Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

РАННЕЕ ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

Костенко О.А. 1 Севрюкова А.А. 2 Ильясов Д.Ф. 2 Костина Н.П. 1
1 МБОУ «Коелгинская средняя общеобразовательная школа имени дважды Героя Советского Союза С.В. Хохрякова» Еткульского муниципального района Челябинской области
2 ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
В научной статье представлено раннее личностное и профессиональное самоопределение сельских школьников средствами образовательного туризма. Авторами показано, что в современной школе особую значимость приобретают личностные результаты, среди которых находится профессиональное самоопределение школьников. Обоснована острая потребность поиска оптимальных путей приобщения школьников к профессиям, представленным на территории родного края. Выдвинута идея о том, что образовательный туризм может выступить мощным инструментом для раннего личностного и профессионального самоопределения сельских школьников. В работе изложен практический опыт региональной инновационной площадки – Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Коелгинская средняя общеобразовательная школа имени дважды Героя Советского Союза С. В. Хохрякова» Еткульского муниципального района Челябинской области в организации экскурсионно-познавательных маршрутов. Особое внимание в статье уделено подробному описанию разработанного авторского алгоритма проектирования экскурсионно-познавательных маршрутов на градообразующие предприятия села. В работе показано содержательное и технологическое наполнение каждого из четырёх этапов алгоритма: формирующе-переходного, подготовительного, организационно-практического и ре-ультативного. В статье нашли отражение методы профориентационной работы со школьниками раз-личных возрастных групп.
формирующе-переходный
образовательный туризм
организационно-практический и результативный этапы
личностное и профессиональное самоопределение школьников
подготовительный
алгоритм
экскурсионно-познавательный маршрут
1. Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области: научно-методическое пособие / Е.А. Коузова, Е.А. Тюрина, М.И. Солодкова и др. – Челябинск: ЧИППКРО, 2015. – 88 с.
2. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / пер. с англ. – М.: Альпина нон фикшн, 2011. – 590 с.
3. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 108 с.
4. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. – М.: Генезис, 2017. – 208 с.
5. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. – М.; СПб.: Нестор-История, 2014. – 376 с.
6. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учеб.-метод. пособие. – М.: Изд-во МПСИ, НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Междунар. гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.
8. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2010. – 48 с.
9. Ковалёва А.Н. Педагогический потенциал образовательного туризма в системе непрерывного образования человека: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Великий Новгород, 2013. – 28 с.
10. Севрюкова А.А. Подготовка к педагогическому совету как средство развития личностного потенциала учителя // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2014. – № 2 (19). – С. 108–113.
11. Севрюкова А.А. Повышение квалификации педагогов в форме стажировки по теме «Содержание и методы раннего личностного и профессионального самоопределения сельских школьников» / А.А. Севрюкова, О.А. Костенко, Н.Г. Костина, Д.Ф. Ильясов // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы XV Международной научно-практической конференции. – М.; Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – Ч. 1. - С. 22–26.

В настоящее время отечественная система образования вводит новые стандарты для обучающихся. В них особую значимость приобретают вопросы достижения обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов. Среди личностных результатов находится профессиональное самоопределение школьников, подразумевающее осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в сложном мире профессий и профессиональных предпочтений. В профессиональном стандарте педагога указывается на необходимость обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов, в том числе касающихся формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

В Челябинской области реализуется образовательный проект «ТЕМП», главная идея которого состоит в определении эффективных управленческих решений в части использования ресурсов естественно-математического и технологического образования для повышения конкурентоспособности региональной экономики и удовлетворения рынка труда в подготовленных кадрах [1].

Вышеперечисленные обстоятельства предполагают организацию системной работы в направлении профориентации в современной школе.

В педагогике традиционно обсуждается тема подготовки школьников к выбору профессионального пути. Различные аспекты проблемы профессиональной ориентации представлены в исследованиях зарубежных и отечественных исследователей.

Заметный вклад в решение проблемы профессионального самоопределения молодёжи внесли исследования зарубежных авторов: А. Маслоу [2], С. Фукуямы [3], Дж. Холланда [4].

В работах Л.М. Митиной [5], Н.С. Пряжникова [6], А.К. Марковой [7] акцентируется важность использования личностно ориентированного подхода для осуществления помощи обучающимся в выборе профессионального пути.

