Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ

Ильина А.В. 1 Коптелов А.В. 1 Машуков А.В. 1
1 ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
В статье рассматриваются особенности организации проектной деятельности педагогических работников по разработке инновационных методических продуктов в системе повышения квалификации. Авторами обосновывается необходимость профессионального развития работников образования в области освоения ими проектных компетенций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Содержание статьи отражает практику Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования по данному направлению деятельности. В качестве примеров указанной деятельности в статье рассмотрены как особенности научно-методического сопровождения региональной Сетевой школы консультантов по вопросам достижения современного качества образования, так и особенности реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Технологии концептуализации инновационных практик обновления содержания общего образования» в формате проектных сессий. Авторами описана технология организации проектных сессий. Также уделено внимание сущностным характеристикам отбора содержания и форм работы со слушателями на каждой проектной сессии, а также описаны их отличительные особенности. Особый акцент авторами сделан на результате проектной деятельности слушателей, в качестве которого выступает «методический продукт инновационной практики». В статье представлено авторское определение указанного понятия. При этом обращено внимание на то, что особенностью разработанных методических продуктов является то, что все они отражают актуальные инновационные практики профессионального развития работников образования по приоритетным направлениям развития общего образования Челябинской области.
дополнительная профессиональная программа
повышение квалификации
проектная деятельность
проектная сессия
инновационные практики
методический продукт инновационной практики
сетевая школа консультантов
1. Яковлева Г.В. Подготовка педагогов ДОУ к проектированию адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. – Челябинск. – 2016. – № 1 (26). – С. 23-26.
2. Сагателова Л.С. Методика формирования проектировочных умений у учителей математики // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. – Челябинск. – 2016. – № 1 (26). – С. 93-100.
3. Уткина Т.В., Коликова Е.Г. Направления повышения эффективности подготовки педагогов образовательных организаций к реализации проектной деятельности в образовательном процессе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. – Челябинск. – 2016. – № 4 (29). – С. 96-101.
4. Чипышева Л.Н., Уторова Л.Р. Региональная основная образовательная программа начального общего образования как основа проектирования уникальной основной образовательной программы школы // Опыт и проблемы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: материалы V Всероссийской научно-практической конференции (Челябинск, 24–26 ноября 2016 г.) / под ред. М.И. Солодковой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – С. 137-140.
5. Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» / сост. Е.А. Коузова, Е.А. Тюрина, М.И. Солодкова и др.; под ред. В.Н. Кеспикова; Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. работ. образ. – 2-е изд. – Челябинск: ЧИППКРО, 2015. – 88 с.
6. Образовательный технопарк «ТЕМП»: концепция и модели воплощения / под ред. В.Н. Кеспикова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 104 с.
7. Инновационные практики модернизации технологий и содержания общего образования: учебно-методическое пособие / А.В. Ильина, А.В. Коптелов, А.В. Машуков, М.И. Солодкова [и др.]; под ред. В.Н. Кеспикова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2018. – 116 c.

Реализация в общеобразовательных организациях профессиональных стандартов педагогических работников предполагает овладение ими компетенциями в соответствии с установленными трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями. В частности, в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» в качестве обобщенной трудовой функции выделена педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ. Соответственно, весь перечень трудовых действий, необходимых умений и знаний ориентирован на умение каждым педагогом осуществлять проектную деятельность. Иными словами, повышение эффективности организации образовательной деятельности в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определяется владением педагогическими работниками проектными компетенциями – совокупностью знаний, умений и способов деятельности проектного характера. Вместе с тем реальная практика и отдельные научные исследования, отражающие различные аспекты формирования проектных компетенций [1-3], свидетельствуют о недостаточной готовности работников общего образования применять проектные технологии в своей профессиональной деятельности. В связи с этим возникает необходимость разрешения данного противоречия, что, по нашему мнению, возможно осуществить в рамках реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.

Спецификой дополнительного профессионального образования является ориентация не только на удовлетворение потребностей педагогических работников в профессиональном развитии, но и на нивелирование профессиональных дефицитов, с которыми они сталкиваются при реализации трудовых функций. При этом практика разработки и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки с привлечением педагогической общественности Челябинской области уже показала свою эффективность.

В частности, указанная практика сложилась на территории Челябинской области с 2013 года в рамках функционирования Сетевой школы консультантов по вопросам достижения современного качества образования (далее – Сетевая школа). Сетевая школа представляет собой региональное сетевое профессиональное сообщество, обеспечивающее научно-методическое сопровождение профессионального развития работников общего образования. Деятельность Сетевой школы ориентирована на мобильное распространение инновационных практик в общем образовании посредством формирования пространства обмена знаниями, где аккумулируются человеческие и интеллектуальные ресурсы. В период с 2013 по 2017 год Сетевая школа являлась одной из форм развития профессиональной компетентности субъектов муниципальных образовательных систем. В то же время представители Сетевой школы осуществляли научно-методическое сопровождение реализации мероприятий государственной программы Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области на 2014-2017 годы» в части обеспечения достижения качества общего образования.

