Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Степанова Н.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
В статье раскрываются теоретические и практические основы использования игровых технологий в профессиональной подготовке педагогов дошкольного образования в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и начального общего образования, профессионального стандарта педагога. Данные основы акцентируют внимание на компетентностный и понятийно-деятельностный подходы в развивающем образовании. Рассматривается роль использования игры в развитии дошкольников и в профессиональном становлении будущих педагогов. Статья представляет алгоритм подготовки дидактической игры для будущих специалистов. Примером практического применения игровых технологий в профессиональной подготовке бакалавров дошкольного образования служит дисциплина «Практикум по игровой деятельности в дошкольном образовании». Значительное место в реализации данной дисциплины отводится интерактивным формам работы студентов, ориентирующим на исследовательскую деятельность: творческие задания, упражнения, проблемные ситуации.
игровые технологии
развивающее образование
профессиональная подготовка
профессиональная компетентность педагогов
дошкольное образование
1. Rashchikulina E.N., Stepanova N.A., Tuguleva G.V., Ilyina G.V. Students' training for the realization of the principle of continuity in the development of children's cognitive abilities // Indian Journal of Science and Technology. - 2016. - Т. 9. - № 37. - P. 102-174.
2. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 6 (42). - С. 94-103.
3. Ращикулина Е.Н. Подготовка студентов к реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей детей: дис. ... док. пед. наук. - Магнитогорск, 2006. – 332 с.
4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Профориентология личности: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. - С. 19.
5. Ращикулина Е.Н., Степанова Н.А. Профессиональная подготовка студентов к развитию познавательных способностей детей // Формирование и развитие самостоятельности студентов и школьников как стратегический образовательный приоритет в практико-ориентированном обучении: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции / под ред. А.В. Петрова, Н.С. Часовских. - 2016. - С. 141-144.
6. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. / А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. - Т. 1. Античность. Средневековье. - 464 с.
7. Левшина Н.И. Использование игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов // Начальная школа. - 2010. - № 7. - С. 122-124.

Современная модель развивающего образования в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта педагога нацеливают на соответствующее совершенствование подготовки педагогических кадров. Именно педагогам предстоит закладывать фундамент личности ребенка с учетом особенностей детского мышления и детской субкультуры.

К сожалению, распространенным явлением в субкультуре современных дошкольников стало сокращение игровой деятельности у детей, замена у них сюжетно-ролевых, подвижных игр компьютерными играми, копирование в дошкольной образовательной организации технологий школьного обучения [1]. 

Современные исследования отечественных психологов и педагогов раскрывают значимость игры как ведущую деятельность и значимую форму организации детской жизнедеятельности (Л.С. Выготский и др.). Игра используется педагогами как способ социализации и взаимодействия ребенка с миром, как метод и прием воспитания, развития и обучения детей [2]. 

Многие исследователи указывают на важность игры в воспитании ребенка, считая, что «…детская склонность нигде более не обнаруживается как в игре, поэтому следует с малых лет воспитывать детей играть мирно, без своенравия, обмана и гнева, что порождает обиды и ссоры». Любая игра должна начинаться по «собственной охоте», что допускает самостоятельность, проявление детской инициативы, свободы выбора.

Технология организации игр в дошкольной образовательной организации предполагает реализацию следующих основных принципов: отсутствие авторитаризма; развития игровой динамики; педагогической поддержки. Особенности культурно-игрового пространства заключается в том, что оно должно быть местом свободным для проявления творчества детей и позволяющим взаимодействовать со сверстниками и педагогом. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Вместе с тем содержание данной статьи выдвигает на первый план профессиональную компетентность педагогов в аспекте дошкольного образования. Поэтому особую значимость для нашей работы имеют исследования, раскрывающие сущность профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов: Э.Ф. Зеер, Н.И. Левшиной, Е.Н. Ращикулиной, Г.И. Щукиной и др.

В исследованиях Г.И. Щукиной доказано, что развитие познавательной активности обучающихся связано с проявлением их инициативы, творчества в процессе деятельности. Особую роль здесь играют активные методы в том случае, если они отражают суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалистов [3].

Принимая во внимание выше перечисленные подходы к подготовке будущего педагога, на наш взгляд, в основе использования развивающих технологий профессионального образования лежит осмысление положений понятийно-деятельностного подхода [4]. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Субъектная позиция обучающегося в деятельности, требующая внимания преподавателя не только к содержанию материала, но и к формам организации познавательной деятельности студентов.
  2. Учет положительно-эмоционального отношения обучающихся к изучаемому материалу, поддерживающего интерес к будущей профессиональной деятельности.
  3. Способы активизации познавательной деятельности студентов должны учитывать единство образа, слова, действия с опорой на творчество будущих педагогов.

В исследованиях Е.Н. Ращикулиной учебная дидактическая игра с позиции игровой деятельности – это познание и реальное освоение обучающимися социальной и предметной деятельности в процессе решения игровой проблемы путем игровой имитации, воссоздания в ролях основных видов поведения по определенным правилам и на модели профессиональной деятельности в условных ситуациях [5]. Автор полагает, что в процессе данной деятельности перед студентами ставится цель вжиться в образ специалиста, роль которого они будут выполнять. В деловой игре обучающийся учится преодолевать трудности вербального и невербального общения [5].

