Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

Реализация проблемного подхода в обучении иностранным языкам в парадигме новых ФГОС

Павлова Л.В. 1 Вторушина Ю.Л. 1 Барышникова Ю.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
В статье рассматривается вопрос реализации проблемного подхода в обучении иностранным языкам в парадигме новых ФГОС, когда целью обучения иностранному языку наряду с формированием коммуникативной компетенции является личностное развитие учащегося. Авторы дают определение проблемного обучения иностранному языку как особо организованного вида учебно-познавательной деятельности, направленного на поиск решения системы коммуникативных, познавательных, проблемных задач и проблемных ситуаций, в результате чего происходит формирование навыков и умений иноязычного общения, овладение опытом творческой деятельности, а также формирование культуры мышления и познавательных интересов обучающихся средствами иностранного языка. В статье представлен алгоритм и требования к организации учебного занятия по иностранному языку на основе проблемного подхода. В качестве наиболее эффективных выделены проблемно-информативные, проблемно-побудительные и проблемно-оценочные задачи как средство создания проблемных ситуаций в обучении иностранному языку. В статье также даны примеры использования различных типов проблемных задач и проблемных ситуаций и раскрыт их лингводидактический потенциал в обучении иностранному языку. Реализация проблемного подхода в рамках использования комплекса проблемных задач и ситуаций, разработанных авторами, на уроке иностранного языка стимулирует познавательную активность обучающихся, активизирует их речемыслительную деятельность и способствует формированию культуры мышления обучающихся.
Проблемный подход
обучение иностранным языкам
проблемное задание
творческая активность
коммуникативное обучение языку
1. Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.
2. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии. – М.: Смысл, 2016. – 528 с.
3. Селевко Г.К. Инновационная теория предпрофильного обучения / Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьёва // Педагогический журнал Башкортостана. - 2009. - № 1 (20). - С. 51-76.
4. Зимняя И.А. Самоконтроль как компонент речевой деятельности и уровни его становления / И.А. Зимняя, И.И. Китросская, К.А. Мичурина // Иностранные языки в школе. – 2012. - № 8. – С. 47–53.
5. Мелехова Ю.Б. Актуализация рефлексивного жизненного опыта посредством проблемно-вариативного построения занятий / Ю.Б. Мелехова, Н.Я. Сайгушев // Актуальные проблемы филологии: материалы VI Международной научно-практической конференции (10 июня 2012 г.). - Барнаул; Рубцовск: Изд-во Алт. ун-та, 2012. – Вып. 6. - С. 116-130.
6. Павлова Л.В. Педагогические условия развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе // Известия ЮФУ. - 2009. - № 10. - С. 147-154.
7. Песина С.А. Философия языка: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 376 с.
8. Барышникова Ю.В. Психологические предпосылки использования активных форм обучения иностранному языку на младшем этапе / Ю.В. Барышникова, Г.З. Хайсарова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции / редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. - 2017. - С. 258–261.

В современной практике обучения иностранному языку в рамках реализации ФГОС акцент делается на применение современных технологий, способствующих достижению основной цели обучения иностранному языку, а именно формированию коммуникативной компетенции, которая включает: речевую компетенцию (способность учащегося осуществлять общение во всех видах речевой деятельности); языковую компетенцию (способность использовать языковые знания для выражения коммуникативного намерения в соответствующей ситуации общения); социокультурную (умение строить межкультурное общение); компенсаторную (умение выходить из затруднительного положения в процессе общения при нехватке языковых средств); учебно-познавательную (способность самостоятельно овладевать иностранным языком с использованием современных технологий).

В контексте личностно ориентированной парадигмы обучения и реализации междисциплинарной интеграции, когда на первый план выдвигается познавательная деятельность учащегося, а не обучающая деятельность учителя, особое значение приобретает когнитивное и социальное развитие личности обучающегося в процессе поисковой, творческой деятельности. Представляется, что актуальность проблемы, которую мы предлагаем рассмотреть в рамках данной статьи, связана с определением специфических особенностей проблемного обучения в контексте внедрения новых ФГОС, которые будут способствовать не только формированию коммуникативной компетенции учащихся, но и всестороннему развитию личности учащегося в процессе обучения иностранному языку, что проявляется в достижении метапредметных результатов иноязычного образования и обеспечивает готовность выпускника школы к дальнейшему развитию.

