Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Перегудова Н.В. 1 Монахова Е.Г. 1 Яковлева В.Н. 1
1 Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
Представлено научное исследование понятия «гуманизм» в свете изучения модели обучения будущих преподавателей физкультуры. Профессиональная физкультурная и спортивная деятельность, как и вся система физического воспитания и образования, очень гуманистична. Преобразование гуманизации и гуманизма состоит в гарантии доступности любого учебного заведения вне зависимости от социального статуса и материального положения поступающего, материальном обеспечении каждого учащегося, достаточном для его хорошей учебы и разностороннего развития личности, гарантии трудоустройства выпускника в соответствии с полученной им квалификацией и специальностью, гарантии высокого социального уровня материально-бытового положения состава профессоров и преподавателей учебного заведения на уровне, который соответствует общественному значению их деятельности. Гуманизацию педагогических систем целесообразно выполнять по трем основным направлениям: социальному, техническому, педагогическому. Гуманистические методы подготовки учителей по физкультуре грамотно сочетают ориентацию студента на значительные спортивные результаты и гарантированный оздоровительный эффект, получаемый на основании технологий профилактически-восстановительной направленности, способствующий созданию нравственно-ценностных взглядов на спорт и спортивные достижения, стабильной мотивации к изучению физкультурно-спортивных профессий. Гуманистические способы подготовки будущих преподавателей физкультуры ориентированы на универсальное, гармоничное, целостное развитие личности будущих специалистов.
гуманистическая теория спорта.
подготовка преподавателей по физкультуре
гуманизм
гуманизация
1. Кудишина А.А. Современный гуманизм как феномен культуры: дис. ... д-ра философ. наук: 24.00.01. – М., 2007. – 359 с.
2. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования. – М.: Лаборатория знаний, 2010. – 220 с.
3. Милинис О.А. Субъектно-ориентированные подходы при развитии культуры творческого самовыражения учащихся и педагогов в созидательной образовательной работе: автореф. дис. … док. пед. наук: 13.00.01. – Казань, 2012. – 50 с.
4. Монахова Е.Г. Сравнительный анализ педагогических и философских взглядов на эстетику и эстетическое воспитание в различные исторические эпохи // European Social Science Journal. – 2016. – № 7. – С. 145-151.
5. Бершадский М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе // Педагогические технологии. – 2009. – № 4. – С. 89-94.
6. Зицер Д. Современное педагогическое искусство / Д. Зицер, Н. Зицер. – СПб.: Скифия, 2015. – 432 с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2010. – 288 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ; Астрель, 2010. – 672 с.
9. Шляхова И.Б. Педагогическая парадигма, теория, проблемы, поиски путей решения // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 54-64.
10. Тестов В.А. Информационное общество: переход к новой парадигме в образовании // Педагогика. – 2012. – № 4. – С. 3-11.

Гуманизмом называют комплекс ценностей и идей, а главное – комплекс соответствующих поступков и практических действий, которые утверждают универсальную значимость отдельного человека в частности и бытия людей в целом. Причем внимание уделяется целостному, универсальному становлению человеческой личности, гармоничному развитию ее физических, духовно-нравственных, интеллектуальных сил [1; 2]. Гуманизации и гуманизму образования посвящалось множество педагогических, социологических, философских работ [3; 4]. В связи с этим нам кажется целесообразным рассматривать проблему гуманизации и гуманизма лишь настолько, насколько это нужно для выполнения задачи данного исследования с целью обоснования, создания и реализации педагогической системы восстановительно-профилактической профессиональной подготовки и для формирования профессиограммы преподавателя физической культуры.

Педагогические системы могут гуманизироваться настолько, насколько они, во-первых, способны воплотить в себе принципы гуманизма, а во-вторых, помогают гуманизировать все общество. Гуманизация педагогических систем может выполняться по трем основным направлениям: социальному, техническому, педагогическому.

Перед тем как открыть содержание трех направлений в гуманизации, нужно рассмотреть понятие «педагогическая система». Под этим термином понимают упорядоченную совокупность методов, процессов и средств, обеспечивающих организованное, целенаправленное педагогическое влияние на образование требуемых параметров личности учащегося. В структуру педагогической системы вошли взаимодействующие, взаимосвязанные инвариантные составляющие: 1) учащийся (студент); 2) цели воспитания (обучения); 3) организационные формы; 4) педагоги; 5) процесс обучения; 6) содержание обучения [5; 6].