Примером использования выше описанных игровых технологий в профессиональной подготовке педагогов дошкольного образования служит курс «Практикум по игровой деятельности в дошкольном образовании» в непрерывной подготовке бакалавров. Целью данного курса является формирование готовности обучающихся к осознанному применению игровых технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

Педагогическая технология игры – последовательное использование на практике заранее спроектированного образовательного процесса с использованием разных видов игр.

Значительное место в реализации данной дисциплины отводится интерактивным формам работы студентов, ориентирующим, по мнению Ращикулиной Е.Н. [5], на исследовательскую деятельность: творческим заданиям, проблемным ситуациям. Рассмотрим некоторые из авторских форм, применяемые в курсе «Практикум по игровой деятельности в дошкольном образовании».

Задание 1. Написать мини-сочинение по плану:

- В каком возрасте для Вас закончилось время игры?

- В какие игры Вы играли в детстве?

- Были ли у Вас особо памятные игрушки? Какие?

- Какие чувства Вы испытывали в ходе самостоятельной игры?

- Назовите Ваши любимые игры с современными дошкольниками (на практике).

Задание 2. Определите этап (возраст) развития игры:

- Дети играют в одиночку или рядом с другими.

- Дошкольники любят организовывать игру, придумывать что-то интересное.

- Дети варят пищу, подражая маме; водят машину, подражая папе.

Задание 3. Как Вы оцениваете предметно-игровую среду дошкольной группы, в которой Вы проходили практику? (Наличие полифункциональных игрушек, нетрадиционного игрового материала, пособия и атрибутов для всех видов игр.)

Задание 4. Усложните правила одной дидактической, одной подвижной и одной народной игры для дошкольников, проявив творчество.

Задание 5. Дайте оценку игровому празднику (определите место этого праздника в образовательном процессе дошкольной образовательной организации):

- «Жизнь домашних животных». Утро начинается с того, что дети и взрослые надевают уши и хвосты домашних животных и половину дня проводят в образе этих животных. Сочините несколько праздников сами. Разыграйте их.

Задание 6. Разработать шпаргалку для родителей по алгоритму, представленному в таблице 1.

Таблица 1

Шпаргалка для родителей по организации игровой деятельности дошкольников

Когда Вы и Ваш ребенок:

 

Вы можете сказать или спросить ребенка

Это поможет Вашему ребенку

На кухне

 

 

 

Во дворе дома

 

 

 

 

Задание 7. Инсценировать следующую педагогическую ситуацию: пятилетний мальчик построил машину, вертит руль, гудит. Педагог обращается к мальчику: «Ты водитель автобуса или такси? Довезешь меня домой». С какой целью Вы в качестве педагога включитесь в игру? Предложите свои варианты вхождения в игру? Обыграйте их.

Задание 8. Проведите диагностику уровня развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников и на основе полученных результатов разработайте свой проект сюжетно-ролевой игры (тема и возраст дошкольников на выбор), используя этапы технологии комплексного руководства игрой Зворыгиной Е. [6].

Задание 9. На основе методических рекомендаций по организации развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДО подготовить свой проект по построению игровой среды в ДОО [7].

Задание 10. Составить в таблице 2 возрастную классификацию игр на основе ФГОС ДО.

Таблица 2

Возрастная классификация игр в ФГОС ДО

Критерии для классификации

Младенческий возраст

Ранний возраст

Дошкольный возраст

 

Виды игр

в ФГОС ДО

 

 

 

 

 

Вывод  о возрастной классификации игр (чем обусловлена такая классификация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 11. Выделить в психолого-педагогической литературе 5-7 классификаций игр, наиболее популярных в практике дошкольного образования. Подобрать к одной из выделенных классификаций примеры с названиями игр для дошкольников.

Задание 12.  Разработайте план на одну неделю (в таблице 3) с ориентиром на тему «Весна пришла» (возраст дошкольников на выбор студентов) с учетом следующих рекомендаций по планированию игровых технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации:

- рекомендуется ежедневно проводить 2-3 дидактические игры, 3-4 подвижные игры, одну игру-забаву;

- 2-3 раза в неделю руководство сюжетно-ролевыми играми в форме приемов на обогащение содержания, формирования взаимоотношений, развитие игрового творчества;

- строительные игры - 2 раза в неделю;

- театрализованные игры - 2 раза в неделю;

- народные игры - 1 раз в неделю.

Таблица 3

Планирование игровых технологий в образовательном процессе ДОО на тему «Весна пришла»

Дни недели

Дидакт. игры

Подвиж. игры

Сюжетно-ролевые

игры

 

Строит.

игры

Театр.

игры

Народ.

игры

Игры-забавы

Понедельник

1. «Чудесный мешочек».

Цель: развитие у детей младшего дошкольного возраста сенсорных представлений о предметах, развитие словарного запаса.

 

2. 

 

1.

 

2.

 

3.

1.

 

 

 

1.

Вторник

1.

 

 

 

 

2. 

 

1.

 

2.

 

3.

 

 

1.

1.

 

1.

Среда

1.

 

 

 

 

2. 

 

1.

 

2.

 

3.

 

1.

 

 

1.

1.

Четверг

1.

 

 

 

 

2. 

 

1.

 

2.

 

3.

 

 

1.

1.

 

1

Пятница

1.

 

 

 

 

2. 

 

1.

 

2.

 

3.

 

1.

 

 

 

1.

 

Таким образом, профессиональная подготовка педагогов посредством использования игровых технологий и развитие ими дошкольников в игровой деятельности особенно эффективны в условиях развивающего личностно ориентированного образования.


Библиографическая ссылка

Степанова Н.А. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27077 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674