Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ТУРИЗМА ПО СТАНДАРТУ WORLDSKILLS

Нивинская О.А. 1 Бойцова Т.М. 2
1 Академический колледж ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
2 ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный государственный университет»
В статье рассматривается вопрос оценки компетенций будущих профессионалов среднего профессионального образования (СПО) в сфере туризма. Данная оценка возможна только в условиях реальной профессиональной среды при решении профессиональных задач. Возможности для оценки уровня развития компетенций специалистов СПО сложились со вступлением Российской Федерации в состав международной некоммерческой ассоциации WorldSkills International, целью которой является повышение престижа рабочих профессий и повышение уровня профессионализма. Цель статьи – на основании анализа трудовых функций специалиста по туризму установить возможность оценки уровня развития компетенций федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по требованиям стандарта WorldSkills компетенции «Туризм». Отмечены профессиональные модули ФГОС, по которым возможна проверка уровня развития компетенций (предоставление турагентских, туроператорских, экскурсионных услуг, продвижение турпродукта). По отдельным профессиональным модулям проведено сравнение с положениями проекта профессионального стандарта «Специалист по формированию, продвижению и реализации туристского продукта». Выявлены виды деятельности ФГОС, по которым оценка развития компетенций в конктексте стандарта WorldSkills не представляется возможной. Сделан вывод о необходимости приближения отечественных образовательных стандартов к международным стандартам туристского обслуживания.
практико-ориентированное образование
профессиональные компетенции
чемпионаты worldskills
среднее профессиональное образование
профессиональные модули
1. Мамонова Л.И. Факторы, влияющие на формирование общепрофессиональных компетенций студентов вуза // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6–2. – С. 365-368.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
3. Наш бренд / WorldSkills Russia. – М., 2015. – 62 с.
4. Аналитический отчёт о соответствии международных стандартов компетенций WorldSkills International, описаний профессиональных квалификаций, присваиваемых на основе профессиональных стандартов, соответствующих разделов федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ (ПООП) по профессиям и специальностям ТОП-50. – М., 2016. – 198 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм: (утв. Приказом Минобр. РФ от 7 мая 2014 г. № 474) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70583774/ (дата обращения: 23.03.2018).
6. Компетенция «Туризм» [Электронный ресурс] // Worldskills.ru. – URL: http://old.worldskills.ru/wp-content/uploads/2017/04/Turizm_ (дата обращения: 12.03.2018).
7. Профессиональные стандарты в разработке [Электронный ресурс] // Кадры ФРИО. – URL: https://kadryfrio.ru/spk/profession-standards/develop/ (дата обращения: 4.03.2018).
8. Об утверждении профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)»: Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 539н [Электронный ресурс]. – URL: https://kadryfrio.ru/upload/iblock/ (дата обращения: 14.03.2018).

Современный образовательный процесс предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни. Провозглашен курс на практико-ориентированное образование с применением профессионально ориентированных технологий обучения, направленных на формирование у будущих специалистов значимых для профессиональной деятельности знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, а также формирование профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики.

Общепрофессиональные компетенции можно сформировать только при овладении методами конкретной работы, принятии непосредственного участия в решении конкретных профессиональных задач в режиме реального времени с учетом множества факторов и рисков реальной производственной среды [1, с. 365]. Следовательно, говорить об оценке уровня развития компетенций, уже в силу самих свойств данной категории, можно только в процессе соответствующей деятельности, создав ситуацию этой деятельности и погрузив в нее оцениваемого [2, с. 21].

Такая система инструментов для эффективной оценки качества СПО начала складываться с 2012 г. – со вступлением Российской Федерации в состав международной некоммерческой ассоциации WorldSkills International, целью которой является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования [3]. Широкое распространение региональных и всероссийских чемпионатов по стандартам WorldSkills, апробации проекта новой формы ГИА с применением методик WorldSkills (демоэкзамен) позволяет оценить профессиональные компетенции выпускников, а также выявить сильные и слабые стороны в подготовке кадров.

В таких условиях актуальным становится вопрос о возможности оценки уровня развития компетенций студентов СПО, которые формируются по ФГОС, с точки зрения содержания трудовых функций WorldSkills, тех знаний, умений и навыков, которые предъявляются к специалистам.

