Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

РЕЗУЛЬТАТЫ КАТАМНЕСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ 6 МЕСЯЦЕВ ПОСЛЕ КУРСА КОМПЛЕКСНОЙ ТЕРАПИИ С ВКЛЮЧЕНИЕМ ГИПОКСИ-ГИПЕРКАПНИЧЕСКИХ ТРЕНИРОВОК

Старцев А.А. 1 Кулишова Т.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Проведено исследование детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в катамнезе через 6 месяцев после курса комплексной терапии. Оценка эффективности осуществлялась по клиническому, нейрофизиологическому и нейропсихологическому статусам, толерантности к гипоксии, качеству жизни и состоянию церебральной гемодинамики. Установлено, что положительная динамика, по основным клиническим проявлениям, сохранялась в основной группе. Динамика распространенности неврологических симптомов в группе сравнения была достоверно выше. Исследование когнитивных функций показало, что во всех исследуемых группах произошло ухудшение состояния памяти и внимания, но в разной степени. На основании динамики показателей толерантности к гипоксии можем полагать, что у детей основной группы функциональный резерв кардиоваскулярной системы и толерантность головного мозга к гипоксии выше, чем у детей группы сравнения. Дети основной группы через 6 месяцев субъективно оценили свое качество жизни достоверно выше. В группе сравнения произошло достоверное увеличение количества электроэнцефалограмм с присутствием патологических ЭЭГ-паттернов. Показатели церебральной гемодинамики говорят о том, что в группе сравнения произошло снижение кровотока в основных бассейнах и нарастали признаки венозной дисгемии, тогда как в основной группе достоверных изменений не наблюдалось.
синдром дефицита внимания и гиперактивности (сдвг)
гипокси-гиперкапнические тренировки (ггт)
дыхательный тренажер (дт)
комплексная терапия
1. Набойченко Е.С., Абшилава Э.Ф. Этиология, патогенез и клинические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в различные периоды онтогенеза // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 1. - С. 183-187.
2. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Медико-биологические науки. - 2014. - № 1. - С. 31-39.
3. Чудимов В.Ф. Диагностика и лечение минимальных мозговых дисфункций и школьной дезадаптации у детей с недифференцированной дисплазией соединительной ткани: методическое пособие / В.Ф. Чудимов, Е.А. Бойко, Н.А. Щигрева и др. – Барнаул: Изд-во ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет», 2013. – 33 с.
4. Иванов А.О. Управляемая адаптация к гипоксии-гиперкапнии как средство коррекции соматоформных вегетативных расстройств / А.О. Иванов, А.В. Баранов, Д.Н. Елисеев и др. // XI Межвузовская конф. с междунар. участием «Обмен веществ при адаптации и повреждении». – Ростов н/Д, 2013. – С. 45-49.
5. Трегуб П.П., Куликов В.П., Беспалов А.Г. и др. Нейропротективная эффективность тренировок с изолированным и сочетанным воздействием гипоксией и гиперкапнией в эксперименте // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. – 2013. – Т. 155. – № 3. – С. 302.
6. Шумахер Г.И., Чудимов В.Ф., Путинцева А.Б., Гончаров А.С. Гиперкапнически-гипоксические дыхательные тренировки в детской практике для улучшения когнитивных функций // Теория и практика современной науки. – 2014. – С. 388-395.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одной из самых распространенных форм нервно-психической патологии у детей [1; 2]. Поиск способов устранения патогенетических звеньев и, как следствие, клинических проявлений обращает наше внимание на огромный арсенал терапии немедикаментозной, которая, в силу своего известного ряда преимуществ, наиболее рационально применима в педиатрической практике, особенно при неврологических заболеваниях [3; 4]. Существует не много методов патогенетической, и ещё меньше саногенетической, для детского организма, направленности при данном синдроме. Метод комплексной терапии с включением дыхательных, гипокси-гиперкапнических, тренировок (ГГТ) на тренажере «Карбоник» способствует не только редукции основных симптомов СДВГ, но и пролонгированному эффекту после курса лечения [5; 6].