На современном этапе нормой обучающей деятельности учителя иностранного языка является коммуникативно-когнитивный подход, одним из самых характерных признаков которого является речевое творчество ученика на уроке. Отличительной особенностью современного обучения иностранному языку является не воспроизведение заранее выученного, что до сих пор имеет место, а творческие задания, стимулирующие активную мыслительную деятельность учащихся. В связи с этим важно осознавать, что привычные организующие принципы деятельности учителя должны уступить место мобилизующим принципам, то есть нужны технологии, которые бы позволили учителю мобилизовать учащихся, активизировать их познавательную и речемыслительную деятельность, без которых невозможно сформировать внутреннюю мотивацию, обеспечивающую успешное овладение иностранным языком. На наш взгляд, к таким технологиям относится проблемное обучение, которому, как известно, свойственна такая организация обучения, которая характеризуется продуктивной деятельностью учащихся, в ходе которой они приобретают собственный опыт решения познавательных проблем.

В отечественной дидактике определение проблемного обучения было дано М.И. Махмутовым. «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированных системой проблемных ситуаций» [1, c. 5]. На необходимость использования проблемных ситуаций указывал А.А. Леонтьев: «Мы должны преобразовывать процесс учения в систему проблемных ситуаций. А содержание образования – в систему средств, направленных на разрешение этих проблемных ситуаций» [2, с. 108].

Проблемное обучение позволяет сделать сам процесс обучения иностранному языку интересным для учащегося, а также помогает раскрыть потенциальные возможности каждого ученика, обеспечивая эффективность обучения. В современном языковом образовании основной упор делается на самостоятельную работу, продуктивные виды деятельности, умение нестандартно мыслить, самостоятельно решать проблемы, рассуждать. Следовательно, основными мотивами в проблемном обучении становятся познавательно-побуждающие мотивы. В связи с этим должны использоваться активные формы обучения на уроке, включая проектные формы работы и др. Именно этого требует деятельностный характер предмета «Иностранный язык».

Таким образом, на основе анализа педагогической литературы мы определяем проблемное обучение в рамках иноязычного образования как особо организованный вид учебно-познавательной деятельности, направленный на поиск решения системы коммуникативных, познавательных, проблемных задач и проблемных ситуаций, в результате чего происходит формирование навыков и умений иноязычного общения, овладение опытом творческой деятельности, а также формирование культуры мышления и познавательных интересов обучающихся средствами иностранного языка.

Рассмотрим проблемные ситуации, лежащие в основе проблемного обучения. Проблемная ситуация, создаваемая в процессе иноязычного общения, направлена на создание условий, стимулирующих ситуативную коммуникативную потребность высказывания у обучающегося. Сама проблемная ситуация связана со стимулированием продуктивного мышления, с преодолением определенных трудностей, мобилизацией речемыслительной активности, задействованием элементов творческой деятельности. Это способствует не только овладению новыми знаниями, умениями и навыками, но и личностному развитию учащихся, в особенности развитию их творческих способностей. Проблемная ситуация может содержать в себе новый способ деятельности, объект деятельности, условия выполнения деятельности, а следовательно, проблемная ситуация стимулирует учащегося к самостоятельному построению продуктивного высказывания. По виду рассогласования информации проблемные ситуации могут быть ситуациями неожиданности, конфликта, предположения, опровержения, несоответствия, неопределенности.

В методической литературе по уровню проблемности различаются:

- ситуации, вызываемые и разрешаемые учителем;

- ситуации, вызываемые учителем и разрешаемые учеником;

- самостоятельное формирование проблемы учеником и её решение [3, с. 57].

Применительно к обучению иностранному языку И.А. Зимняя выделяет три уровня проблемности учебных ситуаций. К первому из них автор относит уровень создания проблемной ситуации на известном ученику предмете высказывания неизвестными ему средствами; ко второму – уровень, при котором ученику известны способы формирования и формулирования мысли посредством известных языковых средств для выражения неизвестного, нового смыслового содержания, нового предмета высказывания. Третий уровень – это уровень создания собственных речемыслительных задач, заданных новой проблемной ситуацией и осознаваемых учеником как решение личностно значимых его собственных проблем [4, с. 51].

Наш опыт апробации ситуаций различного уровня проблемности позволяет утверждать, что наиболее эффективными в плане активизации речемыслительной деятельности являются проблемные ситуации третьего типа, так как в этом случае ученик самостоятельно формулирует проблему, создает собственную речемыслительную задачу и решает её. В этом процессе решения самостоятельно сформированных личностно значимых проблемных ситуаций увеличивается познавательная потребность и внутренняя активность учащегося, повышается уровень его интеллектуального развития.