Социальное направление гуманизации состоит: 1) в гарантии доступности любого учебного заведения вне зависимости от материальных возможностей и социального положения поступающего; 2) в материальном обеспечении каждого учащегося, достаточном для его успешного обучения и разностороннего развития его личности; 3) в гарантии трудоустройства выпускника в соответствии с полученной им квалификацией и специальностью; 4) в гарантии определенного социального статуса материально-бытового положения профессоров и преподавателей учебного заведения на уровне, который соответствует общественному значению их работы.

Техническим направлением гуманизации называется, во-первых, расширение материально-технической основы образования с учетом современных социальных, педагогических и гигиенических требований; а во-вторых, использование в процессе обучения и руководства современных информационных технологий.

Педагогическое направление гуманизации образования предполагает: 1) нацеленность содержания каждой учебной дисциплины на развитие гуманистического сознания учащегося, связанного с признанием других людей наивысшей ценностью; 2) все более обширное использование форм обучения, базирующихся на активизации учащегося как субъекта образования; 3) использование личностно ориентированных технологий обучения, наиболее приспособленных к индивидуальным потребностям каждого ученика; 4) развитие в педагогических и студенческих коллективах самоуправления; 5) диалектическое преобразование детерминации обучающего процесса преподавателем в самодетерминацию самообучающейся и самоопределяющейся личности ученика, т.е. развитие главного педагогического взаимоотношения «студент-педагог»/«ученик-учитель» в субъект-субъектную из субъект-объектной формы [7; 8].

Антигуманизм – это противоположность гуманизма, при которой различные проявления практики и идеологии рассматривают других людей не как цель, а как средство удовлетворения своих узкоэгоистических потребностей «избранных» людей либо социальных групп. Процессы, обратные гуманизации, называют дегуманизацией. Особенно многолико дегуманизация проявляет себя в разных сферах жизнедеятельности как тенденция, противоположная гуманизации. Одно из основных ее выражений – это технократизм. Это практика и идеология, утверждающие строгое детерминирование научно-техническим прогрессом социального прогресса; преобладание технологической рациональности и технической целесообразности над духовными потребностями и интересами людей.

Профессиональная физкультурная и спортивная деятельность, как и вся система физического воспитания и образования, в целом по своей сути очень гуманистична. Но спортивно-физкультурная сфера деятельности, как и прочие реальные системы, имеет внутренние противоречия и, согласно главным законам диалектики, может перейти к своей противоположности при определенных условиях. Вместо сохранения физического развития и здоровья людей появляются деградационные, разрушающие здоровье тенденции. Главная функция системы преобразуется в дисфункцию. Наши исследования показывают, что гуманистическая, сохраняющая здоровье и создающая здоровье функции разных видов спортивно-физкультурной работы (любительский спорт, профессиональный спорт, занятия физкультурой самостоятельно и организованно), несмотря на их сущность, занимают не первые места.

При исследованиях вопросов гуманизации в профессиональном образовании на факультете физической культуры в Новокузнецком институте (филиале) ФГБОУ ВО «Государственный Кемеровский университет» мы руководствовались трудами классиков гуманистической отечественной педагогики А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, работами Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Бондаевской, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.А. Леонтьева, Л.И. Новиковой, Л.И. Божович. Вопросы гуманизации образования в высших школах нашли отражение в трудах В.А. Бордовского, Н.С. Розова, В.А. Сластенина, В.В. Пустовойтова. Важными в нашем исследовании считают главные положения концепции В.Н. Кряжа, в которой раскрывается гуманизм физического воспитания в школах, его цели и основные принципы.

Значимый вклад при постановке и решении проблем, входящих в состав предмета гуманистических теорий спорта, внесли В.И. Столяров, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева. Основная особенность в гуманистической спортивной теории – это модель, ориентирующая на такой подход к рассмотрению спорта, при котором его рассматривают как сферу и средство осуществления гуманистических ценностей и идеалов, касающихся социальных отношений и личности. Гуманистическую спортивную теорию, как и теорию спартианской модели соревнований, относят к разделам формирующейся теории гуманизации соперничества.

Проблемы гуманизации профессионального, среднего, общего физкультурного высшего образования отражены в трудах А.Г. Гонежук, А.Ю. Ермакова, В.Л. Вижиченко, А.А. Чунаева, В.И. Лунгина, Т.Г. Ольхова.

Все выше перечисленные авторы так или иначе описывают две противоположные профессионально-этические тенденции в данной сфере: дихотомичность таких понятий, как гуманизм и гуманизация, антигуманизм и дегуманизация профессионального спортивно-физкультурного образования.

