Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Хохлова М.В. 1 Лукашов С.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет»
В настоящей работе рассмотрена реализация принципов мониторинга качества основных профессиональных образовательных программ в инженерно-технологическом вузе. Показано, что педагогический анализ степени усвоенного студентом учебного материала на уровнях «ректорат – деканат – кафедра – преподаватель – студент» позволяет решить ряд педагогических задач, характерных для подготовки бакалавров к будущей профессиональной деятельности. Проведено экспериментальное исследование эффективности предлагаемой системы мониторинга качества реализации основных профессиональных образовательных программ в условиях инженерно-технологического университета. Установлено, что реализация принципов системы мониторинга качества основных образовательных программ, внедренная в университете, включает всех участников образовательного процесса, отражает обратные взаимосвязи между ними и базируется на независимой оценке качества приобретенных студентами компетенций в области будущей профессиональной деятельности. Показано, что внедрение предлагаемой системы мониторинга содействует не только профессиональному становлению, но и в целом способствует повышению качества образования.
мониторинг
принципы мониторинга качества основных профессиональных образовательных программ
фонд оценочных средств
интернет-тренажеры
образовательные программы
1. Качество образования [Электронный ресурс]. – URL: http://physics.kgsu.ru/index.php (дата обращения: 25.09.2017).
2. Лукашов С.В. Проблемы создания системы мониторинга качества образования в вузе [Текст] / С.В. Лукашов, В.В. Крайкин // Качество и жизнь. – 2016. – №2. – С. 68-73.
3. ФЭПО: Информационно-аналитическая карта результатов педагогических измерений, Брянская государственная инженерно-технологическая академия [Текст] / НИИ мониторинга качества образования, декабрь 2011. – 48 с.
4. ФЭПО: Педагогический анализ результатов тестирования студентов на основе дисциплинарного подхода (ГОС-II), Брянская государственная инженерно-технологическая академия [Текст] / Научно-исследовательский институт мониторинга качества образования, октябрь 2012 – январь 2013. – 260 с.
5. Мониторинг / анализ результатов ФЭПО Брянский государственный инженерно-технологический университет [Текст] / НИИ мониторинга качества образования, октябрь 2014 – февраль 2015. – 64 с.
6. Педагогический анализ / мониторинг результатов ФЭПО Брянский государственный инженерно-технологический университет [Текст] / НИИ мониторинга качества образования, октябрь 2015 – февраль 2016. – 74 с.
7. Бордовский Г.А. Модели и методы внешнего и внутреннего оценивания качества образования в вузах: научно-методические материалы / Г.А. Бордовский, О.А. Граничина, С.Ю. Трапицын. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. – 340 с.
8. Васильева Е.Ю., Солодов С.В., Кочетов Д.А., Кочетов А.И. Мониторинг удовлетворенности работодателей качеством выпускников вузов: монография. – М.: Изд. Дом МИСиС, 2013. – 259 с.
9. Хохлова М.В., Лукашов С.В. Реализация интегративного подхода к формированию электронных портфолио студентов в инженерном вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26543 (дата обращения: 25.09.2017).
10. Бурлакова И.И. Основные подходы к трактовке качества образования в России и за рубежом / И.И. Бурлакова // Инновации в образовании. – 2013. – № 1. – С. 35-40.

Проблема оценки качества реализации основных образовательных программ в образовательных учреждениях в настоящее время стоит очень остро. Актуальность проблемы обусловлена тем, что политика государства в области качества становится ядром образовательной стратегии в России и рассматривается как необходимое условие развития науки, культуры и самосознания человека.

Качество образования – это «интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [1].

Мы считаем, что система менеджмента качества образовательной организации должна базироваться на сочетании процессного и модульно-иерархического подходов [2].

Систему менеджмента качества высшего образования трудно охватить целиком. Для облегчения мониторинга и усовершенствования ее следует разбивать на составляющие, например, по процессам, соответствующим определенным видам деятельности.

Рассмотрим процесс и результаты мониторинга качества образования на примере проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ, реализуемых в ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет». В исследовательской деятельности нами использовались как общетеоретические, так и эмпирические методы: наблюдение, анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент, анкетирование, моделирование и др.

