работе в полиэтнической общеобразовательной организации.

Таким образом, целью исследования является разработка, научное обоснование и определение эффективности модели подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.

Для исследовательской работы подобраны следующие методы: анализ научной и учебно-методической литературы; опрос, моделирование, проектирование (метод учебных проектов), тестирование, эксперимент и методы математической статистики и графической интерпретации данных.

В результате анализа научной и учебно-методической литературы были изучены теоретические основы подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации. В частности, уточнено понятие здоровья, а также сформулировано понятие оздоровительной среды в образовательной организации как совокупности социально-педагогических, индивидуально-психологических условий и физиологических факторов, способствующих оздоровлению и формированию культуры здоровья обучающихся [4]. Выявлено понятие «полиэтническая образовательная организация» и рассмотрены её типы [5]. Определены задачи проектирования оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации, которыми являются:

- создание условий для физической и психической адаптации обучающегося, а также для его адаптации в коллективе;

- обеспечение условий для самоидентификации обучающегося и формирования его социального статуса;

- обеспечение включения обучающегося в физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу и создание условий для оздоровления и формирования культуры здоровья.

Выявлены и описаны этапы проектирования такой среды: мониторинговый, целесмысловой, рефлексивно-прогностический, вариативно-содержательный, антропо-технологический и результативный этапы. Обозначены критерии и методы оценки эффективности её функционирования в отношении трёх компонентов здоровья. Такими критериями оказались: идентификация обучающихся, их адаптация и включенность в деятельность.

Определено содержание модели подготовки бакалавров по физической культуре по проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации на основе средового, компетентностного, системно-деятельностного подходов. Модель включает в себя целесмысловой, теоретико-методологический, содержательный, технологический и результативно-оценочный компоненты.

Целесмысловой компонент дает понятие об объективной цели и субъективных смыслах подготовки бакалавров к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.

Цель - реализация общественной потребности в таких педагогах, которые были бы способны сочетать в себе определённые компетенции и трудовые действия и могли бы реализовать их в процессе проектирования оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.

Методологический компонент модели представлен подходами и методологическими принципами. Средовой подход позволяет учесть влияние всех факторов окружающей среды и образовательного пространства на формирование всех компонентов здоровья каждого субъекта полиэтнической образовательной организации. Системно-деятельностный подход представляет среду не через совокупность внешних условий, а как взаимодействие определенных субъектов, персоналий, причем это взаимодействие и деятельность носит не случайный мероприятийный характер, а представляет собой целеустремленную систему деятельности, целью которой являются изменения, происходящие с самим субъектом образования и оздоровления. Компетентностный подход позволяет выделить необходимые компетенции, компетентности и трудовые действия, необходимые и достаточные для проектирования будущим педагогом по физической культуре оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.

Принципы единства теории и практики, культуросообразности и этнопедагогической направленности профессиональной деятельности педагога являются основополагающими для реализации разработанной модели.

Содержательный компонент модели представляет собой образовательный контент подготовки будущего педагога по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации. В него входят следующие содержательно-технологические блоки:

1) «Технологии физического воспитания и спорта в полиэтнической образовательной организации»;

2) «Социальное воспитание в полиэтнической образовательной организации»;

3) «Научно-педагогические основы профессиональной деятельности в полиэтнической образовательной организации»;

4) «Организация педагогической поддержки семьи в полиэтнической образовательной организации»;

5) «Проектные и творческие виды учебно-воспитательной деятельности в полиэтнической образовательной организации».

Все знания, полученные в результате обучения, бакалавры применяют в процессе педагогической практики, реализуемой в полиэтнической образовательной организации.

Технологический компонент представлен диалоговыми технологиями, каждая из которых снабжена частно-дидактическими принципами их реализации: проектные технологии - принципом понимания логики действий; технологии диалогового обучения - принципом организации педагогического диалога; игровые технологии - принципом развития творческой активности. Методы национальной эстетотерапии – принципами диагностики физкультурно-спортивного опыта, физических кондиций и двигательных способностей; сотворчества в двигательной деятельности коллектива; открытия продуктивного деятеля; методы спортивной артпластики – принципами субъектности, рефлексии через интенцию и полипозиционности [6].

Основными критериями реализации модели подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации являются:

1) учебная успешность [7]: включает овладение образовательными результатами (ОР-1, ОР-2), а также оценку показателя учебной успешности студентов с помощью теста «Определение уровня учебной успешности студента»;

2) педагогическая успешность [7]: включает овладение образовательными результатами (ОР-3, ОР-4), а также оценку показателя педагогической успешности студентов с помощью теста «Определение уровня педагогической успешности студента»;

3) личностная готовность к профессиональной деятельности в полиэтнической образовательной организации выражается в изменении ситуативной тревожности, значимом изменении уровня притязаний и изменений локуса контроля [8].

