Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

Чудинский Р.М. 1 Быканов А.С. 1 Володин А.А. 2
1 ГБУ ДПО Воронежской области «Институт развития образования»
2 ФГБОУ ВО «Российская государственная специализированная академия искусств»
Статья посвящена принятию педагогических и управленческих решений по результатам оценки уровня владения педагогическими работниками профессиональными компетенциями. Разработана модель принятия педагогических и управленческих решений по результатам оценки уровня владения педагогическими работниками профессиональными компетенциями. На основе показателей оценки (индивидуальный результат (балл, %) педагога, индивидуальный протокол педагога, средний балл (%) по образовательной организации, средний балл (%) по муниципальному району, региону, срез по муниципальному району, региону) уровня владения педагогическими работниками профессиональными компетенциями представлены варианты принятия педагогических и управленческих решений субъектами (педагогами образовательной организации, образовательной организацией, муниципальным органом управления образованием, региональным органом управления образованием) принятия решений по результатам оценки уровня владения педагогическими работниками профессиональных компетенций.
оценка
Педагоги
профессиональные компетенции
принятие решений
1. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/state-council/51143 (дата обращения: 18.10.2017).
2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы /922/файл/745/приказ%20Об%20утверждении%20373.rtf (дата обращения: 18.10.2017).
3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/ 938/файл/749/приказ%20Об%20утверждении%201897.rtf (дата обращения: 18.10.2017).
4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 413 [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365/ файл/736/приказ%20Об%20утверждении%20413.rtf (дата обращения: 18.10.2017).
5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс] // Российская газета. 2013. Вып. 6261. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 18.10.2017).
6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: [Электронный ресурс] // Российская газета. 2012. Вып. 5976. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 18.10.2017).
7. Чудинский Р.М., Быканов А.С., Володин А.А. Модель принятия решений по результатам мониторинга индивидуальных учебных достижений обучающихся муниципальных образовательных организаций субъекта Российской Федерации в форме независимой оценки // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Педагогика. 2014. № 2. С. 42-56. URL: http://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/7248 (дата обращения: 18.10.2017).
8. SABER Teachers Russian Federation (Ivanovo-Tomsk-St. Petersburg) Country. Report 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://wbgfiles.worldbank.org/documents/hdn/ed/saber/ supporting_doc/CountryReports/TCH/SABER_Teachers_Russia_CR_Final_2014.pdf (дата обращения: 18.10.2017).
9. Teaching and Learning International Survey. TALIS 2013. Conceptual Framework. FINAL. June 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/edu/school/ TALIS%202013%20Conceptual%20Framework.pdf (дата обращения: 18.10.2017).
10. The Teacher Education and Development Study in Mathematics (TEDS-M). Policy, Practice, and Readiness to Teach Primary and Secondary Mathematics in 17 Countries. Technical Report http://www.iea.nl/fileadmin/user_upload/Publications/Electronic_versions/TEDS-M_technical_report.pdf (дата обращения: 18.10.2017).

В настоящее время в образовательном пространстве Российской Федерации осуществляется деятельность по разработке Национальной системы учительского роста в соответствии с поручением президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года: «…1. Правительству Российской Федерации: г) обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учёт мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов» [1].

Национальная система учительского роста разрабатывается на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [6], Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего [2], основного общего [3] и среднего общего образования [4], Профессионального стандарта педагога [5]. В проектируемой системе учительского роста предусматривается обязательная единая федеральная оценка на категории (ЕФО-Категории) и на соответствие занимаемой должности (ЕФО-Соответствие).

Необходимо отметить, что закладываемые в данные виды оценки методологические подходы основаны на международных и отечественных исследованиях компетенций педагогов. В настоящее время в образовательном пространстве проводятся международные сопоставительные исследования компетенций учителей: TALIS [9], «SABER-Учителя» [8], TEDS-M [10] и др.