По нашему мнению, мониторинг качества реализации образовательных программ должен быть основан на следующих принципах: объективности (предполагает независимую оценку знаний студентов), обратной взаимосвязи (включает сочетание процессного и модульно-иерархического подходов) и мобильности (использование в образовательном процессе интернет-технологий, позволяющих студентам и преподавателям работать удаленно). Помочь отследить недостатки и принять меры по их устранению – первоочередная цель мониторинга качества реализации основных образовательных программ.

Возможность мониторинга степени усвоения учебного материала, с целью использования его результатов на разных этапах реализации образовательного процесса в университете: «ректорат – деканат – кафедра – преподаватель – студент», является приоритетной задачей педагогического анализа. Одним из инструментов, позволяющих это осуществить, является интернет-экзамен (ФЭПО) [3].

Информация, представленная в ФЭПО, организована в виде «информационной пирамиды» и при оценке качества подготовки обучающихся представляется для всех субъектов образовательного процесса, что позволяет получить объективные данные о качественном уровне подготовки студентов [3-6].

Для оценки степени соответствия содержания и уровня подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов Брянский государственный инженерно-технологический университет принимает участие в проекте ФЭПО с 2007 г.

Внедрение программного комплекса «Интернет-тренажеры» в образовательный процесс предполагает его использование на уровнях: образовательной организации, преподавателя и студента, что соответствует модели педагогического мониторинга, реализованной в университете [2]. Основным элементом данной модели является оценка знаний студентов, которая проводится с использованием фондов оценочных средств.

Таким образом, фонд оценочных средств является одним из главных элементов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) и предназначен для оценивания уровня сформированности компетенций у будущих бакалавров, магистров и специалистов на соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) [3].

Фонды оценочных средств разрабатываются по конкретным дисциплинам, практикам и по программе государственной итоговой аттестации.

Для каждого результата обучения по дисциплине (модулю) или практике университет определяет показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания.

Определенную проблему при формировании фонда оценочных средств представляет разработка заданий, которые позволяют оценить уровень сформированности компетенций в соответствии с выбранными показателями и критериями их оценивания. Данная проблема заключается в том, что, с одной стороны, контрольные материалы должны позволять качественно оценивать знания, умения и владения, сформированные у студента, а с другой стороны, количественно точно определяться в соответствии с установленными в университете шкалами оценивания уровня сформированности компетенций.

Разрабатываемые с использованием программного модуля контрольные материалы проходят экспертизу и размещаются на платформе НИИ мониторинга качества образования – «Интернет-тренажеры в сфере образования». Таким образом, использование данной системы в образовательном процессе позволяет не только разрабатывать контрольные материалы для фондов оценочных средств, но и использовать ее в качестве инструмента для оценивания уровня сформированности компетенций у студентов.

Перечисленные выше мероприятия позволили достичь более высоких качественных показателей в области освоения студентами дисциплин основных профессиональных образовательных программ высшего образования (ОПОП ВО).

Анализ результатов ФЭПО-15 показывает, что уровень освоения студентами большинства дисциплин варьируется в пределах 80–90 %, однако имеются дисциплины, по которым результаты приближены к пороговым значениям (60 %), например: «Метрология, стандартизация и сертификация» (66 %), «Психология и педагогика» (64 %) и «Электротехника и электроника» (61 %) и др. (рисунок 1). После проведения тщательного анализа было выявлено, что причинами данных результатов являются недостаточно проработанные фонды оценочных средств дисциплин. Поэтому научно-методическим советом по качеству было решено скорректировать рабочие программы и фонды оценочных средств с учетом формируемых компетенций и тестов ФЭПО, а также включить данные дисциплины в проект «Интернет-тренажеры в сфере профессионального образования».

Рис.1. Процент студентов, освоивших все ДЕ по дисциплинам (ФЭПО-15)

На рисунке 2 приведены результаты участия университета в ФЭПО-16. При этом видно, что уровень освоения студентами дисциплин, рассмотренных в примере выше, удалось существенно повысить: «Электротехника и электроника» до 86 %, «Метрология, стандартизация и сертификация» до 68 %, «Психология и педагогика» до 67 %.