Выделен и обоснован комплекс педагогических условий, направленных на обеспечение эффективности подготовки бакалавров к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации:

- наличие и эффективное функционирование здоровьеформирующей среды факультета;

- учет этнокультурных особенностей субъектов образовательной среды вуза;

- обеспечение возможности организации педагогической практики студентов в условиях полиэтнических образовательных организаций;

- интеграция вариативного компонента содержания образования, направленного на подготовку бакалавров к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации, и инвариантных компонентов в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре.

Опытно-экспериментальная работа по подготовке бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации заключалась в проведении экспериментального исследования, цель которого - экспериментально доказать эффективность модели подготовки бакалавров по физической культуре к решению задач по проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации и выявить педагогические условия, способствующие повышению эффективности этого процесса.

На первом этапе эксперимента был рассмотрен рейтинг наиболее важных задач по проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации. Наиболее важными, по мнению педагогов по физической культуре общеобразовательных организаций, явились:

1) оздоровление и формирование культуры здоровья;

2) организация взаимодействия между представителями различных этносов в учебном коллективе;

3) построение бесконфликтной образовательной среды.

В соответствии с этим были рассмотрены уровни учебной и педагогической успешности студентов, а также уровень их личностной готовности как критериев эффективности внедрения разработанной модели в учебный процесс.

Результаты анкетирования педагогов по физической культуре и студентов бакалавриата показали, что в содержании подготовки не учтены особенности полиэтнических образовательных организаций, и это требует внесения изменений в учебный процесс бакалавриата. Поэтому было принято решение спроектировать и внедрить модель подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации с учетом возможностей, предоставляемых вариативным компонентом образования в вузе, а также уточнить комплекс педагогических условий, который позволит сделать такую подготовку более эффективной.

Для анализа эффективности образовательного контента модели были определены образовательные результаты, которые соответствуют целям освоения содержательно-технологических блоков подготовки бакалавров к проектной деятельности в полиэтнической образовательной организации.

После внедрения образовательной модели в учебный процесс факультета физической культуры и спорта и освоения студентами содержательно-технологических блоков в рамках вариативного образовательного модуля, было проведено контрольное исследование, которое показало следующие результаты:

- произошел достоверный рост уровня овладения студентами всеми образовательными результатами. В наибольшей степени заметно повышение этого уровня в отношении таких профессионально важных видов деятельности, как организация сотрудничества участников образовательного процесса в условиях полиэтнической образовательной организации, а также осуществление проектной и творческой деятельности в целях формирования у обучающихся культуры здоровья, развития творчества в условиях полиэтнической образовательной организации;

- учебная успешность у студентов экспериментальной группы возросла в достоверных пределах по всем показателям;

- педагогическая успешность студентов (все её компоненты) повысилась достоверно и в более широких пределах, чем учебная;

- из всех показателей личностной готовности по результатам внедрения модели наибольшее положительное развитие получил показатель уровня притязаний, значительно снизилась и ситуативная тревожность. Показатели интернального локуса контроля также достоверно изменились в лучшую сторону.

Всё вышеизложенное позволило сделать ряд значимых выводов, подтверждающих эффективность предложенной модели подготовки бакалавров по физической культуре к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.

В рамках внедрения модели был уточнен комплекс педагогических условий и определена степень их влияния на эффективность подготовки бакалавров по физической культуре к профессиональной деятельности в условиях полиэтнической образовательной организации. Выявленный рейтинг педагогических условий, по мнению субъектов образовательной деятельности факультета физической культуры и спорта, выглядит следующим образом:

- наличие и эффективное функционирование здоровьеформирующей среды факультета - 35%;

- интеграция вариативного компонента содержания образования, направленного на подготовку бакалавров к проектированию оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации, и инвариантных компонентов в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре – 28%;

- обеспечение возможности организации педагогической практики студентов в условиях полиэтнических образовательных организаций – 22%;

- учет этнокультурных особенностей субъектов образовательной среды вуза – 15%.

Проектирование оздоровительной среды образовательных организаций в настоящее время является одной из ведущих задач педагога по физической культуре. Подготовить педагога к этой деятельности призвана система высшего образования. Эта деятельность может быть осуществлена только на основе реализации целевых задач и научно обоснованных образовательных модулей, что в совокупности представляет собой модель подготовки педагога по физической культуре к проектированию оздоровительной среды. Разработанная модель наиболее успешно реализуется в отношении будущих педагогов по физической культуре, осуществляющих профессиональную деятельность в образовательных организациях с полиэтническим контингентом. Результаты теоретического осмысления проблемы исследования, а также анализ результатов экспериментальной части работы позволили определить высокий уровень значимости авторской модели в процессе реализации ФГОС ВО, а также профессионального стандарта «Педагог».


Библиографическая ссылка

Иванова С.С., Бурханова И.Ю., Самарин Д.Ю. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27670 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674