Отечественные исследования оценки компетенций педагогов: «Оценка профессиональной компетентности учителей начальной школы» (объекты оценки: знание предметного содержания, знание методики преподавания математики, знание основ педагогики), проводимое ЦОКО ИСМО РАО; «Портрет учителя истории в современной России» (объекты оценки: социальный портрет учителей истории, уровень профессиональных компетенций и знания Историко-культурного стандарта), исследования компетенций учителей русского языка, литературы и математики (объекты оценки: предметные компетенции, методические компетенции, компетенции в области оценивания письменных работ), проводимые Рособрнадзором; диагностика профессиональной компетенции школьных учителей по русскому языку (объекты оценки: лексико-грамматический модуль, методический модуль), проводимая Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина в рамках реализации Федеральной целевой программы «Русский язык»; планируемые в проекте национальной системы учительского роста испытания на знания и умения по преподаваемому предмету, методике, детской психофизиологии.

Необходимо отметить, что вне зависимости от технологии оценки уровня владения педагогическими работниками профессиональными компетенциями полученный количественный результат оценки, с одной стороны, не должен являться однозначным основанием для констатации факта об уровне владения педагогическими работниками профессиональными компетенциями, а с другой, на его основе к педагогу не должны быть применены «карательные меры», связанные, в том числе, с понижением заработной платы, увольнением и др. Полученный количественный результат оценки уровня владения педагогическими работниками профессиональными компетенциями должен стать основой для принятия педагогических и управленческих решений для обеспечения профессионального роста педагога. Разработанная модель принятия педагогических и управленческих решений по результатам оценки уровня владения педагогическими работниками профессиональными компетенциями представлена на рисунке.

Согласно предлагаемой модели, субъекты могут принимать следующие педагогические и управленческие решения по результатам оценки уровня владения педагогическими работниками профессиональными компетенциями.

1. Педагог. Такие показатели оценки уровня владения педагогическими работниками профессиональными компетенциями, как индивидуальный результат (балл, %) обучающегося и индивидуальный протокол, педагог принимает следующие решения:

- выявить свой уровень сформированности профессиональных компетенций. Оценка уровня владения педагогическими работниками профессиональными компетенциями предусматривает использовать в процедуре оценку предметных, методических компетенций, компетенций в области оценивания и т.д. Педагог принимает решение об уровне сформированности собственных профессиональных компетенций в соответствии с полученным баллом на основе индивидуального результата и индивидуального протокола;

- выявить соответствие полученного результата эталону, уровню. Эталон, на основании которого производится сравнение полученного педагогом индивидуального результата в процессе оценки уровня владения педагогическими работниками профессиональными компетенциями, связан с требованиями профессионального стандарта педагога [7];

- провести самоанализ, самооценку, самоконтроль, рефлексию. На основе итогового результата и индивидуального протокола с указанием верных и неверных ответов педагог проводит самоанализ, самооценку, самоконтроль и рефлексию своей профессиональной деятельности;

- определить психологические особенности педагога. Результаты оценки профессиональных компетенций педагогов позволяют определить психологические особенности педагога в процессе его проведения, анализа, интерпретации результатов: уровень мотивации, уровень тревожности педагога при проведении оценки, уровень адаптации педагога к стрессовой ситуации, регуляцию поведения, навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением;

Модель принятия педагогических и управленческих решений по результатам оценки уровня владения педагогическими работниками профессиональными компетенциями

- повысить квалификацию. Педагог принимает решение о повышении своей квалификации, если индивидуальный результат и индивидуальный протокол оценки профессиональных компетенций педагогов не соответствуют необходимому уровню сформированности собственных профессиональных компетенций;

- определить и реализовать индивидуальную образовательную траекторию курсов повышения квалификации. На основе результатов оценки профессиональных компетенций педагогов: индивидуальный результат, индивидуальный протокол, педагоги определяют собственные профессиональные дефициты и осуществляют последующее проектирование индивидуальной образовательной траектории курсов повышения своей квалификации;