Весомые аргументы в пользу профильного обучения и предпрофильной подготовки выдвинуты в работах Г.В. Резапкиной [8].

Несмотря на обращение государства к необходимости формирования у школьников профессиональной направленности и многочисленные исследования учёных в этой области, сохраняется острая потребность поиска оптимальных путей приобщения школьников к профессиям, представленным на территории родного края.

Авторы статьи полагают, что личностное и профессиональное самоопределение сельских школьников будет осуществляться успешно, если использовать технологию образовательного туризма, который может осуществляться в виде поездок и путешествий (по родному краю, по стране, за границу) с целью приобретения важной информации, развития значимых качеств. Образовательный туризм предполагает также обмен опытом через участие в семинарах, выставках, конференциях.

Авторы статьи разделяют позицию А.Н. Ковалёвой, касающуюся педагогического потенциала образовательного туризма. Действительно, образовательный туризм способен предоставить дифференцированные туристско-образовательные услуги различным группам населения и, как следствие, обеспечить не менее высокие результаты обучения по сравнению с формальным образованием за счёт устойчивой направленности на формирование личностно значимых качеств его участников [9].

Таким образом, ресурсные возможности образовательного туризма могут быть использованы и для вовлечения школьников в ознакомление с миром профессий, для понимания смысла трудовой деятельности и соотнесения собственных возможностей с требованиями рынка труда. Для проверки выдвинутого предположения был взят коллектив Коелгинской школы имени дважды Героя Советского Союза С.В. Хохрякова, расположенной в Еткульском муниципальном районе Челябинской области. Эта школа является региональной инновационной площадкой, она разрабатывает проект по теме «Педагогические условия раннего личностного и профессионального самоопределения сельских школьников». Одним из таких условий является проектирование экскурсионно-познавательных маршрутов по градообразующим предприятиям сельского поселения: ЗАО «Коелгамрамор» и СПК «Коелгинское».

В ходе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование 350 обучающихся различных возрастных групп и 30 педагогов. В результате были получены следующие данные:

– всего 23% школьников хорошо знают профессии предприятий села (ОАО «Коелгамрамор» и СПК «Коелгинское»);

– 82% старшеклассников хотят уехать из села после окончания школы;

– 54% школьников не знают точно, какую профессию выбрать;

– всего 15% педагогического корпуса проводят системную работу по приобщению обучающихся к профессиональному миру села.

Анализ результатов исследования позволяет утверждать, что требуется пересмотр содержательной и технологической составляющих работы со школьниками для повышения привлекательности рабочих и инженерных профессий. Для достижения успеха в профессиональном самоопределении сельских школьников был разработан алгоритм проектирования экскурсионно-познавательных маршрутов. Он состоит из четырёх этапов: формирующе-переходный; подготовительный; организационно-практический и результативный. Далее будет представлено описание смысла каждого из четырёх этапов.

  1. Формирующе-переходный этап включает в себя анализ основной образовательной программы; изучение потребностей села; определение ресурсных возможностей участников проектирования алгоритма; создание творческой группы.

Анализ основных образовательных программ, реализуемых в образовательной организации, позволил убедиться в том, что сегодня акцентируется важность личностного, профессионального, жизненного самоопределения школьника. Подчёркивается необходимость освоения обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда. Педагоги, проанализировав содержание учебных предметов, ввели экскурсионно-познавательные маршруты для различных возрастных категорий обучающихся в образовательную деятельность. Система использования полученных материалов существенно обогатила содержание учебной и внеурочной деятельности, а педагоги школы получили возможность поднять свой профессиональный уровень на новую высоту.

Вот пример. Тема по химии «Мрамор. Технология переработки мрамора и применение изделий из мрамора» может быть раскрыта следующим образом. Сначала на уроке изучаются свойства карбоната кальция, как составляющей части мрамора, анализируются литература и материалы интернет-сайтов по данной теме. Затем организуется экскурсия на предприятие «Коелгамрамор» в химическую лабораторию с целью расширения представления учащихся о методах химического анализа мраморного порошка и каролитов. Затем ученики знакомятся с оборудованием и технологией переработки мрамора. Материалы экскурсии будут основой для подготовки и оформления презентации или защиты проектов по темам: «Характеристика карьера. Оборудование и технологии обработки мрамора. Применение изделий из мрамора»; «Фракционная переработка мрамора. Применение порошков и каролитов».

