Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЖАНРУ ПИСЬМА

Трегубова Л.С. 1 Колотушкина С.В. 1
1 ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Статья посвящена важной проблеме формирования коммуникативной культуры учащихся начальных классов, которая предполагает овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, развитие эмоциональной культуры, а также культуры мышления. Эффективным средством формирования коммуникативной культуры письменной речи является эпистолярный жанр, для которого характерно разнообразие коммуникативных задач, использование языковых средств разных стилей для осуществления речевой деятельности в соответствии с целями и ситуацией общения. В статье раскрываются особенности письма как речевого жанра, представлены типология писем, описание формул речевого этикета, используемых в эпистолярном жанре. В связи с тем, что тексты писем содержат разные типы синтаксических конструкций, авторы указывают на необходимость организации работы над пунктуационным оформлением данного жанра письменной речи. Привлечение внимания учащихся к знакам препинания как средству коммуникации будет способствовать формированию их умения использовать пунктуационные знаки для точного выражения мыслей и чувств в процессе письменного общения. В статье представлены материалы анализа учебников русского языка, которые позволят педагогу наметить пути решения проблемы совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования их коммуникативной культуры.
коммуникативная культура
компоненты коммуникативной культуры
этикетные формулы
жанр письма
пунктуационная грамотность
1. Тихонова Т.Е. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в условиях полиязыкового образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Сочи, 2011. – 23 с.
2. Белунова Н.И. Искусство эпистолярии и художественного произведения // Русский язык в школе. – 1995. – № 5. – С. 77-81.
3. Акишина А.А. Этикет русского письма / А.А. Акишина, Н.И. Формановская. – М.: Русский язык, 2012. – 208 с.
4. Трегубова Л.С. Теория и практика обучения пунктуации в начальных классах: монография. – М.: Экон-информ, 2011. – 128 с.
5. Климанова Л.Ф. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. – М.: Просвещение, 2016.

В современной образовательной системе особую значимость приобретает   коммуникативно-деятельностный подход к процессу обучения русскому языку,  который направлен на развитие общей культуры школьников, их способности выбирать и использовать разнообразные средства языка в процессе коммуникации в зависимости от цели и ситуации общения. Важной составляющей частью общей культуры личности является коммуникативная культура,   которая предполагает  определенный уровень владения такими видами речевой деятельности, как говорение, слушание, чтение и письмо,  развитие эмоциональной культуры, а также культуры мышления человека.

Формирование коммуникативной культуры учащихся начинается на начальных этапах обучения. По мнению Т.Е. Тихоновой, «сформированность основ коммуникативной культуры в начальной школе является необходимым условием успешного обучения и  воспитания на последующих образовательных ступенях» [1, с. 3]. Ученый рассматривает коммуникативную культуру учащихся начальных классов как «как интегральное личностное образование, которое позволяет ребенку в процессе общения совершать речевые поступки целесообразного, воздействующего, гармонизирующего характера» [1, c. 14]. Она считает, что «данное личностное единство базируется на совокупности полученных на начальной ступени образования  лингвистических и риторических знаний, умений и навыков, положительного опыта речевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к культуре межличностных контактов» [1, с. 14].  Т.Е. Тихонова выделяет следующие особенности коммуникативной культуры младших школьников: «большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий; преобладание речевых средств общения над неречевыми, эмоциональная насыщенность, ситуативность, стремление  к взаимопониманию и сопереживанию в процессе общения» [1, с. 13].

Большие возможности для формирования коммуникативной культуры учащихся имеет жанр письма, который способствует формированию умений использовать в процессе письменного общения различные стили речи в зависимости от адресата и ситуации общения; осуществлять выбор формы для выражения мысли, использовать разнообразные языковые средства для выражения конкретного содержания письма; выражать эмоционально-оценочные суждения в процессе письменного общения. Для того чтобы методически правильно организовать процесс обучения младших школьников письму как виду речевого жанра, учитель должен иметь представление о  его особенностях. Так, в жанре письма имеет место пересечение устной и письменной речи. В зависимости от цели письма, от адресата, от того, будет ли письмо прочитано одним человеком или его прочтут многие,  в текстах данного жанра могут употребляться языковые средства разных стилей: художественного официально-делового, публицистического.  Эпистолярный жанр отличает сфера употребления, коммуникативные задачи. Он является жанром монологической речи, хотя имеет ярко выраженный диалогический характер, поскольку в тексте письма выражено обращение автора к адресату, желание поделиться определенными мыслями и чувствами. При этом адресант учитывает  ответное восприятие письма адресатом. Жанр письма имеет следующую структуру: зачин (приветствие и обращение), основное содержание письма, концовку  (прощание,  дата и место написания). 