- оптимизировать методы обучения, организационные формы обучения, средства обучения, средства контроля и оценки. На основе индивидуального результата и индивидуального протокола оценки профессиональных компетенций педагог принимает решение о выборе наиболее оптимальных для обучающихся методов, организационных форм обучения, средств обучения, контроля и оценки по учебному предмету для формирования у обучающихся планируемых результатов освоения основной образовательной программы на соответствующем уровне общего образования;

- оптимизировать использование учебно-методических комплексов, учебников по учебному предмету. Полученные педагогом индивидуальный результат и индивидуальный протокол оценки профессиональных компетенций позволяют педагогу принять решение либо по замене основного учебно-методического комплекса, учебника, либо дополнить их входящими в Федеральный перечень для формирования планируемых результатов освоения основной образовательной программы на соответствующем уровне общего образования [7];

- оптимизировать рабочую программу. Индивидуальный результат и индивидуальный протокол оценки профессиональных компетенций позволяют педагогу принять решение об оптимизации рабочей программы соответствующего уровня общего образования для формирования планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

2. Образовательная организация. Образовательная организация (руководитель, заместитель руководителя (по учебной и/или учебно-воспитательной работе), педагогический и иной совет образовательной организации), как субъект принятия решения, на основе следующих результатов оценки уровня владения педагогическими работниками профессиональными компетенциями: индивидуальный результат педагога, индивидуальный протокол педагога, средний балл (%) по образовательной организации, принимает следующие решения:

- организовать повышение квалификации педагогов. Руководитель образовательной организации, используя следующие результаты оценки профессиональных компетенций: индивидуальный результат, индивидуальный протокол педагога, средний балл педагогов по образовательной организации, принимает решение о направлении тех педагогов, у которых данные показатели не соответствуют необходимому уровню сформированности профессиональных компетенций, на курсы повышения квалификации;

- определить и реализовать индивидуальную образовательную траекторию курсов повышения квалификации. На основе диагностированных в процессе оценки профессиональных компетенций профессиональных дефицитов педагогов руководитель образовательной организации совместно с педагогом, основываясь на индивидуальном результате педагогов, индивидуальном протоколе педагога, среднем балле педагогов по образовательной организации, проектируют индивидуальную образовательную траекторию курсов повышения квалификации педагогов;

- оптимизировать методы обучения, организационные формы обучения, средства обучения, средства контроля и оценки. Руководитель образовательной организации на основе следующих результатов оценки профессиональных компетенций: индивидуальный результат, индивидуальный протокол педагога, средний балл педагогов по образовательной организации, принимает решения об оптимизации методов, организационных форм обучения, средств обучения, контроля и оценки для достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы на соответствующем уровне общего образования [7];

- оптимизировать использование учебно-методических комплексов, учебников по учебному предмету. Полученные результаты оценки профессиональных компетенций руководителю образовательной организации на основе индивидуального результата педагогов, индивидуальных протоколов, среднего балла педагогов по образовательной организации позволяют принимать решения либо по дополнению имеющихся другими, входящими в Федеральный перечень, либо по замене основного учебно-методического комплекса и учебника по учебному предмету [7];

- оптимизировать рабочую программу. Руководитель образовательной организации принимает решение об оптимизации рабочей программы соответствующего уровня общего образования для формирования планируемых результатов освоения основной образовательной программы на соответствующем уровне общего образования на основе следующих результатов оценки профессиональных компетенций: индивидуального результата, индивидуальных протоколов педагогов, среднего балла педагогов по образовательной организации;

- оптимизировать основную образовательную программу и учебный план образовательной организации. Руководитель образовательной организации принимает решение об оптимизации основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования, учебного плана образовательной организации, его соответствии Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего, основного общего и среднего общего образования на основе следующих результатов оценки профессиональных компетенций: индивидуального результата, индивидуальных протоколов педагогов, среднего балла педагогов по образовательной организации.

