Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОЧИСЛЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Сергина Е.А. 1 Янюшкина Г.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
Раскрывается подготовка бакалавров педагогического образования к организации внеурочной деятельности в малочисленной сельской школе через семинарские занятия по педагогике и педагогическую практику в школе. Федеральный государственный стандарт общего образования предполагает необходимость включения обучающихся в пространство внеурочной деятельности. В связи с этим необходимы системные изменения в технологиях подготовки студентов бакалавров для организации внеурочной деятельности обучающихся в малочисленной сельской школе, которые ориентируют на создание условий для развития каждой личности. Изучение возможностей внеурочной деятельности в сельской малочисленной школе позволило разработать для студентов различные формы этой деятельности. Данные формы должны выстраиваться в систему и обеспечивать последовательное формирование и развитие профессиональных компетенций и готовности как к педагогической деятельности в целом, так и к организации внеурочной деятельности в частности. К ним относятся диалоговые технологии – дебаты, интерактивные и проектные методы. Педагогическая практика, организованная на протяжении нескольких семестров, должна включать задания по самостоятельной разработке, проведению и анализу студентами различных форм внеурочной работы, именно она призвана совершенствовать организаторские навыки бакалавров. Оценить особенности внеурочной деятельности в сельской школе студентам поможет изучение опыта учителей, а также педагогическая практика в сельской школе.
малочисленная сельская школа
внеурочная деятельность
профессиональный стандарт педагога
фгос оо
подготовка студента-бакалавра
1. Поташник М.М. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Методическое пособие / М.М. Поташник, М.В. Левит. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 208 с.
2. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.
3. Сергина Е.А. Игровые технологии в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования / Сергина Е.А., Федоров А.М. // Школа будущего. Научно-методический журнал. – 2015. - № 4. – С. 109-116.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.
5. Сухомлинский В.А. Мы - сельские учителя // Сов. педагогика. - 1968. - № 6. - С. 137-144.
6. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность сельских школьников // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 227-233.

ФГОС ОО определяет обязательность внеурочной деятельности в школе как важной составляющей содержания образования, увеличивающей его вариативность и адаптивность к интересам и потребностям школьников. Предметные результаты школьниками достигаются в процессе освоения учебных дисциплин, т.е. в основном в организации урочной деятельности. В достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – интересов, ориентиров, ценностей, потребностей человека – высок удельный вес внеурочной деятельности, так как ученик выбирает ее, исходя из своих мотивов и интересов. Каждый вид внеурочной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в совокупности дает большой воспитательный эффект.

М.М. Поташник, анализируя понятие внеурочной деятельности на основе ФГОС и внеурочной работы в школе до освоения ФГОС, делает обобщенный вывод, что «внеурочная деятельность – это индивидуальная, парная и групповая деятельность ученика (учеников) и учителя (учителей) по самовоспитанию, самостроительству личности ученика» [1, с. 44].

Обратившись к опыту современной школы, мы видим, что наиболее часто педагоги используют аудиторное внеурочное занятие. Это неслучайно, т.к. в соответствии с ФГОС ОО еженедельная внеурочная деятельность ученика составляет 10 часов, поэтому важно, чтобы такая деятельность не превратилась в классное мероприятие, а имела воспитательное и развивающее содержание, носила метапредметную и личностную проблематику. В связи с этим учителю необходимо владеть педагогическим многообразием форм, методов и средств организации внеурочной деятельности в школе. В силу того что образовательная среда малочисленной сельской школы, в сравнении со средой городских образовательных организаций, ограничена в информационных, технологических и социальных ресурсах, необходимо обратить внимание на подготовку учителя в вопросах организации внеурочной деятельности школьников на основе ФГОС ОО именно для сельской школы.

Профессиональный стандарт педагога определяет совокупность трудовых функций, которые должен выполнять учитель для организации воспитательной работы в школе, таких как реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности; реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.); проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка); развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни [2].

Цель исследования связана с нахождением разнообразных форм подготовки бакалавров педагогического образования для организации внеурочной деятельности школьников в малочисленной сельской школе.

Материалы и методы исследования

Подготовка будущего учителя к организации внеурочной деятельности школьников осуществляется нами через занятия со студентами Петрозаводского государственного университета по педагогическим дисциплинам, через проектную деятельность студентов, в ходе учебной и педагогической практик в школе.

В начале поисково-аналитического этапа было проведено анкетирование учителей (69 респондентов) малочисленных сельских школ Республики Карелия по проблемам организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС ОО.

Учителям были предложены следующие вопросы. Что Вы понимаете под внеурочной деятельностью школьников по требованиям ФОГС? Перечислите направления развития личности обучающегося, определяемые ФГОС, и основные виды деятельности. Какие затруднения Вы испытываете в процессе организации внеурочной деятельности обучающихся? Какие формы Вы применяете в процессе организации внеурочной деятельности? Каким, на Ваш взгляд, может быть результат организации внеурочной деятельности школьников?

