Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «ХОЗЯЙСТВО» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

Дронов В.П. 1 Таможняя Е.А. 1 Лопатников Д.Л. 1
1 ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"
Раздел «Хозяйство» в курсе «География России» 8-9 класса формирует важнейшие представления об особенностях хозяйства нашей страны, закономерностях его развития, исторических этапах формирования отдельных отраслей и хозяйства России в целом, уровне развития страны и ее месте в современном мире, проблемах и перспективах развития хозяйства России и ее регионов. В статье рассматриваются методические основы изучения раздела «Хозяйство» в курсе «География России» в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) и перехода к современной деятельностной, продуктивно-развивающей модели обучения. Раскрывается значение раздела «Хозяйство» в достижении предметных, личностных и метапредметных результатов обучения географии в основной школе. Рассматриваются центральные понятия раздела - «отрасль» и «межотраслевой комплекс», приводится типовой план экономико-географической характеристики межотраслевых комплексов и отраслей. Новизна авторской методики состоит в реализации деятельностного компонента обучения через предлагаемые авторами дидактические условия. Среди рассматриваемых дидактических условий: поэтапное формирование учебных действий обучаемых, визуализации теоретических и эмпирических знаний, включение новых аспектов содержания, методические приемы работы с различными источниками географической информации.
межотраслевой комплекс
отрасль народного хозяйства
поэтапное формирование учебных действий
дидактические условия реализации деятельностного компонента в обучении
типовой план экономико-географической характеристики межотраслевых комплексов и отраслей хозяйства
визуализация теоретических и эмпирических знаний
методические приемы работы с источниками географической информации
новые аспекты содержания
1. Таможняя Е.А., Беловолова Е.А. География России: Хозяйство: Регионы: 9 класс: Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2015. – 136 с.
2. Межотраслевые комплексы [Электронный ресурс]. - URL: http://bibliotekar.ru (дата обращения: 11.04.2018).
3. Региональная экономика / Е.Л. Плисецкий [и др.]; отв. ред. Е.Л. Плисецкий, В.Г. Глушкова. - М.: Юрайт, 2016. - 583 с.
4. Душина И.В., Беловолова Е.А. Об организации и проведении практических работ в условиях введения ФГОС нового поколения // География в школе. - 2013. - № 3. - С. 48-51.
5. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии. 6-9 классы. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2010. 240 с.
6. Лопатников Д.Л. Грядущий глобальный постиндустриальный экологический переход // География и экология в школе XXI века. - 2014. - № 8. - С. 16-22.
7. Беловолова Е.А. Современный урок географии в контексте обновления деятельности обучающихся // Орфановские чтения – 2017: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию высшего географического образования в Нижегородской области и 70-летию Нижегородского отделения Всероссийской общественной организации Русское географическое общество. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2017. – С. 93-95.

В условиях реализации ФГОС ООО, перехода к деятельностной, продуктивно-развивающей модели обучения основной целью обучения становится формирование у обучаемых умений осуществлять учебную деятельность, которая представляет собой процесс тесного единства содержательной, операциональной и эмоционально-ценностной составляющих сфер личности. В этой связи важнейшей задачей в работе педагога становится задача управления процессом усвоения знаний и умений, отбора таких дидактических условий, методических приемов и средств обучения, которые позволят школьникам продуктивно выполнить запланированные учебные действия. Рассмотрим методику изучения раздела «Хозяйство» в курсе «География России» с позиций реализации деятельностного подхода в обучении.

В настоящее время курс «География России», изучаемый в 8-9 классах, занимает важное место в системе школьного географического образования. В этом курсе обобщаются и дополняются уже имеющиеся у школьников системы общеземледельческих, историко-географических, физико-географических, геоэкологических, картографических знаний и умений, формируются новые для учащихся социально-экономических знания об объектах, процессах, закономерностях развития населения и хозяйства страны,  развиваются представления о крупных географических регионах России, о месте России в мире.

Важную теоретическую нагрузку в курсе несет раздел «Хозяйство». Он формирует важнейшие представления об особенностях хозяйства страны, закономерностях его развития, исторических этапах формирования отдельных отраслей и хозяйства в целом, уровне развития страны и ее месте в мире, проблемах и перспективах развития хозяйства, взаимном влиянии в блоке природа-население-хозяйство, уровне жизни населения и т.д. При изучении этого раздела учащиеся знакомятся с большим количеством новых социально-экономических представлений, понятий и причинно-следственных связей. Усваивая основные понятия об отраслях хозяйства и особенностях их развития, обучающиеся подводятся к пониманию принципов размещения разных производств, знакомятся с особенностями его организации и перспективами развития [1].

