Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБ ОКАЗАНИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЖИТЕЛЯМ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Шалыгина Л.С. 1, 2 Чернышев В.М. 1, 2
1 ФГБУ «Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна» Минздрава России
2 ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России
Проведенный анализ обеспечения населения Новосибирской области высокотехнологичной медицинской помощью свидетельствует о том, что за последние 5 лет (2012–2016 гг.) ее объем увеличен в 1,67 раза, в том числе за счет привлечения к ее оказанию медицинских организаций разных форм собственности. Это позволило почти 97 % граждан получить данный вид помощи в медицинских организациях области, то есть приблизило высокотехнологичную медицинскую помощь к месту жительства пациентов. Отмечено, что изменение структуры оказываемой помощи связано не с реальной потребностью, которая до сих пор не изучена, а с количеством выделенных по профилям квот. Обсуждается необходимость пересмотра показаний для предоставления высокотехнологичной медицинской помощи. Предлагается оказывать данный вид помощи в более ранние сроки развития патологического процесса, с целью предупреждения развития у пациентов хронических заболеваний и выхода на инвалидность. Делается вывод о необходимости принять меры для более полного обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью, что будет способствовать дальнейшему снижению общей смертности населения и росту средней продолжительности жизни граждан.
обязательное медицинское страхование
высокотехнологичная медицинская помощь
квоты
медицинские организации разных форм собственности
1. Доклад министра здравоохранения РФ «Об итогах работы Министерства в 2016 году и задачах на 2017 год» на итоговой коллегии, 12.04.2017 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rosminzdrav.ru/open/kollegiya-ministerstva-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii/materialy-kollegii-ministerstva-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii/kollegiya-2017 (дата обращения: 28.09.2017).
2. Царева О. Изменения в финансировании высокотехнологичной медицинской помощи / О. Царева, А. Устинов // Здравоохранение. – 2017. – № 8. – С. 86-92.
3. Верховодова О.В. Оказание высокотехнологичной медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС / О.В. Верховодова // Здравоохранение. – 2015. – № 12. – С. 28-35.
4. Богачевская С.А. Трехлетний вклад функционирования федеральных центров сердечно-сосудистой хирургии в развитие высокотехнологичной медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями в России / С.А. Богачевская, А.Н. Богачевский, В.Ю. Бондарь // Социальные аспекты здоровья населения. – 2016. – № 1 (47) [Электронный ресурс]. http://vestnik.mednet.ru/content/view/729/30/lang,ru_ru.cp1251/(дата обращения: 28.09.2017) DOI: 10.21045/2071-5021-2016-47-1-2.
5. Шалыгина Л.С. Обеспечение высокотехнологичной медицинской помощью жителей Сибирского федерального округа. Некоторые итоги, проблемы и перспективы / Л.С. Шалыгина, В.М. Чернышев // Научные труды ФГБУЗ «Сибирский окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства». Т. 5 / под общей ред. О.В. Стрельченко // Новосибирск. – 2017. – С. 73-80.
6. Стрельченко О.В. Основные показатели здоровья населения и здравоохранения Сибирского федерального округа в 2016 году // Сборник статистических и аналитических материалов. Вып. 16 / О.В. Стрельченко, В.М. Чернышев, И.Ф. Мингазов; под общ. ред. к.м.н. О.В. Стрельченко. – Новосибирск: ООО «Сибирское университетское изд-во», 2017. – 258 с.
7. Нечаева В.С. Совершенствование стратегии управления высокотехнологичной хирургической помощью / В.С. Нечаева, А.В. Краснов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2013. - № 4. – С. 30-31.
8. Белостоцкий А.В. Основные направления обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью / А.В. Белостоцкий // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2011. – № 2. – С. 25-27.
9. Перхов В.И. Результаты исследования мнения ученых о существующей системе обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью / В.И. Перхов, Д.С. Янкевич, М.А. Аничина // Менеджер здравоохранения. – 2011. – № 2. – С. 6-12.
10. Рыбальченко И.Е. Государственные задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи ведомственные и региональные аспекты / И.Е. Рыбальченко // Менеджер здравоохранения. – 2013. – № 2. – С. 36-42.
11. Шалыгина Л.С. Обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи населению регионов Сибирского федерального округа в федеральных медицинских организациях в системе обязательного медицинского страхования / Л.С. Шалыгина // Социальные аспекты здоровья населения. – 2016. – № 6 (52) [Электронный ресурс]http://vestnik.mednet.ru/content/view/788/30/lang,ru/ (дата обращения: 28.09.2017) DOI: 10.21045/2071-5021-2016-52-6-3.

Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) является одним из наиболее эффективных видов помо­щи. Оказание ВМП приводит к существенному и стойкому улучшению состояния здоровья и качества жизни пациента. Последние годы характеризовались заметными переменами в системе обеспечения граждан Российской Федерации ВМП. Сеть медицинских организаций (МО), оказывающих данный вид помощи, расширилась в 3,7 раза – до 932 медицинских организаций, в том числе за счет муниципальных и государственных медицинских организаций регионов, что сделало ВМП более доступной для населения [1, 2]. Как отметила в своем докладе на расширенной коллегии в 2017 году министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова, в 2014 году создана новая организационная модель, предусматривающая поэтапное погружение методов ВМП в систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Эта модель на практике доказала свою эффективность и позволила существенным образом увеличить объемы и доступность ВМП [1, 2, 3]. Если в 2013 году ВМП была оказана 505,0 тыс. пациентов, то в 2016 году – более чем 963 тыс. больных. При этом значительно увеличились объёмы оказания ВМП по наиболее востребованным профилям: стентированию коронарных сосудов – более чем в 3 раза, эндопротезированию крупных суставов – на 44 %, экстракорпоральному оплодотворению – в 3,6 раза [1, 2, 4]. Существенное увеличение объема оказанной ВМП в последние годы способствовало снижению смертности населения, прежде всего от сердечно-сосудистых заболеваний, и увеличению средней продолжительности жизни граждан России.

Цель исследования. Проанализировать организацию оказания высокотехнологичной медицинской помощи и обеспеченность населения Новосибирской области (НСО) данным видом помощи. Определить меры, необходимые для более полного удовлетворения потребности жителей региона в ВМП.

Материал и методы. Для изучения полноты и качества обеспечения жителей Новосибирской области ВМП были изучены отчеты медицинских организаций, которые оказывают этот вид помощи. На основе полученных статистических данных рассчитаны показатели, характеризующие деятельность медицинских организаций, привлекаемых к оказанию этого вида медицинской помощи. Был проведен сравнительный анализ с аналогичными показателями как по России в целом, так и по субъектам РФ, входящим в состав Сибирского федерального округа (СФО).

Результаты. На территории Сибирского федерального округа ВМП оказывается в 24 федеральных медицинских организациях и нескольких десятках медицинских организаций, подведомственных министерствам здравоохранения регионов, а с 2015 года – и в медицинских организациях негосударственной формы собственности. Наибольшее количество федеральных клиник, оказывающих ВМП, сосредоточено в Новосибирской (10), Томской (5), Иркутской областях (3) и Красноярском крае (3) [5].

Работа федеральных медицинских центров, расположенных в СФО, привлечение к оказанию ВМП медицинских организаций (МО) всех форм собственности, позволили сократить количество больных, направляемых для получения этого вида медицинской помощи (МП) за пределы СФО с 13,6 % в 2014 году до 9,4 % в 2016 году. Такие изменения не только приближают ВМП к пациентам и высоко ими оцениваются, но и целесообразны с экономической точки зрения, так как сокращают расходы государства и самих больных на переезды для получения ВМП в других регионах РФ [5].

