Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Семенова Н.В. 1 Вяльцин А.С. 1 Кошелева И.И. 1 Вишнякова Д.В. 1 Жернакова Г.Н. 1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Данная статья посвящена комплексной оценке здоровья детей дошкольного возраста, посещавших дошкольные образовательные учреждения. В ходе исследования в естественном гигиеническом эксперименте были задействованы дети из логопедической группы (группа наблюдения) и из обычной группы (контрольная группа). В ходе комплексной оценки здоровья выявлено, что показатели здоровья детей контрольной группы более благоприятны, чем у группы наблюдения. В ходе работы была проведена оценка физического развития детей и выявлено, что у 20% детей из группы наблюдения установлено снижение двигательной активности, вероятно, в результате заболеваний костно-мышечной системы, что может привести к дисгармоничности физического развития по показателям массы тела и ИМТ. При оценке влияния внутрисредовых факторов в детском саду на нервно-психическое здоровье детей взаимосвязь не была выявлена.
нервно-психическое здоровье
средовые факторы
дети дошкольного возраста
здоровье
1. Анализ распространенности «школьных болезней» у учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Семенова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. – № 3. - URL: https://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=24513.
2. Баранов А.А. Государственная политика в области охраны детей / А.А. Баранов, Ю.Е. Лапин. – М.: Союз педиатров России, 2009. - 349 с.
3. Влияние уровня санитарно-эпидемиологичекого благополучия на физическое развитие детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения / Н.В. Семенова, О.А. Кун, А.П. Денисов, Е.Д. Филиппова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 3. - С. 378-381.
4. Денисов А.П. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей раннего возраста из различных типов семей / А.П. Денисов, И.А. Банюшевич // Омский научный вестник. - 2012. - № 2. - С. 11-14.
5. Захаренков В.В., Виблая И.В., Ляпин В.А. Демографические проблемы Сибирского федерального округа // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. - 2007. - № 3. - С. 60-62.
6. Комплексная оценка здоровья детей раннего дошкольного возраста / А.П. Денисов // Гигиена и санитария. - 2015. - Т. 94, № 8. - С. 69-72.
7. Романова М.В. Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных и образовательных учреждениях: информационно-методическое пособие. - Научная книга, 2007. – 88 с.
8. Санитарно-эпидемиологическое благополучие и риски здоровью детей и подростков при обучении в образовательных учреждениях / В.Р. Кучма, Е.И. Шубочкина, С.Г. Сафонкина, Е.М. Ибрагимова // Анализ риска здоровью. - 2014. - № 1. - С. 65-73.
9. Сравнительная оценка санитарно-гигиенических условий в дошкольных образовательных учреждениях с различной наполняемостью групп / С.Л. Валина, О.Ю. Устинова, О.А. Кобякова и др. // Актуальные проблемы безопасности и анализа риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: мат-лы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. проф. А.Ю. Поповой, акад. РАН Н.В. Зайцевой. - Пермь: Книжный формат, 2015. - С. 422-427.
10. Сухарев А.Г. Образовательная среда и здоровье учащихся: научно-методическое пособие. - М.: МИОО: Московские учебники, 2009. - 255 с.

Актуальность. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны [1-3; 5; 9; 10]. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Законы РФ N 273-ФЗ «Об образовании», N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России N 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», N 942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» [4; 7]. К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Здоровье ребенка подвергается воздействию экологических факторов, нагрузка в школе и даже детском саду возрастает, стремясь угнаться за ритмом жизни современного общества. Переутомление, влияние многочисленных гаджетов и т.д. - состояние здоровья детей отражает картину нашего общества [6; 8; 10].

Цель исследования – оценка здоровья детей дошкольного возраста, факторов в дошкольном образовательном учреждении для разработки профилактических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей.

Задачи исследования

1. Проанализировать показатели здоровья детей дошкольного возраста, посещавших дошкольное образовательное учреждение.

2. Определить средовые факторы в дошкольном образовательном учреждении, влияющие на здоровье детей.

3. Разработать профилактические рекомендации по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, посещавших образовательное учреждение.