Изучение раздела «Хозяйство» также играет большую роль в реализации воспитательной направленности школьного курса «География России», что определяется тесными связями изучаемого содержания с личным опытом учащихся, с современными событиями, происходящими в России и в мире. При изучении раздела «Хозяйство» затрагиваются проблемные и дискуссионные вопросы, связанные с уровнем развития отдельных отраслей хозяйства, перспективами развития той или иной отрасли, факторами развития хозяйства, последствиями кризисный явлений и их влиянием на уровень жизни населения, проблемами структурной перестройки хозяйства, новыми тенденциями и перспективными разработками.

В структурном отношении в большинстве линий учебников, входящих в Федеральный перечень, раздел «Хозяйство» состоит из двух частей, включающих общую характеристику хозяйства России и географию отраслей и межотраслевых комплексов.

В первой части раздела «Хозяйство» формируются важнейшие теоретические знания, в первую очередь новые понятия и причинно-следственные связи. К основным понятиям, формируемым при изучении раздела, относятся: «хозяйство (экономика)» страны, «отрасль хозяйства», «отраслевая структура хозяйства», «межотраслевой комплекс», «территориальная структура хозяйства». Большая часть понятий вводится дедуктивным путем и по мере изучения первой части раздела наполняется конкретным содержанием.

Во второй части данного раздела общие понятия и причинно-следственные связи конкретизируются, теоретические знания насыщаются новыми географическими представлениями, фактами, номенклатурой в ходе организации различных видов учебной работы учащихся с тематическими картами и статистическими материалами.

Реализация деятельностного компонента при изучении раздела «Хозяйство» требует соблюдения ряда дидактических условий. Важнейшими среди них являются визуализация теоретических и эмпирических знаний, поэтапное формирование учебных действий, разнообразие используемых методических приемов при работе с источниками географической информации.

Так, центральными понятиями раздела «Хозяйство» являются понятия «отрасль» и «межотраслевой комплекс». Отметим, что теоретические знания в разделе имеют достаточно абстрактный характер, поэтому для их лучшего понимания необходимо использовать различные средства визуализации: структурные, генетические и классификационные схемы, схемы связей, графики и диаграммы [1]. Поскольку обучающиеся уже умеют использовать различные источники географических знаний, самостоятельную работу школьников можно практиковать с самых первых уроков курса.

При формировании понятия «отрасль хозяйства» используются различные методические приемы. Сначала дедуктивным путем дается формулировка понятия: «совокупность предприятий, производящих близкую по назначению продукцию или оказывающих однотипные услуги». Затем смысл понятия раскрывается с помощью наглядной структурной схемы, отражающей состав какой-либо отрасли. Далее понятие конкретизируется при изучении классификации отраслей, их состава и т.д.

Другое важное понятие – «межотраслевой комплекс». При изучении данного понятия следует показать, что разветвленные межотраслевые и внутриотраслевые связи внутри хозяйства лишь на первый взгляд кажутся хаотичными. На самом деле они образуют блоки взаимосвязанных отраслей, в пределах которых осуществляется значительная часть связей. Эти блоки и есть межотраслевые комплексы. Важно, чтобы учащиеся четко уяснили, что главный принцип выделения межотраслевых комплексов – наличие групп отраслей, выполняющих определенную функцию, и объективно сформировавшихся связей между ними [1].

Межотраслевой комплекс – интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта. Межотраслевые комплексы возникают и развиваются как внутри отдельной отрасли экономики, так и между различными отраслями [2; 3].

При изучении связи понятий «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс» важно проследить следующую цепочку (рисунок).

Взаимосвязь основных понятий в разделе «Хозяйство» на этапе изучения нового материала

После этого целесообразно провести тренировочный этап по закреплению новых понятий, используя примеры известных школьникам предприятий, например, своего региона проживания, на основе работы со следующей таблицей (таблица).

Взаимосвязь основных понятий в разделе «Хозяйство» на этапе закрепления учебного материала

Предприятие

Отрасль

Межотраслевой комплекс

Рязанская тепловая электростанция

электроэнергетика

ТЭК

«Серп и молот»

черная металлургия

Металлургический

 

Автомобильный парк «Бибирево»

?

