Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ)

Третьяк С.В. 1 Антонова Н.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
В статье представлена модель организации самостоятельной учебной деятельности студентов медицинского вуза по изучению иностранного языка в рамках компетентностного подхода. Выделены общекультурные и общепрофессиональные компетенции в соответствии с ФГОС ВО 2016 г. по специальности «Лечебное дело», развитие которых обеспечивается, в том числе, в ходе выполнения самостоятельной работы по дисциплине. Проведён анализ нормативной базы организации самостоятельной учебной деятельности студентов медицинских вузов (на примере ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» и ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет»). Дана характеристика целевого, содержательного и процессуального аспектов организации данного процесса на примере изучения иностранного языка студентами I курса. Описана технология работы студентов над учебно-исследовательскими проектами, способствующая развитию их готовности к непрерывному образованию, а также использованию различных информационных ресурсов и баз данных. В статье приведены данные опроса, проведённого с целью выявления удовлетворённости студентов организацией самостоятельной учебной деятельности и её результатами. Продемонстрирована роль педагога высшей школы как фасилитатора процесса самообразования. Данная модель реализована авторами в условиях личностно ориентированного образовательного процесса. Представлен опыт работы профессорско-преподавательского состава ВолгГМУ по освоению интерактивных педагогических методик с целью совершенствования организации самостоятельной учебной деятельности студентов.
иностранный язык
общепрофессиональные компетенции
общекультурные компетенции
самостоятельная учебная деятельность студентов
высшее медицинское образование
1. Учебный план специальности 31.05.01 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sechenov.ru/upload/iblock/8de/lechebnoe-delo_1-kurs_och_1473.pdf (дата обращения: 18.02.2018).
2. Антонова Н.Ю. Из опыта организации самостоятельной работы в медицинском вузе по дисциплине «Латинский язык» // Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи. Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. – Махачкала, 2017. – С. 48–50.
3. Крайнов С.В., Попова А.Н. Модернизация внеаудиторной работы со студентами, как ответ на вызовы современности // Сolloquium-journal. - 2017. - № 10 (10). - С. 47-48.
4. Common European framework of reference for languages: learning, teaching, assessment. – Cambridge: Cambridge University Press: Council of Europe Publishing, 2004. – 260 р.
5. Использование ролевых игр в процессе обучения студентов-стоматологов / И.В. Старикова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19821 (дата обращения: 18.02.2018).
6. Artyukhina A.I., Chumakov V.I., Tretyak S.V. Refresher training for the teaching staff of the medical university in terms of the competence-based approach // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. - № 2. - С. 22-23.

Совершенствование системы высшего образования в России и утверждение нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов ставит задачи дальнейшего повышения качества подготовки специалистов в условиях компетентностной модели образования. В данной статье мы охарактеризуем роль самостоятельной учебной деятельности студентов в процессе формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций будущих специалистов (на примере медицинского образования). Обращение к практике самостоятельного изучения иностранного языка в медицинском вузе не случайно. С точки зрения гуманизации и гуманитаризации высшего образования, потенциал учебной дисцип­лины «Иностранный язык» чрезвычайно велик. Он является мощным средством расширения культурного и профессионального кругозора буду­щего врача через доступ к личностно значимой иноязычной информации и использование ее в профессиональной деятельности. Освоение ценностей гуманитарного компонента высшего медицинского образования способствует развитию у субъекта познания гуманистических ориентаций в сфере будущей профессиональной деятельности, социуме, природе. Кроме того, в отечественном образовательном пространстве укоренилась положительная тенденция синтеза учебных дисциплин в образовательном процессе - от их изолированного преподавания к междисциплинарности.

Целью исследования является изучение роли самостоятельной учебной деятельности студентов медицинского вуза в формировании общекультурных и общепрофессиональных компетенций (на примере изучения иностранного языка). К основным задачам работы относятся изучение нормативной базы организации самостоятельной учебной деятельности студентов вузов, а также характеристика целевого, содержательного и процессуального аспектов этого вида учебной деятельности с целью её дальнейшего совершенствования.

При проведении исследования были востребованы как теоретические, так и эмпирические методы. К теоретическим методам относятся анализ педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, программных документов высшей медицинской школы, моделирование процесса самостоятельного изучения иностранного языка студентами первых двух курсов. Используемые эмпирические методы включают изучение опыта организации самостоятельной работы студентов на кафедрах ВолгГМУ; психолого-педагогические, методы сбора информации (педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование, анализ результатов творческой деятельности студентов); статистический анализ и содержательную интерпретацию результатов исследования. Научная новизна работы состоит в разработке целевого, содержательного и процессуального аспектов организации самостоятельной учебной деятельности студентов по изучению иностранного языка в медицинском вузе на основе метода учебно-исследовательских проектов в рамках личностно ориентированного подхода и компетентностной модели образования.