3. Муниципальный орган управления образованием. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, применяя такие показатели оценки уровня владения педагогическими работниками профессиональными компетенциями, как средний балл (%) по каждой образовательной организации муниципального района/городского округа, средний балл (%) по муниципальному району/городскому округу, срез по муниципальному району/городскому округу, принимает следующие решения на уровне муниципального района/городского округа:

- организовать повышение квалификации педагогов. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, на основе следующих результатов оценки профессиональных компетенций: средний балл по каждой образовательной организации муниципального района/городского округа, средний балл по муниципальному району/городскому округу, срез по муниципальному району/городскому округу, принимает решения об организации и проведении курсов повышения квалификации педагогов, результаты которых не соответствуют необходимому уровню профессиональных компетенций;

- определить и реализовать индивидуальную образовательную траекторию курсов повышения квалификации. На основе следующих результатов оценки профессиональных компетенций: средний балл по каждой образовательной организации муниципального района/городского округа, средний балл по муниципальному району/городскому округу, срез по муниципальному району/городскому округу, орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, принимает решение об определении, проектировании и разработке индивидуальной образовательной траектории курсов повышения квалификации педагогов на основе диагностированных профессиональных дефицитов педагогов;

- оптимизировать методы обучения, организационные формы обучения, средства обучения, средства оценки и контроля по учебным предметам. На основе следующих результатов оценки профессиональных компетенций: средний балл по каждой образовательной организации муниципального района/городского округа, средний балл по муниципальному району/городскому округу, срез по муниципальному району/городскому округу, орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, принимает решение о рекомендациях на уровне муниципального района/городского округа об оптимизации методов обучения, организационных форм обучения, средств обучения, средств контроля и оценки по учебным предметам для достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы на соответствующем уровне общего образования;

- оптимизировать использование учебно-методических комплексов, учебников по учебным предметам. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, на основе оценки профессиональных компетенций: средний балл по каждой образовательной организации муниципального района/городского округа, средний балл по муниципальному району/городскому округу, срез по муниципальному району/городскому округу для повышения качества образования, принимает решение по рекомендации образовательным организациям по замене основного учебно-методического и учебника по учебному предмету или дополнение имеющихся другими, входящими в Федеральный перечень, для формирования планируемых результатов освоения основной образовательной программы на соответствующем уровне общего образования [7];

- оптимизировать основную образовательную программу и учебный план образовательной организации. На основе следующих результатов оценки профессиональных компетенций: средний балл по каждой образовательной организации муниципального района/городского округа, средний балл по муниципальному району/городскому округу, срез по муниципальному району/городскому округу, орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, принимает решения об оптимизации основных образовательных программ соответствующего уровня общего образования, учебных планов образовательной организации, их соответствии Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего, основного общего и среднего общего образования [7];

- выявление лучших практик образовательных организаций. На основе следующих результатов оценки профессиональных компетенций: средний балл по каждой образовательной организации муниципального района/городского округа, средний балл по муниципальному району/городскому округу, срез по муниципальному району/городскому округу, орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, определяет образовательные организации с лучшими практиками, высокими результатами. Данные образовательные организации будут рекомендованы в муниципальном районе для участия в режиме сетевого партнерства (взаимодействия) с образовательными организациями муниципального района с низкими результатами обучения и образовательными организациями, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях;

- градация педагогических работников по должности. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, на основе оценки профессиональных компетенций: средний балл по каждой образовательной организации муниципального района/городского округа, средний балл по муниципальному району/городскому округу, срез по муниципальному району/городскому округу, разрабатывает на муниципальном уровне рекомендации по градации педагогических работников по должности внутри муниципального района (учитель-методист и т.д.).

4. Региональный орган управления образованием. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, используя показатели оценки уровня владения педагогическими работниками профессиональными компетенциями: средний балл по образовательным организациям, средний балл (%) по региону, срез по региону, принимает следующие решения на уровне субъекта РФ:

- организовать повышение квалификации педагогов. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования на основе результатов оценки профессиональных компетенций: средний балл по ОО, средний балл по региону, срез по региону, принимает решения об организации и проведении курсов повышения квалификации педагогов, результаты которых не соответствуют необходимому уровню сформированности профессиональных компетенций;