Транспортный

?

 

пищевая промышленность

?

?

 

?

Машиностроительный

 

Рассмотренные методические приемы используются не только на этапе формирования новых понятий. К ним целесообразно обращаться на последующих уроках с целью закрепления и контроля результатов усвоения учебного материала.

Первые уроки раздела «Хозяйство» несут наибольшую теоретическую нагрузку, их основное содержание составляют абстрактные и весьма сложные для усвоения обучающимися понятия и причинно-следственные связи. Поэтому при подготовке и проведении таких уроков важно обратить особое внимание на поэтапную организацию усвоения учебного материала: отработку признаков формируемых понятий, применение понятий при решении учебных задач, визуализацию причинно-следственных связей с помощью различных средств наглядности, обучение приемам и способам деятельности.

Анализ рабочих программ по курсу «География России» разных лет показывает, что понятие «межотраслевой комплекс» стало активно использоваться в школьной географии в последние два десятилетия. Это связано с тем, что с методической точки зрения изучение межотраслевых комплексов более целесообразно, чем отдельных отраслей, так как при изучении территориальной структуры хозяйства в таком случае рассматриваются крупные базы: топливно-энергетические, металлургические и т.д. Таким образом обеспечивается усвоение обучающимися представлений о важнейших чертах географии промышленности, сельского хозяйства, транспорта и международных экономических связей и продолжается развитие умений устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи.

Отметим, что в большинстве линий учебников, входящих в Федеральный перечень, изучение географии межотраслевых комплексов и отраслей начинается с топливно-энергетического комплекса (ТЭК) как базового комплекса экономики любого государства и строится в следующей последовательности:

  • топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – производство и распределение топлива и энергии, обеспечение ими хозяйства и населения;
  • металлургический и химико-лесной комплексы – производство разнообразных конструкционных материалов и химических веществ для обеспечения других отраслей экономики и населения;
  • машиностроительный комплекс – производство разнообразных машин для обеспечения всех отраслей хозяйства и населения;
  • оборонно-промышленный комплекс (ОПК) – производство научных разработок и создание, испытание и производство военной продукции для обеспечения обороноспособности страны;
  • агропромышленный комплекс (АПК) – производство, переработка, хранение и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции;
  • инфраструктурный комплекс – оказание разнообразных видов услуг для производства и населения.

Для экономико-географической характеристики межотраслевых комплексов используется типовой план, который приводится в различных методических источниках:

  1. Значение межотраслевого комплекса в хозяйстве страны.
  2. Отраслевой состав МОК.
  3. Факторы размещения отраслей, образующих комплекс.
  4. Обзор важнейших отраслей комплекса.
  5. Основные районы (базы) размещения производства.
  6. Перспективы и проблемы развития комплекса.

Приведённый план задает алгоритм деятельности по изучению межотраслевых комплексов и используется для создания ориентировочной и исполнительской основы действий. Таким образом, обучающиеся после первого рассмотрения темы с учителем в дальнейшем смогут по заданному алгоритму самостоятельно «добывать» необходимые знания при изучении других межотраслевых комплексов.

Кроме типового плана характеристики межотраслевых комплексов разными авторами приводятся типовые планы экономико-географических характеристик отраслей хозяйства, конкретизирующие п. 4 плана характеристики МОК. Эти планы могут помочь учителю провести сравнительные характеристики отраслей внутри одного межотраслевого комплекса. Отметим, что большинство из них разработаны на основе классического типового плана характеристики отрасли хозяйства Н.Н. Баранского и включают следующие пункты:

  • значение отрасли в хозяйстве (какие производственные и бытовые потребности продукция отрасли удовлетворяет);
  • состав отрасли;
  • краткий историко-географический очерк развития отрасли;
  • некоторые особенности производственного процесса и типы предприятий, имеющие значение для ее размещения (вспомогательный материал);
  • современная география отрасли (главные районы и центры).

В русле реализации деятельностного компонента обучения для подведения учащихся к сознательному использованию планов характеристик отраслей и межотраслевых комплексов необходимо поэтапное формирование учебных действий обучаемых.

На первом этапе осуществляется создание ориентировочной основы действий, включающее предварительное ознакомление учащихся с планом характеристики в самом начале изучения темы. При этом главная задача состоит в том, чтобы обучающиеся уяснили как общий алгоритм, так и суть содержания его отдельных пунктов, их закономерную последовательность. Далее обучающиеся получают инструктивные указания о том, как нужно пользоваться типовым планом, который указывает последовательный путь приобретения знаний об отраслях или межотраслевых комплексах. Учитель объясняет последовательность операций, их значение, показывает образец выполнения и формулирует задания для первичного закрепления действий учащихся.

