Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Савельева М.Г. 1 Мосеева М.В. 2 Воробьев М.В. 3, 4 Усынина Н.И. 2
1 ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России
3 ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России
4 Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Ивановская клиническая больница имени Куваевых»
В статье рассматриваются вопросы профессиональной социализации студентов при обучении в высшей медицинской школе на специальности стоматология путем формирования будущего специалиста через разно¬образные формы внеаудиторной работы. В результате анкетирования различных групп населения (школьников, студентов, пациентов с различными нозологическими формами соматической патологии) выявлена низкая гигиеническая стоматологическая грамотность населения и обоснована необходимость проведения активной целенаправленной санитарно-просветительной работы среди указанных групп населения с учетом различных личностно-психологических факторов. Эти виды работ разрабатываются и внедряются студентами в рамках обучения на кафедре стоматологии детского возраста, ортодонтии, профилактики стоматологических заболеваний ФГБОУ ВО ИГМА МЗ РФ. Представлены материалы по неразрывности воспитательной работы в процессе обучения, показана актуальность привития здоровьесберагающих привычек различным группам населения, рассмотрены варианты по популяризации гигиенических стоматологических знаний среди населения, разрабатываемые студентами.
профессиональная социализация студентов
стоматологическая грамотность
здоровьесберегающие привычки
формирование
1. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник /
Ю.П. Лисицын, Г.Э. Улумбекова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 544 с.
2. Гусева Т.С. Социальный портрет студенческой молодежи / Т.С. Гусева //Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: материалы XXVI международной заочной научно-практической конференции. (15 июля 2013 г.). – Новосибирск, 2013. – С. 61-68.
3. Семашко А.Н. Ценностные ориентации студенческой молодежи // Базовые ценности россиян. Сборник статей / А.Н. Семашко / под ред. А.В. Рябова, Е.Ш. Курбангалеевой. – М., 2003. – С. 103.
4. Лазарев М.А., Курбатова Н.В. Педагогическая технология творческого развития студентов / М.А. Лезарев, Н.В. Курбатова // Инициативы XXI века. – 2013. – № 3. – С. 42-44.
5. Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний: учебное пособие / А.М. Хамадеева, В.Д, Архипов. – Самара: Самарское кн. изд-во, 2001. – 230 с.
6. Леус П.А. Микробный биофильм на зубах. Физиологическая роль и патогенное значение / П.А. Леус. – М.: Издательский Дом «STBOOC», 2008. – 88 c.
7. Хафизов Р.Г. Современные материалы и методы профилактики стоматологических заболеваний: учеб.-метод. пособие / Р.Г. Хафизов, Д.А. Азизова, Ф.А. Хафизова, Э.М. Зарипова, А.К. Житко. – Казань: Казан. ун-т, 2014. – 52 с.
8. Sedelmayer J. Критический обзор наиболее распространенных методов обеспечения гигиены полости рта / J. Sedelmayer // Новое в стоматологии. – 2003. – № 6. – С. 49-52.
9. Куликова С.А. Роль профилактики заболеваний полости рта / С.А. Куликова, М.В. Мосеева, О.В. Гончарова, Р.П. Прохоренков, Р.М. Загртдинова, М.В. Воробьев // Вестник последипломного медицинского образования. – 2012. – № 1. – С. 16-18.
10. Мосеева М.В., Хитров В.Ю., Белова Е.В. Helicobacterpylori в свете патогенеза межорганных связей при гастроэнтерологических заболеваниях / М.В. Мосеева, В.Ю. Хитров, Е.В. Белова // Практическая медицина. – 2011.– № 1 (48). – С. 79-82.
11. Мосеева М.В., Хохлачева Н.А., Попова О.П., Королев Д.А. Опыт организации «школы здоровья» для пациентов с патологией желудочно-кишечного тракта / М.В. Моисеева [и др.] // Медицинский альманах. – 2010. – № 1 (10), март. – С. 32-35.

Современная модернизация различных областей системы высшего образования требует переосмысления основных направлений профессиональной подготовки медицинских кадров [1]. Главной целью медицинского образования является формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к самореализации и самоопределению в условиях современной России, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Приоритетность решения воспитательных задач в системе образовательной деятельности отражается в Законе РФ «Об образовании», определяющим образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства».