Исследования в этой области проводились Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия». Результаты этой работы представлены в аналитическом отчете, в котором отмечается факт возможности того, что профессиональный стандарт может быть проверен по стандартам WorldSkills, и проверка сможет объективно показать уровень профессионализма соответствующей профессии. По итогам рассмотрения 10 профессиональных стандартов и утвержденных образовательных стандартов были сделаны выводы о том, что стандарт WorldSkills можно применять для оценки прохождения образовательных программ по представленным направлениям подготовки. Однако не было найдено полного соответствия ни с одним из ФГОС и сделан вывод о том, что приведенные стандарты WorldSkills могут быть использованы как основа для разработки соответствующих стандартов по этим направлениям подготовки [4].

Оценка уровня развития компетенций по стандартам WorldSkills актуальна именно для специальности 43.02.10 «Туризм», поскольку профессиональный стандарт деятельности до сих пор не утвержден, следовательно, оценку можно проводить, ориентируясь лишь на образовательный стандарт. Цель исследования – установить, возможна ли оценка уровня развития компетенций видов деятельности стандарта ФГОС 43.02.10 «Туризм» (углубленной подготовки) [5] по стандарту WorldSkills International Туризм R 9 [6].

Методом исследования служит сравнительный анализ содержания видов деятельности обоих стандартов, по результатам которого можно будет судить о возможности оценки уровня развития компетенций специалистов по туризму. Сравнительная характеристика видов профессиональной деятельности в обоих стандартах приведена в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика видов профессиональной деятельности ФГОС 43.02.10 «Туризм» (углубленная подготовка) и WorldSkills International Туризм R 9

WorldSkills

ФГОС 43.02.10 «Туризм»

(углубленная подготовка)

Область профессиональной деятельности

Формирование, продвижение и реализация туристского продукта, организация экскурсионного обслуживания туристских групп

Формирование, продвижение и реализация туристского продукта, организация комплексного туристского обслуживания

Рабочие функции или виды деятельности

Виды деятельности

Предоставление турагентских услуг

ПМ.01. Предоставление турагентских услуг

 

ПМ.02. Предоставление услуг по сопровождению туристов

Предоставление туроператорских услуг

ПМ.03. Предоставление туроператорских услуг

 

ПМ.04.Управление функциональным подразделением организации

Предоставление экскурсионных услуг

ПМ.05. Предоставление экскурсионных услуг

 

Прежде всего, отмечается расхождения между стандартами WorldSkills и ФГОС в содержании профессиональной деятельности. Если наблюдается совпадение в отношении таких областей действий, как «формирование, продвижение и реализация туристского продукта», но там, где ФГОС декларирует комплексное туристское обслуживание, стандарт WorldSkills конкретизирует сферу деятельности специалиста. Из состава комплексного обслуживания специалисту по туризму отводится только организация экскурсионного обслуживания [7]. Причем подготовка специалистов данного вида обслуживания (экскурсионное) не входит в базовый уровень ФГОС, а предусматривается в углубленном его варианте.

Ключевым элементом стандарта WorldSkills является рабочая функция или вид деятельности, для образовательного стандарта – это виды деятельности, которые реализуются непосредственно профессиональными модулями. ФГОС СПО по специальности «Туризм» углубленной подготовки включает 5 профессиональных модулей.

Содержание компетенций модуля ФГОС ПМ.01 «Предоставление турагентских услуг» в целом совпадает с положениями стандарта WorldSkills. Несмотря на то что WorldSkills в турагентской деятельности выделяет такие рабочие функции, как «Оформление и обработка заказа клиента по подбору пакетного тура» и «Разработка программы тура по заказу клиента», в целом эти действия можно объединить в формулировке ФГОС ПК1.1: «определять и анализировать потребности заказчика; выбирать оптимальный туристский продукт».

По стандартам WorldSkills возможно оценить уровень развития таких компетенций, как выявление и анализ запросов потребителя (ПК 1.1), информирование о туристских продуктах ПК 1.2); взаимодействие с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта (ПК 1.3); расчет и оформление стоимости турпакета в соответствии с заявкой потребителя (ПК 1.4, ПК 1.5); оказание визовой поддержки (ПК 1.6). Все компетенции, направленные на выполнение трудовых действий данной рабочей функции (вида деятельности), подразумевают навыки и умения, имеющиеся в стандарте WorldSkills.

