Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СПОРТИВНО-ИГРОВОЙ МЕТОД В ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВУЗА

Марчук С.А. 1
1 ФГБОУ ВПО Уральский государственный университет путей сообщения
Работа предполагает выявить и определить значение спортивно-игрового метода и его модификации в воспитании психофизических качеств у студентов железнодорожного вуза. Представлено аналитическое сопоставление наиболее значимых качеств, формируемых в процессе игровой деятельности, и качеств, востребованных в профессиональной деятельности будущего работника железнодорожного транспорта. В результате использования игровой формы занятий физической культурой выявлена положительная динамика профессионально важных физических и психических качеств у студентов, тем самым определена значимость спортивных игр, в частности футбола в структуре профессионально-прикладной подготовки студентов. Материалы исследования могут быть использованы для повышения эффективности профессиональной физической подготовки студентов железнодорожного вуза, в рекомендациях к теоретическим и методическим занятиям по физической культуре, в дальнейших научных исследованиях.
вуз
физическая культура
психофизическая подготовленность
спортивно-игровой метод
футбол
профессионально-прикладная физическая подготовка
1. Васельцова И.А., Бродецкий А.Б., Черкасова Л.Н. Формирование профессионально значимых качеств будущих специалистов строительного профиля на транспорте средствами атлетической гимнастики / И.А. Васельцова, А.Б. Бродецкий, Л.Н. Черкасова // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». – 2017. – № 4(146) – С. 38-42.
2. Ильинич В.И. Физическая культура студента: учебник / В.И. Ильинич; под ред. В.И. Ильинича – М.: Гардарики, 2007. – 448 с.
3. Марчук С.А. Модель формирования здоровьесберегающей компетенции у студентов железнодорожного вуза / С.А. Марчук // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-1. – С. 161-165.
4. Ольховская Е.Б. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с ослабленным здоровьем / Е.Б. Ольховская // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2017. – № 02-2. – С. 188-190.
5. Панов Е.Е. Игры как оптимальное средство развития профессионально важных качеств у студентов в процессе физического воспитания / Е.Е. Панов // Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и рекреации: материалы IV Всероссийской с международным участием научнопрактической конференции студентов и аспирантов. – Томск: STT, 2016. – С. 118-121.
6. Садовский В.А. Оптимизация профессиональной деятельности локомотивных бригад средствами физической культуры / В.А. Садовский // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им. П.ф. Лесгафта». – 2010. – №12(70). – С. 101-105.

Проблема значимости физической культуры в профессиональной подготовке специалистов остается актуальной, так как исследования показывают, что большинство выпускников вузов не соответствуют требуемому уровню психофизической готовности к производственному труду. В условиях вуза недостаточно внимания уделяется эффективным способам прикладной физической подготовки студентов железнодорожных специальностей, отсутствует положительная динамика профессионально значимых психофизических качеств.

Подготовка конкурентоспособного специалиста с достаточным уровнем здоровья и способного к производительному труду возможна лишь с помощью эффективных методик и средств физического воспитания с учетом особенностей избранной профессии.

Несмотря на большое количество работ, посвященных вопросам профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов (Ильинич, 2003; Б.Ф. Курдюков, 2004; Ю.И. Евсеев, 2005; Б.А. Акишин, 2009; Г.В. Пономарева, 2010 и др.), в научной литературе не достаточно представлено материала по изучению влияния игрового метода с элементами спорта на развитие психофизических качеств у студентов железнодорожного вуза, что определило проблему нашего исследования.

В соответствии с представленной проблемой цель исследования: выявить и определить значение спортивно-игрового метода в формировании психофизических качеств у студентов железнодорожного вуза.

Объект исследования – профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Предмет исследования – формирование психофизических качеств у студентов в процессе ППФП с использованием спортивно-игрового метода.

Методы исследования: научно-теоретический анализ по изучаемой проблеме, анкетирование, анализ сопоставления качеств игровой и профессиональной деятельности, педагогический эксперимент, мониторинг психофизических качеств, метод сравнения и обобщения.