Современное высшее образование играет большую роль в формировании социального и гражданского облика будущего специалиста. В настоящее время приоритетным направлением в образовании становится воспитание личности, способной к самореализации в быстро меняющихся социально-экономических условиях, что вполне закономерно, так как самореализация – внутреннее условие, движущая сила и мотив осуществления предметных и социальных преобразований человека.

Воспитание личности в период обучения в высшем учебном заведении – определяющий этап становления будущего специалиста-медика. В этот период активно идет формирование профессиональных компетенций и завершается целенаправленное воспитательное воздействие на всестороннее развитие личности – интеллектуальное, духовное, физическое и культурное. Реализуя цели воспитательной деятельности высшей школы, создаются условия для формирования активной жизненной позиции обучающейся молодежи, ее гражданского самоопределения.

Современная молодежь – это поколение людей в возрасте от 16 до 30 лет, проходящие стадию социализации и усваивающие образовательные, культурные, профессиональные и иные социальные функции [2]. Обучение в высшей школе имеет большое значение, так как в это время проходит период подготовки студентов к выполнению высокой профессиональной и социальной роли в сфере материально-духовного производства, идет формирование ценностных ориентаций и процесс социальной адаптации [3]. Студенчество как полноценная и самостоятельная общность молодых людей, активно функционирующая в системе высшего образования, играет роль резерва будущей интеллигенции [4].

Воспитание студентов в Ижевской государственной медицинской академии (ИГМА) реализуется в процессе получения медицинского образования по выбранной специальности. Формирование будущего специалиста происходит через разнообразные формы внеаудиторной работы. В процессе обучения в высшем учебном заведении студенты-медики проходят важный этап социализации – усвоение предшествующего социального опыта, традиций и норм. Главная задача – воспитание чувства патриотизма, социальной активности гражданина, обладающего гибким мышлением, способным устанавливать диалог и сотрудничество с другими людьми. Акцент делается на формирование навыков и качеств, необходимых в будущей профессии врача. Для этого ведется работа, направленная на вхождение в «мир профессии», формирование творческого подхода, стремление к трудовой деятельности и непрерывному самосовершенствованию в медицинской специальности, приобщение к традициям и ценностям профессионального сообщества. Одним из таких видов работы при подготовке специалистов в ИГМА является санитарно-просветительная работа с населением. Актуальность проведения данной работы диктуется рядом факторов. Коснемся некоторых из них на конкретных примерах.

Правильная и регулярная гигиена полости рта занимает ведущее место в комплексе мероприятий, предотвращающих возникновение кариеса и заболеваний пародонта. По данным ВОЗ, ежедневная двукратная чистка зубов в течение 2 лет снижает интенсивность поражения кариесом на 30–40 %. Зубной налет является этиопатогенетическим фактором развития заболеваний тканей пародонта и кариеса зубов [5, 6], поэтому обосновано, что рациональный гигиенический уход за полостью рта рассматривается как обязательный компонент этиотропной профилактики кариеса зубов и болезней пародонта [7]. Так, Y. Sedelmayer считает, что даже у образованных людей знания о причинах возникновения заболеваний зубов и десен отрывочные, а зачастую ошибочные [8]. Пациенты предпочитают использовать традиционные методы чистки зубов и практически не используют современные методы профилактики при ежедневном уходе за зубами. Все это происходит из-за отсутствия знаний у населения об основных причинах стоматологических заболеваний, способах поддержания и сохранения стоматологического здоровья, а также связи общесоматического статуса с состоянием здоровья полости рта [9].

Объект и методы исследования. Студентами стоматологического факультета проведено изучение уровня гигиенической стоматологической грамотности различных групп населения г. Ижевска и республики Удмуртии. В связи с чем было проанкетировано 1244 школьника 8 классов средних общеобразовательных школ и 212 студентов высших учебных заведений (ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова» (ИжГТУ), ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» (УдГУ) и ИГМА) по специально разработанной анкете на кафедре стоматологии детского возраста, ортодонтии, профилактики стоматологических заболеваний ИГМА.

