Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИКА ОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Голубь Е.Ю. 1 Седымов А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»
В статье дается теоретико-методологическое обоснование профессиональной ориентации старших школьников на деятельность в сфере «Безопасность жизнедеятельности» с позиций компетентностьного подхода. Целью работы является разработка методики профессиональной ориентации школьников на деятельность в сфере «Безопасность жизнедеятельности», направленной на формирование допрофессиональной компетентности при оптимизации форм и методов ориентационной работы для осознанного выбора профессии. В рамках проблемы исследовании, в соответствии с компетентностным подходом, была предложена структура допрофессиональной компетентности, включающая ориентационно-мотивационный, когнитивный, прогностический компоненты, позволяющая определить эффективность ориентационной работы на сферу «Безопасность жизнедеятельности». Были определены критерии допрофессиональной компетентности: мотивационный (сформированностьюпрофессиональных намерений и ценностно-мотивационной сферой), информационный (уровень обученности, наличие знаний о профессии), деятельностно-практический (готовностью обучающихся к овладению новым знанием на основе методов обучения, характерных для высшей школы). Результаты исследования могут найти отражение в практике диагностики сформированности основ допрофессиональной компетентности при подготовке обучающихся в общеобразовательных учреждениях; при проведении элективных, факультативных, ориентационных курсов, а также в учебном процессе при изучении курса «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» в вузах.
профессиональная ориентация
допрофессиональная компетентность
профессиорафическое исследование
критерии эффективности.
1. Голубь Е.Ю. Ориентация старших школьников на профессиональную деятельность в сфере «Безопасность жизнедеятельности»: автореф. ... дис. кан. пед. наук. – Москва, 2010. – 24 с.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. – 2009. - № 2. - С. 7-13.
3. Климов Е.А. Тип профессий «человек - природа» // Мир профессий: Популярная библиографическая энциклопедия: В 4-х томах. - Т. 1.: Человек-природа. - Вып. 2. - М.: МОДЭК, 2008. - С. 7-12.
4. Пряжников Н.С. Содержательные модели в профессиональном самоопределении личности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Ресурсы развития социально-профессиональной траектории учащейся молодежи: вызовы ХХI века» (Курск, 29-30 октября 2015 г.). - С. 86-92.
5. Осницкий А.К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека. Часть 1 // Психологические исследования. - 2009. - № 5 (7). – С. 14-18.

Несмотря на практический накопленный материал и имеющиеся научные исследования, по-прежнему проблема профессиональной ориентации остается одной из наиболее актуальных не только в современном образовании, но и в обществе как важнейшая социально-экономическая задача. За последнее время увеличивается разрыв между профессиональным трудом и профессиональным образованием. В связи с этим социально-экономические изменения, происходящие в последнее время, предъявляют системе образования в целом и школе в частности новые требования. Одно из них связано с построением и реализацией механизмов осознанного выбора обучающимися будущей профессии [1, с. 4].

В связи с вышесказанным можно утверждать, что отличительной особенностью процесса профориентации будет являться построение в соответствии с требованиями современного рынка труда образовательного процесса. Такими требованиями на сегодняшний день становятся: развитие склонностей учащихся, усиление внимания к их потребностям и интересам, обучение, ориентированное на развитие основ допрофессиональной компетентности. Профессиональная ориентация в рамках компетентностного подхода позволит развить у обучающихся характеристики личности, которые могут выступать как показатели непосредственной допрофессиональной зрелости и развития обучающихся.

Актуальность совершенствования образовательного процесса в сфере «Безопасность жизнедеятельности, как показывает практика, возрастает, а не только не уменьшается. Интенсивное развитие крупных территориально-промышленных регионов, техники и технологий, увеличение количества природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, отсутствие культуры и навыков безопасного поведения обострило проблемы безопасности в стране. Качество и масштаб подготовки специалистов высшей квалификации в области обеспечения безопасности увеличились, и такая потребность в высококвалифицированных специалистах будет неизбежно возрастать. Специфика профессиональной деятельности в исследуемой сфере требует качественной подготовки не только на этапах профессиональной, но и на этапах допрофессиональной подготовки. При этом возрастает значение профориентационной работы в сфере обеспечения безопасности, которая требует разработки новых подходов и содержания, современных форм и методов профориентации, адекватных современным условиям техногенного общества [1].

