Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

АКТУАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Бахчиева О.А. 1
1 ФГБО ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Проведен анализ современных изменений мировой экономики с учетом их актуальности для изложения в курсе географии 10-11 классов. Выделены переломные процессы в мировой экономике, которые привели к ряду знаковых трансформаций на политической карте. В частности, сегодня меняются траектории в традиционных моделях развития и устройстве мировой экономической системы, обновляются составы лидеров хозяйственного роста, и формируются новые торговые мегаблоки. Разворачивается четвертая технологическая революция. Данные положения должны найти свое отражение в содержании, а также в методических приёмах преподавания дисциплины. Использование статистических и актуализированных картографических материалов должно стать источником получения информации для ученика. Формирование метапредметных умений позволит реализовать в определённой степени принцип «обучение на протяжении всей жизни».
ФГОС
среднее общее образование
экономическая и социальная география мира
методика преподавания
страноведение
глобализация.
1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии: методический материал. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 303 с.
2. Бахчиева О.А., Хабибуллин Р.Х. География: экономическая и социальная география мира: 10-11 класс: базовый и углублённый уровни: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 160 с.
3. Словарь иностранных слов современного русского языка: справочное издание / сост. Т.В. Егорова. - М.: Аделант, 2014. – 800 с.
4. The World Bank. Global Outlook Summary: January 2016 Forecasts [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vsemirnyjbank.org/ru/publication/global-economic-prospects (дата обращения: 17.09.17).
5. UBS. Extreme automation and connectivity: The global, regional, and investment implications of the Fourth Industrial Revolution. January 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ubs.com/ru/ru.html (дата обращения: 18.09.17).

Современная наука находится в постоянном развитии. География, изучая территориальные закономерности различного рода явлений и процессов, отвечает на вызовы современного мира.

Понимая под трансформацией (лат. transformatio – изменение) преобразование структур, форм и способов, изменение целевой направленности деятельности [3], выделим векторы изменения подходов к содержанию школьной географии 10-11 классов.

Учитель формирует объективную картину современного миропорядка. При этом ему необходимо учитывать положения Федерального государственного образовательного стандарта, примерных образовательных программ, требования к подготовке выпускника современной школы. Школьный учитель при этом является проводником системообразующей идеи «образование на протяжении всей жизни».

Два ключевых направления отличают современное преподавание школьного курса экономической и социальной географии мира:

1. Актуализация содержания с учетом изменений мировой экономической системы.

2. Обновление методических подходов и технологий обучения с учетом корректировки содержания. При этом полагаем, что ключевой позицией является безусловное использование картографического материала и современных статистических данных. [1]

Значимыми положениями для отражения в содержании школьного курса «Экономическая и социальная география мира» на современном этапе должны стать переломные процессы в мировой экономике, которые привели к ряду знаковых трансформаций на политической карте. Меняются траектории в традиционных моделях развития и устройстве мировой экономической системы. Актуализируются составы лидеров хозяйственного роста, и формируются новые торговые мегаблоки. Разворачивается четвертая технологическая революция.

В этих условиях ключевой позицией является мобильность включения актуализированного содержания в школьные курсы. Географическое содержание, методический аппарат учебника, учебно-методические комплексы по географии должны не просто способствовать школьнику в усвоении фактического материала, характеризующего социально-экономические особенности каждой страны, но и научить понимать причины и закономерности формирования этих особенностей, специфику каждой страны, наконец, создать законченный образ территории и обеспечить понимание процессов, происходящих на современной карте. Наряду с возможностями учебно-методического комплекса (УМК) учитель должен предоставлять актуальную информацию, соответствующую современным мировым тенденциям [2].

Выделим наиболее значимые, на наш взгляд, положения.

В настоящее время складывается новая макроэкономическая парадигма, предполагающая ряд качественных трансформаций в глобальном хозяйстве. К таким тенденциям можно отнести сравнительно высокие темпы роста многих государств и отдельных регионов.

На диаграмме 1 фиксируется положение низких темпов роста Зоны евро и развитых государств в целом, наряду с ростом экономики Китая, Ближнего Востока и Северной Африки, Южной Азии. При этом в качестве одного из главных глобальных рисков отмечено замедление роста китайской экономики: 2013 - 7,7%, 2014 - 7,3, 2015 - 6,9, 2016 - 6,7%. Показательно, что китайское торможение произошло в тот момент, когда страна подошла к вершине своего экономического могущества. В 2015 году китайский ВВП впервые за 35 лет вырос меньше чем на 7%. При этом КНР все больше становится капиталистической страной. Только за 2016 год 1,3 млн китайцев открыли счета для игры на бирже, число инвесторов превысило 100 млн человек. Это на 12 млн больше, чем количество членов Коммунистической партии Китая.