Результаты и их обсуждение. Полученные результаты показали недостаточный уровень знаний по гигиене полости рта у 15-летних школьников: один раз в день чистят зубы 28±4,0 %, два раза – 67±4,2 %, нерегулярно – 4±2,3 %. Советы по гигиене полости рта 76±3,8 % школьников получают от родителей, от учителей – 0 %, от врача-стоматолога в период лечения кариеса – 24±4,0 %. Полученные рекомендации выполняют лишь половина 52±4,2 % опрошенных, из них постоянно лишь 24±3,7 %. Не выполняют рекомендации врача 2±3,2 % детей. Из причин, по которым не выполняются рекомендации по гигиене полости рта, 4±3,2 % опрошенных отметили, что не считают важным их выполнение, 72±3,6 % забывают о необходимости этих процедур.

Наибольшей популярностью пользуется отбеливающая зубная паста – ее выбирают 52±4,1% школьников, 28±3,6 % – с противокариозным действием и 20±2,8 % – противовоспалительную зубную пасту. Из дополнительных предметов и средств гигиены подростки используют ополаскиватель в 23±2,5 % случаев.

При выборе зубной щетки 57±3,7 % предпочитают щетку средней степени жесткости, 13±2,9 % – жесткую и 30±2,7 % – мягкую. Зубную щетку хранят в футляре 26 % школьников, в стакане щетиной вверх – 54 %, выбирают иной вариант ее хранения – 20 %. После применения 30 % школьников не обрабатывают зубную щетку и 2 % меняют ее реже, чем 1 раз в год. На вопрос о необходимости посещения врача-стоматолога 37±3,4 % опрошенных ответили, что посещают врача два раза в год, а 47±4,3 % – в случае острой боли.

Изучение уровня гигиенической грамотности студентов высших учебных заведений    г. Ижевска показало следующие результаты.

Большинство опрошенных студентов медицинского (86,6 %) и технического (89,3 %) вузов удовлетворены состоянием полости рта. В УдГУ эта цифра была достоверно ниже 42,6 % (р<0,05), при этом для проведения курса профилактических процедур к врачу-стоматологу обращаются в этом вузе лишь 17,0 % обучающихся. В ИГМА и ИжГТУ с целью профилактики обращаются в поликлинику 33,3 % и 34,7 % студентов соответственно. С целью лечения обращаются к специалисту от 65,3 % до 83,0 % студентов. В санации на момент опроса нуждались 86,9 % опрошенных.

Анализ гигиенического поведения показал недостаточный его уровень. Так, подавляющее большинство осуществляют гигиену полости рта 2 раза в день (66,7 % в ИжГТУ; 74,5 % – УдГУ; 76,6 % – ИГМА). От 16,6 до 24 % студентов проводят чистку зубов 1 раз в день, и единицы (от 2,1 до 4,4 %) – после каждого приема пищи.

Что касается времени, которое тратится на осуществление гигиены полости рта, то большинство студентов уделяют от 1 до 2 минут (в ИжГТУ – 49,3 %; в УдГУ – 57,4 %; в ИГМА – 57,7 %), более 2 минут тратят на эту процедуру от 34,0 до 42,6 % опрошенных в разных вузах. Явления галитоза отмечали от 29,3 до 35,5 % студентов, чистку языка осуществляли большинство опрошенных (55,1–68,8 %).

В результате анкетирования установлено, что все респонденты пользовались зубной пастой. По рекомендации врача-стоматолога осуществляли выбор зубной пасты (23,4–32,2 %) опрошенных. В части случаев ее покупка осуществлялась с учетом телевизионной рекламы (10–17 %) или на основании ценовой категории (13,3–25,5 %), или по совету знакомых (17–32 %). Не высказали предпочтений в выборе зубной пасты от 24,4 до 36 % опрошенных. Достоверной разницы между данными студентов разных вузов не обнаружено.

Часть опрошенных указали на использование дополнительных предметов (зубочистки, флоссы) и средств гигиены полости рта (бальзамы, ополаскиватели, жевательные резинки). Так, зубочистками пользуются 32,2 % студентов ИГМА и 34,0 % студентов УдГУ; а студенты ИжГТУ используют их в 60 % случаев. Флоссы используют 17,7 % студентов ИГМА и 14,9 % – УдГУ, студенты ИжГТУ пользуются ими лишь в 10,6 %. Жидкие средства гигиены полости рта применяют от 30,7 % до 38,3 % студентов разных вузов. Чаще всего пользуются жевательной резинкой (68,8–82,6 %), достоверной разницы между данными использования дополнительных предметов и средств гигиены среди студентов разных вузов не обнаружено. Причина этого кроется в неизвестности целесообразного их применения: на этот пункт положительно ответили 31,1 % студентов ИГМА, 46,7 % – ИжГТУ и 59,6 % – УдГУ. Часть опрошенных – 23,3 % отметили также высокую стоимость этого вида продукции.