Цель нашего исследования - разработка и теоретическое обоснование методики профессиональной ориентации старших школьников на деятельность в сфере «Безопасность жизнедеятельности» в рамках компетентностного подхода. Мы предположили, что профессиональная ориентация обучающихся старших классов на выбор профессии в области «Безопасность жизнедеятельности», являющаяся частью единого процесса профессиональной ориентации, будет успешной и станет способствовать их обоснованному профессиональному самоопределению при условии внедрения методики, предусматривающей формирование допрофессиональной компетентности, характеризующейся сформированностью профессиональных намерений, устойчивыми интересами к избранной профессии, ценностно-мотивационной сферой, достаточным уровнем обученности, глубокими знаниями о профессии, а также готовности к овладению новыми знаниями на основе активности, самостоятельности. Реализация методики будет осуществляться через применение организационных форм работы: факультативного и ориентационного курсов.

В результате исследования была разработана и обоснована методика профессиональной ориентации обучающихся старших классов на профессиональную деятельность в области «Безопасность жизнедеятельности», выявлена совокупность условий осуществления профессиональной ориентации обучающихся, реализация которых определяет построение личных профессиональных планов учащихся и их профессиональное самоопределение, обеспечивает школьникам необходимый уровень допрофессиональной компетентности для реализации личных профессиональных планов.

Допрофессиональная компетентность понимается нами как общая готовность и способность, основанная на ценностях, знаниях, опыте, склонностях, которые накапливаются благодаря обучению; как формула «найти и обнаружить» определенное знание, конкретное умение, определенное действие, подходящие для решения проблемы в конкретной ситуации, и включает в себя в рамках компетентностного подхода компоненты: ориентационно-мотивационный, когнитивный, прогностический.

Первый в этой структуре, ориентационно-мотивационный, компонент выявляет способности детей ориентироваться в системе профессионального образования, в планируемой профессиональной деятельности и представляет характеристику довузовской подготовки старших школьников для освоения профессии, а также раскрывает значимые профессиональные способности. В процессе достижения допрофессиональной компетентности учащимися идет формирование способностей по поиску и анализу информации о допустимых сферах профессиональной деятельности; по оценке личных индивидуальных возможностей, необходимых для практической деятельности в той или иной профессиональной сфере и обучения; выбору направленности образования, который должен привести к планируемому результату.

Во второй, когнитивный, компонент входят предметные опорные знания и умения, необходимые для дальнейшего поступления в высшее учебное заведение и получения профессионального образования. Показателями этого компонента являются осуществление предпочтения и прохождения программы предметной области, являющейся профильной для выбранной области профессиональной деятельности. Этот компонент предполагает выбор и освоение базовых или профильных факультативных курсов, позволяющих расширить информационную базу избранного направления.

Третий компонент включает в себя наличие готовности по овладению новым знанием, характерным для высшего заведения. Речь идет о готовности школьников формировать у себя навыки по организации такой учебной деятельности, в которой увеличивается доля самоконтроля, самообразования, резко расширяется круг источников информации; о готовности нести ответственность за результат.

В основу содержания допрофессиональной компетентности и ее компонентов была положена блочная структура компетентности, разработанная И.А. Зимней, включающая: готовность в мотивационном аспекте к проявлению компетентности; владение знаниями в когнитивном аспекте компетентности; наличие опыта проявления в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях компетентности в ориентационном аспекте [2, с. 14].

Методика профессиональной ориентации обучающихся старших классов на деятельность в сфере «Безопасность жизнедеятельности» состоит из двух частей, каждая из которых предусматривает формирование компетентности на допрофессиональном уровне. Первая часть методики внедряется в предмет ОБЖ и позволяет формировать интересы, ценности, оптимальные мотивационные комплексы учения, потребности в профессиональном самоопределении; вторая, осуществляющаяся в рамках организационных форм: факультативного и ориентационного курсов, позволяет оценить значение и потенциал предмета для продолжения его образования, ориентироваться в профессиональной деятельности, чтобы соотнести свои возможности с требованиями профессиональной сферы «Безопасность жизнедеятельности». Эффективность организационных форм ориентационной работы со старшеклассниками, применяемых для формирования допрофессиональной компетентности, определяется их системностью (комплексностью): являются и формой ознакомительной работы (информация о рынке труда, о профессиях, об образовательных услугах на рынке труда); и одновременно формой, активизирующей деятельность обучающихся по осознанному выбору профессии (групповые занятия различной направленности, в том числе использование тренинга); и формой, применение которой позволяет изучить личность оптанта в рамках профориентационной работы.