Подобное дихотомичное противопоставление не стоит абсолютизировать, у него есть смысл только в познавательно-теоретических целях. В настоящих образовательных системах склонности к дегуманизации и гуманизации наиболее часто проявляют себя в различных соотношениях, поэтому правильнее рассуждать только о превосходстве какой-либо из них. Изучим дихотомию принципов технократизма и гуманизма в сфере физкультурно-спортивного профессионального образования как высказывание двух противоположных теорий. Учитывая, что за последние годы такое понятие, как парадигма, получило широкое распространение в научных трудах, притом что авторы нередко вкладывают в него довольно разный смысл, чтобы не допустить недоразумений, мы уточним данный термин. Руководствуясь современной методологией науки, дадим следующее определение. Педагогической парадигмой называют систему методов, принципов, теории, являющиеся основой развития педагогической науки, решения научных проблем [9; 10].

Способы подготовки преподавателей по физической культуре в пределах технократической этически профессиональной модели характеризуются главенством спортивной направленности. Они связаны с монофункциональным уклоном, с излишним напряжением организма человека, вызывающим уменьшение потенциала здоровья студента. Следствием этого являются возникновение хронических заболеваний у студентов, изменение их моральных ценностей и уменьшение мотивации на высококачественное обучение. Из-за этого очень часто появляется разочарование в избранной профессии.

Гуманистические способы подготовки преподавателей по физической культуре органически сочетают в себе ориентацию студентов на значительные спортивные достижения с обязательными оздоровительными эффектами, получаемыми на основании технологий профилактически-восстановительной направленности. Они помогают сформировать нравственно-ценностное отношение к спортивным достижениям и спорту, стабильную мотивацию к изучению физкультурно-спортивных профессий. Гуманистические способы подготовки ориентированы на универсальное, гармоничное, целостное развитие личности будущих специалистов.

Принципы технократической модели проявляют себя также в узкоспециализированной односторонней подготовке студентов в ущерб их интеллектуальным, духовно-нравственным потребностям. В них выражена актуализация корпоративных, групповых ценностей. Педагогическое значение важности спорта и физической культуры остается для студентов неопределенным. У подобной модели проявляется субъектно-объектная форма главного педагогического взаимоотношения «преподаватель-студент», которая обозначает утверждение командного способа управления, педагогики долженствования, неприятия преподавателями проявлений несогласия студентами. Образовательные задачи и цели, средства обучения четко регламентированы и определены в первую очередь интересами преподавателей, а не студентов, не учитывают то, как относятся к ним студенты. Личность наставника с авторитарным способом преподавания способствует овладению узкоспециализированными знаниями и утверждению среди студентов жесткого соперничества, концептов индивидуализма, превосходства.

У профессионально-этической гуманистической модели подготовки преподавателей по физической культуре наблюдается субъектно-субъектная форма главного педагогического отношения, с помощью которой утверждается товарищеское взаимодействие всех, кто учится, и всех, кто учит. Работа педагога нацелена на всеобщую активизацию познавательной студенческой деятельности, иными словами, на создание у своих учеников способности обучать себя, на развитие творческих подходов к собственной профессии. Главное педагогическое отношение «студент-педагог» регулируется морально-доверительными, неформальными отношениями. По мнению В.В. Горбачева, преподаватель не должен являться правителем и господином, а должен находиться на месте указателя и руководителя, должен формировать у студента потребность в самовоспитании. Воспитанник должен осознавать свое развитие и рост как собственное дело, в отношении к которому преподаватель находится в стороне в качестве советника и помощника.

Проявления недооценки гуманистической направленности физвоспитания можно увидеть в том, что занятия спортом и физической культурой стали привлекательными для той категории граждан, которые призывают к жестокости, агрессии, проявлению грубой физической силы, достижению победы любой ценой, установлению значительных спортивных результатов для получения прибыли путем игнорирования наивысшей ценности физического, духовного, социального здоровья. Именно поэтому формирующая, сберегающая здоровье функция в гуманистической модели подготовки спортивно-физкультурных кадров становится основной, так как здоровью уделяется все большее внимание.

Определение характеристик дегуманизма и гуманизма, дегуманизации и гуманизации процесса физкультурно-спортивного профессионального образования, обоснование принципов технократической и гуманистической профессионально-этических методик подготовки преподавателей по физической культуре дали возможность определения перечня ценностей гуманизма профилактически-восстановительной деятельности. К данному перечню нами отнесено: формирование здоровья; сохранение здоровья; создание личностных качеств и нравственных ценностей; гуманизация профессионального спорта и спортивно-физкультурного образования; ликвидация негативных факторов учебной, производственной, спортивной деятельности; создание психоэмоционального и мышечного комфорта; мотивация на продолжение спортивных занятий, физического воспитания; деятельность по профилактике травматизма; увеличение эффективности учебной, физкультурной, спортивной деятельности.

