Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Мартынова Е.А. 1 Романенкова Д.Ф. 1 Романович Н.А. 1
1 ФГОУ ВО «Челябинский государственный университет»
В представленной статье анализируются педагогические методы формирования способности к самоорганизации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в процессе обучения по индивидуальному учебному плану в профессиональных образовательных организациях как важнейший фактор успешности образования, формирования личности, умеющей сознательно и ответственно организовывать свою учебно-познавательную деятельность. Показано, что в связи со спецификой особенностей и положения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов среди других обучающихся, наличием дополнительных трудностей, связанных с ограничениями здоровья, приводящими зачастую к необходимости обучения по индивидуальному учебному плану, возникает необходимость разрабатывать и применять специальные психолого-педагогические приемы формирования их способности к саморазвитию. Раскрыто педагогическое содержание специальной адаптационной дисциплины по социальной и профессиональной адаптации, направленной на формирование способности к самостоятельному регулированию поведения, мотивации, самопознания, самоконтроля, самооценки, а также адаптационной дисциплины по технологиям интеллектуального труда, направленной на формирование способности к научной организации учебно-познавательной работы, анализа, планирования и самоконтроля, на освоение и приобретение устойчивых навыков самостоятельной интеллектуальной деятельности, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий ассистивного назначения и дистанционных образовательных технологий. Тем самым создаются условия успешного обучения по индивидуальному учебному плану, эффективности процесса профессионального образования и его результатов, что создает предпосылки к непрерывному саморазвитию и самообразованию в течение всей жизни и в целом способствует формированию самостоятельной, активной, творческой личности, способной к принятию и реализации осознанных профессиональных и жизненных решений.
индивидуальный учебный план
адаптационная дисциплина
самоорганизация
инвалиды
лица с ограниченными возможностями здоровья
среднее профессиональное образование
1. Афанасьева Н.А. Самоорганизация – фактор успешности учебной деятельности // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 2. – С. 60-61.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. для вузов. – М.: Академия, 2009. – 384 с.
3. Князькова О.Н. О понятии «культура самоорганизации личности студента» // Молодой ученый. – 2012. – № 11. – С. 428-432.
4. Котова С.С. Формирование компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов вузов: дис. ... канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2008. – 225 с.
5. Львович В.А. Формирование приемов самоорганизации учебной деятельности учащихся старших классов: дис. … канд. пед. наук. – М., 2008. – 186 с.
6. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Принципы разработки и реализации адаптированных образовательных программ профессионального образования и обзорный анализ их внедрения в вузах и колледжах России // Специальное образование: научно-методический журнал [Екатеринбург: ФГБОУ ВО «УрГПУ», Ин-т спец. образования]. - 2016. – № 2 (42). – C. 122-135.
7. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Организация инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях: учеб. пособие. – 2-е изд. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2016. – 101 с.
8. Романенкова Д.Ф. Особенности реализации профессиональных образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом условий обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. - URL: www.science-education.ru/110-9841 (дата обращения: 27.08.2017).
9. Студопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.su/15_40997_metodi-samoorganizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-uchashchihsya.html (дата обращения: 27.08.17).
10. Цой Л.Н. Социальная организация и самоорганизация: конфликты и развитие личности // Мир психологии. – 2011. – № 2 (66). – С. 96–108.

Основу инклюзивного образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях составляет создание равных возможностей получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и инвалидами наравне с остальными обучающимися. Все образовательные программы в профессиональных образовательных организациях должны содержать условия доступности обучения для лиц с ОВЗ и инвалидов. Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды учатся в общих академических группах, при этом обеспечивается доступность пребывания в местах обучения и прохождения практик. Им предоставляется соответствующая материально-техническая база образовательного процесса, в том числе адаптивные и ассистивные средства обучения, позволяющие компенсировать индивидуальные нарушения процесса приема-передачи информации, а также печатные и электронные образовательные ресурсы в формах, адаптированных к ограничениям здоровья. Каждый из обучающихся с ОВЗ и инвалидов должен иметь индивидуальный неограниченный доступ к электронной информационно-образовательной среде с использованием специальных технических и программных средств. Предоставляется возможность использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Педагогические технологии обучения, процедуры контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации должны учитывать индивидуальные особенности обучающихся. При необходимости профессиональная образовательная организация обеспечивает сопровождение учебы, в том числе тьюторское. В зависимости от особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающимся с ОВЗ и инвалидам предоставляется право выбора обучения по общему или по индивидуальному учебному плану. Индивидуальный учебный план в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, во-первых, дает возможность продления срока получения образования. Во-вторых, его особенностью является  не только указанная выше персонифицированная адаптация специальных условий и средств обучения, но и  непосредственная индивидуализация содержания образования путем включения в вариативную часть индивидуального учебного плана адаптационных дисциплин социализирующего, профессионализирующего и, при необходимости, коррекционного назначения с целью  учета и минимизации влияния  ограничений здоровья обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов при формировании общих и профессиональных компетенций [7].