Компетенции профессионального модуля ФГОС ПМ.02 «Предоставление услуг по сопровождению туристов» не имеют совпадений в стандарте WorldSkills. В соответствии с последним специалист по туризму обладает практическими навыками для профессионального выполнения работы по предоставлению турагентских, туроператорских и экскурсионных услуг, услуг по продвижению и реализации турпродукта. В этот перечень не входят услуги по сопровождению туристских групп, которые в целом подразумевают контроль и координацию действий туристов, обеспечение их безопасности, контроль качества приема принимающей стороны и пр.

Отсутствуют данные трудовые функции также в проекте стандарта профессиональной деятельности «Специалист по формированию, продвижению и реализации туристского продукта», в котором 3, 4 и 5 квалификационные уровни, соответствующие уровню СПО, предполагают такие трудовые функции, как:

– А/01.3. консультативная поддержка клиентов;

– А/02.3. Прием и оформление заказов;

– В/01.4. Использование туристского потенциала региона для формирования регионального туристского продукта;

– В/02.4 С/02.04. Заключение договоров с турагентствами и корпоративными клиентами;

– С/01.04 Поиск потенциальных клиентов для турфирм [8].

Таким образом, в данной группе трудовых функций стандарт WorldSkills и проект отечественного профстандарта оставляет за специалистом только консультацию туристов и информационное сопровождение, исключая компетенции ФГОС ПК 2.1., ПК 2.3, ПК 2.4. и ПК 2.5.

С нашей точки зрения, это связано с практикой международной туристской деятельности, где услуги сопровождения группы в каждой отдельной дестинации выполняет гид-экскурсовод, а переезды между точками маршрута группа осуществляет самостоятельно. Эта тенденции постепенно проявляется и в практике туристской деятельности отечественных турфирм. В качестве примера можно привести деятельность турорганизаций Приморского края, где услуги сопровождения групп распространяются только на китайское направление, причем лишь на железнодорожные и автобусные туры – авиационные перелеты группы совершают самостоятельно, в аэропорту назначения их встречает и сопровождает представитель принимающей стороны, поскольку оплата проезда и проживания сопровождающего осуществляется за счет туристов и увеличивает цену тура. Отметим, что понятия «сопровождение туристов» нет ни в одном государственном стандарте, регулирующем туристскую деятельность.

Содержание модуля ФГОС ПМ.03 «Предоставление туроператорских услуг» в целом совпадает с положениями стандарта WorldSkills: от специалиста требуется умение формирования востребуемого турпродукта на основании маркетинговых исследований, расчет стоимости, оформление пакета документов, взаимодействие с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта. Все компетенции данного вида деятельности также подразумевают навыки и умения, имеющиеся в стандарте WorldSkills, и могут быть оценены с помощью его инструментов.

Нет совпадений в стандарте WorldSkills по ПМ.04 «Управление функциональным подразделением организации».

Наблюдается частичное совпадение стандарта WorldSkills с видами деятельности профессионального модуля ПМ.05 «Предоставление экскурсионных услуг» по компетенциям ПК 5.1. Разрабатывать экскурсионную программу; ПК 5.2. Подготавливать информационные материалы по теме экскурсий и ПК 5.3. Проводить экскурсию в соответствии с заявкой потребителя экскурсионной услуги. Полностью отсутствуют соответствия с компетенциями ПК 5.4, ПК 5.5, ПК 5.6, предусматривающими инструктаж туристов, взаимодействие со сторонними организациями, оформление отчетной документации. В утвержденном профессиональном стандарте «Экскурсовод (гид)» в отношении 3, 4 и 5 квалификационных уровней, соответствующих компетенциям специалистов СПО, также отсутствуют данные трудовые функции. Основное внимание профессиональный стандарт уделяет формам и методам организации и проведения экскурсий, подбору экскурсионных объектов и пр. [8]. Таким образом, компетенции данного профессионального модуля лишь частично можно оценить по стандартам WorldSkills .