Суммируя ответы учителей, мы выделили такие позиции: 70% респондентов считают, что внеурочная деятельность школьников это организуемая педагогом деятельность школьников вне урока в школе и вне школы. 57% педагогов основным направлением развития личности обучающегося отметили духовно-нравственное, 49% – спортивно-оздоровительное, 35% – общекультурное, 61% – социальное. К сожалению, ни один респондент не назвал все определяемые ФГОС ОО направления развития личности: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и социальное. 62% учителей ответили, что школа строит свою внеурочную работу по таким видам деятельности, как познавательная, игровая, художественная, краеведческая, спортивная. 58% учителей испытывают трудности при привлечении родителей к внеурочной работе; 47% – затрудняются в выборе форм организации с учетом возрастных особенностей школьников. В основном учителя назвали формами внеурочной деятельности школьников и педагогов такие, как внеурочные аудиторные занятия; кружки и секции вне школы. Результат организации внеурочной деятельности учителя в основном видят в формировании интереса школьника к тому виду деятельности, в которой он участвует.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что на сегодняшнем этапе реализации ФГОС внеурочная деятельность учителей и школьников пока не системна.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучая опыт работы учителей в малочисленных сельских школах Республики Карелия, мы выявили способы реализации внеурочной деятельности.

Первый способ, направленный на создание индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельности, включает создание условий для реального выбора школьниками наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности; обеспечение возможности перейти из одной группы в другую (в течение учебного года, исходя из психофизиологических особенностей учащихся); обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности.

Второй способ связан с использованием метода проектов. Содержательные аспекты метода выбираются в соответствии с основными направлениями развития личности, традициями школы, региональными особенностями, условиями осуществления образовательного процесса.

Задачи подготовки бакалавров педагогического образования к организации внеурочной деятельности школьников решались нами через включение в образовательный процесс ролевых игр, интерактивных форм деятельности, саморефлексии.

Эффективной с точки зрения формирования навыков организации группового взаимодействия можно считать технологию дебатов. В результате применения данной технологии мотивируется поиск участниками информации и обмен ею, развиваются различные аспекты взаимодействия, совершенствуются аналитические, перцептивные и коммуникативные умения и навыки участников, повышается самооценка. Наконец, технология «дебаты» позволяет в интерактивной форме проанализировать различные подходы к решению теоретических проблем и практических затруднений, стоящих перед студентами. Дебаты понимаются как публичный спор (обсуждение) с заранее намеченными точками зрения, докладчиками, оппонентами, сподвижниками и другими участниками, исполняющими определенные роли. В дебатах представляются две или более точки зрения на предмет или проблему, целью обсуждения является представление различных способов ее решения, аргументы. Для проведения дебатов определяются теоретические или практические проблемы, готовятся не менее двух групп участников, представляющих различные точки зрения на проблемы, группы поддержки, эксперты, зрители; разрабатываются критерии работы групп. Использование данной технологии снижает эмоциональное напряжение учебных занятий, ярко высвечивает личностные особенности студентов, повышает образовательный эффект взаимодействия преподавателя и студентов [3]. Кроме того, участие в дебатах развивает презентационные навыки, речевые умения, совершенствует организаторские способности.

Участие в проектной деятельности становится все более популярным среди студентов. Привлекательна проектная деятельность по ряду причин: четкая организация действий, возможность сотрудничества на всех этапах работы, конкретный результат, который можно оценить по конкретным критериям.

При организации проектной деятельности бакалавров соблюдаются следующие условия: 1) наличие значимой в исследовательском плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения; 2) практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; 3) самостоятельная деятельность обучающихся: индивидуально, в паре, в группах; 4) структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей; 5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования приемов педагогической техники, таких как мозговая атака, круглый стол и др.); выдвижение гипотез и их решения; обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений и пр.); обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования [4]. Участие студентов в различных проектах (групповых, индивидуальных, исследовательских, творческих и т.д.) способствует развитию у них критичности мышления, исследовательской культуры, самостоятельности.

Изучая основы менеджмента образовательной организации, студенты участвуют в конкурсах образовательных проектов, рекламы образовательных услуг, карт педагогических инноваций, которые они моделируют в группах. Условиями успешного группового взаимодействия оказываются четкая формулировка цели, определение ожидаемых результатов, прогнозирование рисков, выявление способов их преодоления и распределение ролей в группе. Оптимальной является сменяемость исполнения бакалаврами ролей лидеров, модераторов, провокаторов, сподвижников, экспертов и т.д.; таким образом, студентам удается освоить опыт деятельности с разных позиций. При проведении рефлексии важно, на наш взгляд, учитывать вклад каждого участника деятельности на каждом ее этапе.