 В условиях инклюзивного обучения молодых людей с ОВЗ и инвалидов в профессиональных образовательных организациях по индивидуальному учебному плану одним из решающих условий качественной подготовки, адекватной социально-образовательной ориентации, развития деятельности, инициативы, направленных на   эффективность их будущей профессиональной деятельности, является способность к самоорганизации. Самоорганизация – это показатель личной зрелости человека, интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств человека, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализующаяся в организации деятельности и поведении [10]. Психолого-педагогические основы формирования самоорганизации личности как способности и умения  организовать себя и свою деятельность, проявляющиеся в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей  деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга, раскрыты в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г Ананьева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Э.Ф. Зеера, В.С. Мерлина, А.В. Петровского, В.Д. Шадрикова и других педагогов.

Анализ психолого-педагогической литературы по организации профессионального образования показывает, что самоорганизация как способность к интегральной регуляции природных, психических, личностных состояний, качеств, свойств, осуществляемая сознанием, волевыми и интеллектуальными механизмами, рефлексивными приемами, выделяется многими специалистами как важнейший фактор успешности образования, формирования активной, самостоятельной, творческой  личности, умеющей сознательно и ответственно организовывать свою деятельность [2]. В научно-педагогических трудах  можно увидеть сложившийся подход к самоорганизации в учебном процессе как к упорядоченной профессионально ориентированной деятельности, основанной на сформированной совокупности целей и мотивов образования, навыков саморазвития, самоконтроля и саморегуляции психических состояний, способностей к самоанализу,  адекватной самооценке и, как результат, к формированию индивидуальной траектории обучения в соответствии с собственными образовательными запросами  и особенностями развития [1; 3]. Эти качества личности формируются в субъект-субъектном процессе обучения преимущественно самостоятельно при соответствующем педагогическом содействии. Основные методы формирования способности к саморазвитию должны быть направлены на самостоятельное регулирование интеллектуальной работы, поведения, желаний, на мотивацию, самопознание (самоанализ, самонаблюдение, самохарактеристику), самоконтроль (целеполагание, планирование, проектирование), самооценку (рефлексия, коррекция, оценивание обучающимся себя, своих возможностей, особенностей, действий, результатов деятельности) [4; 9].

Поиск продуктивных способов содействия формированию умений самоорганизации учебной деятельности у обучающихся является актуальной задачей педагога [5]. Эта задача в значительной степени актуализируется и даже приобретает более проблемный характер, когда обучающиеся – молодые люди с ОВЗ или с инвалидностью. Решая  педагогическими способами  задачу формирования способности к саморазвитию обучающихся с ОВЗ и инвалидов, необходимо учитывать и нивелировать такие встречающиеся и  характерные для них индивидуально-личностные факторы, как психологическая дезадаптация, нарушение баланса коммуникативных, когнитивных, аффективных взаимодействий, неадекватная самооценка, неустойчивый уровень притязаний, своеобразие в эмоциональной сфере, социальная и информационная дезадаптация, недостаточная самоидентификация в плане профессионального выбора и дальнейшего жизненного пути. Очевидно и то, что индивидуальный характер педагогического воздействия на процесс формирования способности к самоорганизации обучающихся с ОВЗ и инвалидов связан с тем, что сама мотивация саморазвития обучающихся индивидуальна. По характеру мотивация может быть познавательной и социальной, и у каждого обучающегося создается индивидуальная динамическая комбинация познавательных и социальных мотивов. В ней надо выделить личностные интересы, значимые для профессионального образования обучающихся с ОВЗ и инвалидов, как мощные побудители активности в аспекте саморазвития.