- определить и реализовать индивидуальную образовательную траекторию курсов повышения квалификации. По результатам оценки профессиональных компетенций: средний балл по ОО, средний балл по региону, срез по региону, орган государственной власти субъекта РФ в сфере образования проектирует и разрабатывает индивидуальную образовательную траекторию курсов повышения квалификации педагогов на основе диагностированных профессиональных дефицитов педагогов региона;

- оптимизировать методы обучения, организационные формы обучения, средства обучения, средства оценки и контроля по учебным предметам. По результатам оценки профессиональных компетенций: средний балл по ОО, средний балл по региону, срез по региону, орган государственной власти субъекта РФ в сфере образования принимает решение о рекомендациях на региональном уровне об оптимизации методов обучения, организационных форм обучения, средств обучения, средств контроля и оценки по учебным предметам для достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы на соответствующем уровне общего образования [7];

- оптимизировать использование учебно-методических комплексов, учебников по учебным предметам. Орган государственной власти субъекта РФ в сфере образования на основе результатов оценки профессиональных компетенций: средний балл по ОО, средний балл по региону, срез по региону, принимает решение по рекомендации образовательным организациям субъекта РФ по выбору другого основного учебно-методического комплекса и учебника по учебному предмету или использование другими, входящими в Федеральный перечень [7];

- оптимизировать основную образовательную программу и учебный план образовательной организации. По результатам оценки профессиональных компетенций: средний балл по ОО, средний балл по региону, срез по региону, орган государственной власти субъекта РФ в сфере образования принимает решения об оптимизации основных образовательных программ соответствующего уровня общего образования, учебных планов образовательных организаций, их соответствии Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего, основного общего и среднего общего образования;

- выявление лучших практик образовательных организаций. Орган государственной власти субъекта РФ в сфере образования на основе результатов оценки профессиональных компетенций: средний балл по ОО, средний балл по региону, срез по региону, определяет образовательные организации с лучшими практиками, высокими результатами. Данные образовательные организации будут использоваться на курсах повышения квалификации педагогов в качестве стажировочных площадок, участвовать в режиме сетевого партнерства (взаимодействия) с образовательными организациями региона с низкими результатами обучения и функционирующими в неблагоприятных социальных условиях;

- градация педагогических работников по должности. На основе оценки профессиональных компетенций: индивидуальный результат педагога, средний балл по ОО, средний балл по региону, срез по региону, орган государственной власти субъекта РФ в сфере образования разрабатывает на региональном уровне рекомендации по градации педагогических работников (учитель, старший учитель, ведущий учитель) и присвоении соответствующей должности;

- градация педагогических работников по категории. Орган государственной власти субъекта РФ в сфере образования на основе результатов оценки профессиональных компетенций: индивидуальный результат педагога, средний балл по ОО, средний балл по региону, срез по региону, разрабатывает на региональном уровне рекомендации по градации педагогических работников по категории (соответствие занимаемой должности, первая, высшая категория) и присвоению соответствующей квалификационной категории;

- составление программы роста педагогических работников. По результатам оценки профессиональных компетенций: индивидуальный результат педагога, средний балл по ОО, средний балл по региону, срез по региону, орган государственной власти субъекта РФ в сфере образования составляет региональные программы роста для следующих категорий работников: учитель и старший учитель;

- обеспечение реализации программ роста педагогических работников. Орган государственной власти субъекта РФ в сфере образования на основе результатов оценки профессиональных компетенций: индивидуальный результат педагога, средний балл по ОО, средний балл по региону, срез по региону, обеспечивает реализацию программ роста педагогических работников, которые реализуются в организациях дополнительного профессионального образования (региональных институтах повышения квалификации учителей, институтах развития образования), организациях высшего образования.

Таким образом, субъекты принятия решений: педагоги образовательной организации, образовательная организация, муниципальный орган управления образования, региональный орган управления образования, принимают педагогические и управленческие решения по результатам оценки, обеспечивающие повышение уровня профессиональных компетенций педагога и его профессионального роста.


Библиографическая ссылка

Чудинский Р.М., Быканов А.С., Володин А.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27191 (дата обращения: 28.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074