Изучение результатов исследований эффективности профилактически-восстановительной профессиональной деятельности позволяет определить следующие гуманистические функции:

  • укрепление здоровья;
  • формирование личностных и профессионально-этических гуманистических качеств;
  • увеличение результативности показателей в учебе, спорте, эффективности в производственной работе;
  • управление процессом профилактики и восстановления человеческого организма;
  • возмещение недостаточных уровней жизнедеятельности психофизиологических систем и организма в целом, дефицита удовольствия, комфортного состояния.

Руководствуясь гуманистической парадигмой образования, формируются субъектно-субъектные взаимоотношения в каждом педагогическом процессе: преподаватель и студент – это партнеры, сотрудники.

Гуманистическую функцию восстановительно-профилактической профессиональной деятельности можно реализовать, прежде всего, с помощью достижения профилактически-восстановительного эффекта. Профилактически-восстановительный эффект выражается четырьмя связанными друг с другом компонентами: 1) эффективностью деятельности; 2) формированием нравственно-ценностного личностного потенциала; 3) созданием и сохранением здоровья; 4) увеличением мотивации на занятия физической культурой, спортом, к здоровому способу жизни.

Каждый из компонентов профилактически-восстановительного эффекта можно охарактеризовать следующими элементами.

  1. Эффективность деятельности: получение максимальных результатов в пределах индивидуальных возможностей в учебной, производственной и спортивной работе; увеличение специальной работоспособности работающих, учащихся, спортсменов; выполнение значительных объемов и рост интенсивности нагрузок; снижение количества взрослых и юных спортсменов, отстраненных от занятий физической культурой и спортом; снижение числа потерявших трудоспособность при учебном процессе и производстве; увеличение культуры производственной, спортивной, учебной деятельности.
  2. Создание ценностно-нравственного потенциала: создание гуманистических ценностей, качеств личности; гуманизация учебной, производственной, спортивно-физкультурной деятельности.
  3. Формирование и сохранение здоровья: укрепление здоровья людей, занимающихся спортом, работающих, учащихся в ходе формирования культуры здоровья, которое характеризуется как процесс усовершенствования составляющих социального, психического, физического здоровья; сохранение здоровья с помощью оптимизации расходования соматических, психических, социальных, личностных ресурсов, снижения количества хронических заболеваний, травм, нормализации психофизиологического состояния.
  4. Создание мотиваций к занятиям физической культурой, спортом, к здоровому образу жизни; достижение равновесия в понимании необратимости негативного воздействия на здоровье отрицательных факторов учебной, производственной, спортивной деятельности и обязательности их ликвидации с помощью использования профилактически-восстановительных средств; создание стабильного интереса к занятиям физической культурой, спортом; облегчение психофизиологической переносимости влияний негативных факторов учебной, производственной, спортивной деятельности; формирование чувства эмоционального комфорта, удовольствия в ходе и после тренировок, работы и учебы.

Гуманистическая основа профессиональной профилактически-восстановительной деятельности выражена, прежде всего, в ее содержании. С этой целью в профессиограмме преподавателя физкультуры должны иметь место следующие требования: 1) понимать педагогическое и социальное значения профилактически-восстановительных средств; 2) знать технологии и методики, реализующие создающий, сохраняющий здоровье потенциал профилактически-восстановительных средств; 3) изучить необходимые организационные формы, методики и технологии применения профилактически-восстановительных средств с целью создания гуманистических ценностей взрослых и детей, занимающихся спортом и физкультурой; 4) знать про соотношения и приоритеты социального, медико-биологического и педагогического компонентов в физкультуре и спорте; 5) владеть способами планирования медико-биологических, психологических, педагогических средств профилактики и восстановления в системе физической культуры, спорта, производственной и учебной деятельности; 6) владеть знаниями об особенностях использования профилактически-восстановительных средств в перерывах после окончания текущей тренировочной и соревновательной деятельности.

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что гуманистической профессионально-этической парадигмой подготовки преподавателей по физической культуре предполагается, что получаемый в ходе занятий спортом и физической культурой с применением профилактически-восстановительных приспособлений высокий уровень возможностей организма и накопленный багаж важных восстановительно-профилактических умений помогают в интенсивном освоении самой разной учебной, профессионально-трудовой деятельности; результативному исполнению профессиональных обязанностей занятого населения государства. Следовательно, профессиональная подготовка преподавателей по физической культуре предполагает далеко идущие социальные гуманистические последствия.


Библиографическая ссылка

Перегудова Н.В., Монахова Е.Г., Яковлева В.Н. ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27438 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674