Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ-КРОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Жарикова М.В. 1
1 Волгоградская государственная академия физической культуры
В статье на основе использования метода экспертных оценок излагается мнение специалистов по плаванию о степени важности распределения юных пловцов на типологические группы («силовой», «темповой» и «технический» типы) с учетом значимости соотношений ключевых параметров гребка. В работе представлено обоснование целесообразности распределения юных пловцов-кролистов на типологические группы в 11-12-летнем возрасте. Для проведения данной процедуры разработана 10-балльная шкала, позволяющая оценить уровни технической и физической подготовленности, а также параметры морфофункционального и психического состояния. С учетом анализа взаимосвязи показателей силовой подготовленности и степени их влияния на уровень спортивных достижений была установлена функциональная организация развития силовых способностей у юных пловцов, относящихся к различным типологическим группам. Представленные в статье данные демонстрируют, что юные пловцы разных типологических групп предпочитают различные варианты проплывания дистанции: одни спортсмены демонстрируют преимущество на первой половине пути, вторые – на протяжении второй, а третьи достаточно равномерно проплывают всю 100-метровую дистанцию. По мере увеличения возраста и, соответственно, роста спортивной квалификации наблюдается, с одной стороны, повышение исследуемых ключевых параметров плавания, с другой - отмечается более равномерное проплывание пловцами-кролистами дистанции 100 м.
плавание
юные пловцы-кролисты
типологические группы спортсменов
ключевые параметры плавания
темп гребков в плавании
длина гребка в плавании
варианты проплывания дистанции юными пловцами-кролистами
1. Платонов В.Н. Спортивное плавание: путь к успеху: в 2 кн. – Киев: Олимпийская литература, 2011. – Т. 1. – 480 с.; Т. 2. – 544 с.
2. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
3. Абсалямов Т.М. Плавание / Т.М. Абсалямов, М.М. Булатова, Н.Ж. Булгакова и др.: под ред. В.Н. Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 495 с.
4. Погребной А.И. Сравнительный анализ кинематики гребка у пловцов высокой квалификации / А.И. Погребной, А.В. Аришин // Вестник АГУ. – 2016. – № 2 (178). – С. 103-107.
5. Янг А. Эффективное плавание. Методика тренировки пловцов и триатлетов / А. Янг, П. Ньюсом. – М.: Миф, 2013. – 400 с.
6. Давыдов В.Ю. Технология отбора и ориентации пловцов по показателям телосложения на различных этапах подготовки: учебное пособие / В.Ю. Давыдов, И.М. Сазонова, А.А. Шамардин. – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2013. – 369 с.
7. Брюханов Д.А. Типологические критерии двигательных возможностей юных гребцов на байдарках: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. – Волгоград, 2010. – 150 с.
8. Тарасевич Г.А. Специализированные восприятия у пловцов кролистов на этапе базовой подготовки: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. – Омск, 2010. – 169 с.
9. Раевский Д.А. Формирование основ двигательной готовности для повышения эффективности обучения плаванию детей младшего школьного возраста: дис. … канд. пед. нау: 14.00.04. – Малаховка, 2011. – 167 с.
10. Аикин В.А. Возрастные особенности формирования движений в спортивном плавании / В.А. Аикин, М.Д. Бакшеев, А.В. Коричко, Г.А. Тарасевич // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13454 (дата обращения 25.03.2018).

Результативность техники плавания определяется ее экономичностью, эффективностью, вариативностью и стабильностью [1]. Эффективность техники плавания определяется её соответствием решаемым задачам и высокому конечному спортивному результату, должному уровню физической и технической подготовленности [2].

В настоящее время изыскиваются резервы повышения результативности спортивной техники плавания, одним из важных направлений в этом процессе является поиск оптимального соотношения параметров гребка. Специалисты [3; 4] отмечают, что для достижения максимальной скорости плавания необходимо добиваться оптимального соотношения между темпом движений и длиной гребка, и подчеркивают, что исследование зависимости между максимальной скоростью, темпом и длиной гребка демонстрирует наличие сложного и существенно отличающегося для различных спортсменов характера. По мере роста спортивного мастерства пловцов все больше внимания уделяется работе над повышением темпа при относительно стабильных показателях длины гребка [5]. При этом, как следует из ряда исследований, посвященных водным видам спорта, соотношение между этими параметрами может существенно варьировать применительно к разным участкам дистанции [6; 7].