Цель исследования. Изучить влияние комплексной терапии с включением дыхательных, гипокси-гиперкапнических тренировок в катамнезе через 6 месяцев на клинико-инструментальные показатели у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Материалы и методы

Данное исследование одобрено на заседании Этического комитета в ГБОУ ВПО «АГМУ» Минздрава РФ (протокол № 1 от 29.01.2014 г.). Критерии включения: наличие верифицированного диагноза по МКБ 10: F 90.0 с сохранением основных клинических симптомов СДВГ на протяжении не менее 6 месяцев. Возраст: от 10 до 15 лет (средний возраст составил 12,0±1,2 года). Исследование проводили открытым сравнительным методом с формированием основной группы и группы сравнения. Под нашим наблюдением находилось 129 детей с СДВГ, которые были разделены на 2 группы: основную группу составили 66 детей, получавших классический массаж шейно-воротниковой зоны, седативную фитотерапию, локальную магнитотерапию, ЛФК по общепринятой методике, гипокси-гиперкапнические тренировки на дыхательном тренажере «Карбоник» (рег. уд. № ФСР 2009/05033 от 10.06.2009 г). ГГТ проводились 1 раз в день, через 2 часа после еды, ежедневно в положении сидя. Порядок тренировочных занятий заключался в проведении цикла дыхательных движений через аппарат ртом, нос перекрывался специальным зажимом. Во время тренировки дыхание спокойное, естественное. Время тренировочного режима 20 минут. Количество процедур на курс – 21, ежедневно. Группу сравнения составили 63 ребёнка, которые получали тот же базовый комплекс лечения, но без дыхательных, гипокси-гиперкапнических тренировок. В исследование включены мальчики 51,5%, девочки 49,2%.

Комплаенс через 6 месяцев составил 85,3% (86,4% детей основной группы, 84,1% детей группы сравнения). У детей с СДВГ оценивалась динамика клинических и субъективных симптомов, нейропсихологического исследования по тестам: «Запоминание 10 слов», «Таблицы Шульте»; исследование толерантности к гипоксии и качества жизни (КЖ) по опроснику PedsQL 4.0. Инструментальные методы: электроэнцефалограмма и комплексная эхография, также выполнялись в полном объеме.

При обработке материалов использовали методы математической статистики. Обработку данных проводили с помощью компьютерных программ Statistica 10.0, Excel 2007. Нормальность распределения оценивалась при помощи метода Колмогорова-Смирнова. Для оценки полученных результатов использовали методы параметрической и непараметрической статистики. Данные представлены в виде «среднее ± ошибка среднего» (М±m) (нормальное распределение признака). Для сравнения выборок использовали t-критерий Стьюдента (нормальное распределение и равенство выборочных дисперсий). Равенство выборочных дисперсий оценивали по F-критерию Фишера. Для сравнения связанных выборок использовали парный t-критерий Стьюдента. Анализ таблиц сопряженности проводили с использованием критерия согласия χ2 (при объеме выборки более 50 и частотах более 5). Уровень статистической значимости при проверке нулевой гипотезы принимали соответствующий p<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Первостепенной задачей исследования катамнеза у детей с СДВГ явилась оценка выраженности основных клинических проявлений данного синдрома (табл. 1) и неврологических симптомов (симптом пирамидной недостаточности, напряжение задне-шейных мышц, статико-локомоторная атаксия).

Таблица 1

Динамика клинических проявлений, по данным анкеты DSM-IV, у детей с СДВГ, в обеих группах, в катамнезе за 6 месяцев (М±m) (в баллах)

Показатель

Основная группа

Группа сравнения

После лечения (n=66)

Через 6 месяцев после лечения (n=57)

После лечения (n=63)

Через 6 месяцев после лечения (n=53)

Нарушение внимания

3,85±0,21

4,73±0,13

5,18±0,24

6,42±0,11*▲

Гиперактивность/Импульсивность

3,47±0,14

4,92±0,18

5,24±0,13

6,71±0,12*▲

Примечание:

* – уровень значимости различий внутри группы p<0,05;

▲– критерий значимости различий между группами p<0,05.

Анализ данных таблицы 1 показал, что в основной группе положительная динамика сохранялась по клиническим симптомам СДВГ (нарушение внимания, гиперактивность/импульсивность) и достоверно значимых изменений не произошло (р>0,05). В группе сравнения у детей с СДВГ через 6 месяцев после окончания комплексной терапии нарастание основных клинических симптомов по показателю «нарушение внимания» произошло на 23,6% (p<0,05), а по показателю «гиперактивность/импульсивность» на 27,9% (p<0,05). Получены достоверные различия между группами детей с СДВГ. По показателю «нарушение внимания» на 36,2% (p<0,05), по показателю «гиперактивность/импульсивность» на 36,7% (p<0,05).

Значительное сохранение положительной динамики клинических проявлений СДВГ у детей основной группы можно связать с формированием «системного структурного следа», проявляющегося после курса гипокси-гиперкапнических тренировок, так как дети группы сравнения получали тот же терапевтический комплекс, но без данных дыхательных тренировок.

Динамика распространенности неврологических симптомов в основной группе через 6 месяцев была достоверно ниже, чем в группе сравнения: «напряжение задне-шейных мышц» на 14,1% (p<0,05), «статико-локомоторная атаксия» на 11,0% (p<0,05). По показателю «пирамидная недостаточность» достоверно значимых различий не прослеживалось (р>0,05).

