Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ

Шарыгина И.Т. 1 Зубков Д.А. 1 Фендель Т.В. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чайковский государственный институт физической культуры» (ФГБОУ ВО «ЧГИФК»)
На основе анализа требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура и научно-методической литературы были выделены организационно-управленческие компетенции, которые должны быть сформированы у студентов физкультурных вузов, предложена модель формирования этих компетенций, структурно представляющая собой три относительно самостоятельных блока: мотивационно-целевой (обеспечение условий для формирования организационно-управленческих компетенций), содержательный (выбор и отбор компонентов организационно-управленческих компетенций, установление структуры) и критериально-оценочный (установление соответствия полученного результата подготовки социальному заказу). Практическая реализация экспериментальной модели позволила существенно повысить уровень сформированности организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза. Проведённый статистический анализ позволил сделать вывод о статистически значимых (p < 0.05) различиях в уровнях сформированности организационно-управленческих компетенций студентов контрольной и экспериментальной групп (при более высоких значениях у последних).
организационно-управленческие компетенции студентов физкультурного вуза
модель формирования компетенций
оценка сформированности организационно-управленческих компетенций.
1 Абрамова В.В. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры: дис. ... канд. пед. наук (13.00.08). – Тирасполь, 2006. – 229 с.
2 Бухарова Г.Д. Формирование профессиональной компетенции у будущих бакалавров по физической культуре / Г.Д. Бухарова, О.В. Ломовцева // Вестник ЧГПУ. – 2013. – № 1. – С. 37–48.
3 Колодезникова С.И. Научно-методические основы формирования управленческой компетентности будущего специалиста по физической культуре и спорту // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 2. – С. 107–111.
4 Зубков Д.А. Оценка компетенций бакалавров по физической культуре / Д.А. Зубков, Т.В. Фендель, И.И. Люлько // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 июня 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». – 2015. – № 2 (4). – С. 116–119.
5 Фендель Т.В. Методика оценивания компетенций будущих бакалавров по физической культуре на основе квалиметрического подхода / Т.В. Фендель, Д.А. Зубков, И.И. Люлько // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 12 июня 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». – 2015. – № 2 (5). – С. 208–210.
6 Шерин В.С. Модель формирования компетентности управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 347. – С. 147–150.

В последнее время в научной литературе и периодической печати всё чаще воспроизводятся результаты опросов работодателей, связанных с физической культурой и спортом (руководители образовательных организаций, детско-юношеских спортивных школ, спортивных клубов и др.), в которых говорится о необходимости целенаправленной подготовки студентов физкультурных вузов к осуществлению организационно-управленческой деятельности [1-3].

Будущий выпускник физкультурного вуза, являясь субъектом учебной и тренировочной деятельности, должен быть готов к коммуникации и управлению другими людьми (обучающимися, занимающимися, родителями), уметь принимать обоснованные и взвешенные педагогические решения (в том числе при выборе средств и методов учебного и тренировочного процессов), осуществлять целесообразные управленческие / педагогические воздействия (использовать систему созидающих и тормозящих педагогических приёмов), предвидеть и определять тенденции развития физической культуры (знать и использовать инновационные методы и технологии педагогической и тренировочной деятельности) [4; 5].

Высокую значимость организационно-управленческой деятельности подчёркивают и разработчики Федеральных государственных образовательных стандартов по направлению «Физическая культура», которые с 2009 года последовательно включают её в перечень видов профессиональной деятельности, к осуществлению которых должен быть готов студент физкультурного вуза. Таким образом, вопрос целенаправленного формирования организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза в период получения ими высшего физкультурного образования является актуальным.

Однако проведённый анализ научно-методической литературы позволил констатировать, что на сегодняшний день недостаточно изученными и дискуссионными остаются вопросы о сущности организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза, их компонентном составе, о методах и технологиях их формирования, критериях и показателях оценивания [3; 5; 6].

Перечисленные выше вопросы обусловили появление ряда противоречий в практике высшего физкультурного образования:

- между требованиями, предъявляемыми со стороны государства к профессиональной подготовке бакалавров по физической культуре, относительно готовности их к осуществлению организационно-управленческой деятельности и отсутствием целенаправленной работы по формированию организационно-управленческих компетенций в период получения профессионального образования;

- между потребностью работодателей в квалифицированных и конкурентоспособных бакалаврах по физической культуре и сложившейся «знаниецентрированной» практикой их подготовки в образовательных организациях (то, что в вузе относят к показателям готовности к профессиональной деятельности, работодатели порой таковыми не считают);

– между необходимостью диагностики и оценивания уровня сформированности организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза и недостаточностью соответствующего научно обоснованного инструментария.

Эти противоречия порождают проблему поиска и экспериментального обоснования средств, методов и технологий формирования организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза.

Цель исследования – теоретически обосновать, экспериментально проверить и оценить эффективность модели формирования организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза.

