Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

Скульмовская Л.Г. 1 Кудинова О.С. 2
1 ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры»
2 Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»)
Показана актуальность применения различных подходов в профессиональной подготовке кадров для сферы сервиса и туризма. Акцентировано внимание на усиление взаимосвязи применяемых подходов с учетом достижения баланса между теоретическими и практическими учебными занятиями. Выделены основные проблемы реализации компетентностного и практико-ориентированного подходов в подготовке специалистов для сферы сервиса и туризма. Они касаются, прежде всего, усиления взаимодействия между образовательными учреждениями и действующими сервисными и туристскими организациями. Взаимные выгоды от такого сотрудничества очевидны, но не всегда понятны для рыночных сервисных предприятий. Тем не менее, текучесть кадров в сфере сервиса и туризма и высокий спрос на конкурентоспособных специалистов свидетельствуют о нерешенности и актуальности указанных вопросов. Показана зависимость выявленных проблем от глобальных явлений и процессов, происходящих в мировой индустрии туризма.
подготовка кадров
туризм
компетентностный подход
практико-ориентированный подход.
1. Резник С.Д., Коновалов Е.С., Сочилова С.С. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность студенческой молодежи России: опыт, проблемы, перспективы: монография /С.Д. Резник, Е.С. Коновалов, С.С. Сочилова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 292 с.
2. Полевая М.В. Модернизация системы подготовки кадров для индустрии туризма: автореф. диc. на соиск. уч. ст. д-ра эконом. наук / 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда). – Москва, 2011. – 46 с.
3. Экономическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy-lib.com/modernizatsiya-sistemy-podgotovki-kadrov-dlya-industrii-turizma#ixzz4uXevmA8i (дата обращения: 10.09.2017).
3. Игнатьев А.В. Российский туризм в эпоху глобализации: стратегия, конкурентоспособность, перспективы /А.В. Игнатьев. – М.: Палеотип, 2008. – 342 с.
4. Университеты Швейцарии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.unipage.net/ru/universities_in_switzerland (дата обращения: 10.09.2017).
5. Лучшие программы по специальности «Туризм и гостиничное дело во Франции» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.masterstudies.ru/Magistratura/Туризм-и-гостиничное-дело/Francia/ (дата обращения: 10.09.2017).
6. Василенко Н.В., Шапкин В.В. Образование в контексте институционального подхода // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии: научно-практический журнал. – 2011. – №1(7). – С.16.

Развитие российской сферы сервиса и туризма происходит достаточно динамично и находится в зависимости от процессов и явлений, характерных для мировой туристской индустрии. И если повышение качества туристских услуг и обслуживания – общемировая тенденция, то в российской практике туризма увеличение внутреннего турпотока сопряжено с проблемой качества услуг туризма. Одним из направлений в решении проблемы повышения качества сервиса и туристского обслуживания является подготовка кадров, способных выдерживать обострение конкуренции на рынке труда, соответствовать ожиданиям работодателя и адаптироваться к меняющимся требованиям клиентов.

Целью исследования является изучение проблем, связанных с профессиональной подготовкой специалистов сферы сервиса и туризма в Тюменском регионе, влияющих на уровень конкурентоспособности выпускников. В исследовании акцентируется внимание на необходимости более широкого применения практико-ориентированного подхода для формирования профессиональных компетенций. Использование социологических методов (анкетирование студентов высших образовательных учреждений, экспертный опрос) позволило выявить проблему взаимодействия потенциальных работодателей и профильных высших учебных заведений, а также мнения, установки руководителей сервисных предприятий в отношении организации подготовки кадров для этой отрасли региона.

Обеспечение конкурентоспособности выпускников – одна из главных задач образовательного учреждения, но выполнение ее невозможно без соответствующей поддержки со стороны властных структур, без привлечения потенциальных работодателей к образовательному процессу.  Существующие на сегодня механизмы взаимодействия между представителями бизнес-среды, власти и сферы профильного образования требуют существенного пересмотра, прежде всего для создания условий полноценного включения выпускника в сферу профессиональной деятельности. «В связи с этим высокую значимость и актуальность имеют современные исследования проблем конкурентоориентированности и конкурентоспособности студентов, на основе которых возможно формирование моделей систем управления конкурентоспособностью выпускника на рынке труда» [1, с.207].