Профессиональная деятельность железнодорожников предъявляет повышенные требования к их психофизическим и личностным качествам, связанные с особенностью труда в условиях воздействия неблагоприятных факторов производства. В ходе анализа особенностей профессиональной деятельности было выявлено, что большое значение для успешной производственной деятельности специалистов-железнодорожников имеет в первую очередь хорошее состояние сердечно-сосудистой системы и центральной нервной системы, которые чаще всего испытывают перенапряжение, что ведет к целому ряду профессиональных заболеваний [6]. Физические и большие психоэмоциональные усилия могут стать причиной нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, органов дыхания, ухудшения кровообращения и др., все это предъявляет особые требования к состоянию здоровья и психофизическим возможностям организма [3]. Следовательно, для решения трудовых задач специалисту необходимо обладать общей и специальной выносливостью, ловкостью, силой мышц, двигательной реакцией, способностью выполнять рабочие движения без зрительного контроля, волевые качества, функциональной устойчивостью организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды [1].

Разнообразные функции работника железнодорожного транспорта, особенности труда (трудности, наличие риска, опасностей, ответственность в трудовой деятельности) указывают на важность развития у него наравне с физическими качествами и таких личностных качеств как решительность, смелость, эмоциональная устойчивость, выдержка, самообладание; коммуникативность, активность, рефлексивность, организованность, ответственность, трудолюбие, требовательность; развитие психических способностей – память, оперативное мышление, способность к переключению и распределению внимания [5].

Формирование психофизических и личностных качеств у студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности возможно лишь с помощью эффективных методов и средств физического воспитания, при положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Возможность студенту самостоятельно выбирать элективный курс по дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе является ее отличительной чертой от других дисциплин.

В начале учебного года все студенты распределяются по учебным отделениям (основное, специальное и спортивного совершенствования) и формируются в учебные группы по элективным курсам: общефизическая подготовка, волейбол, баскетбол, футбол, борьба, оздоровительный тренинг и др.

Анкетирование студентов (юноши, n=270) первого курса показало, что 60 % отдают свое предпочтение спортивным играм, у 40 % из них самым популярным игровым видом оказался футбол.

Спортивные игры, используемые в образовательном процессе по физической культуре, в силу своих особенностей успешно формируют как физические качества: выносливость, быстрота, ловкость; так и специальные профессиональные качества: коммуникативность, эмоциональная устойчивость, активная стратегия поведения, рефлексия, конкурентоспособность и мобильность – наиболее востребованные качества личности в современных социально-экономических условиях [4]. Воспитанная в спортивно-игровой деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность [2].

Научно-теоретический анализ значимых качеств, формируемых в процессе спортивно-игровой деятельности и качеств, востребованных в профессиональной деятельности работника железнодорожного транспорта (табл. 1), позволило выдвинуть гипотезу, что включение спортивных игр (в частности футбола) в структуру профессиональной психофизической подготовки студентов будет являться оптимальным условием воспитания профессионально-прикладных качеств и укрепления здоровья будущего работника железной дороги.

Таблица 1

Характеристика качеств, проявляемых в спортивно-игровой и профессиональной деятельности

Качества

Характеристика качеств

Спортивно-игровая

деятельность

Профессиональная деятельность работника железнодорожного транспорта

Организо-ванность

Способность организовывать собственную деятельность и деятельность команды, умение ставить цель, задачи, планировать свою деятельность

Способность организовать свою деятельность, выражающуюся в самостоятельности, требовательности и самоконтроле

Активность

Проявление волевых качеств, инициативности, целеустремленности, настойчивости, самостоятельности, решительности, способности видеть определенную цель, идти до конца к намеченной задаче, способности целесообразно действовать

Готовность к проявлению творческой инициативы, решительности, самостоятельности

Коммуни-

кативность

Способность к сотрудничеству в процессе деятельности, признание положительных качеств у другого спортсмена, мотивировать других на деятельность.

