Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кольга В.В. 1 Тимохович А.С. 2
1 Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева
2 Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М.Ф. Решетнева
В работе реализована идея организации образовательного процесса в техническом университете на основе интеграции инженерного и военного образования с ориентацией под требования конкретных работодателей. В ходе исследования была спроектирована и апробирована педагогическая модель формирования компетенций военно-инженерной деятельности студентов технического вуза за счет организации образовательного процесса на принципах дуального образования с учетом его специфики (практическая направленность учебного процесса, взаимодействие с конкретным заказчиком, использование реального оборудования, ориентация на конкретные практические задачи и др.). Показан рост уровня сформированности компетенций военно-инженерной деятельности у студентов технического вуза за счет реализации предложенной идеи. Формирование профессиональных компетенций будущих офицеров-инженеров в рамках дуального образования привело к активизации и интеграции образовательных практик, обеспечивающих формирование навыков проектирования, изготовления и эксплуатации ракетной техники военно-гражданского назначения у студентов технического вуза в процессе непрерывной военно-профессиональной подготовки. Сформированы показатели мотивационно-ценностного, потребностно-познавательного, регулятивно-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов при оценке сформированности компетенций военно-инженерной деятельности.
военно-инженерная деятельность
дуальное образование
военное образование
инженерное образование
1. Кольга В.В., Шувалова М.А. Современные модели дуального образования техников высокотехнологичной отрасли / В.В. Кольга, М.А. Шувалова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.; URL: http://www.science-education.ru/121-18103 (дата обращения: 04.08.2017).
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. – Федеральный портал «Российское образование». – URL: http://edu.mari.ru/ou_respub/sh14/commondocs/Концепция%20развития%20образования%20%20РФ%20до%202020%20%20г.pdf (дата обращения: 04.08.2017).
3. Петров Ю.Н. Дуальная система инженерно-педагогического образования – инновационная модель современного профессионального образования / Ю.Н. Петров. – Н. Новгород, 2009. – С. 38.
4. Кольга В.В., Тимохович А.С. Интегрирование содержания военных и общеинженерных дисциплин в учебном процессе технического вуза /В.В. Кольга, А.С. Тимохович // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – № 1 (23). – С. 82.
5. Кольга В.В., Тимохович А.С. Формирование системы военно-профессионального образования в техническом вузе /В.В. Кольга, А.С. Тимохович // Философия образования. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. – №3(28). – С.249.
6. Тимохович А.С. Формирование профессиональной компетентности офицеров-инженеров в образовательном процессе технического вуза: дис. … канд. пед. наук. – Красноярск: КГПУ, 2013. – С. 14, 87.
7. Валеев Х.М. Формирование профессиональных компетенций студентов технического колледжа при изучении интегрированых курсов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Х.М. Валеев. – Троицк, 2009.  C. 12.
8. Виноградов Б. Подготовка кадров для высокотехнологичных предприятий / Б. Виноградов // Промышленные ведомости.  2011.  № 34; URL: http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=2064&nomer=69 (дата обращения: 04.08.2017).
9. Ерцкина Е.Б. Формирование проектно-конструкторской компетентности студентов в процессе инженерного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Кемерово, 2009. – С. 8.
10. Кириенко А.Е. Современные проблемы в области информационной безопасности: классические угрозы, методы и средства их предотвращения /А.Е. Кириенко // Молодой ученый. – 2012. – № 3. – С.42.
11. Шувалова М.А. Формирование профессиональных компетенций техников высокотехнологичной отрасли в дуальном образовании: дис. … канд. пед. наук. – Красноярск: КГПУ, 2016. – С.16.
12. Адольф В.А. Количественная оценка компетентности выпускников интегрированной системы обучения и возможности ее повышения / В.А. Адольф, М.В. Лукьяненко, Н.П. Чурляева // Педагогическое образование и наука.  2011.  № 11.  С. 23.