Системообразующим элементом организации деятельности Сетевой школы в 2017 году стала дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Технологии концептуализации инновационных практик обновления содержания общего образования» трудоемкостью 16 часов. Организационной формой реализации указанной программы стали две проектные сессии.

Проектная сессия рассматривается нами как особая интенсивная форма реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников, которая отличается от традиционных форм реализации указанного типа программ тем, что предполагает использование специальных методов предметной работы с проектами / инновационными практиками на каждом этапе реализации программы (при этом создавая огромную нагрузку на всех участников), что позволяет за несколько дней работы продвинуть проект вперёд на несколько месяцев или даже лет.

Целью проведения проектных сессий в рамках деятельности Сетевой школы являлось научно-методическое сопровождение муниципальных команд по концептуализации инновационных практик обновления технологий и содержания общего образования в контексте региональной образовательной политики, которое осуществлялось в режиме реального времени. Иными словами, в ходе двух проектных сессий была организована работа с реальными инновационными практиками, реализуемыми в муниципальных образовательных системах здесь и сейчас. Работа осуществлялась силами самой проектной команды проекта (инновационной практики), в состав которой входили участники Сетевой школы: разработчики региональных инновационных проектов и научно-методических ресурсов (специалисты ГБУ ДПО «ЧИППКРО»), руководители и специалисты муниципальных методических служб, работники образовательных организаций (руководители школьных команд).

Указанная выше дополнительная профессиональная программа в формате проектных сессий была реализована на основе одного из основных механизмов Программы развития Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования – сетевого взаимодействия структурных подразделений института. Данный механизм подразумевает совместную деятельность структурных подразделений при проектировании, разработке, апробации или внедрении продуктов инновационной деятельности, в том числе дополнительных профессиональных программ. Вовлечение педагогических работников общеобразовательных организаций Челябинской области в совместные инновационные проекты при научно-методическом сопровождении со стороны научно-преподавательского состава Института способствует повышению количества материалов, подготовленных педагогами к публикации, в том числе для использования при реализации дополнительных профессиональных программ. Соответственно в проведение проектных сессий были вовлечены шесть кафедр и учебно-методических центров института.

Работа с реальными инновационными практиками была развернута в контексте ряда приоритетных направлений инновационной деятельности Челябинской области, среди которых:

  • использование ресурса модельной региональной основной образовательной программы начального общего образования [4];
  • реализация Концепции научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • апробация Концепций модернизации предметных областей;
  • реализация Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» и Концепции образовательного технопарка «ТЕМП» [5; 6];
  • отражение в содержании общего образования национальных, региональных и этнокультурных особенностей;
  • реализация инновационных практик развития воспитания в образовательных организациях, в том числе взаимодействие с российским движением школьников.

Выделяя данные направления, проектная команда разработчиков учитывала возможность использования выявленных инновационных практик при реализации регионального проекта поддержки школ с низкими результатами обучения посредством интерактивной площадки «Сетевой навигатор качества образования».

Организация проектных сессий носила этапный характер. В частности, первая сессия включила в себя пять этапов:

  • мотивационный этап;
  • этап предметно-практической рефлексии слушателей;
  • этап проектной деятельности слушателей;
  • этап презентации результатов деятельности проектных команд;
  • результативный этап.

Вторая проектная сессия состояла из четырех этапов, поскольку проведение предметно-практической рефлексии слушателей необходимо лишь в начале работы на первой сессии.

Представим краткую характеристику содержания деятельности на выделенных этапах первой проектной сессии.

На мотивационном этапе происходила актуализация деятельности слушателей посредством нормативно-правового обоснования обновления содержания и технологий общего образования и, соответственно, осуществлялась постановка цели и задач проектной сессии.

Этап предметно-практической рефлексии слушателей предполагал организацию и проведение их опроса с целью формирования проектных групп по выше выделенным приоритетным направлениям инновационной деятельности, характерных для региональной системы общего образования. В начале первой проектной сессии участникам Сетевой школы был предложен специально разработанный опросный лист, позволяющий выявить имеющийся у них опыт инновационных практик по указанным направлениям [7]. Обработка полученных данных позволила:

  • во-первых, сформировать проектные группы, т.е. разделить участников Сетевой школы по шести направлениям в зависимости от степени разработанности в муниципальных образовательных системах того или иного направления;
  • во-вторых, был произведен отбор реальных проектов (инновационных практик), с которыми осуществлялась работа в шести проектных группах в рамках первой проектной сессии, а также в межсессионный период.