Особое внимание было обращено при ответе на вопрос об информированности опрашиваемых о влиянии здоровья полости рта на состояние других органов и систем. О том, что эта информация им неизвестна, ответили около 26,7 % студентов технического вуза, 38,3 % – гуманитарного и даже 6,7 % медицинского вуза. В основном в анкетах отметили связь между состоянием здоровья ротовой полости и желудочно-кишечного тракта, бронхо-легочной системы. Также большинство студентов ответили отрицательно о связи состояния полости рта матери и ребенка – 70,7 % в ИжГТУ, 46,8 % в УдГУ и 43,3 % в ИГМА.

К сожалению надо отметить, что врачи общего профиля не напоминают пациентам о необходимости посещения врача-стоматолога, только 18,9 % студентов указали, что врачи-терапевты рекомендовали им посещение врача-стоматолога. Недостатки и упущения в работе со школьниками и студентами ведут к усугублению стоматологического статуса с возрастом, появлению коморбидной патологии.

Общепризнано, что среди лиц с хронической патологией органов пищеварения отмечена более высокая распространенность и интенсивность кариеса зубов, низкий уровень гигиены полости рта на фоне высокой скорости образования налета. Рядом исследований доказана взаимоотягощающая связь между соматическим и стоматологическим статусами у пациентов с заболеваниями желудка и тонкого кишечника [10]. В качестве яркого примера хотелось бы привести данные о гигиенической грамотности взрослых пациентов, страдающих различными видами патологии желудочно-кишечного тракта как одной из самых частых нозологических форм соматической патологии. В связи с этим проанкетировано 424 пациента с эрозивно-язвенными поражениями гастро-дуоденальной зоны, средний возраст которых составил 34,2±0,7 года, 281 из них на фоне общетерапевтического лечения проводились стоматологические профилактические мероприятия. В процессе исследования установлено, что большинство опрошенных имели низкий уровень медицинской активности. Так, 94,8 % пациентов при поступлении в стационар не были санированы врачом-стоматологом. Из 100 опрошенных более половины 59,1±2,3 не были на приеме у стоматолога более двух лет, 27,8±2,1 – посещали врача один раз в год. Рекомендации стоматолога не выполняли 43,4±2,2 респондента, не завершали начатое лечение 69,3±2,1 пациентов, обратившихся к врачу.

Анализ гигиенического поведения пациентов показал низкий его уровень (рисунок 1).

Рис. 1.  Кратность проведения гигиены полости рта (на 100 опрошенных)

Данные, представленные на рисунке, показывают, что женщины относились к процедуре гигиены полости рта более ответственно, чем мужчины.

Затраты времени на проведение гигиенических мероприятий также оставляли желать лучшего (рисунок 2).

Рис. 2.  Затраты времени на проведение гигиены полости рта (на 100 опрошенных)

При поддержке и активном участии врачей-интернистов с помощью студентов-волонтеров для данных пациентов были организованы пробные занятия «Школы здоровья», на основании приказа РФ №295 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения Российской Федерации» и № 344 МЗ УР «О создании координационного центра и региональных кабинетов профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска».

Занятия проводились в форме беседы групповым методом, все пациенты обучались стандартной методике чистки зубов, получали советы и рекомендации по выбору предметов и средств гигиены. Для пациентов была разработана оригинальная программа из 5 занятий. По окончании цикла обучения отмечено повышение уровня общих знаний пациентов о своем заболевании (этиология, основные симптомы, профилактика), повысилась их информированность в вопросах диеты, образа жизни, возможных осложнений своего заболевания, гигиены полости рта.