В настоящее время на мировом рынке труда происходит кардинальная переоценка требований к профессиональным качествам современного инженера и, соответственно, к условиям подготовки будущих специалистов в высшей школе. Профессиональные качества инженера требуют навыков проведения научных исследований и внедрения полученных результатов в конкретный производственный процесс. Особенно это касается высокотехнологичных отраслей экономики, таких как нефтегазовая отрасль, информационные технологии, ракетно-космическая техника и другие. Бурное технологическое развитие этих отраслей производства, формируемый рынок интеллектуального труда обуславливают необходимость использования технологий дуального образования в процессе подготовки специалистов в целях эффективного формирования профессиональных компетенций, обеспечивающих их мобильность на мировом рынке труда.

Опыт последних лет показал, что из всей производимой в России продукции изделия авиационной, ракетно-космической и оборонной промышленности в наибольшей степени соответствуют мировым стандартам качества.

Это, безусловно, результат практической направленности российского инженерного образования при подготовке ученых и инженеров, прошедших профессиональную подготовку в стенах российской высшей школой для работы в соответствующих отраслях.

Однако сокращение государственных ассигнований на подготовку квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики на протяжении последних лет повлияло на снижение качества образования в технических вузах. При этом остается размытой и неопределенной нормативно-правовая база взаимодействия вузов с предприятиями отрасли. Однако развитие такого взаимодействия способствует развитию практической направленности учебного процесса и образовательных результатов будущих специалистов.

Идеи интеграции учебно-практических заданий и проектов с ориентацией на конкретных работодателей и предприятий-заказчиков реализуются в рамках дуального образования [1-3]. Однако эффективную подготовку современных офицеров-инженеров в техническом вузе в значительной степени обеспечивает интеграция инженерного и военного образования, ориентированная под требования конкретных работодателей [3-5].

Под дуальной системой образования мы понимаем такую форму организации учебного процесса, при которой теоретическая подготовка проходит на базе образовательной организации (высшего или среднего специального образования), а практическая – на базе реального производства, совмещая прохождение практики на предприятии с обучением в традиционной системе профессионального образования.

При этом процесс подготовки офицеров-инженеров в системе дуального образования организован с учетом его специфики: практическая направленность учебного процесса, взаимодействие с конкретным заказчиком, использование реального оборудования, ориентация на конкретные практические задачи и др.

Реализация идей дуального образования для формирования компетенций офицера-инженера у студентов технического вуза в процессе непрерывной военно-профессиональной подготовки, реализуемой в вузе, представлена в таблице. Она включает в себя базовую профессиональную подготовку, военную подготовку, послевузовское образование [4-6].

Базовая военно-профессиональная подготовка направлена на освоение обучающимися фундаментальных теоретических знаний по гуманитарному и техническому блоку дисциплин и специальным наукам, формирующим знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности, а также о процессе проектирования, технологии изготовления и условий эксплуатации ракетной техники военно-гражданского назначения, их мотивации к совершенствованию реальных изделий ракетной техники и моделированию новых инженерных решений.

На уровне военной подготовки необходимо подготовить офицеров – инженеров, готовых к эффективному использованию ракетной техники военно-гражданского назначения, знающих их устройство, правила эксплуатации и порядок применения, способных поддерживать на должном уровне их работоспособность, обеспечивать их модернизацию.

Главной задачей при этом является формирование теоретических знаний о ракетной технике, правилах ее изготовления и использования, а также устойчивых практических навыков, обеспечивающие ее надежное производство, эксплуатацию, обслуживание и ремонт.

Характеристика уровней целей в системе подготовки офицеров-инженеров в техническом вузе

Поуровневое распределение целей при подготовке офицеров-инженеров

I уровень

Базовая

профессиональная подготовка

II уровень

Военная

подготовка

III уровень

Послевузовское

образование

Высшее

профессиональное

образование

Факультет военного обучения, учебный военный центр

Вооруженные Силы РФ

Ракетно-космическая отрасль

Развитие у обучающихся мотивации к формированию и совершенствованию профессионально-организационных компетенций на базе гражданского технического образования (проектно-конструкторской, производственно-технологической, научно-исследовательской, экспериментальной и др.).

 

Формирование у будущих офицеров-инженеров морально-деловых и профессионально-практических компетенций; формирование устойчивых практических навыков, обеспечивающих надежную эксплуатацию ракетно-космической техники военно-гражданского назначения.