Объект исследования – процесс формирования организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза.

Предмет исследования – модель формирования организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза.

Основным методом исследования явился формирующий параллельный педагогический эксперимент, в рамках которого осуществлялась разработка и экспериментальная апробация модели формирования организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза.

Продолжительность экспериментальной части составила четыре года. Всего в эксперименте приняли участие 40 студентов ФГБОУ ВО «ЧГИФК», из которых было сформировано 2 группы – контрольная и экспериментальная, по 20 человек в каждой (для обеспечения чистоты эксперимента в это количество не вошли студенты, находящиеся на индивидуальном графике обучения в вузе).

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов предварительного исследования, проведенного среди студентов-выпускников физкультурного вуза, позволил констатировать, что только у 13% из них выявлен пороговый уровень сформированности организационно-управленческих компетенций (у всех остальных (87%) – допороговый), что свидетельствует о неготовности выпускников к осуществлению организационно-управленческой деятельности. Подобные результаты ещё раз подтвердили актуальность и необходимость проводимого нами исследования.

Анализ диссертационных исследований, научно-методической литературы и сложившейся практики высшего образования по проблеме формирования организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза позволил определить их как «комплекс управленческих знаний, организаторских умений и практических действий, позволяющий эффективно осуществлять управление профессионально-педагогической и физкультурно-спортивной деятельностью», а процесс их формирования как «процесс создания организационно-педагогических условий, направленных на систематизированное накопление позитивных количественных и качественных изменений в содержании организационно-управленческих компетенций и достижение диалектического единства их компонентов».

Всего было выделено три группы таких организационно-педагогических условий.

К группе «условия-предпосылки» были отнесены:

- детализация структуры организационно-управленческих компетенций, на основе требований ФГОС ВО;

- формирование у студентов физкультурного вуза устойчивой мотивации к их совершенствованию.

Вторую группу составили «условия–обстановки», в которой должно происходить формирование организационно-управленческих компетенций:

- методическое и информационное обеспечение преподавателей и студентов;

- междисциплинарная организация процесса формирования организационно-управленческих компетенций;

- организация квазипрофессиональной деятельности студентов при использовании активных методов и нетрадиционных технологий обучения.

К третьей группе «условий-требований» отнесли:

- определение уровней сформированности организационно-управленческих компетенций и их содержания;

- разработку диагностического инструментария и фондов оценочных средств;

- организацию предварительного, оперативного, этапного и итогового контроля уровня сформированности организационно-управленческих компетенций.

Эти условия легли в основу модели формирования организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза и составили три её относительно самостоятельных блока: мотивационно-целевой (обеспечение условий для формирования организационно-управленческих компетенций), содержательный (выбор и отбор компонентов организационно-управленческих компетенций, установление структуры) и критериально-оценочный (установление соответствия полученного результата подготовки социальному заказу).

Практическая апробация модели осуществлялась в рамках изучения дисциплин: «Введение в образование» (36 час.), «Правовые основы профессиональной деятельности» (36 час.), «Менеджмент физической культуры и спорта» (36 час.), «Экономика физической культуры и спорта» (36 час.), «Теория и методика физической культуры» (108 час.), «Педагогика физической культуры» (54 час.), «Психология физической культуры» (54 час.), «Теория и методика избранного вида специализации» (54 час.).

В структуре этих дисциплин осуществлялось формирование организационно-управленческих компетенций и отдельных их компонентов.

При этом при организации эксперимента преподаватели не затрагивали содержательную сторону изучаемых дисциплин (объём и содержание изучаемого материала полностью идентичны). Изменения касались лишь организационной стороны обучения (используемых методов и технологий обучения) (таблица 1).

Таблица 1

Различия в организации учебного процесса в контрольной и экспериментальной группах при изучении дисциплин, задействованных в формировании организационно-управленческих компетенций

Показатель

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Характер образовательного процесса

Академический

Практико- и личностно ориентированный

Преимущественная направленность образовательного процесса

Решение образовательных задач (информационная функция)

Решение задач по развитию личностных характеристик (развивающая функция)

Используемые педагогические технологии

Традиционные технологии

Технологии квазипрофессиональной деятельности

Преимущественные виды работы студентов

Подготовка сообщений, докладов, презентаций для семинарских занятий.

Составление таблиц и опорных схем на практических занятиях

Кейсы, деловые игры, психолого-педагогические тренинги, «мозговой штурм», метод проектов

Способ организации работы студентов

Индивидуальные задания

Задания, выполняемые в малых группах

 

Оценку уровней сформированности организационно-управленческих компетенций осуществляли педагоги, ведущие указанные дисциплины.

Наиболее распространённым методом при формировании организационно-управленческих компетенций стал метод кейсов (метод решения ситуационных задач, практических управленческих/педагогических ситуаций).