Рис. 2. Процент студентов, освоивших все ДЕ по дисциплинам (ФЭПО-16)

Сравнение результатов ФЭПО-20 (рисунок 3) и ФЭПО-22 (рисунок 4) показывает, что уровень освоения студентами аналогичных дисциплин, вынесенных на тестирование в 2016 году, выше по сравнению с 2014, так по Безопасности жизнедеятельности процент вырос с 92 % до 97 %, по экологии – с 86 % до 100 %. По Сопротивлению материалов удалось достичь существенных успехов в освоении данной дисциплины, так в 2014 году результат усвоения был на уровне 55 %, а в 2016 он возрос почти вдвое и составил практически 100 %.

Рис. 3. Процент студентов, освоивших все ДЕ по дисциплинам (ФЭПО-20)

Рис.4. Процент студентов, освоивших все ДЕ по дисциплинам (ФЭПО-22)

Таким образом, в университете была внедрена в образовательный процесс система мониторинга качества реализации основных образовательных программ в вузе (рисунок 5), которая позволяет всем участникам образовательного процесса «ректорат – институт – кафедра – преподаватель – студент» объективно оценить его качество, своевременно реализовать корректирующие и предупреждающие действия [2].

Помимо контрольного тестирования в рамках учебного процесса, у студента появляется возможность самообучения и самоконтроля.

Рис. 5. Система мониторинга качества реализации основных профессиональных образовательных программ в вузе

Преподаватель получает возможность оперативно и объективно проверить уровень подготовки студентов, скорректировать процесс обучения по соответствующей дисциплине.

Руководство университета получает возможность наиболее полно контролировать весь образовательный процесс и осуществлять его планирование.

Проект ФЭПО развивается и на сегодняшний день в рамках перехода на двухуровневую систему образования помогает решить следующие задачи [3-6]:

· разработать системы диагностики и оценки сформированности компетенций по обучению студентов в соответствии с требованиями ФГОС ВО;

· обеспечить реализацию принципа преемственности в развитии компетенций обучающихся на различных этапах учебно-профессиональной деятельности;

· реализовать принцип обратной связи в виде своевременной информированности субъектов учебно-профессиональной деятельности – преподавателей и студентов посредством их личных кабинетов о достигнутом уровне обучения на каждом этапе, что создает условия для формирования внутренней мотивации к дальнейшему развитию компетенций, процессам индивидуализации, саморазвития и самосовершенствования в рамках ФГОСВО.

Повышение качественного уровня образования студентов также подтверждено сертификатами качества, выданными университету научно-исследовательским институтом Мониторинга качества образования в ходе независимой оценки успеваемости от 05.08.2015 №2015/1/271, от 03.08.2016 №2016/1/211, от 03.03.2017 №2016/2/152.

Из выше сказанного следует, что реализация принципов системы мониторинга качества основных образовательных программ, внедренная в инженерно-технологическом университете, включает всех участников образовательного процесса, отражает обратные взаимосвязи между ними и базируется на независимой оценке качества приобретенных студентами компетенций в области будущей профессиональной деятельности [2,7-10].

Обобщая вышеизложенное, можно сделать заключение о том, что результатом мониторинга образовательной деятельности в вузе должно быть комплексное описание пути, который проходят студенты от выпускников школ до высококвалифицированных специалистов. Реализация принципов объективности, обратной взаимосвязи и мобильности позволяет на практике осуществить независимую оценку достижений студентов, реализовать обратную взаимосвязь между субъектами образовательного процесса в вузе при сочетании процессного и модульно-иерархического подходов, а также использовать в образовательном процессе интернет-технологии, позволяющие студентам и преподавателям работать удаленно, что способствует процессам самообучения и самоконтроля. Это трудоемкая работа, но достаточно достоверно отображающая уровень качества предоставляемых образовательных услуг в инженерно- технологическом вузе.


Библиографическая ссылка

Хохлова М.В., Лукашов С.В. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27006 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674