Изучение потребностей села. Градообразующие предприятия села заинтересованы в притоке новых свежих молодых грамотных креативных работников, родители – в выборе достойной работы их детьми, ученики – в знакомстве с различными профессиями, школа – в помощи обучающимся в выборе своего будущего.

Изучение ресурсных возможностей участников проекта послужило отправной точкой для создания творческой группы разработчиков проекта, в которую вошли не только педагоги, но и родительская общественность, представители предприятий Коелгинского сельского поселения. Творческая группа спроектировала ожидаемые результаты:

– На уровне ученика: успешная социализация.

– На уровне родителей: реализация социальных ожиданий деятельности школы.

– На уровне учителя: обогащение спектра используемых педагогических технологий.

– На уровне школы: повышение результативности образовательного процесса; выбор выпускниками профессий, востребованных на рынке труда села и региона в целом; обогащение образовательной среды школы; расширение социального партнерства школы для эффективного использования ресурсных возможностей сетевого взаимодействия; приобретение опыта разработки инновационного продукта, востребованного на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

– Для педагогического сообщества: активизация креативности кадрового потенциала, его мобильности.

  1. Подготовительный этап состоит из подготовки учащихся к экскурсии и подготовки экскурсовода.

На подготовительном этапе важно психологически подготовить школьников, определить тему, цель экскурсии, предприятие, также необходимо обсудить план посещения, сбора материала, сроки и формы подведения итогов. Ребята должны погрузиться в задание заранее, подготовить блокноты, бумагу для записей и зарисовок, фотоаппараты.

Для экскурсовода на этапе подготовки к экскурсии необходимо решить следующие задачи:

– Встретиться с организатором экскурсии для уточнения замысла её проведения.

– Продумать организацию пространства, в котором любая информация, даже о непрестижной профессии, заинтересовала бы учащихся. Экскурсовод должен помнить, что активность мысли рождается, если учащийся во время экскурсии решает проблему, преодолевает трудности. Поэтому учитель ставит задачу перед учащимися в подготовительный период для того, чтобы они целенаправленно работали во время экскурсии на предприятие. Это мобилизует учащихся и даёт гарантированный импульс для поддержания внимания.

– Определить способы управления вниманием экскурсантов в течение всего посещения.

– Выбрать приёмы и средства эмоционального влияния на школьников.

– Чётко определить объём предъявляемого материала, выделить главное без лишних подробностей.

– Предусмотреть возможные вопросы школьников.

– Выявить те понятия, которые будут незнакомыми для учащихся, продумать способы их введения в тему экскурсии.

– Сделать проект экскурсии.

  1. Организационно-практический этап. При проектировании экскурсионно-познавательных маршрутов важно привлекать родительскую общественность, а роль учителя и роль учащегося можно представить следующим образом:

– 1–4 классы – 50% / 50%;

– 5–9 классы – 40% / 60%;

– 10–11 классы – 20% / 80%.

Для того чтобы экскурсия стала действенным средством в формировании представлений младших школьников о мире труда и профессий, необходимо учитывать возраст. Для ребят младшего школьного возраста авторитетом являются родители. Поэтому целесообразно знакомить школьников данной возрастной группы с профессиями родителей, создавать у детей конкретно-наглядные представления о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Для младших школьников целесообразно проводить обзорные и ознакомительные экскурсии с использованием элементов из тематических и профессиографических экскурсий. Для осмысления отдельных элементов изучаемой профессии важно использовать игры. Рисуночные методики будут уместны для ребят 1–2 классов, которые еще не столь свободно владеют письменной речью. В рамках внеурочной деятельности можно провести занятие для 1 класса: «Знакомьтесь! Профессия – бульдозерист», занятие для 2 класса «Пекарь – мастер вкусностей», где обучающиеся в парах создают сказочные пироги из соленого теста. К 3–4 классу дети должны знать информацию о профессиях, уметь самостоятельно подготовить описание профессии. Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок окружающего мира). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры закрепляются навыки устного счета и формируются коммуникативные компетенции. Для обогащения содержания учебной и внеурочной деятельности педагоги используют научно-методический комплекс «Дары Фребеля», «Тико-геометрия», «Уникуб», исследовательскую лабораторию «Наураша в стране Наурандии».