Диаграмма 1. Динамика мирового ВВП, % к предыдущему году (2016 г. – оценка, 2017-2018 гг. – прогноз) [4]

Китай превратился во «всемирную» фабрику, крупнейшего импортера сырьевых и продовольственных ресурсов, важный источник инвестиций и кредитов для десятков стран. Во многом это стало причиной нестабильности в 2013-2015 годах на глобальных товарных рынках. В настоящее время происходит отток инвестиций из Китая (2016 год – 676 млрд долл., что составляет 92% общего объема оттока инвестиций из развивающихся государств).

Примерно 12-15 лет назад стремительный спрос в Китае и ряде других динамично развивающихся азиатских государств на природные ресурсы и продовольствие положил начало так называемому сырьевому суперциклу. Был искажен баланс спроса и предложения, что значительно увеличило поставки и, в свою очередь, получение сырьевых экспортных сверхдоходов. В 2014-2025 гг. произошел сырьевой удар. В значительной степени из-за завершения сырьевого суперцикла ухудшилось положение десятков стран Азии, Африки, Латинской Америки. Развивающиеся экономики, еще недавно позиционируемые многими в качестве главных драйверов глобального роста, в настоящее время характеризуются как «слабое звено».

На диаграмме 1 видно, что, несмотря на замедление, темпы прироста ВВП остаются в среднем в два с половиной раза выше аналогичного показателя развитых стран.

Здесь отличается динамикой Индия, сравнительно высокие темпы развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона, государств Африки к югу от Сахары. Набирает темпы экономика Египта. Достаточно острое положение сложилось в Латинской Америке.

По данным Экономической комиссии ООН, для Латинской Америки и стран Карибского бассейна (ЭКЛАК) 2015 год стал кризисным. Произошло сокращение регионального ВВП, снизились инвестиции, возрос внешний долг, увеличился дефицит госбюджета и т.д. (диаграмма 2). В настоящий момент кризис переживают ведущие региональные экспортеры сырья: Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор. Во многом это следствие торговых взаимоотношений с Китаем. Сокращение на 150 млн тонн в год добычи железной руды (разработка месторождений, ненужность балкеров – самых больших в мире судов: длина свыше 360 м, грузоподъемность 400 тыс. тонн).

Диаграмма 2. Макроэкономические показатели стран Латинской Америки (2015 г. – оценка) [4]

Следующее положение, которое должно учитываться в приоритетах содержания курса географии 10-11 классов, - переход экономик передовых стран на более высокий технологический уклад и связанное с этим изменение роли отдельных отраслей, а также науки, техники и образования.

В 2016 году в Давосе был представлен ряд факторов, определяющих степень готовности тех или иных стран к участию в четвёртой промышленной (технологической) революции. Это: гибкость структуры рабочей силы, уровень профессиональной подготовки, возможности национальных образовательных систем, состояние экономической инфраструктуры, степень правовой защищенности бизнеса. В итоге был выведен агрегированный показатель – рейтинг относительной готовности государств к требованиям складывающегося очередного технологического уклада – основы новой экономики XXI века. По результатам анализа данных показателей сформирован рейтинг (диаграмма 3).

Диаграмма 3. Рейтинг относительной готовности стран к четвертой промышленной революции на основе сводного индекса [5]

Смена лидеров в списке ведущих корпораций акцентировала ослабление позиций развивающихся государств, чьи компании (за исключением ряда китайские гигантов) резко сократили свое представительство в элите глобального бизнеса. Традиционно занимавшие верхушку глобального бизнеса энергетические и промышленные транснациональные корпорации (ТНК) («Эксон Мобил», «Шелл», «Шеврон», «Дженерал Электрик», «Тойота», «Дженерал Моторс» и др.) уступили первые места корпорациям, связанным с высокими технологиями и находящимися на пике научно-технического прогресса. На начало 2016 года в первую мировую тройку по размерам капитализации вошли «Эппл», «Альфабет», «Майкрософт». Продемонстрированная ими капитализация в 1,4 трлн долл. сопоставима с ВВП Испании. Среди 20 мировых лидеров – 9 компаний ключевых отраслей «новой экономики», представляющих информационные технологии, электронную торговлю, фармацевтику, телекоммуникации.

Таким образом, в мире происходит перегруппировка экономических сил, которая на данном этапе обещает основные дивиденды развитым государствам, готовым активно использовать свое научно-образовательное и технологическое превосходство.