Материалы и методы. Объектом исследования были дети в возрасте пяти–шести лет, посещавшие БДОУ «Детский сад № 375 комбинированного вида» г. Омска. Численность выборки - 30 человек. Контрольная группа – дети, посещавшие обычную группу; группа наблюдения – дети, посещавшие коррекционную логопедическую группу. Оценка здоровья производилась по медицинским картам 112/у, 026/у-2000 (за период нахождения детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) с 2013 по 2016 г.). Для оценки физического развития использовался метод индексов. Для оценки условий пребывания в дошкольном образовательном учреждении использовалась методика А.Г. Сухарева по оценке уровня санитарно-эпидемиологического благополучия [10].

Результаты и их обсуждение

Была проведена оценка здоровья детей 5-6 лет, посещавших дошкольную образовательную организацию. У детей контрольной группы и группы наблюдения преобладала 2-я группа здоровья 67% и 93,3% соответственно. 1-я группа здоровья составляла 26,6%, 3-я группа здоровья - 6,7% детей контрольной группы и группы наблюдения (рис. 1, 2).

Рис. 1. Распределение детей контрольной группы по группам здоровья, %

Рис. 2. Распределение детей группы наблюдения по группам здоровья, %

Нами была проанализирована заболеваемость детей за весь период пребывания в дошкольном учреждении. У детей контрольной группы и группы наблюдения на 1-м месте были болезни органов дыхания (ОРВИ, ЛОР - органов) - 76,5% и 62,2% соответственно. На 2-м месте в контрольной группе - инфекционные болезни (ветряная оспа) - 7,3%. В группе наблюдения - психические расстройства (задержка речевого развития) - 9,9%. На 3-м месте в контрольной группе болезни органов пищеварения и костно-мышечной системы – 4,4%, а в группе наблюдения инфекционные болезни и болезни костно-мышечной системы – 7,2% (рис. 3, 4).

Рис. 3. Заболеваемость детей контрольной группы за период пребывания в дошкольном образовательном учреждении, %

Рис. 4. Заболеваемость детей группы наблюдения за период пребывания в дошкольном образовательном учреждении, %

Для комплексной оценки здоровья дошкольников были проанализированы показатели физического развития с помощью метода индексов (рис. 5, 6). Индекс массы тела (ИМТ) был в пределах нормальных значений (15,0-18,5), в контрольной группе детей составлял 46,7% от числа всей группы, дети с дефицитом массы тела (13,0-14,9) – 40,0%, дети с предожирением (19,4-19,5) – 6,7%, с ожирением (21,1-21,4) – 6,7% (рис. 5). В группе наблюдения: 26,7% детей с нормальными значениями ИМТ. Детей с дефицитом массы тела 53,3%, детей с предожирением 6,7%, с ожирением 13,3% соответственно (рис. 6).

Рис. 5. Показатели индекса массы тела (ИМТ) детей контрольной группы

Рис. 6. Показатели индекса массы тела (ИМТ) детей группы наблюдения

Была проведена оценка условий пребывания детей в дошкольной образовательной организации (ДОУ). Оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) ДОУ исследовалась по методике Сухарева А.Г. по показателям: санитарная ситуация территории образовательного учреждения; санитарно-техническое состояние здания и его инженерное благоустройство; набор, площади и оборудование помещений; световой и воздушно-тепловой режим; условия и организация учебно-воспитательного процесса; условия и организация физического воспитания; санитарное состояние пищеблока; организация питания; санитарно-противоэпидемический режим; организация медицинского обеспечения [10].

Таблица 1

Оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия ДОУ по методике А.Г. Сухарева

Показатель

 

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

Сумма баллов по критериальному признаку

90

75

96

95

91

100

100

92

90

90

Оценка степени риска показателя

слабо выражен

слабо выражен

не выражен

не выражен

слабо выражен

не выражен

не выражен

слабо выражен

слабо выражен

слабо выражен

 

Суммарная оценка по 10 показателям составляет 916 баллов (табл. 1). Таким образом, «Детский сад № 375 комбинированного вида» имеет первый уровень, допустимое состояние уровня СЭБ.

Были выделены отдельные показатели для анализа влияния на здоровье детей.