На основе вышесказанного мы считаем, что в обучении иностранному языку проблемные ситуации - это, прежде всего, проблемно-коммуникативные ситуации, побуждающие учащихся к продуктивной иноязычной речевой деятельности, выражающейся в собственных мыслях и продуктивных высказываниях учащихся в результате активного осмысления и решения поставленной речемыслительной задачи. Следовательно, проблемное обучение иностранному языку предполагает последовательную и целенаправленную разработку и предъявление учащимся проблемных ситуаций, для разрешения которых учащиеся создают собственные речевые высказывания, воспринимаемые учащимися как личностно значимые.

Таким образом, проблемный подход базируется на формировании определённого вида внутренней мотивации – проблемно-познавательной. В связи с этим учебный материал, которым должны овладеть ученики, должен быть представлен как серия проблемных заданий. Проблемные задания - это особый вид интеллектуальной задачи, в которой какие-то элементы для ее решения неизвестны учащимся, они должны найти сами. Проблемные задания всегда связаны с преодолением какого-либо препятствия, мобилизацией познавательной активности учащихся, задействованием элементов творческой речемыслительной деятельности. Проблемная ситуация – это форма предъявления учащемуся учебной задачи, побуждающей к речевым действиям.

Коммуникативно-познавательная задача должна быть посильна учащимся, адекватна уровню их интеллектуального развития. Именно тогда она создаст проблемную ситуацию для учеников.

С учетом рассмотренных положений, в зависимости от типа коммуникативной задачи мы выделяем проблемно-информативные, проблемно-побудительные, проблемно-оценочные задачи как средство создания проблемных ситуаций в обучении иностранному языку.

Для определения степени трудности задания мы опираемся на определённые критерии: заданность или незаданность языкового материала и степень самостоятельности учащихся при выполнении этого задания, которая также зависит от заданности или незаданности языкового материала. Таким образом, мы приходим к мысли о том, что чем больше дано материала, тем меньше самостоятельности.

Проблемно-поисковая учебная деятельность в значительной степени способствует поддержанию мотивации изучения иностранного языка, по сравнению с интенсивным использованием традиционного иллюстративно-объяснительного обучения [5, с. 121]. Поэтому представляется целесообразным более широкое использование приемов проблемного обучения, стимулирующих активную коммуникативно-познавательную деятельность учащихся. При этом важную роль играет дифференцированный подход и творчество учителя [6, с. 151].

Для эффективного использования проблемной технологии в процессе обучения иностранному языку мы предлагаем реализовать следующие требования:

-  отбор задач, значимых для учащегося;

- выявление аспектов проблемного обучения на разных этапах учебного процесса по иностранному языку: при введении нового языкового материала, контроле, закреплении и на этапе совершенствования речевого умения;

- выбор приема организации проблемной ситуации;

- выбор типа проблемной коммуникативной задачи, предлагаемой учащимся.

Построение учебного занятия как организованной, управляемой и контролируемой учителем последовательности действий учащихся, обеспечивающих оптимальное формирование иноязычной коммуникативной компетенции и ее структурных компонентов, потребовало разработки алгоритма организации учебно-познавательной деятельности на основе проблемного подхода к обучению иностранному языку.

Алгоритм организации учебно-познавательной деятельности по овладению иностранным языком на основе проблемного подхода включает следующие операции:

- постановка проблемы, требующей решения при недостаточности исходных данных;

- определение препятствия на пути к решению проблемы;

- выбор одного из нескольких вариантов решения проблемы;

- подведение учеников к противоречию и поиск способа его разрешения;

- столкновение противоположных взглядов в плане содержания;

- рассмотрение вопроса с различных точек зрения;

- рассмотрение явления или события с позиции разных людей;

- сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов.

Выбор приема и реализация предложенного алгоритма в значительной степени определяется содержанием учебного материала, положенного в её основу. Так, столкновение противоположных в плане содержания взглядов может быть использовано при организации социальных, политических, морально-этических типов учебных проблемных ситуаций. Выбор одного из нескольких вариантов решения проблемы лежит в основе организации поведенческих и познавательных проблемных ситуаций. Рассмотрение одного и того же вопроса с разных точек зрения может служить приёмом организации научно-познавательных проблемных ситуаций.