Первый этап включал работу с обучающимися, независимо от уровня их профессиональной направленности, и содержал:

а) проведение уроков-диспутов, направленных на акцентирование важности сферы «Безопасность жизнедеятельности»;

б) консультирование о профессиях сферы «Безопасность жизнедеятельности», с опорой на данные профессиограмм профессий «Преподаватель-организатор» безопасности жизнедеятельности, «Инженер-эколог по защите охраны окружающей среды», специалист в области пожарной безопасности. Консультирование включало изучение: требований к личности адептов в профессиональных сферах; требований к уровню развития у адептов необходимых для данной профессии психических качеств; требований к эмоционально-волевой подготовке (устойчивости); характеристик основных операционных действий; требований к санитарно-гигиеническим условиям рабочего места.

в) консультирование о системе непрерывного образования в области «Безопасность жизнедеятельности», которое включало: краткую характеристику направлений «Безопасность жизнедеятельности», «Инженерная защита окружающей среды», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Защита окружающей среды»; описание объекта их профессиональной деятельности; описание учебного заведения с адресатом, срока вступительных испытаний и подачи документов.

Формирование общественно значимых мотивов выбора и закрепление мотивов учения достигается отдельными формами и комплексными методами практической деятельности: самостоятельным использованием и добыванием учебной информации; выступлениями на конференциях и участием в олимпиадах; уроками с элементами тренингов; «профессиональными пробами» в специально организованных условиях, как пример: проведение и организация эвакуационных мероприятий; выполнение во время запланированных тренировочных учений функциональных обязанностей начальника штаба по делам ГО; использование информационных систем для нахождения способов решения проблем с самоопределением.

Профориентационная работа на втором этапе проводилась с обучающимися по уровням профессиональной направленности. Первую группу по уровню профессиональной направленности составили обучающиеся с низким уровнем. Они отличались недостаточной осведомленностью о требованиях профессии, непостоянными профессиональными интересами, низким проявлением эмоциональных отношений, неуверенностью в правильности выбора избранной профессии.

Во вторую группу по критерию профессиональной направленности вошли учащиеся со средним уровнем. Их характеризовало правильное понимание требований профессии с сопоставлением их психофизиологических особенностей личности, но отмечалось нечеткое понимание «Образа - Я», не достаточно полная выраженность специальных способностей.

Для достижения задач по развитию компонентов допрофессиональной компетентности (когнитивного, ориентационно-мотивационного) у обучающихся 1-й и 2-й групп разрабатывались и внедрялись такие формы организации профориентационной работы, как ориентационный и факультативный курсы.

При формировании субъективного отношения в профессиональной сфере к собственным потребностям и для правильного сопоставления интересов, предпочтений с подготовленностью обучающихся в ориентационном курсе для первой и второй групп были использованы такие формы, методы и средства, как: методы тестирования и наблюдения, сосредоточенные на приемах самопознания; формы совместного анализа диагностики результатов психологических методик; методы определения и построения зоны оптимального сочетания оптанта: «надо» - «хочу» - «могу»; приемы совместного анализа соотношения непрофессиональных и профессиональных ценностей; приемы и методы вовлечения в практическую деятельность во внеурочное время; формы организации совместного с миром профессий знакомства и требований к ним; выстраивание последовательной цепочки основных ходов и действий, обеспечивающих реализацию намеченных перспектив и целей; методы анализа ситуаций самоопределения на основе разработанных психограмм профессий и профессиограмм; приемы самоопределения на основе самооценки ситуаций.