К одним из значимых методов активного и интерактивного обучения в 5–9 классах относятся веб-квесты. Эта технология была определена как исследовательская деятельность, в которой информация может быть получена с помощью ресурсов сети Интернет.

Образовательные игры служат для получения новых навыков и полезного опыта, который трудно заиметь в других условиях. Играя в ролевые игры, можно примерить на себе много профессиональных ролей и при этом обнаружить, что из них тебе больше по душе.

Когда учитель использует экскурсионный материал для своих уроков – это хорошо, но когда учащиеся сами принимают заинтересованное участие в использовании этого материала – это, несомненно, залог успеха в закреплении полученных знаний. В этом помогают следующие интерактивные методы: «Фишбоун», интеллектуальная игра «Мыслеголики», «Толстые и тонкие вопросы», приём «Словарная карта».

Трудовая практика позволяет увлечь учащихся и дать им возможность на практике убедиться в значении их деятельности, ввести их в круг актуальных проблем сельскохозяйственного производства, мобилизовать знания школьников на планирование и организацию своего труда, на качественное выполнение его, расширять биологический кругозор.

При осуществлении экскурсионно-познавательных маршрутов в 10–11 классах используются практико-ориентированные задачи. Достичь усвоения математических знаний возможно при использовании профессионально ориентированных задач, содержание которых показывает конкретную взаимосвязь предмета с получаемой специальностью.

В экскурсионно-познавательных маршрутах будут нелишними и деловые игры. Деловая игра – это способ обучения через проживание специально смоделированной ситуации, позволяющей раскрыть и закрепить необходимые в работе знания, умения и навыки. Деловая игра даёт участникам возможность выйти за рамки предмета, проявить собственный потенциал. Формат деловой игры обеспечивает гораздо более высокий уровень вовлеченности и мотивации участников, чем классические формы обучения, что способствует быстрому и качественному усвоению материала.

Организация социальных практик на базе градообразующих предприятий. Лучший способ узнать, добьется ли ученик профессионального успеха, – доверить ему искомую должность. Применительно к профессиональному выбору это означает, что чем большее количество различных профессий, специальностей, должностей «примерит» на себя подросток, тем легче ему будет определить, в каких областях человеческой деятельности он чувствует себя наиболее комфортно. Социальные практики дают определённые преимущества: вместо отчуждения от труда – включение практической созидательной деятельности в содержание осмысленного образования; вместо одинаковых рутинных заданий – индивидуальные продуктивные проекты, связанные с текущей работой.

  1. Результативный этап. Участники экскурсионно-познавательных маршрутов анализируют полученные результаты, выявляют достижения, проблемы и намечают дальнейшие пути роста. Так, в качестве одного из значимых результатов можно назвать развитие субъектной позиции школьников, когда они демонстрируют заинтересованность во взаимодействии с градообразующими предприятиями, с социальными партнерами, родительской общественностью. Результаты экскурсии могут быть оформлены в виде материалов школьного музея, выставки, презентации, стендовых докладов, праздника. Дальнейшее развитие образовательного туризма может происходить в виде детского форума «Выбираю профессию будущего». Примерными компонентами форума могут стать:

– квест-путешествие «МастерГрад» для учащихся 1–4 классов;

– проектная деятельность «ПСТ» – поселок современного типа для школьников 5–7 классов;

– детско-родительская профориентационная игра «Совершенно секретно» для ребят 8–9 классов;

– деловая игра «Приемная комиссия» для учеников 10 класса.

Таким образом, разработанный в рамках деятельности региональной инновационной площадки Коелгинской СОШ алгоритм проектирования экскурсионно-познавательных маршрутов может быть взят за основу педагогами для формирования личностного и профессионального самоопределения школьников. Такой алгоритм можно проиграть в процессе подготовки к педагогическому совету [10].

Педагогическим работникам полезно изучить алгоритм проектирования экскурсионно-познавательных маршрутов в ходе стажировки, организуемой Коелгинской школой совместно с Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования [11].


Библиографическая ссылка

Костенко О.А., Севрюкова А.А., Ильясов Д.Ф., Костина Н.П. РАННЕЕ ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27244 (дата обращения: 26.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074