Второй этап - последовательное использование планов под руководством учителя. На данном этапе осуществляется отработка, совершенствование учебных действий и умений на основе выполнения тренировочных заданий. Данный этап нацелен на создание исполнительской основы действий. Задания выполняются на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель. На данном этапе создается возможность для обучаемого усвоить содержание дей­ствия, а для учителя - проконтролировать выпол­нение каждой входящей в действие операции.

Третий этап - применение плана в самостоятельной работе обучающихся Такие итоговые задания выполняют контролирующую функцию и осуществляются с наибольшей степенью самостоятельности обучающихся. В рамках третьего этапа осуществляется перенос усвоенных умений и действий в условия, сходные с обучающими и тренировочными работами, или в новые условия. Именно поэтому данный вид заданий ориентирован на формирование творческой основы действий. Следует отметить, что работа с учебно-методическим комплектом курса (учебники, атласы, рабочие тетради с печатной основой, тетради-тренажеры и т.д.) служит обязательным условием эффективной организации деятельности обучающихся, поскольку усвоенные приемы работы учащиеся переносят на другие источники знаний [4; 5].

Организуя работу по изучению межотраслевых комплексов и отраслей, следует также учитывать другие условия. Важнейшим дидактическим условием изучения раздела «Хозяйство», как уже было указано выше, является визуализация теоретических и эмпирических знаний. Так, наглядные структурные схемы при изучении межотраслевых комплексов позволяют показать не только состав комплекса и входящих в него отраслей, но и в определенной мере отражают производственные связи.

Для выявления значения комплекса или отрасли в хозяйстве страны необходимо установление многочисленных причинно-следственных и производственных связей. Для их визуализации можно использовать следующее задание: «Составьте зарисовку, что случилось бы, если прекратится производство электроэнергии». Для оценки такого задания следует дать учащимся критерии оценивания, например, должно быть установлено не менее 4 производственных связей.

Материал об особенностях производственных процессов в современном курсе «География России» носит вспомогательный характер и предназначен для формирования у учащихся представлений о видах предприятий. Так, схема производства стали позволяет сформировать представления о металлургическом комбинате полного цикла, сталелитейном, прокатном и т.д. заводах.

Учитывая современные требования к предметным результатам освоения курса «География России», при рассмотрении географии хозяйства следует рассматривать не отдельные ареалы, а крупные базы. Средством визуализации в данном случае служат соответствующие тематические карты и картосхемы. Конечный результат – генерализированное представление учащихся о географии тех или иных отраслей со знанием географической номенклатуры, отражающей крупнейшие центры добычи и производства. Работу по изучению ресурсных баз можно строить на основе различных методических приемов: в виде устного анализа тематических карт атласа, в виде составления графической или картографической логической опорной схемы, заполнения таблицы и т.д.

При разработке практических заданий, используемых при изучении географии межотраслевых комплексов, следует исходить из того, что содержание заданий ориентирует обучающихся на анализ социально-экономических показателей, обоснование условий размещения, на установление причинно-следственных связей и на сознательное применение усвоенных знаний и приемов работы.

Важным метапредметным умением, формируемым у обучаемых при изучении раздела «Хозяйство», является умение работать со статистическими материалами. Здесь используется значительное количество статистических данных, которые необходимы для подтверждения теоретических положений, иллюстрируют изучаемые процессы и закономерности. Они представляют собой как одиночные показатели, так и разнообразные таблицы, графики, секторные и столбиковые диаграммы, картодиаграммы.

Организация работы учащихся со статистическими показателями предполагает использование различных методических приемов. Так, в ходе изучения отдельных отраслей необходимо сравнивать масштабы производства отраслей хозяйства России с производством в других странах, что позволяет показать место нашей страны в мире. Для характеристики развития производства целесообразно использовать три показателя: максимальный уровень производства (достигнутый когда-либо в прошлом), современный уровень, показатели по странам - мировым лидерам в данной отрасли. Такой сравнительный анализ позволяет увидеть проблемы развития отдельных отраслей и хозяйства в целом, которые существуют в стране. Однако следует учитывать, что статистические данные должны играть вспомогательную роль: подтверждать теоретические положения, показывать тенденции развития и т.д. Тем более, что все эти показатели быстро меняются. В этой связи важны не сами цифры, а организация работы учащихся со статистическими материалами, развитие их информационной компетенции [4].