Таблица 2

Оценка микроклимата в контрольной группе ДОУ

Помещение

Точка измерения:

в центре

в углу стены

в углу у окна

Приемная

Т=22,0 оС

RH=32%

Т=22,0 оС

RH=31%

Т=21,5 оС

RH=33%

Групповая

T=22.0 oC

RH=34%

Т=22,0 оС

RH=39%

Т=21,0 оС

RH=36%

Спальня

Т=21,0 оС

RH=36%

Т=20,0 оС

RH=38%

Т=21,0 оС

RH=37%

Туалетная

Т=25,0 оС

RH=38.9%

Т=25,9 оС

RH=38%

Т=28,0 оС

RH=38%

 

Таблица 3

Оценка микроклимата в группе наблюдения ДОУ

Помещение

Точка измерения:

в центре

в углу стены

в углу у окна

Приемная

Т=20,2 оС

RH=49%

Т=22,0 оС

RH=44%

Т=20,0 оС

RH=47%

Групповая

Т=21,7 оС

RH=37%

Т=22,1 оС

RH=36%

Т=22,1 оС

RH=35%

Спальня

Т=22,2 оС

RH=33%

Т=22,3 оС

RH=34%

Т=22,2 оС

RH=33%

Туалетная

Т=25,0 оС

RH=38%

Т=25,3 оС

RH=38%

Т=24,0 оС

RH=38%

 

Микроклимат в группах был дискомфортный по нагревающему типу, по субъективным ощущениям тепло (табл. 2, 3).

Была проведена оценка освещённости с помощью объективных и косвенных показателей в ДОУ (табл. 4, 5).

Таблица 4

Оценка освещенности в контрольной группе ДОУ

Помещения

Световой коэффициент

Приемная

1/6,5

Групповая

1/6

Спальня

1/6

Туалетная

1/2

 

Коэффициент естественной освещенности в групповой – 7,5%. Коэффициент заглубления в групповой – 1/2,5.

Таблица 5

Оценка освещенности в группе наблюдения ДОУ

Помещения

Световой коэффициент

Приемная

1/6

Групповая

1/5,8

Спальня

1/7

Туалетная

1/2

 

Коэффициент естественной освещенности в групповой – 2,2%. Коэффициент заглубления в групповой – 1/2,5.

Косвенные показатели организации естественного освещения: световой коэффициент и коэффициент заглубления не соответствовали рекомендуемым нормируемым величинам.

Была проведена оценка режима дня в контрольной группе и группе наблюдения. Установлено, что продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 часа. Прогулки осуществляются 2 раза в день: в первую и во вторую половину дня – перед ужином. Режим пребывания детей в детском саду составляет 12 часов, после обеда организуется 2-часовой дневной сон. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет - 25 минут. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организована в первую половину дня. Для профилактики утомления детей.

Выводы

1. При анализе информации о распределении детей по группам здоровья было выявлено, что показатели здоровья у детей дошкольного возраста в контрольной группе были более оптимальны, чем в группе наблюдения. 93,3% детей контрольной группы имели 2 группу здоровья, а в группе наблюдения – 66,3%.

2. Была проведена оценка физического развития детей, и выявлено, что у 63,3% детей из группы наблюдения установлена дисгармоничность физического развития (преобладал дефицит массы тела), вероятно, в результате наличия у них заболеваний костно-мышечной системы. В контрольной группе у половины обследованных детей наблюдалась гармоничность физического развития.

3. Суммарная оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) по 10 показателям составила 916 баллов. Таким образом, дошкольное образовательное учреждение имело первый уровень СЭБ, что являлось допустимым.

4. При оценке влияния внутрисредовых факторов в детском саду на здоровье детей неблагоприятное влияние факторов среды не было выявлено. Это показывает, что дети 6 лет хорошо адаптированы к условиям детского сада в результате оптимального профессионального подхода к составлению режима дня, созданию благоприятных микроклиматических условий, к гигиеническим условиям для зрительной работы.

Рекомендации. Для укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим комплексный подход. Помимо внутрисредовых факторов дошкольного учреждения, важную роль играют и внутрисемейные факторы, а именно состав семьи, благополучие по межличностным отношениям, материальное обеспечение, высокий воспитательный потенциал, что является на сегодня основой для полноценного формирования полноценно здорового и развитого поколения.

Для воспитателей ДОУ важен более тщательный контроль за рассаживанием детей в соответствии с ростом, что будет являться профилактикой болезней костно-мышечной системы (сколиоза), проведение профилактики плоскостопия у детей путем выполнения специальных комплексов упражнений, направленных на укрепление мышц стопы, голени, участвующих в формировании свода стопы.


Библиографическая ссылка

Семенова Н.В., Вяльцин А.С., Кошелева И.И., Вишнякова Д.В., Жернакова Г.Н. ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27211 (дата обращения: 28.02.2020).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074