Этап проектной деятельности слушателей на первой сессии был связан с организацией работы проектных команд по:

  • отбору содержания инновационной практики;
  • формированию членами проектной группы обобщенного образа представления инновационной практики;
  • распределению исполнительских ролей внутри проектной группы по разработке структуры и содержания представления инновационной практики (по конкретному направлению);
  • оформлению обобщенного образа первоначального представления членами проектной группы инновационной практики в виде презентации, имеющей единую структуру.

Работа слушателей в формате проектных групп позволила им выделить ключевые идеи и сущностные характеристики имеющихся позитивных инновационных практик, в дальнейшем нашедшие отражение в их тематике и формате представления.

Следующим этапом проектной сессии являлась презентация результатов деятельности проектных групп. Особенностью данного этапа является его дуальность, которая проявляется в наличии двух уровней презентации результатов:

  • представление результатов деятельности проектной группы всем участникам Сетевой школы;
  • профессионально-общественное обсуждение результатов деятельности проектных групп. Совместное обсуждение предложенных позитивных инновационных практик позволяет определить лучшие, которые берутся за основу для дальнейшей проектной деятельности.

На завершающем этапе проектной сессии на основе результатов профессионально-общественного обсуждения осуществлялась постановка конструкторских задач каждой проектной группе по дальнейшей разработке идеи методического продукта. Соответственно, в завершение первой проектной сессии участникам Сетевой школы были выданы технические задания по разработке методического продукта на основе позитивных инновационных практик.

Под методическим продуктом инновационной практики мы понимаем систематизированную и обобщенную совокупность теоретических, информационных и / или дидактических материалов, имеющих адресную направленность и технологично отражающих конкретную инновационную практику по развитию профессиональной компетентности работников образования в части обновления содержания общего образования.

В ходе второй проектной сессии участниками Сетевой школы представлялись разработанные методические продукты. Тем не менее проектная сессия хоть и носила этапный характер, но ряд этапов имел свою специфику. В частности, на этапе проектной деятельности группам было необходимо:

  • оформить методический продукт на основе установленных требований, в том числе разработать пояснительную записку;
  • осуществить рецензирование методических продуктов, разработанных каждой проектной группой;
  • подготовить экспертное заключение и рекомендации по совершенствованию методического продукта другой команды;
  • осуществить корректировку методического продукта с учетом высказанных рекомендаций.

Результативный этап второй проектной сессии одновременно являлся итогом всей деятельности и выражался в определении итогового резюме о представленных методических продуктах и принятии решения для включения их в учебно-методическое пособие «Инновационные практики модернизации технологий и содержания общего образования».

Результатом деятельности участников Сетевой школы в проектных сессиях стал комплекс разработанных методических продуктов инновационных практик, содержательно отражающих приоритетные направления инновационной деятельности Челябинской области. Среди данных продуктов:

  • кейс руководителя образовательной организации по обновлению содержания и технологий общего образования;
  • система обучающих семинаров «Площадка практической активности» по освоению способов работы с информационной системой «Модельная региональная основная образовательная программа начального общего образования»;
  • комплект методических и дидактических материалов для проведения методической мастерской «Современные образовательные технологии в реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области»;
  • конструктор профориентационной работы с обучающимися;
  • методические рекомендации по работе с Картой комплексной диагностики профессиональных затруднений педагогов.

Указанные методические продукты могут быть использованы для проведения практикумов с руководителями и педагогами общеобразовательных организаций по вопросам введения инновационных практик по приоритетным направлениям развития областной образовательной системы. Поэтому они составили основу прикладного раздела по вопросам обновления содержания общего образования в контексте реализации региональных инновационных проектов (на примере Челябинской области) учебно-методического пособия «Инновационные практики модернизации технологий и содержания общего образования» [7]. Ценность данного пособия заключается в том, что, во-первых, данные материалы подготовлены практиками образования – участниками областной Сетевой школы консультантов по вопросам достижения качества образования посредством организации деятельности проектных групп. Во-вторых, материалы носят практико-ориентированный характер, нацелены на деятельностное освоение инновационных практик, в том числе посредством применения проектных технологий. 

Таким образом, организация проектной деятельности слушателей по разработке инновационных методических продуктов в рамках реализации дополнительных профессиональных программ позволяет выявить и систематизировать актуальные инновационные практики профессионального развития работников образования по приоритетным направлениям развития общего образования, а также довести данные практики до их практического внедрения.


Библиографическая ссылка

Ильина А.В., Коптелов А.В., Машуков А.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27557 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674