Для представления ряда статистических показателей целесообразно использовать карты-анаморфозы, масштаб объектов на которых пропорционален значению их характеристик. Анаморфозы более наглядны, чем привычные картограммы и картодиаграммы. Их использование способствует более наглядному восприятию территориальной неоднородности и диспропорций цифровых показателей, характеризующих особенности населения и хозяйства РФ. Так, при изучении раздела «Хозяйство» этот методический прием можно использовать в ходе оценки места России или ее регионов в производстве отдельных видов продукции, устанавливать и объяснять причинно-следственные связи.

Отметим, что содержание раздела «Хозяйство» в ряде линий учебников обновлено новыми понятиями, представлениями, теориями, концепциями, отражающими современные идеи географической науки.

Так, при изучении общей характеристики хозяйства России следует указать, что в современных условиях все большее влияние на размещение предприятий оказывают факторы рыночной экономики. Одним из ведущих является фактор соотношения спроса и предложения на ресурсы, которые необходимы для производства определенных видов товаров или услуг. В конечном итоге именно цены на ресурсы определяют то количество земли, труда, капитала, предпринимательских способностей, которые будут использованы в производственном процессе. Большое значение имеют спрос на товары (услуги), которые производит предприятие, вид и конкурентоспособность фирмы на внутреннем и мировом рынке, цели и стратегии фирм, их стремление к инновациям, участие государства в регулировании рынков труда и ресурсов.

Рост конкурентоспособности как фактор географической концентрации предприятий лежит в основе кластерной теории экономического развития стран и регионов. Начиная с 1990-2000 гг. «кластерные стратегии» широко используются в государственной экономической практике и региональной политике как экономически развитых стран, так и стран, только начинающих формировать рыночную экономику. Не является исключением и Россия: элементы кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Правительство концентрирует усилия на поддержке уже сложившихся нескольких «спонтанных» кластеров, образованных вокруг ключевых отраслей промышленности (химический, нефтегазовый, металлургия, машиностроение и др.), и создании новых сетей компаний, ранее не контактировавших между собой.

Все более активно в отечественную практику начинает входить кластерный подход к региональному развитию. Со стороны государства осуществляется поддержка тех инноваций в регионе, которые обеспечивают долговременное развитие бизнеса. С другой стороны, местные власти разрабатывают проекты по созданию и развитию своих регионов или отдельных технологий, учитывающих специфику конкретного региона. А сами кластерные фирмы, образовательные и исследовательские организации предпринимают совместные, целенаправленные, закрепленные документально действия, направленные на увеличение роста и конкурентоспособности конкретного кластера на определенной территории.

Так, примером современного спортивно-туристического кластера в России является Олимпийский Сочи. Инфраструктура, которая была создана в Сочи в ходе подготовки Игр 2014 г. – важнейшее наследие для города и всего Краснодарского края. В ходе подготовки к Играм Сочи и в целом юг России получил современные автомобильные и железные дороги, новые транспортные узлы, модернизированную инженерную инфраструктуру, увеличение инженерной мощности в 2,5 раза, современные отели, благоустроенную береговую линию. Всего к 2014 г. в Сочи было построено и модернизировано около 180 объектов инфраструктуры, имеющих колоссальное значение для повышения качества жизни жителей Сочи. В настоящее время Олимпийский Сочи не только является ареной, где проходят престижные международные соревнования, крупные политические и общественные форумы мирового значения и фестивали, но и крупным курортом мирового уровня.

Представления о кластере как результате территориального разделения труда и усиления разнообразных связей между предприятиями, о структуре кластеров, их инновационной ориентированности, направлениях региональной политики РФ вводятся в содержание курса «География России» новых линий учебников, например в УМК «Роза ветров» ОИГ «Дрофа-Вентана».

Раздел «Хозяйство» традиционно продолжает формирование геоэкологической системы знаний. Изучение общих закономерной развития хозяйства, специфики отдельных отраслей и предприятий, особенностей их размещения позволяет учащимся понять суть экологических проблем: причины и источники загрязнения, степень антропогенного воздействия, пути решения экологических проблем. Эти представления в настоящее время расширяются за счет ознакомления учащихся с Концепцией устойчивого развития, которая объединяет экономический, социальный и экологический аспекты дальнейшего пути развития современного общества.