Важность построения учебно-тренировочного процесса юных пловцов на основе учета типологических параметров отмечается во многих научных трудах, посвященных совершенствованию техники плавания [8-10]. Исследователи солидарны во мнении о необходимости применения различных подходов, средств и критериев оценки технической и специальной физической подготовленности юных пловцов различных возрастных групп и спортивной квалификации, но к настоящему времени, к сожалению, нет единой позиции по основным критериям распределения спортсменов на типологические группы, не выяснены наиболее ключевые методические основания и приоритеты рациональной последовательности применения упражнений в рамках учебно-тренировочного процесса, не определены благоприятные возрастные периоды для проведения такой спецификации, не конкретизированы эффективные специфические организационные формы применительно к каждой из типологических групп.

Материал и методы исследования. В рамках нашего исследования было проведено анкетирование представителей тренерского штаба, в котором приняло участие 33 тренера по плаванию, задействованных в подготовке высококвалифицированных пловцов-кролистов. Стаж их тренерской деятельности варьировал от 7 до 35 лет: со стажем работы до 10 лет – 10 человек; стаж работы в диапазоне от 10 до 20 лет – 11 человек; со стажем работы от 20 лет и более – 12 человек. Согласно полученным в ходе анкетирования данным, по мере увеличения стажа работы тренеров (со стажем работы до 10 лет – 20,0%; стаж работы в диапазоне от 10 до 20 лет – 36,4%; со стажем работы от 20 лет и более – 58,3%) повышается число специалистов, разделяющих мнение о значимости типологической принадлежности юных пловцов.

Также увеличивается доля количества тренеров, владеющих способами распределения пловцов на типологические группы (силовой, темповой и техничный типы): со стажем работы до 10 лет – 30,0%; стаж работы в диапазоне от 10 до 20 лет – 45,5%; со стажем работы от 20 лет и более – 66,7%. К сожалению, большая часть тренеров, принимавших участие в анкетировании, не владеет в должной мере такими приемами, а 12,1% из них вообще не знакомы с рассматриваемыми типологическими особенностями. Мнения представителей тренерского штаба об оптимальном возрасте для выделения типологических групп также разделились: возраст 9–10 лет – 12,1%; возраст 10–11 лет – 30,3%; возраст 11–12 лет – 39,4%; возраст 12–13 лет – 18,2%.

Только отдельный контингент тренеров (15,2%) постоянно использует ключевые параметры (длина гребка, темп гребков, скорость плавания) для оптимизации и усовершенствования тренировочного процесса юных пловцов. Более половины специалистов (54,5%) используют данные характеристики в зависимости от необходимости и при этом исключительно скорость плавания в качестве критерия управления направленности тренировочной деятельности. Большая часть (57,6%) респондентов указала, что они определяли длину гребка и темп плавания, но чаще при этом именно второй из указанных параметров. Достаточно значительная группа наставников (42,4%) эти характеристики вообще не определяет в рамках тренировочного процесса. Большинство тренеров (66,7%) указали на важность длины гребка и темпа гребков и значимость их роли в повышении соревновательной результативности юных пловцов; 18,2% специалистов отметили значимость длины гребков и 15,1% наставников указали на важность темпа гребков.

Результаты анкетирования свидетельствуют о недостаточном уровне знаний представителей тренерского штаба в вопросах определения типологических особенностей в рамках подготовки юных пловцов, отсутствии продуктивных спортивных технологий тренировочного процесса. Спортивная практика в сложившейся ситуации обязывает специалистов искать инновационные пути повышения уровня спортивного мастерства юных пловцов за счет рационализации ключевых параметров плавания.

Цель исследования. Разработать типологию двигательных возможностей юных пловцов-кролистов на основе учета соотношений параметров гребка.

Результаты исследования и их обсуждение. На этапе предварительных исследований в работе принимали участие воспитанники спортивной школы № 13 по плаванию г. Волгограда, пловцы-кролисты 10–11-летнего возраста, имеющие спортивную квалификацию I юношеского – III спортивного разряда. Были проанализированы результаты, показанные в плавании на дистанциях 50, 100 и 200 метров в 25-метровом бассейне.