В процессе обучения учащихся составлению текста в жанре письма необходимо учитывать типологию писем по определенным признакам: в зависимости от ситуации общения (количества корреспондентов), от ведущей темы письма, стиля и цели написания.

Так,  в работах Н.И. Белуновой представлена классификация писем в зависимости от их стиля: а) официально-деловые письма (деловые документы), в которых отражаются официальные отношения; б) письма профессионально ориентированного содержания, для которых характерен научный стиль речи; в) публицистические письма (например, письма в редакцию газеты); г) художественные письма; д) частные неофициальные письма, в которых представлен синтез языковых средств, их различных функциональных стилей [2].

А.А. Акишина и Н.И. Формановская предлагают следующую   типологию писем в зависимости от того, какие цели преследует автор при их написании. Самую многочисленную группу составляют письма-сообщения.  К ним относятся «письма-извещения, письма-подтверждения, письма-напоминания, сопроводительные письма, рекомендательные письма, письма-повествования (о жизни, делах, событиях и т.п.)» [3]. Ко второй группе относятся побудительные письма, в которых содержатся приглашения, просьбы, запросы, советы или убеждения. Третья группа – эмоционально-оценочные письма. Четвертая группа – этикетные письма. Это «письма-благодарности, письма-поздравления, письма-извинения» [3]. Данная классификация представляет несомненный интерес для обучения младших школьников составлению текстов эпистолярного жанра.

На формирование коммуникативной культуры младших школьников оказывает положительное влияние ознакомление с формулами речевого этикета, которые являются  обязательным  языковым средством, используемым в жанре  письма. Остановимся более подробно на тех формулах речевого этикета, которыми должны овладеть младшие школьники при составлении текста данного жанра.

В начале письма традиционно используется обращение. При выборе обращения и его употреблении необходимо учитывать тип письма и особенности его адресата. Так, для официально-деловых писем характерны следующие этикетные формулы, которые используются в качестве  обращения к незнакомым лицам: Уважаемый редактор газеты, Многоуважаемый директор,  Глубокоуважаемые ветераны и другие. Если обращение адресовано знакомому лицу, то  в письмах такого типа имеет место этикетная формула: Уважаемый Михаил Петрович,  Уважаемая Елена Львовна.

При написании неофициальных частных писем, которые адресованы друзьям, родным, для обращения чаще всего используются такие формулы речевого этикета: Дорогой (имя), Дорогая (имя), Милая моя (бабушка, сестренка), Дорогой мой (папочка, дедушка, братик),  Родная моя сестренка, Любимая моя мамочка  и другие.

Обязательным компонентом начала письма является приветствие.  Приведем примеры формул приветствия, которые используются в частных официальных и неофициальных письмах: Добрый день!, Здравствуй (-те)!  Рад (-а, -ы) приветствовать Вас!  Привет! Шлю (шлем) Вам (тебе) (большой, горячий и т.п.) привет!  и другие. Следует отметить,  что  начало писем такого характера  отличается разнообразием сочетания формул обращения и приветствия:  в начале письма может быть только обращение или обращение и приветствие, или приветствие и обращение, или только приветствие.  В содержании деловых писем формула приветствия отсутствует.

В процессе обучения составлению писем важно формировать у учащихся представление об этикете основного содержания письма. В нем имеют место  специальные формулы, которые используются для введения в текст письма различного рода сообщений. Так,  в письмах  делового характера содержатся следующие этикетные формулы: Разрешите довести до Вашего сведения … , Доводим до Вашего сведения ... , Разрешите сообщить Вам … ,  Позвольте уведомить Вас … ,  Мы хотели бы (хотим, должны, вынуждены) довести до Вашего сведения (поставить Вас в известность … , напомнить Вам …) и другие.