Для обучающихся с отсутствием личного профессионального плана (ЛПП) или его неопределенностью составлялись так называемые ходы: соотнесения позиций, ситуаций выбора профессии  своих ориентаций  с мнением членов семьи, друзей, педагогов; составление цепочки ближайших и более отдаленных целей и перспектив: варианты предварительной пробы сил, учебные заведения специальность, работа; беседы со специалистами, изучение специальной справочной литературы; составление запасных вариантов целей и путей их достижения на случай возникновения трудностей в реализации основных вариантов.

Еще одним направлением работы с учащимися, при отсутствии личного профессионального плана (ЛПП), стало развитие представлений об объекте и субъекте труда с сопоставлением ценностно-нравственных основ трудовой деятельности. При этом акцент делался на изучении «формулы профессии», предложенной Е.А. Климовым [3, с. 8-10]. «Формула профессии» включает в себя характеристику типов профессий, классов профессий, отделов профессий, групп профессий.

Нами были разработаны «формулы профессий» для учителя ОБЖ, специалиста по охране труда и окружающей среды, специалистов по безопасности технологических процессов и поисково-спасательной службы. «Формулы профессий» представлялись для эффективности их усвоения в виде поисковых карточных систем, которые обучающиеся могли систематизировать по группам, классам, отделам, типам профессий. Этот вид работы позволяет формировать профессиональное просвещение, обеспечивающее профессиональное самоопределение на начальных этапах.

С учащимися, у которых личный профессиональный план построен, но без полной ориентировочной основы (учтена только позиция сверстников или свое желание), реализовывались «ходы», предложенные Н.С. Пряжниковым [4, с. 87]. Эти ходы включали в себя: пошаговую реализацию ЛПП в пробах сил (подготовительные курсы, попытки поработать); анализ и сопоставление профессионально важных качеств специалистов с элементами профессиограмм; сопоставление со своими возможностями фактических условий труда будущей профессиональной деятельности, используя при этом элементы профессиографических исследований; соотнесение внешних условий достижения цели с внутренними (анализ склонностей, возможностей, сопоставление их с требованиями профессии).

Применение разработанной и внедренной в учебно-воспитательный процесс методики позволило достоверно изменить показатели допрофессиональной компетентности обучающихся в выделенных нами группах по уровню направленности (табл. 1). В выделенных группах мы регистрировали показатели профессионального ориентирования и определения соответствия своих возможностей требованиям профессии (сформированность умений общения; накопленные знания, умения по самооценке учащихся «К1», сформированность умений общения «К2», наличие интересов, подкрепленных умениями и навыками «К3»); показатели сформированности умений саморегуляции (способность к саморегуляции усилий «М1», сформированность умений сознательного контроля «М2», критичность в оценке своих умений «М3»); показатели ориентации на успешность своих действий (ориентация в своих действиях на успех/неуспех «О2»; зависимость/независимость учащихся в разрешении проблем «О3»; стабильность в работе, требующей усилий «О4») [5].

Таблица 1

Значения показателей по ориентационно-мотивационному компоненту у обучающихся до и после педагогического воздействия

1-я группа (низкая профессиональная направленность)

2-я группа (средняя профессиональная направленность)

Шкалы

До

После

Р

До

После

Р

х

s

х

s

х

s

х

s

К 1

3,3

±0,8

4,2

±0,4

<0,05

3,5

±0,9

4,1

±0,7

<0,05

К 2

0,3

±2,0

1,9

±1,4

<0,05

1,4

±2,1

1.9

±1.4

>0,05

К 3

4,9

±1,4

6,3

±1,1

<0,05

5,0

±1,6

6,4

±1,2

<0,05

М 1

3,1

±0,7

3,6

±0,8

<0,05

1,0

±2,1

2,4

±1,0

<0,05

М 2

2,8

±0,7

3,4

±0,5

<0,05

0,9

±1,9

1,5

±1,1

>0,05

М 3

4,8

±1,5

5,8

±1,0

<0,05

4,9

±1,9

6,3

±1,3

<0,05

О 2

5,7

±2,0

7,1

±2,2

<0,05

9,5

±3,9

9,3

±3,1

<0,05

О 3

-0,6

±1,9

1,1

±1,7

>0,05

-0,9

±2,1

-1,2

±1,8

<0,05

О 4

1

±1,9

1.3

±1,3

>0,05

2,4

±2,5

3,5

±0,8

<0,05

 

У обучающихся с низким уровнем профессиональной направленности отмечены достоверные изменения по 7 показателям (например, «наличие интересов, подкрепленных умениями и навыками», «уровень познавательных потребностей). Не выявлено достоверных различий лишь по двум шкалам (О3, О4), но рост этих показателей говорит о тенденции к достоверности.