В данной статье мы рассмотрим процесс организации самостоятельной учебной деятельности в медицинском вузе на примере изучения иностранного языка студентами специальности «Лечебное дело» (31.05.01). Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по указанной специальности был утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 9 февраля 2016 г. (№ 95) и является действующим стандартом обучения. Дисциплина «Иностранный язык» относится к базовой части перечня дисциплин и является обязательной для изучения. Её объём в академических часах составляет 108 часов, из них в ВолгГМУ 36 академических часов приходится на самостоятельную учебную деятельность (в соответствии с Учебным планом специальности, утверждённым 30.08.2017). ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России отводит на самостоятельную работу половину объёма академической нагрузки – 54 академических часа [1]. Перечень компетенций, формируемых при изучении определённой дисциплины, устанавливается каждым вузом самостоятельно, но, как правило, изучение гуманитарной дисциплины «Иностранный язык» ставит целью развитие ряда общекультурных и общепрофессиональных компетенций.

Целевой аспект организации самостоятельной учебной деятельности студентов при изучении иностранного языка в рамках личностно ориентированного подхода и компетентностной модели образования включает стимулирование самостоятельной творческой деятельности будущего специалиста и развитие его способности адаптироваться к изменениям профессиональной и социальной сферы, а также формирование целостного профессионального мировоззрения. Из перечня общекультурных и общепрофессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник, освоивший программу по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» (в соответствии с ФГОС по данной специальности), нам представляется возможным использовать потенциал дисциплины «Иностранный язык» для формирования следующих компетенций: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5); готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8); готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1); готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2); готовность к ведению медицинской документации (ОПК-6).

В ходе исследования авторами было отобрано содержание дисциплины «Иностранный язык», подлежащее самостоятельному изучению с целью формирования и развития у будущего специалиста перечисленных выше компетенций как новообразований личности. Учебное содержание отвечало следующим требованиям:

- предполагало возможность адаптации к кругу интересов студента;

- соответствовало содержанию видов профессиональной деятельности, к которым готовятся студенты данной специальности, а именно: медицинской, организационно-управленческой и научно-исследовательской;

- соответствовало уровню владения предметными знаниями и умениями, необходимыми для решения задач учебно-исследовательской деятельности;

- развивало компоненты готовности студента к выполнению самостоятельной работы: мотивационный, ориентационный, операциональный, волевой и оценочный;

- развивало навыки использования иностранного языка для получения необходимой дополнительной информации из иноязычных источников, т.е. навыки информационно-поисковой деятельности;

- развивало умения и опыт самостоятельной творческой деятельности: формулировать цели выполняемой работы, вести поиск средств и способов достижения результата, абстрагировать учебное содержание для выделения обобщенных смыслов, систематизировать и представлять полученный результат.

Профессорско-преподавательским составом ВолгГМУ накоплен значительный опыт по отбору содержания различных дисциплин для самостоятельной работы и активизации познавательного интереса студентов. Из недавних публикаций, посвящённых данной проблеме, можно отметить работы Антоновой Н.Ю. [2], Крайнова С.В. и Поповой А.Н. [3]. Авторы убедительно обосновывают тот факт, что весь учебный процесс должен быть максимально приближен к модели будущей профессиональной деятельности специалиста. Читая тексты по своей будущей специальности, студенты знакомятся с особенностями письменной научной речи, лексико-грамматическими характеристиками подъязыка медицины, составляют денотатные карты разных заболеваний, изучают примеры оформления медицинской документации. Созданный банк тем учебных проектов обеспечивает каждому студенту возможность выбора задания, соответствующего его интересам и уровню предметных знаний, возможность самореализации, а также профессионального и личностного самопознания. Необходимо особо отметить возможность варьирования уровня сложности заданий для студентов с низким исходным уровнем знаний по дисциплине «Иностранный язык». Как показывают результаты входного контроля, лишь 23-26% студентов, поступивших на первый курс лечебного факультета ВолгГМУ в 2015-2017 годах, обладают уровнем B1 (Intermediate) языковой компетенции согласно классификации уровней, предложенных Департаментом по языковой политике Совета Европы [4]. Учитывая уровень предметных знаний, формы выполнения самостоятельной работы включали не только учебно-исследовательские проекты, но и задания пониженной сложности - чтение адаптированных профессионально ориентированных текстов с последующим контролем понимания содержания в форме тестов с множественным выбором.