Исследуя коэффициенты корреляции между смежными 25-метровыми отрезками 100-метровой дистанции, следует констатировать, что показатели длины гребка демонстрируют стабильность с тенденцией к увеличению во второй половине пути: первый-второй отрезки – 0,86; второй-третий отрезки – 0,84; третий-четвертый отрезки – 0,90. Следовательно, в середине пути повышается устойчивость показателей как темпа гребков, так и длины гребка, а по мере приближения к финишу дистанции отмечается уже устойчивость только показателя длины гребка. При этом коэффициенты вариации по мере прохождения дистанции имеют тенденцию к уменьшению при сопоставлении первых и четвертых 25-метровых участков пути: темп плавания – от 7,0 до 4,6%; длина гребков – от 8,4 до 6,3%; скорость плавания – от 5,1 до 5,0%. Скорость плавания на первом отрезке, прежде всего, обусловлена длиной гребков (r = 0,71); на втором отрезке – темпом гребков (r = 0,76); на третьем (r = 0,72) и на четвертом (r = 0,60) отрезках – снова темпом гребков. Темп гребков и длина гребка имеют противоречивую взаимосвязь от r = -0,38 на третьем участке, до r = -0,82 на первом 25-метровом участке пути.

Полученные в ходе предварительных исследований данные отчетливо указывают на то, что спортивный результат на дистанции 100 м вольным стилем зависит от показателей темпа гребков: на первом отрезке – r = 0,49; на втором отрезке – r = -0,50; на третьем отрезке – r = -0,24; на четвертом отрезке – r = 0,43. Как видно из представленных данных, влияние данного показателя, наиболее отчетливо выраженное на втором отрезке пути, снижается по мере продвижения по дистанции.

Значимость длины гребков, наоборот, наиболее существенно проявляется на первом и четвертом участках пути: на первом отрезке – r = -0,82; на втором отрезке – r = -0,75; на третьем отрезке – r = -0,71; на четвертом отрезке – r = -0,82. Отмеченные результаты указывают на необходимость сбалансированного учета обоих ключевых параметров плавания при проплывании 100-метровой дистанции.

Опираясь на мнение специалистов [5; 9], указывающих, что «чувство развиваемых усилий» имеет ускоренные темпы прироста в кроле в возрастном диапазоне от 10 до 11 лет, а также на мнение опрошенных экспертов, мы пришли к заключению, что распределять юных пловцов-кролистов на типологические группы целесообразнее всего в 11–12-летнем возрасте. Для проведения данной процедуры мы использовали способ оценки комплекса тестовых заданий, которые по 10-балльной шкале характеризуют уровни технической и физической подготовленности, а также параметры морфофункционального и психического состояния (табл. 1).

Таблица 1

Шкала оценки показателей технической и физической подготовленности, морфофункционального и психического состояния 11–12-летних пловцов-кролистов для определения их типологической принадлежности (баллы)

п/п

Показатели

Баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Плавание 50 м, с

36,0

35,0

33,0

32,5

32,0

31,5

31,0

30,5

30,0

29,0

2.

Плавание 100 м, с

86,0

84,0

82,0

80,0

78,0

76,0

74,0

73,0

72,0

71,0

3.

Плавание 200 м, с

190,0

188,0

184,0

180,0

176,0

172,0

168,0

164,0

162,0

160,0

4.

Темп гребков на 50 м, гр/с

1,50

1,55

1,60

1,62

1,64

1,66

1,70

1,74

1,78

1,80

5.

Темп гребков на 100 м, гр/с

1,30

1,35

1,40

1,44

1,48

1,52

1,54

1,56

1,58

1,60

6.

Темп гребков на 200 м, гр/с

1,20

1,25

1,30

1,35

1,40

1,40

1,45

1,50

1,55

1,60

7.

Длина гребка на 50 м, м

0,70

0,74

0,78

0,80

0,82

0,83

0,84

0,86

0,88

0,90

8.

Длина гребка на 100 м, м

0,70

0,72

0,74

0,76

0,78

0,80

0,81

0,82

0,83

0,84

9.

Длина гребка на 200 м, м

0,70

0,72

0,73

0,74

0,75

0,76

0,77

0,78

0,79

0,80

10.

PWC170, кгм/мин, кг

18,0

18,2

19,0

19,4

20,0

20,4

20,8

21,4

22,0

22,6

11.

Бег 60 м, с

11,2

11,1

11,0

10,9

10,8

10,6

10,4

10,2

10,0

9,9

12.

Теппинг-тест, кол-во ударов за 10 с

35,4

38,5

41,1

43,5

46,0

48,3

50,5

52,7

54,7

56,4

13.

Тяга штанги весом 20 кг за 1 мин, кол-во раз

20,0

25,0

31,0

37,0

40,0

43,0

45,0

51,0

60,0

68,0

14.