Приведём пример поведенческой проблемной ситуации на основе использования приёма устранения препятствия на пути к цели по теме Teen Camps (УМК Английский в фокусе, 7 класс): 1) Imagine that you are going up into the mountains. Suddenly fog is coming down, you are running into low-lying clouds and you do not know where you are exactly. What will you do? 2) Imagine that you are camping in the woods. Suddenly you hear a bear trying to get into your tent. You do not have a gun. What will you do? Наличие преграды на пути к цели служит мотивом к продуктивной иноязычной деятельности, когда учащийся высказывает собственные мысли, а не воспроизводит заранее выученное. Выбор одного из нескольких вариантов также является стимулом для создания проблемной ситуации по теме Who’s who? (УМК Английский в фокусе, 7 класс): Is it better to have one or two close friends, or quite a few friends you don’t know so well? Недостаточность исходных данных, поиск, сравнение служат способами создания проблемной ситуации по теме Going places (УМК Английский в фокусе, 9 класс): Gather information about travel connections from our city to neighbouring countries. What means of transport are available? How long do the journeys to these countries take? Decide which routes are most expensive.

Наш опыт использования проблемных ситуаций показывает, что для успешного включения учащихся в продуктивное решение учебных проблемных задач важно формировать у них умения самостоятельной постановки проблемы, комментирования, аргументирования и опровержения.

Для определения тезиса перед учащимися ставится проблема, в процессе обсуждения которой высказываются различные точки зрения. Проблему можно представить в готовом виде. Например, по теме Schooling: Should punishment be used in class? или What should be the balance between a broad academic education and a more practical, vocational education? Однако можно предоставить учащимся возможность самостоятельно определить проблемный вопрос, опираясь на материал из текстов для чтения и аудирования, который наводит на определённое суждение, например: What we need to decide is whether it is better to specialize or to have a broad education.

Четко сформулированное суждение представляет собой тезис, который предстоит аргументировать. Более сложные проблемные ситуации могут создаваться при помощи тезисов для дискуссии.

На начальном этапе работы учащимся предлагаются аргументы в готовом виде, что обеспечивает им стимул к продуктивному аргументированному высказыванию. Приведем примеры такого рода аргументов:

Punishment should not be used in class because:

- any punishment humiliates a human being;

- teachers who punish their pupils do not care for children, they care only that children conform to the rules;

- punishment leads to lies, as children would tell any lie to prevent the unpleasant act. 

Предложенные аргументы могут сопровождаться следующими заданиями:

- agree or disagree with the following statements;

- support the following statements with the arguments of your own.

В практике обучения иностранным языком целесообразно использовать и другие типы проблемных заданий, которые содействуют активизации познавательной деятельности и формированию практических умений пользоваться языком как средством общения. Весьма эффективны, на наш взгляд, экстралингвистические задачи, связанные с переработкой предметного содержания текстов на иностранном языке с последующей интерпретацией. Так, проблемный характер носят предвопросы при восприятии иноязычного текста на слух и при чтении, предъявление проблемной установки на предугадывание темы, сюжета при помощи иллюстраций или заглавия. Предлагаемые учащимся на этапе контроля клоуз-тесты также обладают высоким уровнем проблемности. Для правильного восстановления пропущенных элементов учащийся должен осуществить ряд преобразований: проанализировать смысловую информацию предшествующей и последующей частей текста, проанализировать грамматическую структуру этого отрывка, вызвать из памяти лексические единицы, которые сочетаются с данной грамматической структурой, оформить эти элементы с точки зрения грамматики.

Работа над дифференциацией слов, которые имеют общий эквивалент в родном языке, дает возможности для использования проблемных ситуаций в группах с различной подготовкой в связи с тем, что эти задания можно распределить по степени трудности [7, с. 272]. Задания на нахождение оттенков значений, этимологии слов способствуют активизации познавательной деятельности, имеют высокую продуктивность запоминания.

Нами внедрены в практику обучения иностранному языку интеллектуальные задания, связанные с осмыслением чертежей, диаграмм, рисунков, географических объектов, кроссворды, собственное определение каких-либо понятий, проблемное изложение материала, когда учащийся должен сопоставлять, сравнивать, делать выводы, а также задачи на стимулирование продуктивного высказывания в предложенной ситуации, когда учащийся самостоятельно использует речевой материал в любой новой ситуации [8, с. 259].

Таким образом, системная работа по реализации проблемного подхода в обучении иностранному языку на основе предложенного алгоритма и комплекса проблемных заданий стимулирует познавательную  активность учащихся, которая ориентирует их на извлечение конкретной информации и развитие умений ее обработки, обеспечивает формирование психолингвистических механизмов  прогнозирования содержания прочитанного или прослушанного текста, активизирует речемыслительную деятельность и творчество обучающихся, способствует формированию культуры мышления и социальному развитию учащихся в процессе иноязычного образования.  


Библиографическая ссылка

Павлова Л.В., Вторушина Ю.Л., Барышникова Ю.В. Реализация проблемного подхода в обучении иностранным языкам в парадигме новых ФГОС // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27546 (дата обращения: 25.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252