Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раянова Ю.Ю. 1 Костихина Н.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»
Изложены актуальность изучения проблемы допрофессиональной социализации школьников 9-11 класса и необходимость разработки и внедрения модели психолого-педагогического сопровождения. Представлено понимание допрофессиональной социализации, критериев психолого-педагогического сопровождения. Описаны результаты исследования готовности к профессиональному самоопределению, в котором принимали участие 53 обучающихся 10-х классов средней общеобразовательной школы № 118 г. Омска. Исследование проводилось на основе методов тестирования и педагогического эксперимента. Результаты исследования позволили разделить обследуемых на низкомотивированных, высокомотивированных и обучающихся с дисгармоничными социальными установками. Старшеклассники с низкой мотивацией и с дисгармоничными ориентациями в большей степени нуждаются в сопровождении. Отсутствие комплексного подхода к решению проблемы допрофессиональной социализации старшеклассников позволило представить модель психолого-педагогического сопровождения. Модель включает в себя четыре компонента: профессиональная диагностика, профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, психологическое консультирование. Представлены три этапа реализации модели: организационный, основной, заключительный. Авторы пришли к выводу, что результатом психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старших школьников является поддержка у обучающихся социальных установок, которые направлены на труд, получение радости от процесса труда, самореализацию; построение условий, которые способствуют коррекции дисгармоничных социальных установок.
допрофессиональная социализация
психолого-педагогическое сопровождение
выбор профессии
мотивы выбора
социальные установки
статус профессиональной идентичности
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. – С. 43-52.
3. Лазарев А.А. Педагогические условия формирования профессионального интереса старшеклассников к будущей деятельности: автореф. диc. ... канд. пед. наук. - Москва, 2014. - 26 с.
4. Лернер П.С. Модель самоопределения выпускников профессиональных классов средней общеобразовательной школы // Школьные технологии. - 2013. - № 4. - С. 113-117.
5. Чистякова С.Н. Социально-профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения // Профессиональная ориентация. - 2007. - № 4. - С. 45-49.
6. Грецов А.Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. - СПб.: Издательский дом «Питер», 2008. - 155 с.
7. Диагностика профессионального самоопределения / сост. Я.С. Сунцова. - Ижевск: Удмуртский университет, 2009. - 112 с.
8. Костяк Т.В. Когнитивные компоненты социального пространства современной молодежи // Психологические исследования. - 2013. – T. 6. - № 30 [Электронный ресурс]. - URL: http://psystudy.ru/num/2013v6n30/852-kostyak30 (дата обращения: 28.04.2018).
9. Бычкова В.А. Допрофессиональная социализация старших школьников / В.А. Бычкова, Ю.Ю. Раянова // Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения: материалы III Региональной научно-практической конференции. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2016. - С. 121-125.

Проблема ответственного подхода к выбору профессии является особенно актуальной в настоящее время в связи с новыми социально-экономическими рыночными условиями в России, быстро меняющимся рынком труда, стремительным вхождением новых профессий, о которых учащиеся старших классов имеют лишь поверхностные знания.

Старший школьный возраст является одним из важных этапов социализации личности. Именно в период обучения в школе происходит допрофессиональная социализация, результатом которой должен стать осознанный и ответственный выбор профессии и путей получения образования [1].

Допрофессиональная социализация – это многогранный процесс включения индивида с момента его рождения в дотрудовую деятельность, а именно: получение знаний о современных и востребованных в обществе профессиях, выявление индивидуальных склонностей к определенным специальностям, приобщение к социальным нормам общества, развитие профессиональных качеств [2].

Задачи допрофессиональной социализации должна решать школа, имеющая для этого серьезные возможности, как один из важнейших социальных институтов, способных оказывать учащимся реальную помощь в адаптации к будущим производственным отношениям. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего старшеклассником должна выступать неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса в условиях общеобразовательной школы. Требования современного рынка труда заставляют пересматривать систему организации профессионального самоопределения современного старшеклассника. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в образовательном процессе разработке системы профессионального сопровождения, которая бы учитывала индивидуально-психологические детерминанты допрофессиональной социализации старших школьников, уделялось недостаточно внимания.

Вследствие этого в теории и практике сохраняются проблемы, которые не преодолены и сегодня. К ним можно отнести:

- отсутствие системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с учетом их индивидуально-психологических и динамических характеристик;

- несоответствие между потребностями общества в количестве и качестве специалистов и выбором старшеклассниками будущей профессии;

- отсутствие социальных и психологических механизмов, обеспечивающих развитие профессиональных качеств обучающихся с учетом их профессиональных склонностей [3].

Возрастной период обучающихся с 9 по 11 класс по П.С. Лернеру характеризуется как этап формулирования и уточнения социально-профессионального статуса. Как раз готовность выбора будущей профессии и сферы профессиональной деятельности будет являться неким итогом, результатом процесса профессионального самоопределения.