Не менее острым вопросом является формирование интеграционных блоков, меняющих условия и правила международной торговли, угроза возникновения «валютной войны».

Так, США инициировало и создало со странами ЕС Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство (ТТИП). Финансово-экономическая конвергенция направлена на снятие барьеров, с одной стороны, и на упрочение лидерских позиций США на европейском пространстве – с другой. США, столкнувшись с натиском Китая, реализуют формулу сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в форме Транстихоокеанского партнерства (ТТП) - интеграционного мегаблока, договоренность о создании которого была достигнута 5 октября 2015 года между представителями 12 государств (Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, США, Чили, Япония).

В настоящий момент проблема социального неравенства и его влияния на динамику и содержание экономического развития привлекает повышенное общественное внимание.

Проблема неравенства доходов вышла на первое место. Менее обеспеченная часть населения владеет 10% общего богатства. Это явление характерно для развитых и развивающихся стран. 50% текущего разрыва между темпами экономического роста в развивающихся и развитых странах складываются именно из-за проблем со здоровьем и низкой продолжительности жизни. Развитые страны сталкиваются с ускоряющимся старением нации, развивающиеся - со вспышками вирусных заболеваний (эпидемия Эбола, ВИЧ, туберкулез, малярия и др.).

Данные тенденция являются результатом глобализации. В процессе глобализации (в первую очередь, в ходе научно-технического прогресса) человечество всё больше теряет непосредственные связи с естественной природной средой, создавая искусственную техногенную среду (ноосферу), в рамках которой формируются различные цивилизации.

Глобальные проблемы современности представляют собой комплекс острейших социальных и природных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и все его регионы, государства и отдельные местности. Эти проблемы проявляются на каждом из этих уровней в разной степени, при этом вся совокупность проблем определяется таким фактором, как социальные проблемы. В этой связи не исключаются различные классификационные схемы глобальных проблем человечества.

Вместе с тем некоторые проблемы приобретают глобальный уровень и должны быть учтены в классификационных схемах. Например, глобальный характер приобрела проблема предотвращения войны и международного терроризма.

В Восточном полушарии в ХХI веке вооруженные региональные конфликты обострились в обширной зоне от Западной и Северной Азии до Юго-Западной и Южной Азии, где США и бывшие метрополии проводят политику «демократизации» стран третьего мира, нарушая относительную стабильность в этих странах. Как показывает опыт, вооруженные конфликты могут быть разрешены только путём невмешательства во внутреннюю политику отдельных государств и своевременного участия Совета Безопасности ООН в сфере разрешения межгосударственных конфликтов.

Важной частью системы всеобщей и национальной безопасности является международный контроль состояния ядерных объектов военного и гражданского назначения – предотвращение термоядерных катастроф. На протяжении 60 лет существования ядерного оружия методы стратегического противоборства между США и Россией (СССР) претерпели в целом позитивную эволюцию (запрещение ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой, ограничение подземных испытаний и др.).

Что касается использования атомной энергии в мирных целях, то здесь в мире определились три подхода:

- консервирование и демонтаж существующих АЭС (Швеция, Норвегия и др.);

- отказ от строительства новых АЭС и развитие альтернативных источников энергии (Австрия, США, Бельгия и др.);

- сохранение ориентации на развитие атомной энергетики при особом внимании к разработке мер по обеспечению ядерной безопасности.

Эти меры направлены на предотвращение утечек радиоактивных загрязнителей в окружающую среду, на решение вопросов безопасного хранения радиоактивных отходов. В современных условиях, когда ослабляется контроль государств, значительно повышается роль Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) как института, выполняющего контрольно-регулирующие функции.

К глобальным проблемам безоговорочно можно отнести преодоление отсталости и обеспечение экономического роста, что связано с увеличивающимся разрывом в уровне и качестве жизни между высоко- и низкоразвитыми в социально-экономическом отношении странами мира. И если в высокоразвитых странах в целом успешно решаются экономические и социальные проблемы, то на другом полюсе возможности решения этих проблем ограниченны. В этой ситуации активизируется международный терроризм, возрастает угроза распространения оружия массового поражения: ядерного, химического, биологического, информационного.

Таким образом, глобальной задачей школьной географии является формирование географического мышления, то есть постоянной привязки существующих процессов к территории (к карте). Выпускник должен обладать компетенциями, которые позволят реагировать на изменения в мировой экономической системе, проводить анализ происходящих процессов, использовать метод синтеза и делать выводы по современной ситуации в странах мира.


Библиографическая ссылка

Бахчиева О.А. АКТУАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО МИРА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27120 (дата обращения: 26.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074