Среди субъектов РФ, входящих в СФО, Новосибирская область располагает наибольшим количеством МО, оказывающих ВМП. В первую очередь, это федеральные медицинские центры, такие как Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина, Новосибирский НИИ травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна, МНТК «Микрохирургии глаза им. академика С.Н. Федорова» и др. В связи с этим за последние пять лет (с 2012 по 2016 год) количество законченных случаев оказания этого вида помощи увеличилось в 1,67 раза (в СФО в 1,66) с 13766 (2012 г.) до 22996 (2016 г.), что свидетельствует об успешном решении одной из поставленных Президентом РФ задач: добиться увеличения не менее чем в 1,5 раза объемов оказания гражданам ВМП (рис. 1).

Рис. 1. Динамика объемов ВМП, оказанной жителям

Новосибирской области (2012–2016 гг.)

Ежегодный рост объемов ВМП составлял как в НСО, так и в округе в целом 13–15 %. В Новосибирской области обеспеченность жителей ВМП – одна из самых высоких в СФО и составляет 83,3 на 10 000 населения. НСО уступает по этому показателю только Иркутской области – 84,3 (рис. 2), а количество случаев получения ВМП за ее пределами не превышает 4 % и сокращается из года в год (2012 г. – 3,87 %, 2013 – 3,58 %, 2014 – 3,18 % и в 2016 – 3,17 %).

Рис. 2. Объемы высокотехнологичной медицинской помощи в регионах Сибирского федерального округа (на 10000 населения), 2016 г.

За анализируемый период не только на 67 % увеличилось количество граждан, получивших ВМП, но и изменилась структура предоставленной помощи. Наиболее существенный рост наблюдался по следующим профилям: акушерство и гинекология (215,0 %), ревматология (214,0 %). Такой рост обусловлен тем, что в 2012 году на эти виды помощи было выделено крайне мало квот. Существенно (на 203,4 %) увеличилось число лиц, пролеченных по профилю офтальмология. Более чем в 2 раза возрос объем нейрохирургической помощи, чему способствовало введение в эксплуатацию в г. Новосибирске Федерального центра нейрохирургии. Сокращение объема помощи произошло только по профилю торакальная хирургия – на 64 случая (22,0 %). Несмотря на сокращение удельного веса квот по таким профилям, как кардиохирургия, травматология и ортопедия, они по-прежнему занимают 1 и 2 место. На третье место переместилась нейрохирургическая помощь, а занимавшая это место онкологическая помощь сместилась в 2016 году на 5 место. Офтальмологическая помощь (в 2012 – 5 место) заняла в 2016 году 4 место (табл. 1).

Таблица 1

Динамика показателей ВМП, оказанной жителям Новосибирской области за пять лет (2012–2016 гг.).

Показатель

2012

2016

Отклонения за 5 лет (2012–2016)

Закончен-ных случа-ев всего

Процен-ты (%)

Закончен-ных случаев всего

Проценты (%)

Абс.

Процен-ты

(%)

Получили ВМП всего

13766

100,0

22996

100,0

+9230

+67,0

в т.ч. по профилям

акушерство и гинекология

189

1,4

596

2,6

+407

+215,0

Нейрохирургия

1207

8,8

3121

13,6

+1914

+158,8

Онкология

1325

9,6

1960

8,5

+635

+47,9

Офтальмология

1092

7,9

3313

14,4

+2221

+203,4

Педиатрия

105

0,8

175

0,8

+70

66,7

кардиохирургия

5831

42,4

7044

30,6

+1213

+20,8

ревматология

236

1,7

741

3,2

+505

+214,0

торакальная хирургия

291

2,1

227

1,0

-64

-22,0

травматология и ортопедия

2617

19,0

4534

19,7

+1917

73,2

трансплантация

45

0,3

74

0,3

+29

+64,4

Урология

139

1,0

156

0,7

+17

+12,2

эндокринология

398

2,9

474

2,1

+76

+19,1

Прочие

291

2,1

581

2,5

+290

+99,6

 

Следует подчеркнуть, что такие изменения обусловлены не изменившимися потребностями в помощи по тому или иному профилю, а количеством выделенных квот (табл. 2).