 Для частных официальных и неофициальных писем (писем-сообщений) характерны такие формулы  ввода в текст письма сообщений: Мне хотелось бы поделиться с тобой впечатлением о … , Я хочу сообщить тебе интересную новость о … , Я хочу рассказать тебе о том, как … ,  У меня есть для вас (для тебя, для Вас) хорошая новость… , Я хочу поговорить о … , Мне хотелось бы знать твое мнение о … , В моей жизни все без изменений … ,  Мои дела идут хорошо … , Я очень часто вспоминаю о …  и другие.

В методических исследованиях высказывается мысль о том, что с целью осознанного и продуктивного использования младшими школьниками  в тексте письма формул данного содержания необходимо предлагать учащимся коммуникативные задачи и ситуации, которые помогут  им действовать  индивидуально,  произвольно и осознанно при  выборе языковых средств в процессе  письменного общения.

В содержании писем-сообщений, в этикетных письмах используются этикетные формулы поздравления и пожелания. Например: Поздравляю (-ем)  тебя (Вас) с Днем рождения (с праздником),  Прими (-те) мои искренние поздравления с праздником (с Днем рождения), От всего сердца (сердечно, от все души) поздравляю с … , Разрешите поздравить Вас с праздником … ,  Примите мои (наши) поздравления с … , Желаю (-ем)  Вам (тебе) здоровья (радости, хорошего настроения), От всей души желаю (-ем) тебе (Вам) счастья (исполнения желаний, приятных сюрпризов), Я хочу пожелать тебе (Вам) удачи, Пусть сбываются ваши мечты и желания. В качестве поздравлений и пожеланий могут быть использованы восклицательные предложения: Счастья! Радости! Пусть каждый день приносит радость! Удачи! Долгих лет жизни! и другие. 

Для концовки письма также характерно разнообразие формул речевого этикета. В конце текста письма имеют место итоговые фразы, которые предшествуют прощанию:  На этом я заканчиваю свое письмо, Я постарался (-лась) подробно описать … .  Надеюсь, что я подробно изложил (-а)… . Надеюсь, что я ответил (-а) на все твои вопросы и другие. Кроме того, концовка зачастую содержит просьбы к адресату о получении ответа на письмо: Пришлите, пожалуйста,  Ваши … ,  Я хочу попросить Вас (тебя) (как можно быстрее) ответить на мое письмо,   Я с (большим) нетерпением жду ответа на мое письмо,  Пиши (-те), очень жду твоего (вашего) ответа и другие. В конце письма могут быть представлены формулы, в которых содержатся высказывания и пожелания автора о регулярной переписке.  Например:  Не забывайте меня (нас) и пишите мне (нам) чаще,  Надеемся (надеюсь) на дальнейшую переписку с Вами (с тобой), Постарайся (-тесь) писать мне (нам) чаще и другие.  

В данной части письма в некоторых случаях повторно используются этикетные формулы благодарности, поздравления, пожелания или извинения: Позвольте еще раз поблагодарить Вас за … , Хотелось бы еще раз поздравить Вас (тебя) с … , Еще раз поздравляю Вас (тебя) с … ,  Хочется  еще раз пожелать тебе … , Хочу еще раз извиниться перед Вами (тобой) за … и другие.

Для завершения письма традиционно используются такие формулы прощания, как Всего хорошего!,  До свидания!, До скорой встречи! и другие, а также вежливая подпись. Например: Искренне  Ваш (имя), Твой друг (имя), Твоя (ваша) любимая (дочка, внучка), Твой (ваш) сын (имя) и другие.

Использование в тексте письма разнообразных языковых средств  (этикетных формул, клише, стилистически окрашенной лексики, разных типов синтаксических конструкций и др.) диктует, в свою очередь, необходимость организации работы над пунктуационным оформлением данного жанра письменной речи. По мнению ученых-методистов, «привлечение внимания учащихся к знакам препинания как средству коммуникации будет способствовать формированию их умения использовать пунктуационные знаки для точного выражения мыслей и чувств в процессе письменного общения» [4, с. 5], что, безусловно,  окажет положительное влияние на коммуникативную культуру письменной речи младших школьников.