Учитывая специфику особенностей и положения обучающихся с ОВЗ и инвалидов среди других обучающихся, наличие дополнительных трудностей, связанных с ограничениями здоровья, возникает необходимость разрабатывать и применять специальные психолого-педагогические приемы влияния на перечисленные компоненты формирования их способности к саморазвитию в процессе обучения в профессиональной образовательной организации. В предыдущих публикациях обоснована педагогическая технология инклюзивного профессионального образования, опирающаяся на разработку и реализацию адаптированных образовательных программ обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, которые   должны обеспечить формирование у обучающихся с ОВЗ и инвалидов всех компетенций, установленных соответствующими Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по соответствующей профессии или специальности [6]. Одним из существенных компонентов процесса инклюзивного профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидов по адаптированным программам является наличие в этих программах адаптационных дисциплин, способствующих профессиональной и социальной адаптации обучающихся, самоорганизации учебной деятельности и позволяющих корректировать индивидуальные нарушения учебных и коммуникативных умений, в том числе с помощью информационных и коммуникационных технологий. Педагогическая направленность адаптационных дисциплин – содействие адекватному профессиональному самоопределению, построению индивидуальной образовательной траектории и полноценному формированию у обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов комплекса компетенций, необходимых для успешного освоения образовательной программы профессионального образования. Сегодня профессиональными образовательными организациями уже разработан и реализуется ряд таких специальных адаптационных дисциплин различной направленности. Как показывает опыт, основное назначение адаптационных дисциплин требует включения в их содержание компонентов, имеющих направленность на совершенствование самосознания, развитие личностных эмоционально-волевых, интеллектуальных и познавательных качеств у обучающихся с ОВЗ и обучающихся инвалидов, то есть в конечном счете – на формирование способности к саморазвитию. Это могут быть компоненты, содержащие технологии и методики самоорганизации, основы социализации личности,  или компоненты более узкой направленности на отдельные составляющие проблемы (например, культура умственного труда, технология исследовательской деятельности, основы методики самостоятельной работы, методика работы с учебным текстом, профориентация и психология личности, психология жизнестойкости и т.д.).  

Далее в данной работе приводятся две адаптационные дисциплины, направленные на социальную и профессиональную адаптацию и на технологии интеллектуального труда, имеющие целью формирование самоорганизации лиц с ОВЗ и инвалидов, обучающихся по программам среднего профессионального образования. Эти дисциплины целесообразно включать в индивидуальный учебный план на младших курсах обучения.

Содержание дисциплины по социальной и профессиональной адаптации направлено на формирование таких компонентов саморазвития личности, как самоанализ, самоконтроль, рефлексия, волевая регуляция, коррекция деятельности и общения, личностные регуляторы выбора профессии. Рабочая программа дисциплины может содержать следующую связку тем для освоения:

  • Виды и закономерности ощущения и восприятия. Виды, свойства внимания и его роль в профессиональной деятельности. Приемы развития внимания. Виды, нарушения и приемы развития памяти.
  • Виды, процессы и методы развития мышления. Учет особенностей мышления при выборе профессии. Виды воображения, его значение при выборе профессиональной деятельности.
  • Речь, эмоции и чувства, их роль в жизни и профессиональной деятельности человека. Умение управлять своими эмоциями. Волевая регуляция поведения человека.
  • Характер и проблемы его формирования. Влияние профессии на характер и на общение. Самооценка, идентичность и уровень притязаний. Понятие направленности личности.
  • Познание задатков и способностей. Общие и специальные способности. Способности и успешность деятельности. Развитие способностей.
  • Постановка жизненных и профессиональных целей. Мотивы профессиональной деятельности. Учет особенностей свойств личности при выборе профессии. Проблемы и факторы выбора профессии. Профессиональная пригодность и непригодность. Личностные регуляторы и противопоказания к выбору профессии.

В результате освоения этого материала обучающиеся с ОВЗ и инвалиды учатся распознавать психологическую характеристику своей личности, обобщать свои индивидуально-психологические особенности,  интерпретировать собственное психическое состояние и поведение; использовать приемы развития и тренировки психических процессов, а также самоанализа, рефлексии способов и результатов своих действий, психической саморегуляции в процессе деятельности и общения; осуществлять осознанный  выбор  траектории собственного профессионального обучения; планировать и составлять временную перспективу своего будущего, ставить задачи профессионального и личностного развития на основе  самостоятельного регулирования и направлений  своей умственной работы, поведения, побуждений, желаний на необходимый для развития путь. По итогам освоения учебного материала полезно самостоятельное написание и защита реферата на тему «Индивидуально-психологический портрет личности» на основе собранных при изучении дисциплины данных о своих индивидуально-психологических особенностях, мотивах выбора профессии, описании самой профессии, аргументов и обоснованности этого выбора.