Коэффициент выносливости, с

47,0

45,5

44,0

42,5

40,0

39,5

38,0

37,5

36,0

34,5

15.

Коэффициент координации, %

50,0

55,0

60,0

65,0

70,0

75,0

80,0

85,0

90,0

95,0

16.

Морфофункциональное состояние, баллы

0,5

1,0

1,5

2,0

2,4

2,8

3,3

3,7

4,2

4,6

17.

Эффективность реализации технического мастерства, %

-4,4

-3,3

-2,2

-1,1

0

1,1

2,2

3,3

4,4

5,5

18.

Точность дифференцирования тяговых усилий в воде, %

18,0

15,5

13,0

10,5

8,5

6,0

4,5

3,5

2,0

1,5

 

Рис. 1. Оценочные профили результатов психического и морфофункционального состояния, технической и физической подготовленности юных пловцов различной типологической направленности

Условные обозначения:

«силовой» тип

«технический» тип

Нами был подвергнут анализу широкий спектр показателей, характеризующих скоростные и силовые способности, уровень развития выносливости, характеристики техники спортсменов, морфофункциональные и психические особенности юных пловцов. У каждого пловца определяется профиль показателей спортивной подготовленности, отслеживаются отстающие и ведущие способности и качества.

У юных пловцов-кролистов силового типа отчетливо проявляются результаты тяги 20-килограммовой штанги за одну минуту, жима 20-килограммовой штанги за одну минуту, ярко выраженная силовая составляющая длины гребков; темпового – показатели плавания на 50 м, темпа гребков, бега на 60 м, теппинг-теста; технического – коэффициент техничности, эффективность реализации технического мастерства, сбалансированность длины и темпа гребков.

Установив индивидуальный профиль по указанным характеристикам спортсменов, определяем принадлежность их к одной из представленных типологических групп по фактору наличия доминации изучаемых качеств. На рисунке 1 представлены профили оценки параметров показателей технической и физической подготовленности, а также психического и морфофункционального состояния юных пловцов-кролистов технического и силового типов.

Изучение результатов исследования двух групп 11–12-летних пловцов, систематически занимающихся спортом 1–2 и 3–4 года, демонстрирует, что типологическое соотношение воспитанников значительно отличается. У 24 пловцов со стажем спортивных занятий 1–2 года зафиксированы следующие пропорции занимающихся: «темповой» − 41,7%, «силовой» − 33,3%, «технический» − 25,0%. У 30 спортсменов, занимающихся плаванием 3–4 года, выявлено другое типологическое соотношение воспитанников. Численное превосходство отмечено у «силового» типа (43,8%) пловцов. Далее следуют «темповой» (40,6%) и (с большим отрывом) «технический» (15,6%) типы. Соотношения, зафиксированные в указанных группах, свидетельствуют о существенном влиянии различных методических подходов в ходе тренировочного процесса.

Следовательно, смещение акцента используемых тренировочных средств на целенаправленное развитие выносливости и силовых способностей значительно подкорректировало по типологической принадлежности соотношение числа юных пловцов. Это говорит о том, что, с одной стороны, установлена значимость влияния педагогической компоненты в данном процессе, с другой - перегруппировка юных пловцов по типологической принадлежности содержит в себе потенциал прогресса спортивных достижений с позиций их последующей тренировочной деятельности.

В рамках исследования с учетом анализа взаимосвязи показателей силовой подготовленности и степени влияния их на уровень спортивных достижений была установлена функциональная организация развития силовых способностей у юных пловцов, относящихся к различным типологическим группам (табл. 2). У 11–12-летних пловцов силового типа результаты плавания на дистанции 50 м обусловлены преимущественно силой тяги в воде на руках (r = -0,561). Аналогичная закономерность наблюдается и у пловцов темпового (r = -0,575) типа, а у технического типа существенна значимость силы тяги в воде в координации (r = -0,540). В плавании на 100-метровой дистанции акцент результативности уже несколько смещается в сторону значимости силы тяги в воде на ногах. На дистанции 200 м фиксируется превалирование значимости силы тяги в воде на ногах и силы тяги в воде в координации, особенно это заметно у пловцов технического типа. В 13–14-летнем возрасте в целом наблюдается аналогичная закономерность проявления различных вариантов силы тяги в воде на результативность пловцов различных типологических групп. При этом отмечается повышение значимости вклада тяговых усилий в рост спортивных достижений юных пловцов.