Умение создать атмосферу сотрудничества, положительную связь, признание сильных сторон другого человека

Рефлектив-ность

Умение анализировать собственные действия и действия соперника, прогнозировать развитие ситуации, адекватно оценивать ситуацию

Способность анализировать, критически осознавать свои действия, саморегуляция своего поведения

Психофизические

качества

Психофизические качества, обеспечивающие эффективное выполнение спортивно-игровой деятельности: выносливость, скоростно-силовые способности, быстрота реакции, ловкость, мышление, внимание.

Психофизические качества, обеспечивающие продуктивное выполнение производственно-технологических действий и операций: выносливость, сила, координация, быстрота реакции, память, оперативное мышление, способность к переключению и распределению внимания

Стрессоустойчивость

Умение контролировать свое эмоциональное состояние и его проявления; характеризуется выдержкой, самообладанием и самоконтролем в условиях психического напряжения, утомления и сбивающих факторов

Качество, характеризующееся степенью противостояния личности к психическому напряжению, раздражительности, выражающееся в выдержке, самообладании, способности переносить большие нагрузки и успешно решать задачи в экстремальных ситуациях

 

Для подтверждения выдвинутой гипотезы проведены исследования психофизических качеств у студентов, занимающихся физической культурой, где преимущественно использовался спортивно-игровой метод.

В педагогическом эксперименте приняли участие студенты – юноши (n=56), входящие в состав основного отделения, с разным уровнем физической подготовленности. Занятия по физической культуре, в структуру которых была включена спортивно-игровая деятельность с элементами футбола, проводились два раза в неделю на протяжении двух лет обучения. Структура занятий строилась по следующей схеме: теоретическая часть – 5 %, общеразвивающие и циклические упражнения – 20 %, игровая деятельность – 50 %, силовые упражнения 20 %, упражнения на расслабление и растягивание 5 %. В процессе занятий студенты приобретают физкультурные знания, осваивают технико-тактические взаимодействия игры в футбол, приобретают навыки инструкторской практики проведения комплексов упражнений специальной направленности и др.

На формирующем этапе исследования методика комплексного тестирования (табл. 2), позволила провести сравнительный анализ уровня развития физических качеств в начале и в конце педагогического эксперимента.

Таблица 2

Методика тестирования физических качеств у студентов

Тест

Описание теста

1

Сила мышц брюшного пресса

Из виса на высокой перекладине поднимание ног. Оценивается максимальное количество повторов, темп произвольный

2

Скоростно-силовая выносливость мышц верхнего брюшного пресса

Лежа на спине, подъем туловища до прямого угла. Оценивается максимальное количество повторов за 1 мин

3

Силовая выносливость мышц плечевого пояса

А. В упоре лежа выполнить отжимание, оценивается максимальное количество повторов

Б. Подтягивание на высокой перекладине, оценивается максимальное количество повторов

4

Прыгучесть

Прыжок в длину с места. Оценивается максимальное расстояние, см

5

Прыжковая выносливость

Прыжки через скакалку, оценивается количество повторов за 1 минуту

6

Общая выносливость

Бег 3 км. Оценивается время прохождения дистанции (мин, с)

7

Быстрота

Бег 100 м. Оценивается время прохождения дистанции (с)

8

Координационные способности

Челночный бег 3х10 (с)

9

Физическая работоспособность

Проба Руфье. Из положения сидя замеряют пульс в течение 15 с. (Р1), затем после 30 приседаний подсчитывается нагрузочный пульс за 15 с. (Р2), в конце 1 минуты восстановления снова подсчитывается пульс за 15 с. (Р3). Формул расчета: 4х(Р1+Р2+Р3) – 200

                 10

Оценка индекса Руфье: меньше – 3 – высокий, 4–6 – хороший, 7–9 – средний, 10–14 – слабый, больше 15 –неудовлетворительный

 

Мониторинг физических качеств у студентов проводился на протяжении двух лет обучения в начале и в конце каждого семестра, что позволило отследить изменения физических критериев и их динамику, выявить группы студентов с низким и высоким уровнем подготовленности, определить эффективность процесса прикладной физической подготовки студентов с использованием спортивно-игрового метода.