Совершенствование профессиональных компетенций офицеров-инженеров в вопросах эксплуатации ракетной техники, создания условий для сохранности ресурса вооружения и военной техники, ответственной эксплуатации технических средств (основных и вспомогательных).

Формирование компетенций по организации производству, эксплуатации, сервисному обслуживанию и утилизации ракетной техники   аэрокосмической отрасли и других высокотехнологичных областях, обеспечение необходимыми техническими материалами и оборудованием.

 

При этом у офицеров-инженеров формируются компетенции по подготовке будущих подчиненных с позиций морально-психологической готовности к выполнению ими своих функциональных обязанностей в боевых и мирных условиях при эксплуатации ракетной техники.

На уровне послевузовского образования основными задачами военно-профессиональной подготовки являются:

  • реализация офицерами-инженерами полученных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных ими в процессе военно-профессиональной подготовки в техническом вузе, во время прохождения воинской службы в качестве офицеров-инженеров в ракетных частях Вооруженных Сил Российской Федерации и в гражданской отрасли экономики;
  • дальнейшее обучение офицеров-инженеров, переподготовка их для работы в гражданском секторе аэрокосмической отрасли [2-4];
  • реализация профессионально-практических навыков эксплуатации и использования ракетной техники военно-гражданского назначения, полученных на принципах дуального образования, на предприятиях высокотехнологичной отрасли;
  • обеспечение обратной связи с предприятиями высокотехнологичной отрасли и военно-техническими организациями для корректировки требований к специалисту и принципов подготовки в дуальном образовании.

Анализ компонентов образовательного процесса военно-профессиональной подготовки дает возможность сформировать необходимые организационные, педагогические, материально-технические и кадровые условия реализации программ подготовки офицеров-инженеров, обеспечивающих персональный набор компетенций для моделирования их будущей профессиональной карьеры.

При подготовке офицеров-инженеров из числа обучающихся в вузе существует ряд проблем, которые приходится учитывать и преодолевать в процессе военно-профессиональной подготовки. К ним относится несоответствие учебно-материальной базы ракетно-космической техники военного и гражданского назначения и недостаточное количество времени для проведения практических занятий с ракетной техникой на военных и гражданских кафедрах. В значительной степени эти проблемы решаются в рамках дуального образования. Профессиональные компетенции будущих офицеров-инженеров, как результат их профессионального обучения в рамках дуального образования, формируются на основе интеграции специальных знаний, умений, навыков и профессионального опыта, полученного в рамках дуального образования в соответствии с требованиями развития современной ракетно-космической отрасли. Результат формирования профессиональных компетенций выражается в результативном решении реальных инженерных задач по изготовлению высокоточных сложных изделий, эксплуатации ракетно-космической техники, саморазвитии и самосовершенствовании в рамках военной и инженерной профессии [7-9].

Анализ процесса формирования профессиональных компетенций офицеров-инженеров в дуальном образовании позволяет определить их структурные компоненты: мотивационно-ценностный (наличие устойчивого интереса к овладению современными технологиями изготовления и эксплуатации ракетно-космической техники двойного назначения), потребностно-познавательный (совокупность профессиональных инженерных знаний), регулятивно-деятельностный (освоение современных технологий проектирования, изготовления и эксплуатации изделий ракетно-космической техники), рефлексивно-оценочный (способность к самоанализу и самооценке профессиональной деятельности). Анализ соответствия компонентов профессиональных компетенций офицеров-инженеров, критериев сформированности и уровней их проявления позволяет осуществлять оценку процесса формирования данных компетенций.

Реализация военно-инженерной деятельности будущих офицеров-инженеров предполагает эксплуатацию изделий ракетно-космической техники, применение знаний компьютерной безопасности и навыков работы на современном компьютерном и цифровом оборудовании.