В течение нескольких лет студенты аккумулируют творческие, проектные работы в портфолио, которое, как нам кажется, можно рассматривать как одну из форм итоговой аттестации будущих педагогов и как методическую основу для организации их внеурочной работы в школе. Педагогическое наблюдение позволило выявить некоторые затруднения бакалавров, возникающие при групповой проектной и внеаудиторной деятельности.  Наиболее сложным оказалось определение целей проектов или образовательных услуг: формулировки целей носили общий характер, мало чем отличались от целей традиционных уроков. На второе место по частоте возникновения можно поставить затруднения по определению ожидаемых результатов:  в основном они сводились к получению предметных знаний. Возникали трудности при выборе оптимальных тем проектной, исследовательской или творческой деятельности для школьников определенной возрастной группы. По итогам включения интерактивных форм, дебатов, ролевых игр в образовательный процесс был проведен опрос участников на предмет оценивания их собственной готовности к организации внеурочной деятельности (124 человека). Были получены следующие результаты: 69% студентов относительно хорошо представляют себе содержание и формы организации внеурочной деятельности, 60% считают, что умеют самостоятельно организовать внеурочную деятельность школьников на второй ступени общего образования, однако 19% затрудняются в выборе методов и средств организации внеурочной деятельности. Более половины опрошенных оценили как недостаточный собственный опыт участия в проектной, творческой деятельности. 10% опрошенных бакалавров заявили, что не смогут организовать внеурочную деятельность обучающихся в сельской школе.

Для совершенствования навыков организации внеурочной деятельности школьников у бакалавров педагогического образования Петрозаводского государственного университета организуется педагогическая практика в течение всего учебного года. Она в том числе включает два вида практики: учебно-ознакомительную и учебно-исследовательскую. В ходе этих практик студенты выходят в образовательные организации, знакомятся с их структурой, основными документами, видами педагогической деятельности, проводят психологические исследования возрастных и пр. особенностей обучающихся, участвуют в организации воспитательных дел. В четвертом семестре бакалавры проводят различные мероприятия, организуют события в школах Республики Карелия – участниках Российского движения школьников, проходят практику в качестве вожатых в пришкольных лагерях отдыха детей. Активное погружение в воспитательную среду школ дало существенные результаты (таблица).

Результаты диагностики готовности бакалавров педагогического образования к организации внеурочной деятельности школьников

Критерии готовности

Готовность к профессиональному взаимодействию, %

до педпрактики

после педпрактики

Эмоциональная готовность

18

50

Мотивационно-ценностная готовность

54

66

Когнитивная готовность

36

33

Осознают трудности педагогического взаимодействия

36

99

 

Более половины студентов прошли такую практику в сельских школах. В дневниках по педагогической практике они отмечают, что в сельской школе работать сложнее, но интереснее, так как «учителя студенту больше доверяют, к нему относятся, как к равному», «доверили самостоятельно подготовить экскурсию», «с учениками провести праздник». Это не удивительно. Сельская школа далеко не то, что школа городская. На нее сейчас возлагается совершенно особая миссия.

Сельская школа - важнейший, главный, иногда, в силу складывающихся условий, единственный очаг культуры. Она задает тон всей интеллектуальной, культурной и духовной жизни села [5].

Анализируя собственный опыт участия в жизни сельской школы, а также работу сельских педагогов по организации внеурочной деятельности школьников, бакалавры отмечают, что наибольшие трудности у самих студентов, да и у педагогов возникают при формулировке темы, определении цели и задач внеурочной деятельности, в выборе методов диагностики метапредметных и личностных результатов. Значительные трудности студенты испытывали при поиске и обработке информации, ее анализе. А вот учителя, напротив, легко отбирали содержание деятельности, средства ее организации, но преимущественно формы внеурочной деятельности напоминали, по мнению студентов, уроки. Практика в сельской школе позволила студентам оценить собственную профессиональную готовность. Один из активных исследователей проблем сельской школы Л.В. Байбородова подчеркивает, что возможно формирование устойчивых местных национальных традиций, пронизывающих систему отношений между жителями, и школа при этом может успешно выполнять роль носителя, генератора и трансформатора самых лучших идей и традиций [6].

В какой бы форме ни реализовывалась внеурочная деятельность, в ней присутствуют все определяемые ФГОС виды деятельности школьника: познавательная, игровая, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, трудовая, ценностного и досугового общения, художественного и социального творчества. Думается, ее воспитывающий, развивающий потенциал не оценен еще по достоинству. Но ясно одно: будущие педагоги должны не только знать содержание, методы и формы внеурочной деятельности, но и быть готовы к ее организации. Особенно высокие требования предъявляются к педагогу сельской школы, где внеурочная деятельность составляет основу досуга школьника.

Вывод

Таким образом, рассматриваемые формы подготовки бакалавров педагогического образования для организации внеурочной деятельности школьников в малочисленной сельской школе действительно стимулируют становление профессиональной готовности студентов. Включение будущих педагогов в проектную, исследовательскую, творческую деятельность, применение интерактивных и диалоговых форм проведения учебных занятий обеспечивает формирование необходимых профессиональных компетенций, а педагогическая практика в сельской школе помогает выявить действительные потребности обучающихся и определить оптимальное содержание внеурочной работы учителя.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ОГОН РФФИ № 17-16-10001/17-ОГОН «Традиционные и инновационные форматы организации обучения в современной малокомплектной школе (на примере образовательных организаций Республики Карелия)», руководитель З.Б. Ефлова.


Библиографическая ссылка

Сергина Е.А., Янюшкина Г.М. ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОЧИСЛЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27042 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674