Для исследования состояния слухоречевой памяти, у детей обеих наблюдаемых групп, были выбраны 2 симптома: «снижение кратковременной памяти» и «неустойчивость внимания» с учетом их наглядности.

Количество детей со снижением кратковременной памяти в основной группе через 6 месяцев было достоверно ниже, чем в группе сравнения: со снижением кратковременной памяти на 11,8% (p<0,05), с неустойчивостью внимания на 23,9% (p<0,05).

Для исследования внимания по «Таблицам Шульте», в катамнезе за 6 месяцев, был выбран показатель «лучшее время», как наиболее наглядный. Показатель внимания в основной группе через 6 месяцев был достоверно выше, чем в группе сравнения: «лучшее время» на 29,2% (p<0,05). Исходя из полученных данных, можем полагать, что у детей основной группы возможности когнитивных функций, как следствие парадоксального влияния ГГТ на ауторегуляцию мозгового кровообращения, выше, чем у детей группы сравнения.

При исследовании влияния гипокси-гиперкапнической тренировки на дыхательном тренажере «Карбоник» на реакцию сердечно-сосудистой системы детей с СДВГ обеих исследуемых групп через 6 месяцев после курса комплексной терапии с использованием проб с задержкой дыхания выявлено достоверное снижение показателей (табл. 2).

Таблица 2

Динамика показателей толерантности к гипоксии у детей с СДВГ в катамнезе за 6 месяцев (М±m) (с)

 

Основная группа

Группа сравнения

Дыхательная проба

После

лечения (n=66)

Через 6 месяцев после лечения (n=57)

После

лечения (n=63)

Через 6 месяцев после лечения (n=53)

Штанге

 

38,65±0,23

36,64±0,34*

 

 

29,81±0,15

25,54±0,19*▲

 

Штанге (после физ. нагрузки)

29,22±0,16

28,72±0,28

 

 

19,59±0,23

 

16,26±0,17*▲

 

Генчи

26,73±0,24

22,24±0,22*

 

21,14±0,34

17,43±0,19*▲

 

Примечание:

* – уровень значимости различий внутри группы p<0,05;

▲– критерий значимости различий между группами p<0,05.

Показатели толерантности к гипоксии в основной группе через 6 месяцев были достоверно выше, чем в группе сравнения: по дыхательной пробе «Штанге» на 30,3% (p<0,05), «Штанге после физической нагрузки» на 43,4% (p<0,05), «Генчи» на 21,6% (p<0,05).

Полученные результаты объясняются тем, что под воздействием ГГТ в головном мозге запускаются механизмы ангиогенеза и включения ранее не функционировавших сосудов. А чем больше плотность капилляров в ткани, тем выше диффузия кислорода в клетки. На основании этого можем полагать, что у детей основной группы функциональный резерв кардиоваскулярной системы, способность клеток к извлечению и использованию кислорода из притекающей крови и толерантность головного мозга к гипоксии выше, чем у детей группы сравнения.

Сравнительный анализ эффективности комплексной терапии детей с СДВГ наблюдаемых нами групп в условиях санатория оценивали через 6 месяцев по динамике качества жизни, которую проводили с использованием детского опросника – PedsQL 4.0 (Pediatrics Quality of Life Inventory, Generic Core Scales) (табл. 3).

Таблица 3

Динамика показателей качества жизни детей с СДВГ в исследуемых группах через 6 месяцев после курса комплексной терапии (M±m) (в баллах)

Параметр качества жизни по опроснику

Основная группа

Группа сравнения

После лечения (n=66)

Через 6 месяцев после лечения (n=57)

После лечения (n=63)

Через 6 месяцев после лечения (n=53)

Физическое функционирование

96,5±2,2

94,7±1,3

93,6±1,5

96,2±0,9

Эмоциональное функционирование

85,4±1,2

98,6±0,8*

77,1±1,9

71,5±1,4▲

Социальное функционирование

67,7±2,1

73,9±1,4*

49,3±2,1

44,5±0,5*▲

Жизнь в школе

86,7±1,8

96,8±1,1*

81,6±1,4

72,9±0,6*▲

Суммарный балл общего качества жизни

83,6±2,3

91,0±0,4*

75,5±1,7

71,3±1,3▲

Примечание:

* – уровень значимости различий внутри группы p<0,05;

▲– критерий значимости различий между группами p<0,05.

Как видим из таблицы 3, произошло достоверное увеличение показателей КЖ у детей с СДВГ в основной группе по шкалам: «эмоциональное функционирование», «общение», «жизнь в школе». В группе сравнения произошло достоверное снижение показателей КЖ по двум шкалам: «общение» и «жизнь в школе».