На формирование коммуникативной  культуры младших школьников в процессе обучения составлению текста в жанре письма оказывает влияние дидактический материал, который представлен в учебниках русского языка. В связи с этим рассмотрим возможности учебников русского языка для 1-4 классов (УМК «Перспектива», авторы:  Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина) для организации работы над жанром письма. Так, в  учебнике русского языка для 1 класса  содержится 7 упражнений, предполагающих организацию работы над эпистолярным жанром. В рамках темы «От предложения к тексту»  представлены сведения  следующего характера: «В общении люди нередко используют записки и письма. Они пишутся по определенным правилам». Приведем примеры заданий, направленных на ознакомление младших школьников с  особенностями эпистолярного жанра.

Упражнение 239. Скажи, приходилось ли тебе писать письма? Если приходилось, то кому? О чем говорилось в письмах?

Упражнение 243. Приходилось ли вам получать приглашение на день рождения или на другой какой-нибудь праздник? Для чего пишут приглашения? Напишите своим родителям приглашение на праздник «Прощание с первым классом».

В учебниках русского языка для 2 класса  представлено   5 упражнений, направленных на обучение младших школьников жанру письма. Например:

Упражнение 184. Прочитай. Какую записку оставила Ане сегодня утром мама? 

Милая Анечка!

Когда придешь из школы, не забудь полить цветы. Налей молока котенку. Я сегодня немного задержусь.

Не скучай.

Целую. Мама.

Упражнение 185. Напиши записку родителям или друзьям. Пользуйся правилами составления записок, указанными профессором Самоваровым.

Профессор Самоваров: «Теперь вспомним, как пишут письма. Письмо обычно длиннее, чем записка. В письме должны быть такие части:

  1. Приветствие и обращение.
  2. Рассказ о своих делах.
  3. Вопросы о жизни того, кому адресовано письмо.
  4. Слова прощания.
  5. Подпись» [5].

Упражнение 188. Прочитай приглашение.

Дорогой Саша!

Приглашаю тебя завтра, 20 мая, в 12 часов ко мне на день рождения. Буду рад тебя видеть.

Твой друг Никита.

Приходилось ли вам получать приглашение на день рождения или на другой какой-нибудь праздник? Для чего и как пишут приглашения? Напишите своим родителям приглашение на праздник  весны и окончания второго класса.

 В учебнике русского языка для 3 класса содержится лишь 1 упражнение, предполагающее  ознакомление младших школьников с текстом заявления, то есть с официально-деловым письмом.  В упражнении 59 предлагается задание следующего характера:

Представьте, что вам хочется поступить в клуб «Космонавт». Подумайте, к кому надо обратиться, как выразить свое желание заниматься космонавтикой. Прочитайте образец заявления.

Директору клуба «Космонавт»

Звездину В.Н.

ученика третьего класса

Певцова Александра

заявление.

Прошу принять меня в ваш клуб, потому что я хочу изучать звездное небо и полететь на Марс.

25 сентября 2012 г. 

Певцов А.

Обратите внимание на первую часть заявления.  Кому адресовано заявление? Что должно стоять в конце после текста заявления? Составьте заявление с просьбой о чем-либо. Кому вы его адресуете?

В учебнике русского языка для 4 класса обнаружено 1 упражнение,  которое предполагает ознакомление младших школьников с текстом объяснительной записки.

Упражнение 26. Приходилось ли вам писать объяснительные записки? Прочитайте объяснительную записку ученика. Точно ли он передал информацию? Уместно ли использовал слова в обращении?

Милая Анна Сергеевна!

Я часто опаздываю в школу не по своей вине.

Утром мне мешает щенок. Он запихивает мои ботинки под кровать. Потом котенок выбрасывает карандаши из пенала. Пока я собираю портфель, мои часы очень быстро бегут и показывают 9 часов.

Все ребята уже в школе, а я только собираюсь.

Сережа.

Таким образом, жанр письма способствует развитию у младших школьников мотивации использования письменного текста в процессе речевого общения. Ознакомление учащихся с особенностями эпистолярного жанра оказывает положительное влияние на формирование их коммуникативной культуры.


Библиографическая ссылка

Трегубова Л.С., Колотушкина С.В. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЖАНРУ ПИСЬМА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27619 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674