«Факторами, стимулирующими повышение конкурентоспособности специалиста в сфере сервиса и туризма, выступают и такие глобальные явления, как:

- постоянное увеличение международных путешествий и рабочих мест в туриндустрии;

- усиление региональных интеграционных процессов;

- внедрение международной стандартизации статистических методов исследования и мониторинга туризма;

- создание новых общественных ассоциаций туризма;

- интеграция предприятий туризма и образовательной среды» [2]. 

«В профессиональной подготовке кадров для индустрии туризма давно назрела необходимость в качественной полипрофильной подготовке, в гибкой системе подготовки кадров для индустрии туризма, соответствующей мировым стандартам и долгосрочной карьере специалистов. Подготовка кадров для сферы туризма в нашем понимании означает подготовку специалистов различных уровней квалификации для трудовой деятельности в этой сфере, осуществляемую в образовательных учреждениях с обязательным изучением цикла туристских дисциплин со специально разработанными специализированными курсами в качестве профессиональной программы и обязательной практикой на туристском предприятии» [2]. 

Изучение туризма как сферы занятости начато относительно недавно, но уже активно обсуждается специфика профессий в туризме, разработаны различные варианты обучения специалистов [3, с.201]. «Среди основных проблем в данной области выделяют следующие:

- невозможность определения характера туристских профессий;

- профессиональные компетенции в туризме.

Эти проблемы связаны с незрелостью российской индустрии туризма, поскольку многие секторы не воспринимают себя составляющей индустрии туризма, некоторые важные звенья в цепочке туристского производства отсутствуют (например, региональное планирование, информационное обеспечение, услуги гидов, переводчиков), слабы законодательные основы» [3, c.205].

Сложность в определении профессиональных компетенций связана с динамичностью и изменчивостью сферы сервиса и туризма: происходит постоянное увеличение ассортимента предоставляемых услуг, механизмов, инструментов и оборудования, используемого в процессе их оказания. Это неизбежно влечет за собой изменение требований к профессиональным и личностным качествам персонала сферы сервиса и туризма и существенно влияет на образовательный процесс в области профессиональной подготовки кадров для туриндустрии. Перед многими профильными образовательными учреждениями все чаще возникает проблема выбора между усилением специализации и повышением универсализации осваиваемых студентами знаний, умений и навыков. Соблюдение оптимального баланса в теоретической и практической частях профессионального сервисного образования необходимо и возможно при более активном содействии потенциальных работодателей.

В рамках компетентностного подхода важно не только организовывать образовательный процесс так, чтобы были созданы условия для максимально эффективного овладения профессиональными и общими компетенциями, а осуществлять это с учетом потенциальных способностей и возможностей обучающихся. С помощью усиления практико-ориентированной составляющей образовательного процесса возможна проверка сформированности заданных компетенций. Уровень адаптивной гибкости в большей степени зависит от личностной мотивации студента и его профессиональной ориентированности. И для специалиста сферы сервиса и туризма способность к адаптации в меняющихся условиях профессиональной среды является одним из факторов конкурентоспособности.

Основным критерием компетентности специалиста выступает качество выполняемых видов работ. Но именно в сфере сервиса оценка качества выполненной специалистом работы носит субъективный характер. До, во время и после оказания услуги оценка качества услуг производится потребителем, имеющим собственные представления об уровне качества потребляемых услуг. Повышение требований к качеству сервиса и туристских услуг, наблюдаемое в качестве тенденции, характерной в том числе для мирового туризма, неизбежно влечет за собой повышение требований к компетентности выпускников профильных учебных заведений. Мировыми лидерами в профессиональной подготовке специалистов в сфере сервисного и туристского обслуживания являются коммерческие высшие образовательные учреждения Швейцарии и Франции, более 40 лет успешно применяющие практико-ориентированный подход в образовании как основу для формирования ключевых и вариативных профессиональных компетенций выпускников [4,5].

Практико-ориентированный подход в высшей школе предполагает увеличение доли занятий, направленных на адаптацию студента к реалиям профессиональной среды в выбранном направлении профессиональной деятельности. Варианты реализации практико-ориентированного подхода в российской высшей школе связаны с:

- организацией практики студентов на базе действующего сервисного предприятия;

- созданием учебного предприятия на базе профильного высшего учебного учреждения и организацией практических занятий в условиях, максимально приближенных к реальным;

- внедрением инновационных технологий обучения, профессионально-ориентированных, активных методов обучения для формирования заданных профессиональных компетенций;

- возможностью профессионально-направленного изучения всех дисциплин, предусмотренных учебным планом.