По шкале «физическое функционирование» в обеих исследуемых группах статистически значимых различий не выявилось. Этот показатель находился на высоком уровне как до и после курса комплексной терапии, так и через 6 месяцев (р>0,05).

Качество жизни в основной группе через 6 месяцев было достоверно выше, чем в группе сравнения: «эмоциональное функционирование» на 21,8% (p<0,05), «общение» на 39,8% (p<0,05), «жизнь в школе» на 24,7% (p<0,05). «Суммарный балл общего качества жизни» в основной группе был достоверно выше на 21,6% (p<0,05). Это свидетельствует, что дети основной группы через 6 месяцев субъективно оценили свое КЖ достоверно выше, а значит, имели большую возможность восстановления когнитивных функций и более полного выполнения повседневной и учебной деятельности.

В основной группе сохранялась положительная динамика нейрофизиологического статуса и достоверно значимых изменений не произошло, кроме увеличения ЭЭГ с присутствием паттерна «усиление β-активности с уменьшением его представленности в передних отделах коры» на 13,1% (р>0,05). Через 6 месяцев после проведения комплексной терапии в группе сравнения наблюдается увеличение количества ЭЭГ с присутствием патологических паттернов: «ослабление синхронизирующих влияний ретикулярной формации» у 11,7% детей (р<0,05), «заинтересованность структур мезодиэнцефального уровня» у 9,3% (р<0,05), «неравномерная низкоамплитудная α-активность» у 7,8% (р<0,05), «дезорганизация корковой ритмики с замедлением α-ритма» у 8,1% (р<0,05), «усиление β-активности с увеличением его представленности в передних отделах коры» у 20,4% (р<0,05); «дизритмия с выраженностью высокоамплитудных медленных волн (∆- и θ-диапазонов)» у 12,7% (р<0,05), высокая пароксизмальная активность у 8,3% детей группы сравнения (р<0,05).

В группе сравнения произошло достоверное увеличение количества ЭЭГ с присутствием патологических ЭЭГ-паттернов через 6 месяцев после комплексной терапии, в то время как в основной группе оно было достоверно ниже.

Анализ показателей церебральной гемодинамики через 6 месяцев после окончания курса комплексной терапии детей с СДВГ показал, что достигнутые результаты сохранялись в течение этого времени в большей степени у детей основной группы и в меньшей степени – в группе сравнения (табл. 4).

Таблица 4

Количество детей в группах с различными нарушениями церебральной гемодинамики в катамнезе за 6 месяцев (%)

Нарушение церебральной гемодинамики

Основная группа

Группа сравнения

После лечения (n=66)

Через 6 месяцев после лечения (n=57)

После лечения (n=63)

Через 6 месяцев после лечения (n=53)

Снижение кровотока в каротидном бассейне

31,8

41,2*

42,9

59,4*▲

 

Снижение кровотока в ВББ

48,5

60,7*

 

63,5

80,4*▲

 

Спазм позвоночных артерий при поворотах головы

50,0

64,8*

50,8

61,6*

 

Венозная дисгемия

27,3

39,3*

53,9

68,8*▲

Примечание: количество детей в % соотношении

* – уровень значимости различий внутри группы p<0,05;

▲– критерий значимости различий между группами p<0,05.

Данные таблицы 4 указывают на то, что в основной группе положительная динамика сохранялась в большей мере по основным критериям нарушения мозгового кровообращения и, статистически достоверно, превосходила показатели группы сравнения. Полученные результаты объясняются тем, что при снижении парциального давления кислорода и увеличении парциального давления углекислого газа в крови происходит снижение тонуса артерий головного мозга и увеличение объемного мозгового кровотока. Вероятно, углекислый газ является не только основным регулятором кислородного обеспечения организма, но и модулирует эффекты гипоксии. Гипокси-гиперкапнические тренировки специфично действует на магистрали гемодинамики, расширяя резистивные сосуды головного мозга, при этом вызывая их спазм в большинстве периферических сосудистых регионов [5].

Выводы. Таким образом, включение дыхательных, гипокси-гиперкапнических тренировок в терапевтический комплекс детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности позволяет, в катамнезе за 6 месяцев, статистически значимо улучшить клинические показатели, неврологический статус, когнитивные функции, толерантность к гипоксии, качество жизни и показатели инструментальных методов. 


Библиографическая ссылка

Старцев А.А., Кулишова Т.В. РЕЗУЛЬТАТЫ КАТАМНЕСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ 6 МЕСЯЦЕВ ПОСЛЕ КУРСА КОМПЛЕКСНОЙ ТЕРАПИИ С ВКЛЮЧЕНИЕМ ГИПОКСИ-ГИПЕРКАПНИЧЕСКИХ ТРЕНИРОВОК // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27596 (дата обращения: 15.02.2019).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252