Содержание дисциплины по технологиям интеллектуального труда направлено на формирование таких компонентов саморазвития личности, как целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, научная организация интеллектуального труда. Особую роль в формировании саморазвития обучающихся с ОВЗ и инвалидов играет освоение специальных информационных и коммуникационных технологий, в том числе ассистивного назначения, и приобретение устойчивых навыков самостоятельной работы с ними [8]. Поэтому овладение навыками использования этих технологий в учебной и будущей профессиональной деятельности является решающим условием формирования саморазвития обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Рабочая программа дисциплины может быть составлена следующим образом:

  • Рациональное использование времени и физических сил в образовательном процессе с учетом физических ограничений.
  • Постановка и ранжирование личных учебных целей, определение приоритетов.
  • Планирование индивидуальной среднесрочной и долгосрочной деятельности, следование плану, анализ полученных результатов.
  • Принципы научной организации интеллектуального труда. Особенности интеллектуального труда на различных видах аудиторных занятий. Основы методики самостоятельной работы и самоконтроля.
  • Правила написания учебно-исследовательских работ (доклад, тезисы, реферат, презентация) и представления результатов своего интеллектуального труда.
  • Различные способы восприятия и обработки учебной информации с учетом имеющихся ограничений здоровья. Современные технологии работы с учебной информацией. Работа с источниками учебной информации, использование ресурсов библиотеки (в том числе электронных), образовательных ресурсов Интернета с учетом имеющихся ограничений здоровья.
  • Использование информационных и коммуникационных технологий ассистивного назначения и приобретение устойчивых навыков самостоятельной работы с ними.
  • Дистанционные образовательные технологии, применяемые в вузе при обучении лиц с ОВЗ и инвалидов.

В результате освоения этой адаптационной дисциплины у обучающихся с ОВЗ и инвалидов развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, умение самостоятельно ставить перед самим собой адекватные учебные задачи, планировать и самостоятельно контролировать свои действия в учебном процессе, планировать результат и добиваться его достижения. Приобретается умение обоснованно выбирать и эффективно использовать средства универсальных и специальных информационных и коммуникационных технологий в зависимости от вида и характера ограниченных возможностей здоровья, приобретается опыт их использования в индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности. 

Эффективность преподавания адаптационных дисциплин зависит от уровня проблематизации содержания учебной и профессиональной информации, применения специальных проблемных задач, направленных на обучение целеполаганию, самоконтролю, самокоррекции, самооцениванию правильности и полноты действий, а также корректировку выполненных действий обучающимися с ОВЗ и инвалидами.  В процессе изучения дисциплин целесообразно использование творческих работ и познавательных задач с учетом индивидуального социального опыта и особенностей обучающихся с ОВЗ и инвалидов, ориентация учебного процесса на их потенциальные возможности, вовлечение в различные виды деятельности с развитием сохранных возможностей. Как уже отмечалось, необходимым условием формирования саморазвития при обучении лиц с ОВЗ и инвалидов по индивидуальному учебному плану является всеобъемлющее использование информационно-коммуникационных технологий.

Групповые занятия рекомендуется проводить в форме интерактивных методов с вовлечением обучающихся с ОВЗ и инвалидов в различные виды деятельности, с созданием рефлексивных ситуаций по развитию адекватного восприятия собственных особенностей и их влияния на социальную и профессиональную деятельность и общение: тренингов и имитационных игр, моделирующих самопрезентацию и трудоустройство, взаимодействие и взаимоотношения в социуме и  в профессиональном коллективе, личностный рост и развитие  профессиональной карьеры и т.д.

В заключение отметим, что формированию самоорганизации обучающихся с ОВЗ и инвалидов способствует искренняя заинтересованность преподавателей и мастеров производственного обучения в успехе обучающихся. Первостепенное значение имеет и сознательность в обучении. Нельзя преподавать, не обращая внимания на уровень понимания материала обучающимися и проведение системной диагностики. Если исходный уровень знаний ниже ожидавшегося, необходимы корректировка программы и заданий. Таким образом, преподаватель должен знать начальный уровень знаний и умений обучающихся с ОВЗ и инвалидов, следить за методологической осмысленностью материала, его посильностью, последовательностью и дозировкой с учетом логики предмета, особенностей и психологии усвоения обучающимися с ОВЗ и инвалидами.

Таким образом, проведенное нами исследование раскрывает основные направления, особенности и способы формирования способности к самоорганизации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в процессе обучения по индивидуальному учебному плану в профессиональных образовательных организациях. Тем самым создаются условия для самостоятельного планирования и планомерного осуществления индивидуальной учебной деятельности, эффективности учебного процесса и его результатов, успешной профессионализации, что создает предпосылки к непрерывному саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию в течение всей жизни и в целом способствует формированию самостоятельной, активной личности, способной к принятию и реализации осознанных профессиональных и жизненных решений.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России по проекту № 27.4293.2017/НМ «Научно-методическое обеспечение развития специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях».


Библиографическая ссылка

Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26960 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674