В обоих стандартах широко рассматривается необходимость знания правовых норм, отраслевых информационных ресурсов, большое внимание уделено вопросам продвижения туристского продукта (необходимость проведения маркетинга предложений от туроператоров; умений осуществлять маркетинговые исследования, использовать их результаты при создании туристского продукта и для переговоров с турагентствами и т.д.).

Стандарт WorldSkills устанавливает область базовых умений, соответствующих общим компетенциям ФГОС 43.02.10: организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

На основании проведенного сравнительного анализа выявлены совпадения и расхождения в содержании областей профессиональной деятельности стандарта WorldSkills и ФГОС 43.02.10 «Туризм» углубленной подготовки (рис.).

Трудовые функции стандартов ФГОС и WorldSkills

На рисунке отражены профессиональные модули, содержащие компетенции специалиста СПО по туризму, которые можно оценить с помощью стандарта WorldSkills: предоставление турагентских, туроператорских, экскурсионных услуг (частично), а также умения в продвижении турпродукта. Невозможно оценить с помощью стандарта WorldSkills компетенции по сопровождению туристов и компетенции по планированию деятельности подразделения.

Если обратиться к анализу комплексных заданий чемпионатов WorldSkills, то можно отметить, что их содержание не выходит за рамки соответствующего стандарта (табл. 2).

Таблица 2

Конкурсные задания межвузовского чемпионата по компетенции «Туризм»

Состав модулей

Оценка в бал.

А1. Оформление и обработка заказа клиента по подбору пакетного тура

18,00

C1. Разработка программы тура по заказу клиента

23,00

D1. Разработка и обоснование нового туристского маршрута

21,00

E1. Технология продаж и продвижение турпродукта

18,00

В1. F1. Специальные задания

20,00

 

Так, конкурсные задания межвузовского чемпионата 2017 г. включают модули А1, С1, Е1, выполнение которых требует развития компетенций, соответствующих профессиональному модулю ФГОС ПМ.01 «Предоставление турагентских услуг». Для выполнения заданий модулей D1, Е1 необходимы сформированные компетенции модуля ФГОС ПМ.03 «Предоставление туроператорских услуг».

Специальное задание (модули B1, F1) является универсальным и призвано предоставить возможность участникам в короткий промежуток времени продемонстрировать профессиональные компетенции специалиста в области туристской деятельности. Для его выполнения требуется наличие знаний и умений как профессиональных, так и общих компетенций: умения оперативно реагировать на возникающие непредвиденные обстоятельства, способность креативно и оперативно решать возникающие задачи, навыки успешной коммуникации и публичной презентации, а также умения работать в команде и стрессоустойчивость.

Таким образом, на основании сравнительного анализа содержания трудовых функций (необходимых для их исполнения знаний, умений, практических навыков) ФГОС СПО «Туризм» и стандарта WorldSkills International Туризм R 9 были сделаны следующие выводы:

– стандарт WorldSkills более детализированно, чем образовательный стандарт (различается продажа стандартного турпакета и формирование турпакета по желанию туриста), отражает аспекты деятельности специалиста по туризму, но в целом компетенции данного модуля могут быть оценены по стандарту WorldSkills;

– в стандарте WorldSkills более детализированы аспекты деятельности специалиста по предоставлению туроператорских услуг, но все трудовые действия данной функции возможно проверить с помощью WorldSkills;

– развитие компетенции ФГОС по предоставлению экскурсионных услуг можно проверить частично;

– невозможно проверить развитие уровня компетенций по предоставлению услуг сопровождения туристов и планирования деятельности подразделения.

Стандарт WorldSkills является международным инструментом оценивания качества образовательных учреждений, в данном контексте – инструментом оценивания развития профессиональных и общих компетенций специалиста СПО. Невозможность оценивания профессиональных компетенций с помощью стандарта WorldSkills требует установления единого подхода к содержанию видов деятельности специалистов, что должно быть учтено при формировании ФГОС СПО ТОП-50.


Библиографическая ссылка

Нивинская О.А., Бойцова Т.М. ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ТУРИЗМА ПО СТАНДАРТУ WORLDSKILLS // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27560 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674