Решающими условиями плодотворной и заинтересованной работы студентов являются актуальность проблем, предлагаемых для рассмотрения, возможность получения реального значимого результата, ценность получаемых знаний и опыта для профессиональной и социокультурной деятельности личности. Проектирование учебного содержания – необходимое, но не достаточное условие успешности самостоятельной учебной деятельности студентов. Следующим этапом стало конструирование процессуального аспекта этой работы - её внутреннего и внешнего планов (уровней). Внутренний план представлен собственно индивидуальной учебной деятельностью студента, направленной на выполнение определённых заданий, например ознакомительного чтения, составления рефератов и обзоров по различным информационным материалам их иноязычных источников, составление тематических (ассоциативных) карт лексики, проектов и докладов для презентации результатов самостоятельной учебной деятельности. В ходе работы происходит активизация компонентов готовности студента к выполнению самостоятельной работы: мотивационного, ориентационного, операционального, волевого и оценочного. Руководствуясь ведущими мотивами своей учебной деятельности, студент выбирает не только тему, но и форму выполнения самостоятельной работы (из предложенных ему вариантов), ведёт направленный поиск источников информации, осуществляет анализ и синтез информации, оценивает результаты своей работы и оформляет их в виде эссе, доклада или проекта.

При проектировании и апробации модели организации самостоятельной учебной деятельности студентов мы опирались на концепцию личностно ориентированного подхода в обучении, которая предполагает изменение характера содержания обучения, методов и технологий обучения, с одной стороны, и изменение психологии педагогического труда - с другой. Личностная парадигма представляется как педагогическая система со своими характерными особенностями. Определяющей является индивидуализация обучения, которая предполагает не только учет личностных (субъектных и индивидных) качеств в процессе обучения, но, в первую очередь, развитие индивидуального стиля деятельности, учета и стимулирования способностей обучаемого. Творческий характер процесса самообразования, его личностно ориентированная направленность обеспечивалась в исследовании разнообразными организационными формами, цель которых – создать мотивационную основу самообразования. Значительная роль здесь принадлежала методикам проблемного, исследовательского обучения, а именно:

- подготовка учебно-исследовательского проекта, тематической основой которого служили актуальные проблемы теоретической и практической сферы медицины, что позволило студентам исследовать предметные и социальные аспекты их будущей профессиональной деятельности;

- задания проблемного характера, построенные по принципу постепенного нарастания трудности. Это требовало активизации предметных знаний, собственной эрудиции и опыта решения подобных проблем, а в конечном итоге сложный уровень задания неизбежно «приводил» студента к необходимости поиска альтернативных, поисковых способов решения проблемы;

- задания по подготовке аналитических материалов для кейсов и ролевых игр, которые способны создать целостную картину профессиональной деятельности врача в единстве его профессиональных качеств и личностных характеристик [5].

В ходе исследования содержание самостоятельной учебной деятельности было подобрано таким образом, чтобы студент осознавал значимость гуманитарных знаний, без которых профессиональная деятельность врача сводится к обезличенному, биологическому подходу. В медицине пациент не может восприниматься и изучаться как организм. Личности врача и пациента, взаимодействуя, обмениваются ценностными ориентациями и убеждениями, определяемыми их мировоззрением, и создают ситуацию с множественными исходами, за которыми стоит не только здоровье, но и судьба пациента. Примером создания мотивационной основы для обращения к гуманитарным аспектам профессиональной деятельности врача может служить следующее задание для самостоятельной работы – подготовка проекта на тему «Может ли человечество выжить». Проект предполагал исследование студентами не только проблем медицинского характера – возможностей генной инженерии, совершенствования методов контроля состояния здоровья населения, профилактики наиболее опасных заболеваний, но и проблем гуманитарного характера – экологии человека и планеты, зависимости уровня социально-экономического развития страны и уровня здоровья нации, проблемы медицинской безграмотности населения. При этом студенты осознавали тот факт, что решение огромного круга проблем невозможно без опыта гуманитарно ориентированной деятельности и знаний в области права, этики и деонтологии врачебной деятельности, экологии, иностранного языка и других гуманитарных наук. Содержание кейса «Может ли человечество выжить» включало набор учебных материалов (научных, научно-популярных статей, социологических исследований, статистических данных, телевизионных дискуссий, фрагментов документальных фильмов) по данной теме. В предложенных материалах обсуждались следующие проблемы: увеличения числа инфекционных и иммунных заболеваний; увеличение количества случаев врожденных аномалий; необходимость пропаганды здорового образа жизни; возросший уровень смертности из-за несвоевременного и некорректного оказания медицинской помощи; влияние социально-экономических факторов на здоровье нации; нравственные аспекты проведения генетических исследований; нравственные аспекты осуществления активной и пассивной эвтаназии (умерщвления организма), разрешенной в США и некоторых странах Европы и запрещенной в России; нравственные аспекты интеграции людей, больных СПИДом, туберкулёзом и др. опасными заболеваниями в общество.