У школьника есть право свободно выбирать будущую профессиональную деятельность, но только лишь желания и интереса к определенной профессии будет недостаточно. Сознательный выбор профессии можно осуществить, имея в своем багаже комплекс знаний и умений, способствующих готовности подростка к выбору своей профессиональной сферы. Данная готовность - это результат длительного педагогически направленного процесса профессионального самоопределения обучающихся. Это и является сутью психолого-педагогического сопровождения. По А.А. Лазареву и П.С. Лернеру, процесс психолого-педагогическое сопровождения - это оперативная и превентивная помощь в процессе саморазвития человека, направленная на решение его индивидуальных проблем, которые связаны с направлением и продвижением профессионального самоопределения школьника, и представляет собой сложную многоуровневую систему. Педагог и психолог здесь выступают как наставники, помощники на пути выбора профессиональной деятельности, способствуют выработке самосознания, активизируя и мотивируя обучающихся [4].

Процесс взаимодействия педагога и обучающегося осуществляется с помощью таких аспектов, как:

- поддержка имеющихся у обучающегося качеств, которые потенциально находятся в зоне его ближайшего развития;

- построение условий, которые способствуют переведению поддерживающихся качеств в деятельность самого обучающегося;

- формулирование собственных проблем, противоречий и придание им (через взаимодействие с взрослым) развивающего характера путем превращения проблемы в деятельностную задачу [5].

Результатом психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации обучающихся, по С.Н. Чистяковой, являются три показателя:

  1. Ценностно-смысловой – наличие мотивов, установок выбора профессии, активная позиция старшеклассника в процессе принятия решения.
  2. Информационный – умение работать с источниками информации, осведомленность о требованиях профессии.
  3. Деятельностно-практический – умение проводить самоанализ имеющихся вариантов выбора профессии, контролировать и корректировать профессиональные планы, заниматься профессиональным самовоспитанием и саморазвитием [6].

На сегодняшний день работодатели предъявляют жесткие требования к таким качествам специалиста, как компетентность и профессионализм. Для того чтобы стать профессионалом, необходимо пройти очень длинный и долгий путь. Человек раньше становится профессионалом, если им была успешно преодолена стадия профессионального самоопределения, приходящаяся на 9-11 классы. Поэтому в данный период очень важной является работа по психолого-педагогическому сопровождению допрофессиональной социализации обучающихся.

Таким образом, в психолого-педагогической литературе отмечается недостаточность комплексных подходов к сопровождению допрофессиональной социализации старшеклассников, что позволяет нам поставить цель исследования: разработать и внедрить модель психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации учащихся.

В исследовании принимали участие 53 обучающихся 10 классов средней общеобразовательной школы № 118 г. Омска.

Программа исследования включала в себя следующие методики: [7; 8]

- «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина);

- «Изучение мотивов профессионального выбора» (А.А. Кибирев);

- «Изучение статуса профессиональной идентичности» (А.А. Азбель и А.Г. Грецов);

- «Готовность к профессиональному самоопределению» (В.Б. Успенский).

Результаты исследования старшеклассников показали, что 60% обучающихся имеют средний уровень готовности к профессиональному самоопределению, который является преобладающим. У 20% подростков выявлены высокий и низкий уровни соответственно. Это говорит о том, что большинство обучающихся уже выбрали свою будущую профессию, но все еще ищут альтернативные варианты и наиболее подходящую для них специальность.

Анализ мотивов профессионального выбора показал, что доминирующими у 14% старшеклассников являются мотивы: предметный, указывающий интерес к конкретному учебному предмету; ситуативно–прагматический, который обусловлен рейтингом выбираемой профессии на рынке труда, но без учета собственных интересов и склонностей, а также конформный, когда выбор профессии совершается под влиянием лидеров и референтной группы.

По результатам изучения социально-психологических установок было выявлено, что 34% старшеклассников имеют слабовыраженные социальные ориентации и испытывают трудности в принятии решения, у 39% обучающихся проявились дисгармоничные социальные ориентации, что означает наиболее яркую выраженность одних и меньшую развитость либо вообще отсутствие других социальных установок, что свидетельствует о необходимости специального психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации. По результатам изучения социальных установок мы установили, что большинство оптантов ориентировано в будущей профессии на результат (21%). Чуть меньшее число испытуемых привлекают сам процесс, свобода и труд, что свидетельствует о психологической готовности к дальнейшему обучению, получению профессии и отражает направленность на ведущий вид деятельности, обусловливает потребность в честном самостоятельном труде. Несмотря на позитивное стремление к результату в деятельности, старшеклассники не всегда способны уделять должное внимание самому процессу деятельности, от этого ожидаемый результат может быть не достигнут, что приведет к разочарованию.