Можно отметить и инновационные изменения в сфере образования в целом, которые способствуют реализации компетентностного подхода через повышение доли интерактивных занятий – “разработка и реализация новых технологий обучения, создание условий для самоопределения личности, создание и развитие творческих инновационных коллективов” [6, с.16].

Комплексная реализация практико-ориентированного подхода в подготовке кадров для индустрии туризма предполагает сотрудничество профильных образовательных учреждений и действующих предприятий туристской отрасли. Такое сотрудничество возможно как в пределах региона, так и в масштабах страны, в качестве организации практик для студентов с выездом в другой регион. Применение практико-ориентированного подхода дает возможность оценить уровень теоретического освоения изученного материала, способности студентов к профессиональной деятельности в индустрии туризма, а также определить появление новых профессиональных компетенций, требующих освоения и включения в учебные планы. Таким образом, с помощью практико-ориентированного подхода возможно изменение перечня осваиваемых профессиональных компетенций, повышение эффективности реализации компетентностного подхода, а значит – повышение конкурентоспособности выпускников. Практико-ориентированный подход, несмотря на достаточную разработанность и самостоятельность применения, выступает как одно из средств повышения эффективности реализации компетентностного подхода.

Анализ данных, полученных в ходе проведенного в 2015–2016 гг. исследования, позволил выявить проблемы, связанные с реализацией практико-ориентированного подхода при подготовке специалистов сферы сервиса и туризма в Тюменском регионе. Острой остается проблема организации практик на базе действующих сервисных предприятий. Результаты экспертного опроса руководителей сервисных предприятий (2015 г.) свидетельствуют о их слабой заинтересованности в практическом обучении студентов. Более 40 % руководителей сервисных предприятий считают, что базовое образование в сфере сервиса и туризма должно быть получено сотрудниками и претендентами на вакантные рабочие места в учебном заведении, почти 20 % экспертов не готовы обучать даже состоящих в штате сотрудников за счет средств предприятия, не видя в этом целесообразности из-за высокой текучести кадров. Более 50 % руководителей готовы принимать студентов на практику без оплаты рабочего времени и только на линейные должности, преимущественно для выполнения неквалифицированного труда. Для обучения персонала и практикантов, по мнению сервисных предприятий, отсутствуют информационные (49 %) и финансовые (47,1 %) ресурсы, правовая (33,3 %) и финансовая (46,5 %) поддержка государства. При этом чуть менее 50 % руководителей считают практико-ориентированное обучение актуальной инновацией, требующей повсеместного внедрения.

Большинство студентов-участников опроса продемонстрировали заинтересованность в повышении собственной  практической подготовки в сфере сервиса и туризма (56 %), отметили необходимость ее осуществления в условиях реальной бизнес-среды (75 %), желание и готовность прохождения стажировок в другом городе (62,4 %), в другой стране (86,3 %). Ожидания студентов от профессиональной деятельности в сфере сервиса связаны с высоким уровнем заработной платы (78,7 %), возможностями повышения квалификации (54 %, в том числе за рубежом – 46,5 %), интересной, ежедневной операционной деятельностью (42,8 %). Готовность получать образование в сфере сервиса и туризма в будущем (второе высшее, степень магистра) за счет собственных средств продемонстрировали: для получения возможности повышения заработной платы – 36,2 %; для профессионального роста и самореализации – 33,8 %.

Итак, результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы. Проблемы реализации компетентностного и практико-ориентированного подходов в профессиональной подготовке кадров для индустрии туризма, существующие в Тюменском регионе, являются отражением явлений, характерных для мировой и российской туристской индустрии. Они связаны с отсутствием механизма взаимодействия между властными структурами, образовательными учреждениями и потенциальными работодателями.  Как показало исследование, внедрение практико-ориентированного подхода в обучении студентов для Тюменского региона актуально, инновационно и своевременно. Считаем, что для насыщения рынка туризма высококвалифицированными кадрами требуется более широкое применение практико-ориентированного подхода в системе профильного образования, которое, в свою очередь, зависит от создания условий взаимодействия и сотрудничества между образовательными учреждениями и профессионалами индустрии туризма. Повысить заинтересованность руководителей сервисных предприятий в таком сотрудничестве могла бы информационная, налоговая или финансовая поддержка органов власти.


Библиографическая ссылка

Скульмовская Л.Г., Кудинова О.С. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26933 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674