Таблица 2

Взаимосвязь спортивных достижений и показателей специальной силовой подготовленности различных групп юных пловцов-кролистов

Показатели

Возраст, лет

11-12

13-14

Длина дистанций, м

50

100

200

50

100

200

Сила тяги в воде на руках

-561

-377

-340

-786

-676

-616

-151

-195

-202

-149

036

175

-575

-519

-341

-540

-521

-528

Сила тяги в воде на ногах

-526

-509

-213

-536

-476

-508

-488

-498

-527

-521

-450

-535

-519

-416

-409

-513

-464

-385

Сила тяги в воде в координации

-519

-352

-156

-505

-248

-200

-540

-509

-507

-560

-410

-554

-492

-325

-369

-547

-454

-399

Примечание. Первая строка – указаны показатели силовой, вторая – технической, третья – темповой типологических групп. Коэффициенты корреляции умножены на 103. Достоверные взаимосвязи выделены цветом.

В обследовании, связанном с оценкой эффективности ключевых параметров плавания у юных пловцов-кролистов, принимали участие 11–12-летние спортсмены. В этом возрасте, по нашим данным, выявлена наиболее существенная взаимосвязь результатов плавания на дистанции 100 м и относительных показателей PWC170 (r = -0,746). Уравнения линейной регрессии имеют следующий вид: у = -2,42х + 126,00; х = -0,154у + 32,54, где у – результат в плавании на 100 м, с; х – показатель PWC170, кгм/мин/кг. Статистическая погрешность первого уравнения меньше второго, вследствие чего данное уравнение целесообразно применять для точности прогнозирования результатов. Нами была рассчитана линейка градации оценок различных уровней эффективности плавания: высокий – от 4,0% и выше; выше среднего – в диапазоне от 2,2 до 3,9%; средний − 0± 2,1%; ниже среднего – в диапазоне от -2,2 до - 3,9%; низкий – от -4,0% и менее.

Сопоставив персональные фактические и расчетные показатели результатов на дистанции 100 м, можно спроектировать для каждого юного пловца траектории уровней эффективности техники плавания, которые целесообразно учитывать в рамках учебно-тренировочного процесса.

Данный подход предоставил возможность сгруппировать 76 спортсменов, принимавших участие в педагогическом эксперименте, по спроектированным уровням эффективности плавания. Высокий уровень эффективности соотношения параметров гребка в двигательных действиях установлен у 7 занимающихся (9,2%), выше среднего – у 15 спортсменов (19,7%), средний – у 28 воспитанников (36,8%), ниже среднего – у 13 человек (17,1%), низкий − у 13 детей (17,2%). Оценка данного компонента, по нашему мнению, представляет собой важный показатель перспективности юных пловцов-кролистов. Для удобства определения характеристики эффективности гребковых двигательных действий нами, с учетом результатов проведенных ранее по данной проблематике исследований [7], была разработана номограмма, которая представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Уровни эффективности гребковых двигательных действий юных пловцов-кролистов на дистанции 100 м

Заключение. Результаты проведенных нами исследований указывают на необходимость изучения закономерностей изменения ключевых параметров плавания у юных кролистов, относящихся к различным типологическим группам. Только стремление к достижению оптимальных параметров данных характеристик применительно к каждой из категорий спортсменов может обеспечить выход на высокий уровень реализации двигательного потенциала.

Представленные данные демонстрируют, что юные пловцы разных типологических групп предпочитают различные варианты проплывания дистанции: одни спортсмены («темповой», «силовой» типы) демонстрируют преимущество на первой половине пути, вторые (как правило, «темповой» тип) – на протяжении второй, а третьи («технический» тип) достаточно равномерно проплывают всю 100-метровую дистанцию. По мере увеличения возраста и, соответственно, роста спортивной квалификации наблюдается, с одной стороны, повышение исследуемых ключевых параметров плавания, с другой - отмечается более равномерное проплывание пловцами-кролистами дистанции 100 м.

Важным условием эффективной спортивной подготовки юных пловцов-кролистов выступает разработка модельных типоспецифических характеристик и перечня требований к уровню физической подготовленности, физическому развитию, степени развития специальных физических качеств. Разностороннее сопоставление этих показателей юных пловцов как с обобщенными возрастными модельными характеристиками, так и между собой дает возможность оценить их спортивный потенциал, выделить типологические группы («темповой», «технический» и «силовой») и спрогнозировать успешность их соревновательной деятельности.


Библиографическая ссылка

Жарикова М.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ-КРОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ИХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27532 (дата обращения: 18.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252