В результате проведения целенаправленного обучения контролируемой гигиене полости рта индекс эффективности гигиены полости рта (РНР) улучшился у пациентов на 35,5 % и составил 1,8±0,2 балла против 2,8±0,15 баллов до обучения. Коэффициент социальной эффективности у пациентов, прошедших занятия в школе, составил 91,5 % против 83 % у тех пациентов, которые по различным причинам отказались от предложенных занятий [11].

Активное участие студентов медицинского вуза в осуществлении и проведении санитарно-просветительной работы среди взрослого населения, в формировании здоровьесберегающих привычек у детей разных возрастов и подростков позволяет изменить существующую ситуацию. Так, на стоматологическом факультете при преподавании дисциплины «Профилактика стоматологических заболеваний» отведены занятия по разработке и внедрению различных форм санитарного просвещения для разных групп населения. Студентами разработаны наглядные пособия из серии «Почитай и раскрась» с главным героем Мышонком, который не чистил зубы, а также с Медвежонком, который не соблюдал Законы правильного питания. На основании этих наглядных пособий кафедрой стоматологии детского возраста, ортодонтии, профилактики стоматологических заболеваний ИГМА разработана «Методика обучения детей гигиене полости рта» (свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности № 04.13 от 12.02.2013 г.). Также разработано электронное учебное пособие по выработке гигиенических знаний и умений по сохранению и укреплению стоматологического здоровья у детей (свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности № 03.16 от 12.04.2016 г.). Студентами и преподавателями кафедры согласно плану воспитательной работы ИГМА проводятся организованные мероприятия по популяризации гигиенических стоматологических знаний среди населения, например, к Всемирному дню здоровья.

Новые проекты заставляют студентов изыскивать новые формы и решения по вопросам формирования здоровьесберегающих привычек. Кафедрой начат проект по работе с детьми с нарушениями слуха и речи, студентами разрабатываются индивидуальные методики и подходы к детям, страдающим указанной патологией.

Заключение

Во-первых, знаний и умений по гигиене полости рта у школьников недостаточно, о чем свидетельствует низкий уровень гигиены у подростков. Это говорит о необходимости постоянного, целенаправленного проведения уроков здоровья среди населения, внедрения санитарно-гигиенических программ среди детей с учетом состояния их здоровья и социальной адаптации.

Во-вторых, уровень стоматологической грамотности студентов высших учебных заведений Удмуртской республики находится на недостаточном уровне. С одной стороны, имеется масса информации, получаемой студентами из интернет-источников, телевизионных программ и рекламы, а с другой стороны, низкая медицинская активность молодежи в вопросах стоматологического здоровья не позволяет поддерживать его на должном уровне.

Сегодняшние студенты вузов – это будущие родители, поэтому санитарное просвещение и их стоматологическая грамотность являются залогом сохранения здоровья будущего поколения. Для этого требуется активное проведение среди них санитарно-просветительной работы путем медико-педагогического убеждения.

В-третьих, при целенаправленном обучении пациентов, в частности, с воспалительно-деструктивными поражениями желудка и тонкого кишечника, видна положительная динамика повышения их уровня стоматологической и медицинской грамотности, что приводит к снижению уровня тревожности. Улучшение гигиенического состояния полости рта, повышение мотивированности на поддержание своего стоматологического здоровья как части общего здоровья дает возможность уменьшить частоту рецидивов основного заболевания.

В-четвертых, непосредственное общение, имеющее профилактическую направленность, студентов ИГМА с детьми, со студентами других вузов, с пациентами заставляет будущих стоматологов самостоятельно совершенствовать свои знания и развивает у них коммуникативные навыки. Студенты выступают сами в роли «учителей», что является дополнительным стимулом в их активной познавательно-профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональная социализация имеет большое значение в период обучения в высшей школе. У большинства студентов на начальном этапе обучения отсутствуют ключевые характеристики, то есть они не владеют профессиональными ролями и навыками, необходимыми в дальнейшей работе, поэтому важно формировать у них интерес к сфере будущей трудовой деятельности. Профессиональная социализация – работа по развитию необходимых для данной деятельности социально-психологических качеств, знаний, умений и навыков, а также осознанный выбор предпочтительных статусно-ролевых позиций.


Библиографическая ссылка

Савельева М.Г., Мосеева М.В., Воробьев М.В., Усынина Н.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26789 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674