В последнее время повысилась актуальность подготовки офицеров-инженеров в области защиты информации [10]. Подготовка специалистов этого направления деятельности за последнее время претерпела значительные изменения, следуя тенденциям современных требований к безопасности. Как правило, защита информации в современных IT-системах обеспечивается по двум системным направлениям: создание и развитие современных криптографических методов при хранении и передаче информации в защищенных системах и совершенствование протокола доступа на программно-организационном уровне при эксплуатации таких вычислительных систем. Защита информации, при этом, основывается на многократном увеличении возможностей доступа к вычислительным системам из любой точки Земного шара, как с географической, так и с технологической позиции.

В настоящее время на первый план проблем подготовки специалистов по безопасности информационных систем выходит прикладной аспект задач идентификации угроз и их купирования, реализуемый в условиях интеграции учебного процесса и реальных задач, стоящих перед большей частью организаций, занимающихся обработкой персональных данных (медицинских, финансовых, образовательных, социальных и др.).

К основным типам прикладных задач по защите информации, реализуемых в рамках дуального образования, можно отнести:

- первичная идентификация пользователей при обращении к объектам доступа;

- создание и модификация программных средств, обеспечивающих безопасный обмен информацией при вхождении в систему (для клиента и сервера);

- совершенствование регламента входа-выхода в информационную систему на программно-организационном уровне.

Современные тенденции формирования профессиональных компетенций инженеров аэрокосмической отрасли по защите информации с использованием подходов дуального образования [1-3] позволяют сформировать у будущих офицеров-инженеров следующие компетенции:

  • способность проектировать системы, средства и программные методы защиты информации в сетях, системах и устройствах радиосвязи, телерадиовещания, космической радиосвязи и навигации;
  • способность проектировать и внедрять новые принципы построения защищенных космических телекоммуникационных систем и модели защищенного телеуправления;
  • способность разрабатывать техническое и программное обеспечение узлов и устройств защищенных телекоммуникационных систем на базе современных процессоров;
  • способностью устанавливать и поддерживать защиту программных средств вычислительных и телекоммуникационных систем.

Для осуществления опытно-экспериментальной работы были разработаны практические задания (кейсы) для ситуационных задач, позволяющие более результативно организовать процесс подготовки будущих офицеров-инженеров. Ситуационные задачи носят ярко выраженный практический характер, их решение требует интегративных знаний нескольких смежных дисциплин. Ситуационные задачи – это актуальные задачи, характерные для ракетно-космической отрасли, соответствующие функциям военных и гражданских специалистов отрасли в их повседневной деятельности (организация производства, эксплуатации, сервисного обслуживания и утилизации ракетной техники аэрокосмической отрасли двойного назначения). Задания входят в систему производственно-ситуационных задач по дисциплинам военного цикла и специального инженерного цикла [6,11].

Опытно-экспериментальная работа организовывалась и проводилась в условиях ФГБОУ ВО Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, в его институтах, факультетах и на военной кафедре [6].

В педагогическом эксперименте были задействованы студенты, проходящие подготовку в вузе по следующим специальностям: 160302 – «Ракетные двигатели» (29 человек); 160801 – «Ракетостроение» (36 человек); 160802 – «Космические летательные аппараты и разгонные блоки» (17 человек).

О результативности дуального подхода в рамках разработанной модели свидетельствуют положительные изменения уровня сформированности профессиональных компетенций будущих офицеров-инженеров на основе принятых компонентов и их показателей: мотивационно-ценностный компонент возрос, по базовому возрос на 12,04 %, по продвинутому возрос на 10,06 %; потребностно-познавательный компонент имеет положительную динамику по начальному уровню 23,67 %, по базовому 15,36 %, по продвинутому 8,31 %; регулятивно-деятельностный компонент показал рост по базовому уровню на 5,7 %, по продвинутому уровню – на 10,85 %; рефлексивно-оценочный компонент возрос по базовому уровню на 7,7 %, по продвинутому – на 11,94 % соответственно.

Процесс формирования профессиональных компетенций будущих офицеров-инженеров в рамках дуального образования способствует активизации и интеграции образовательных практик, обеспечивающих формирование навыков проектирования, изготовления и эксплуатации ракетной техники военно-гражданского назначения у студентов технического вуза в процессе непрерывной военно-профессиональной подготовки, реализуемой в университете.


Библиографическая ссылка

Кольга В.В., Тимохович А.С. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26746 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674