Таблица 2

Высокотехнологичная медицинская помощь, оказанная жителям Новосибирской области (2012–2016 гг.)

Показатель

2012

2013

2014

2015

2016

Законченных случаев всего

В Новосибирской области

В других субъектах России

Законченных случаев всего

В Новосибирской области

В других субъектах России

Законченных случаев всего

В Новосибирской области

В других субъектах России

Законченных случаев всего

В Новосибирской области

В других субъектах России

Законченных случаев всего

В Новосибирской области

В других субъектах России

Получили ВМП всего

13766

13233

533

15469

14915

554

19806

19195

611

21628

20988

640

22996

22266

730

в т.ч. по профилям

акушерство и гинекология

189

168

21

192

183

9

401

376

25

540

510

30

596

586

10

нейрохирургия

1207

1195

12

2728

2708

20

3449

3431

18

3604

3589

15

3121

3106

15

онкология

1325

1136

189

1299

1128

171

1612

1417

195

1620

1394

226

1960

1679

281

офтальмология

1092

1028

64

1375

1312

63

1796

1760

36

2758

2738

20

3313

3275

38

педиатрия

105

39

66

301

225

76

169

99

70

185

96

89

175

84

91

кардиохирургия

5831

5812

19

5890

5877

13

6980

6948

32

7539

7513

26

7044

7018

26

ревматология

236

235

1

226

224

2

340

340

0

700

700

0

741

741

0

торакальная хирургия

291

289

2

240

239

1

270

269

1

251

248

3

227

222

5

травматология и ортопедия

2617

2535

82

2324

2210

114

3576

3424

152

3385

3184

161

4534

4333

201

трансплантация

45

36

9

61

52

9

63

55

8

67

59

8

74

68

6

урология

139

127

12

145

135

10

159

148

11

143

132

11

156

153

3

эндокринология

398

394

4

397

396

1

546

542

4

388

384

4

474

458

16

 

Увеличение объемов ВМП серьезно отразилось на состоянии таких очень важных показателей, как общая смертность населения и средняя продолжительность жизни. За период с 2012 года до 2016 года общая смертность населения в НСО снизилась на 0,6 ‰ – с 13,6 ‰ до 13,0 ‰ (в то время как в СФО – на 0,7 ‰, а в РФ на 0,4 ‰) и равняется среднему показателю по СФО (табл. 1). Средняя продолжительность предстоящей жизни в области увеличилась на 1,48 года: с 69,72 лет (2012 г.) до 71,20 (2016 г.). Это несколько ниже, чем рост показателя в СФО (+1,82 года) и в РФ (+1,63). Однако абсолютное значение этого показателя остается одним из самых высоких в округе, выше только в Томской области – 71,66 года (табл. 3) [6].

Таблица 3

Общая смертность населения и продолжительность предстоящей жизни (2012–2017 гг.)

Годы

НСО

СФО

РФ

Общая смертность

населения

Продолжительность предстоящей жизни

(лет)

Общая смертность

населения

Продолжительность предстоящей жизни

(лет)

Общая смертность

населения

Продолжительность предстоящей жизни

(лет)

2012

13,6

69,72

13,7

67,99

13,3

70,24

2013

13,4

70,19

13,3

68,63

13,0

7076

2014

13,3

70,28

13,3

68,85

13,1

70,93

2015

13,1

70,86

13,2

69,31

13,0

71,39

2016

13,0

71,20

13,0

69,81

12,9

71,87

Изменения

(2012–2016)

-0,6

+1,48

-0,7

+1,82

-0,4

+1,63

 