У обучающихся со средним уровнем профессиональной направленности после эксперимента также достоверно повысились показатели по семи шкалам. Не выявлено достоверных различий по t-критерию Стьюдента в средних показателях шкал «сформированность умений общения», «ориентация в своих действиях на успех и неуспех», «критичность в оценке своих умений».

Показатели третьего когнитивного компонента допрофессиональной компетентности у обучающихся были представлены срезами работ: стартовая работа, тестовые задания, итоговые работы (табл. 2).

Таблица 2

Значения показателей по когнитивному компоненту у обучающихся после педагогического воздействия

Класс

1 срез

2 срез

3 срез

Достоверность различий

1-2

2-3

1-3

10 1

0,45±0,03

0,47±0,02

0,52±0,01

>0,05

<0,05

<0,05

10 2

0,45±0,02

0,48±0,02

0,50±0,01

>0,05

<0,05

<0,05

10 3

0,44±0,02

0,48±0,02

0,51±0,01

<0,05

<0,05

<0,05

10 а

0,46±0,01

0,49±0,01

0,51±0,01

<0,05

<0,05

<0,05

11 1

0,49±0,02

0,51±0,02

0,54±0,02

<0,05

<0,05

<0,05

11 2

0,49±0,01

0,52±0,01

0,56±0,02

<0,05

<0,05

<0,05

11 3

0,50±0,02

0,50±0,02

0,56±0,02

>0,05

<0,05

<0,05

11 а

0,50±0,02

0,51±0,01

0,57±0,02

>0,05

<0,05

<0,05

 

По данным таблицы 2 можно констатировать, что достоверных изменений по показателю «усвоение знаний» у школьников 10-х классов на втором срезе по данному критерию допрофессиональной компетентности не отмечено (p>0,05). Достоверные различия (p<0,05) существуют между показателями второго и третьего среза и показателями первого и третьего срезов. В 11-х классах уже при первом срезе выявлены достоверные изменения по уровню усвоения (11 3 и 11 а классы). Достоверные различия (p<0,05) также выявлены между вторым и третьим, между первым и третьим срезами.

Для выявления сформированности прогностического компонента допрофессиональной компетентности обучающихся использовались показатели активности, ответственности, самостоятельности, успеваемости, представляющие деятельностно-практический критерий (табл. 3).

Таблица 3

Значения показателей по прогностическому компоненту у обучающихся до и после педагогического воздействия

Параметры

деятельности

обучающихся

10-е классы

11-е классы

До

После

 

Р

До

После

 

Р

х

s

х

s

х

s

х

s

Активность

2,2

±0,8

2,4

±0,4

<0,05

2,3

±0,4

2,7

±0,3

<0,05

Ответственность

2,2

±0,5

2,4

±0,4

<0,05

2,2

±0,5

2,5

±0,5

<0,05

Самостоятельность

2,2

±0,4

2,5

±0,5

<0,05

2,3

±0,7

2,3

±0,6

>0,05

Успеваемость

2,2

±0,6

2,4

±0,5

>0,05

2,2

±0,5

2,3

±0,6

>0,05

 

После формирующего эксперимента были зарегистрированы достоверные изменения (p<0,05) в показателях «ответственности», «активности», «самостоятельности». Существует тенденция к достоверности по показателю «успеваемость».

Педагогический эксперимент, направленный на формирование допрофессиональной компетентности в рамках профессиональной ориентации с обучающимися старших классов на сферу «Безопасность жизнедеятельности», показал достаточно высокую эффективность методики, что нашло отражение в положительной динамике показателей, характеризующих компоненты допрофессиональной компетентности (ориентационно-мотивационный, когнитивный, прогностический), позволяющие школьникам осуществлять грамотный профессиональный выбор профессии в сфере «Безопасность жизнедеятельности».


Библиографическая ссылка

Голубь Е.Ю., Седымов А.В. МЕТОДИКА ОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27630 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674