Сравнительный анализ физической подготовленности студентов на протяжении двух лет представлен в табл. 3.

Таблица 3

Сравнительный анализ физической подготовленности студентов (юноши)

 

тесты

Среднее значение показателя

(М ±m)

1 курс

2 курс

р

Бег 3000 м, мин, с

14,82±0,106

13,53±1,011

р<0,05

Бег 100 м, с

14,88±0,38

13,73±0,24

р<0,05

Подъем туловища за 1 мин, кол-во раз

44,2±0,92

50,12±1,06

р<0,05

Подъем ног до перекладины, кол-во раз

8,56± 2,09

 

9,57±1,65

 

р>0,05

Отжимание, кол-во раз

29,20±1,75

35,95±2,36

р<0,05

Подтягивание, кол-во раз

10,13±0,25

11,34±0,75

р<0,05

Прыжок в длину с места, см

223,11 ±1,54

238,95± 1,95

р<0,05

Прыжки через скакалку за 1 мин, кол-во раз

122,3±3,2

133,11±2,5

р<0,05

Челночный бег (с)

7,34± 0,087

7,13± 0,094

р<0,05

Проба Руфье

11,32± 0,38

9,95± 0,23

р<0,05

 

Считаем, что прирост показателей быстроты и общей выносливости от исходных данных объясняется спецификой игрового метода (частые перебежки, короткие ускорения, продолжительность игры, участие в работе преимущественно мышц нижнего пояса), направленного на чередование проявления скоростно-силовых качеств мышц ног и аэробной и аэробно-анаэробной выносливости. Положительная динамика показателей уровня общей выносливости указывает на улучшение работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в свою очередь положительно отражается на функциональном состоянии здоровья студентов.

Положительная динамика некоторых силовых показателей объясняется тем, что в занятия дополнительно включались вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника. Основными содержательными компонентами в проявлении силы являлись различные перетягивания, удержания, элементы силовой гимнастики.

Необходимо также заметить, что студенты, систематически занимающиеся физической культурой, где преимущественно применялись элементы футбола в течение всего учебного года, включая экстремальные погодные условия (осень, зима), реже пропускали занятия по болезни, что указывает на проявление стрессоустойчивости организма.

Анализ полученных в ходе наблюдений и тестирования некоторых психических качеств показал, что большинство студентовв конце 2 года обучения продемонстрировали проявление таких качеств как высокая скорость принятия решения, логическое мышление, умение нестандартно мыслить в разных ситуациях, эффективная работа в команде, а также организованность, самостоятельность, осознанность, целеустремленность. Считаем, что, данный результат обоснован тем, что игровые виды спорта включают командные взаимодействия в нестандартных ситуациях, большую конкуренцию между игроками как в одной команде, так и в разных командах, что позволяет спортсменам развивать не только физические, но и психические качества.

Таким образом, включение спортивных игр в структуру профессионально-прикладной физической подготовки может являться оптимальным условием успешного воспитания профессиональных качеств и укрепления здоровья студентов железнодорожного вуза; однако необходимо отметить, что игровая деятельность будет достигать большего эффекта, если ее сочетать в комплексе с другими видами спорта (спортивные игры, силовые упражнениям, циклические виды спорта и др.), стимулирующими мотивацию, познавательный интерес, двигательную активность и развитие личностных качеств будущих специалистов.

Проблема профессионального становления студентов широка и многогранна. В данной работе мы рассмотрели только один аспект – использование спортивно-игровой деятельности на примере футбола в формировании психофизических качеств у студентов железнодорожного вуза.

Изучение эффективности использования других средств и форм физической культуры в профессиональной подготовке и укреплении здоровья будущих специалистов железной дороги является задачей наших последующих исследований.


Библиографическая ссылка

Марчук С.А. СПОРТИВНО-ИГРОВОЙ МЕТОД В ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26855 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674