Многолетний опыт оказания ВМП свидетельствует о том, что далеко не все проблемы ее организации решены. Сохраняется дефицит финансирования ВМП за счет средств бюджетов всех уровней и системы обязательного медицинского страхования. До настоящего времени не изучена реальная потребность населения в ВМП, не определены меры по более полному удовлетворению этой потребности [7]. Остается недостаточной преемственность между МО, оказывающими ВМП, и учреждениями, в которых наблюдаются пациенты после её получения. Поскольку отсутствует единая информационно-аналитическая система, позволяющая осуществлять постоянную связь органов управления здравоохранением с медицинскими организациями, оказывающими ВМП, нет возможности формировать регистры больных, осуществлять вызовы-приглашения пациентов на лечение, контролировать проведение восстановительного лечения и реабилитации и так далее [5, 7, 8]. Очевидно, что решение этих проблем на региональном уровне практически невозможно и, как следствие, неизбежны трудности с увеличением объема ВМП.

Между тем необходимость увеличения объемов оказания ВМП подтверждается фактом существенного отставания в этом плане РФ от новых стран ЕС. Для решения этой проблемы следует, прежде всего, увеличить финансирование отрасли в целом и оказания ВМП в том числе. После чего необходимо пересмотреть показания к предоставлению пациентам этого вида МП, оказывать ее на более ранних стадиях развития патологических процессов. Это будет способствовать не только более полному удовлетворению реальной потребности населения в ВМП, но и более рациональному использованию финансовых средств, выделяемых на эти цели. В связи с тем, что ВМП будет оказываться на ранних этапах заболевания, она станет менее затратной, уменьшатся расходы на восстановительное лечение и реабилитацию [4,5,7,9, 10].

Государству следует выделять из федерального бюджета дополнительные средства территориям для оплаты ВМП, по крайней мере, до того времени, когда финансирование здравоохранения станет достаточным – в соответствии с рекомендациями ВОЗ, не менее 6 % ВВП. Погружение методов ВМП в систему ОМС может привести к изменению порядка финансирования по квотам, снижению расценок на них по инициативе тех, кто будет реально заниматься её организацией. Такой порядок значительно снизит нагрузку на дефицитный бюджет системы ОМС. Кроме того, следует продолжить увеличение количества МО всех форм собственности, оказывающих ВМП, при условии высокого качества их исполнения.

Безусловно, важна информатизация всех процессов организации оказания ВМП: учет нуждающихся, взаимодействие органов управления здравоохранением с МО, оказывающими ВМП, а также с учреждениями, которые занимаются восстановительным лечением и реабилитацией. Это позволит оптимизировать все процессы и будет способствовать повышению эффективности ВМП [7, 9, 11].

Учитывая низкую плотность населения в СФО, значительное удаление городов и других населенных пунктов друг от друга и от МО оказывающих ВМП, необходимо также развивать телемедицину, которая не только оправдала свое существование, но и показала свою необходимость.

Заключение. В связи с вводом в эксплуатацию новых федеральных медицинских центров и более эффективной работы давно функционирующих, а также привлечения МО разных форм собственности, в последние годы в НСО, как и в СФО значительно увеличен объем оказываемой населению ВМП. Это позволило почти 97 % граждан получить ВМП в МО области. То есть ВМП буквально стала ближе к месту жительства пациентов. Изменилась и структура оказываемой помощи; прежде всего, в соответствии с выделенными по профилям квотами. Вместе с тем очевидно, что реальная потребность в ВМП значительно превышает реализуемую в настоящее время, и в ближайшие годы следует пересмотреть в сторону расширения показания для получения ВМП на ранних стадиях заболеваний. Необходимо принять меры для более полного удовлетворения потребности населения в этом виде медицинской помощи, что будет способствовать дальнейшему снижению общей смертности и росту средней продолжительности жизни граждан.


Библиографическая ссылка

Шалыгина Л.С., Чернышев В.М. ОБ ОКАЗАНИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЖИТЕЛЯМ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27098 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674