Помощь обучающимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей: формирование мотивов и установок мотивов выбора профессии, получение знаний о себе; о мире профессионального труда (анализ профессий, профессиональной деятельности); соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности, корректировку статуса профессиональной идентичности, развитие профессиональных качеств.

На основе изученного теоретического материала и проведенных диагностических данных нами была разработана модель психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации старших школьников, состоящая из четырех компонентов: профессиональная диагностика, профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профессиональное консультирование (рис. 1).

Все компоненты данной модели взаимодействуют между собой и вместе составляют систему психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации старшеклассника, где педагог и психолог выступают как наставники, помощники в выборе будущего. Данная модель внедрялась в общеобразовательной школе города Омска № 118. Модель была реализована в три этапа: организационный, основной, заключительный.

Модель психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации старшеклассников

 

На каждом этапе были проведены профориентационные мероприятия в рамках процесса психолого-педагогического сопровождения старшеклассников.

На организационном этапе проводилась профессиональная диагностика, которая направлена на изучение личности школьника. Данный компонент включает в себя проведение с обучающимися комплекса диагностических методик, выявляющих уровни готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Основной этап. Профессиональное просвещение ставит своей целью информирование школьников о наиболее массовых профессиях, о способах и условиях овладения ими, пропаганду общественной значимости профессий, востребованных в регионе, усиливает мотивацию для поиска новых, недостающих сведений о будущей профессии, активизирует силы и мобилизует человека к самопознанию и самоопределению в океане труда и профессий.

Данный компонент предполагает проведение классных часов, диспутов, направленных на знакомство с наиболее распространенными в регионе профессиями, а также с основными принципами выбора профессии, которые необходимы для успешного самоопределения старшеклассника. Данная работа ведется и на родительском собрании с родителями обучающихся, которые являются неотъемлемыми участниками процесса психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации.

Профессиональное воспитание направлено на развитие социальных установок, мотивов, интересов и склонностей, на коррекцию и воспитание профессиональных свойств личности, склонностей. Данный компонент осуществляется при помощи диспутов, деловых игр, игр-дискуссий, проектов, направленных на знакомство с такими понятиями, как должность, специальность; на соотнесение свойств личности с различными видами профессий, формирование взгляда о современном рынке труда, расширение знаний о профессиях будущего, проектирование индивидуального плана своего профессионального будущего.

Также на основном этапе был разработан и реализован проект «Моя профессия. Мой город. Мое будущее», позволяющий укреплять знания старшеклассников о современных и востребованных в регионе профессиях, включать старшеклассников в творческую деятельность в процессе допрофессиональной социализации. Мероприятия были объединены идеей, посвященной родному городу. Например, профориентационная игра «Современные и востребованные профессии в моем городе», в процессе которой школьники достают карточки с профессиями и показывают остальным суть профессии, чем занимается специалист данной сферы. После того как ребята отгадывают профессию, ведущий спрашивает у них: чем занимается данный специалист, какими качествами он должен обладать, насколько востребована данная профессия в регионе.

Презентация «Визитка специалиста». Ребятам предлагается представить, что они являются специалистами выбранных ими профессий, и для этого создать визитные карточки с фотографией, личной информацией и персональным QR-кодом.

Проект «Я создаю красоту вокруг». Ребятам предлагается разбиться на команды по 4-5 чел., затем создать дизайн клумбы в графическом редакторе, посвященной 300-летию города Омска. Затем команды высаживают цветы, согласно своим дизайнам, на территории школы. Квест «По просторам малой Родины моей» предлагается создать для обучающихся 5 класса школы: подготовить задания для станций, маршрутные листы, курирование 5 класса. Таким образом, старшеклассники смогли попробовать себя в роли педагога-организатора.

Заключительный этап. Профессиональная консультация направлена на установление соответствия между индивидуальными, психологическими особенностями и специфическими требованиями той или иной профессии. Данный компонент включает в себя:

- индивидуальные беседы с обучающимися по проблемам профессионального самоопределения;

- беседы с родителями обучающихся по вопросу профессионального самоопределения;

- совместные консультации обучающихся с их родителями по разрешению проблем, возникающих в процессе профессионального самоопределения.

Конечным результатом процесса психолого-педагогического сопровождения является формирование у старшеклассника готовности активно выполнять намеченный план своего профессионального будущего [9].

Таким образом, на основании проведенного исследования и изученной научной литературы нами была разработана и частично внедрена модель психолого-педагогического сопровождения допрофессиональной социализации старшеклассников. Только при взаимодействии всех элементов модели возможно организовать эффективное психолого-педагогическое сопровождение, где педагог, психолог, родители будут выступать наставниками в выборе будущего профессионального пути.


Библиографическая ссылка

Раянова Ю.Ю., Костихина Н.М. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27574 (дата обращения: 20.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252