В рамках этой концепции экономически развитыми странами разрабатываются программы по улучшению качества окружающей среды, утилизации отходов, использованию нетрадиционных источников  энергии, городскому планированию и развитию. Это привело к тому, что в конце XX – первом десятилетии XXI века как на планете в целом, так и в отдельных регионах и странах мира произошли значимые изменения в глобальной экологической панораме экологической обстановки [6].

Для формирования у учащихся адекватной второму десятилетию XXI века геоэкологической картины мира и места в ней нашей страны учитель призван показать сложную, разнонаправленную «палитру» экологически значимых процессов, а не ограничиваться традиционным рассмотрением наиболее обсуждаемых экологических проблем и обозначением возможных путей их решения. Сегодня в мире происходят как экологически негативные, так и позитивные процессы, что делает современный мир «от места к месту» всё более и более мозаичным. Необходимо больше обращать внимания на такие экологически позитивные процессы, как опережающий рост использования возобновляемых источников энергии, быстро растущее производство органических продуктов питания, масштабные работы по искусственному лесовосстановлению, например в Западной Европе и Китае, существенное улучшение экологических показателей каждого нового поколения автотранспорта и др.

Рассматривая экологические характеристики современного хозяйства России, учащиеся должны получить представление как о главных угрозах и наиболее острых проблемах в стране и её регионах (например, о накоплении промышленных и бытовых отходов), так и познакомиться с опытом решения подобных проблем с использованием передового мирового опыта [6].

Для курса «География России» знакомство с концепцией устойчивого развития интересно с точки зрения организации проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников, в ходе которых у школьников формируется готовность применять усвоенные знания и умения в повседневной жизни, работать с разнообразными источниками географической информации, анализировать факты и выявлять закономерности; интерпретировать, оценивать, видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, структурировать полученный в ходе исследования материал, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи [7].

Новые для школьников аспекты содержания раздела «Хозяйство» тесно связаны с жизнью, с социальными, экономическими, политическими, межнациональными проблемами, существующими в стране и в регионе проживания учащихся. Следует также отметить, что рассматриваемые в курсе проблемы являются отражением общемировых глобальных проблем, что позволяет дать оценку места нашей страны в мире, задуматься о дальнейшем пути ее социально-экономического развития. Научить школьников правильно оценивать ситуацию, разбираться в происходящем, найти объяснение проблем - задачи курса, которые можно реализовать при изучении раздела «Хозяйство». Включение географического содержания, тесно связанного с окружающей действительностью, ее противоречиями и конфликтами, позволяет реализовать принцип проблемности – один из важнейших принципов построения содержания курса «География России».

Усвоение учебного материала проблемного содержания способствует формированию у учащихся личностного отношения к изучаемому, умений разбираться в происходящих в стране и мире событиях, правильно оценивать ситуацию, находить объяснение проблем, понимать корни конфликтов.

В ходе выполнения заданий личностно ориентированного характера происходит формирование оценочных умений школьников осуществлять свой выбор, ранжировать, оценивать, прогнозировать, принимать решения, отстаивать личную позицию. Целый ряд таких вопросов и заданий личностно ориентированного характера основан на краеведческом материале. Методические приемы работы с материалами краеведческого содержания (публикациями СМИ, региональными картами, статистическими данными и т.д.) предполагают выполнение заданий на определение отраслей специализации региона своего проживания, выявление уровня экономического развития региона, разработку своего варианта совершенствования транспорта в регионе проживания и т.д.

Итак, изучение раздела «Хозяйство» курса «География России» играет важную роль в достижении предметных, личностных и метапредметных результатов обучения. Он формирует важнейшие представления об особенностях хозяйства страны, закономерностях его развития, исторических этапах формирования отдельных отраслей и хозяйства в целом, уровне развития страны и ее месте в современном мире, проблемах и перспективах развития хозяйства. Ведущие дидактические условия реализации деятельностного компонента в обучении: поэтапное формирование учебных действий обучаемых, визуализация теоретических и эмпирических знаний, разнообразие методических приемов работы с различными источниками географической информации, включение в содержание раздела новых аспектов содержания.


Библиографическая ссылка

Дронов В.П., Таможняя Е.А., Лопатников Д.Л. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «ХОЗЯЙСТВО» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27510 (дата обращения: 18.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252