При выборе ситуаций преимущество отдавалось ситуациям, отражающим специфику будущей профессиональной деятельности, требующим актуализации организационно-управленческих знаний и коллективного поиска оптимального решения на основе дискуссий.

Метод проектов нашёл максимальную реализацию в рамках изучения дисциплины «Менеджмент физической культуры и спорта» в виде «Конкурса бизнес-идей».

Студенты, работая в микрогруппах, должны были предложить какую-либо бизнес-идею в сфере физической культуры и спорта, представив при этом её социальное и экономическое обоснование.

Так, например, в 2016 году проект-победитель и проекты-призёры были посвящены организации экстремальных видов спорта в Федеральном центре подготовки по зимним видам спорта им. А.А. Данилова «Снежинка» (соревнования по скоростному забегу на трамплин «Top Of The Hill», «гонка героев», троллей и «панда-парк»).

При поддержке администрации ФГБОУ ВО «ЧГИФК» проект «Top Of The Hill» был реализован в 2016 году и оказался настолько успешен, что в 2017 году на базе ФЦП впервые в России прошли международные соревнования по данному виду спорта «RedBull400».

В организационном плане наибольшие затруднения возникали при реализации обратных и сложных форм мозгового штурма (студенты достаточно легко находят чужие недочёты и ошибки, но испытывают затруднения в предложении альтернатив и способов их устранения).

Во время занятий также использовали различные варианты деловых игр:

- проведение заседаний и совещаний по обсуждению новых нормативно-правовых документов, рекомендаций по отдельным вопросам в сфере физической культуры и спорта;

- обсуждение заранее составленных сценариев массовых физкультурно-спортивных мероприятий;

- анализ результатов проверки работы физкультурных организаций, проведенной студентами заблаговременно, и др.

Психолого-педагогические тренинги использовались и как своеобразная форма обучения, и как средство отработки отдельных профессиональных навыков, и как инструмент формирования профессиональной мотивации, рефлексивных и коммуникативных способностей студентов.

Применение данных методов положительно отразилось на результатах исследования.

В таблице 2 для сравнения представлены результаты формирования организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза попарно для студентов контрольной и экспериментальной групп за период обучения в вузе (таблица 2).

Таблица 2

Сформированность организационно-управленческих компетенций у студентов контрольной и экспериментальной групп в начале и конце эксперимента, n=20 (баллы, v_096_p29±σ)

Этапы эксперимента

Группа

Организационно-управленческие компетенции

ПК-21

ПК-22

ПК-23

ПК-24

ПК-25

ПК-26

ПК-27

Начало эксперимента

КГ

2,5±0,5

2,6±0,5

2,4±0,5

2,4±0,5

2,4±0,5

2,2±0,6

2,2±0,6

ЭГ

2,4±0,5

2,7±0,5

2,4±0,6

2,5±0,5

2,3±0,5

2,3±0,6

2,3±0,5

Po

> 0,05

> 0,05

> 0,05

> 0,05

> 0,05

> 0,05

> 0,05

Окончание эксперимента

КГ

3,8±0,3

3,7±0,3

3,6±0,4

3,6±0,4

3,4±0,3

3,3±0,4

3,6±0,5

ЭГ

4,2±0,6

4,3±0,6

4,3±0,5

4,6±0,5

4,3±0,5

4,4±0,5

4,5±0,5

Po

< 0,05

< 0,05

< 0,05

< 0,05

< 0,05

< 0,05

< 0,05

 

Согласно полученным данным о сформированности организационно-управленческих компетенций в начале эксперимента у студентов контрольной и экспериментальной групп можно сделать вывод об отсутствии существенных различий между группами.

По окончании эксперимента в обеих группах были зафиксированы статистически значимые различия в формировании организационно-управленческих компетенций (p < 0,05). При этом в экспериментальной группе уровень сформированности компетенций значительно выше, чем в контрольной группе (p < 0,05).

Прирост в формировании организационно-управленческих компетенций к окончанию педагогического эксперимента у студентов экспериментальной группы составил: ПК-21 – 1,8 балла, ПК-22 – 1,6 балла, ПК-23 – 1,9 балла, ПК-24 – 2,1 балла, ПК-25 – 2 балла, ПК-26 – 2,1 балла, ПК-27 – 2,2 балла.

В контрольной группе прирост формирования компетенций значительно ниже, чем в экспериментальной группе, и составил: ПК-24 – 2,1 балла, ПК-27 – 1,4 балла, ПК-21 -1,3 балла, ПК-23 – 1,2 балла, ПК-22 и ПК-26 - 1,1 балла, ПК-25 – 1 балл.

Заключение. Анализ полученных результатов позволяет говорить о результативности модели формирования организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза и рекомендовать её к внедрению в учебный процесс физкультурных вузов при подготовке бакалавров физической культуры.


Библиографическая ссылка

Шарыгина И.Т., Зубков Д.А., Фендель Т.В. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27278 (дата обращения: 26.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074