Личностно и профессионально значимое содержание самостоятельной учебной деятельности позволило создать мотивационную основу данной работы, активизировать творческий потенциал студентов и в конечном счёте способствовало развитию общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов. Изучение удовлетворённости студентов организацией самостоятельной учебной деятельности и её результатами показало, что из 120 первокурсников специальности «Лечебное дело», принявших участие в опросе (методом рандомного выбора групп):

1) 65% (78 чел.) положительно оценили возможность выбора уровня сложности задания (несмотря на различное количество присуждаемых баллов);

2) 75% (90 чел.) отметили как профессиональную, так и личностную значимость содержания предложенных текстов;

3) 40% (48 чел.) предпочли бы выполнение письменного перевода текстов более трудоёмкой форме выполнения учебно-исследовательского проекта;

4) 77,5% (93 чел.) отметили, что в ходе подготовки проекта они смогли развить умения пользования информационными, библиографическими ресурсами, а также информационно-коммуникационными технологиями для решения поставленных задач;

5) 84,2% (101 чел.) отметили, что работа с иноязычным материалом на личностно значимые и актуальные профессиональные темы мотивирует к изучению иностранного языка, его использованию для решения задач учебной и будущей профессиональной деятельности.

К сожалению, провести мониторинг влияния самостоятельной учебной деятельности на успешность изучения иностранного языка в целом не представляется возможным, т.к. компоненты языковой компетенции формируются параллельно на практических занятиях и при выполнении самостоятельной работы, а также первоначально формируются ещё при обучении в школе. Непродолжительный период изучения иностранного языка в вузе позволяет тем не менее совершенствовать языковую компетенцию, а также положительно влиять на развитие ряда общекультурных и общепрофессиональных компетенций, что следует из приведённых результатов опроса. В дальнейшем также планируется провести мониторинг качества овладения умениями проектной методики в ходе самостоятельной учебной деятельности.

Внешний план процесса организации самостоятельной учебной деятельности студента – это деятельность педагога, которую нельзя недооценивать, т.к. именно педагог выступает фасилитатором самообразовательной деятельности студентов. Он предлагает различные организационные формы, изучает интересы студентов и волнующие их проблемы, способствует формированию мотивов и целей будущей работы, помогает выбрать оптимальные пути достижения результатов, осуществляет скрытый поэтапный контроль для выявления и своевременной коррекции трудностей, ошибочных действий. Огромное значение играет подготовка преподавателей высших учебных заведений к работе в условиях компетентностного подхода. Так, например, в ВолгГМУ организован и успешно действует «Курс педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования», а также «Школа педагогического мастерства» - образовательный портал, реализующий идеи непрерывного профессионального образования в сфере педагогической деятельности. Таким образом, профессорско-преподавательскому составу вуза созданы необходимые условия для совершенствования психолого-педагогических компетенций [6].

Результаты исследования позволяют утверждать, что самостоятельная работа студентов играет значительную роль в формировании общекультурных и общепрофессиональных компетенций будущих специалистов. При условии научно обоснованного моделирования целевого, содержательного и процессуального аспектов организации самостоятельной работы студенты получат возможность совершенствовать опыт самообразовательной деятельности. Это позволяет им ставить цели и планировать дальнейшее саморазвитие, самообразование и самореализацию. Работа над учебно-исследовательскими проектами в составе группы способствует развитию готовности к работе в коллективе, использованию различных информационных ресурсов и баз данных. Знакомство с проблемами повседневной профессиональной деятельности зарубежных коллег и изучение их опыта работы с пациентами в мультикультурной среде учит толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Самостоятельное совершенствование уровня владения иностранным языком и подготовка докладов по актуальным проблемам здравоохранения по материалам иноязычных источников обеспечивают развитие готовности к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности. Все перечисленные факторы обогащают профессиональный и личностный опыт студентов, что придает им уверенности в высоком уровне полученного образования и готовности к профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Третьяк С.В., Антонова Н.Ю. РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ) // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27455 (дата обращения: 20.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252