Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА УСПЕХА ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Третьякова Т.В. 1 Игнатьев В.П. 1 Аргунова П.Г. 1 Дарамаева А.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Рассмотрены вопросы построения системы развития мировоззрения, нравственных и духовных основ в процессе формирования личности в федеральном университете. В настоящее время многие социальные институты, включая, в первую очередь, сферу образования, работают над проблемой повышения качества процесса воспитания подрастающего поколения. Существуют различные пути решения данной проблемы, и каждый социальный институт пытается решить её по-своему. На обеспечение высокого качества процесса воспитания личности влияет множество факторов, которые должны учитываться в комплексе. Только при комплексном, системном подходе данная проблема может быть решена успешно. В современных условиях принципиальное значение приобретает поиск новых подходов к повышению эффективности организации и управлению системами воспитания формирующейся личности. Необходимо активное подключение к данному процессу и системы высшего образования. В статье показаны основные направления деятельности, способствующие формированию и развитию высоконравственной, социально-активной, творческой личности в федеральном университете.
воспитание
нравственное воспитание
формирование личности
1. Пьянкова Н.Г., Матвиюк В.М. Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков /Н.Г. Пьянкова, В.М. Матвиюк // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S30. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14858.htm.
2. Жучкова С.Е., Воробьева М.Н. Эмпирическое исследование зависимости подростков от социальных сетей /С.Е. Жучкова, М.Н. Воробьева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 9(66). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 80-85.
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. // Российская газета: федеральный выпуск. – 2012. – № 5976 (303). – 31 декабря.
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с.
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р // Российская газета: федеральный выпуск. – 2015. – № 6693 (122). – 8 июня.

В современных условиях высшая школа не должна оставаться в стороне от вопросов воспитания подрастающего поколения. На сегодняшних детей каждый день через глобальную сеть интернет обрушивается поток никем и никак не регулируемой информации, зачастую оказывающей негативное воздействие не только на его психику, но и на развитие в целом [1,2]. Школы порой не справляются даже с учебной нагрузкой, зачастую упуская из виду вопросы воспитания и нравственного развития своих подопечных. И здесь часть данных функций могли бы принять на себя университеты, в которых накоплен колоссальный интеллектуальный и творческий потенциал, который можно и нужно направить в русло содействия формированию мировоззрения молодого человека – гражданина страны, способного найти своё место в современном мире.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» приведена следующая формулировка воспитания: «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (п. 2 Статьи 2 Федерального Закона от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») [3].

Из данного определения очевидно, что проблема воспитания подрастающего поколения является системной проблемой, в решении которой должны быть задействованы все уровни образования. В этом вопросе не должно быть слабых звеньев, следовательно, только комплексный, системный подход может привести к позитивным результатам и к достижению цели по обеспечению процесса формирования достойного гражданина страны, полезного обществу.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования стала «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [4]. Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общихпедагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р, воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [5].

В современных условиях глобализации и жесточайшей конкуренции за умы и настроение граждан, в особенности детей и подростков, эффективной может быть только та система, которая будет интересной и привлекательной для молодежи.

Осознавая свою долю ответственности за данный процесс, в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова разработан проект Комплексно-целевой образовательной программы «Университетская школа успеха СВФУ», который включен в программу развития Специализированного учебно-научного центра – Университетского лицея, созданного решением Ученого совета университета в 2016 году.

Целью разработанной и внедряемой программы является формирование и развитие высоконравственной, социально-активной, творческой личности. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- реализовать комплекс программ дополнительного образования с целью обеспечения интересов учащихся и раскрытия их внутреннего потенциала;

- организовать разнообразные формы и содержание внеурочной деятельности детей, направленные на формирование всесторонне развитой личности;

- создать возможности для индивидуальной самореализации учащегося;

- создать условия для укрепления нравственных позиций, чувства патриотизма;

- организовать взаимодействие школы с другими образовательными организациями, учреждениями культуры и спорта, общественностью города и Республики Саха (Якутия).

Школа призвана удовлетворить заказ общества на воспитание личности новой формации. В результате реализации указанных задач и достижения намеченной цели выпускник школы должен стать высоконравственной, духовной, творчески мыслящей, инициативной личностью, мотивированной на достижение результата, способной к успешной социализации и постоянному самосовершенствованию, имеющей свою мировоззренческую позицию, идеалы и гуманистические ценности.

Эффективность модели «Университетская школа успеха СВФУ» основана на современных подходах и опыте ведущих преподавателей университета, учителей общеобразовательных организаций, с широким привлечением специалистов различных профилей. Для реализации проекта программы школы имеются следующие предпосылки:

1) в СВФУ сложился высокопрофессиональный коллектив, способный обеспечить эффективную подготовку слушателей школы по различным направлениям их личностного развития;

2) в общеобразовательных организациях основной задачей является подготовка учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, что является формальным показателем качества организации и проведения учебного процесса;

3) возрос интерес родителей и общественности к подготовке гармонично развитой, проактивной, целеустремленной личности, ориентированной на успех;

4) данный проект является очередным вкладом федерального университета в дальнейшее развитие человеческого капитала на северо-востоке Российской Федерации.

В программу школы успеха заложено восемь основных направлений формирования личности:

1. Нравственное воспитание «Творец добра».

2. Гражданско-патриотическое воспитание «Наш дом – Россия».

3. Художественно-эстетическое развитие «Как прекрасен этот мир».

4. Интеллектуальное направление «Включи мозг».

5. Физическое совершенствование «Даёшь – ЗОЖ».

6. Коммуникативное направление «Экология речи».

7. Экономико-правовое направление «Норма жизни».

8. Профориентационное направление «Найди своё призвание».

По каждому из указанных направлений определены цели, задачи, пути реализации и ключевые мероприятия, предполагаемый результат. В частности, целью направления нравственного воспитания «Творец добра» является формирование осознанного отношения к жизни в современном социуме, развитие личностных и гражданских качеств человека. Для достижения данной цели решается задача по привитию обучающимся жизненно важных ценностей, формированию социально-значимых качеств уверенной модели поведения в обществе. В качестве путей реализации данного направления предлагаются: лекции, беседы, семинары, доклады, выступления, тематические встречи, дебаты, дискуссии; тренинги личностного роста, командообразования, лидерства; волонтерское движение. В результате у обучающихся должен сформироваться высокий уровень мотивированности к совершению благородных, бескорыстных поступков.

Целью направления гражданско-патриотического воспитания является формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему республики, России на основе изучения традиций и культурного наследия. Для достижения данной цели должна быть решена задача: ориентировать слушателей школы на получении знаний об истории своей малой и большой Родины, воспитывая уважение к культуре, традициям и обычаям своей страны. Результатом достижения намеченной цели должна стать убеждённость слушателей в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества.

Художественно-эстетическое развитие личности имеет цель – формирование представления о прекрасном как общечеловеческой ценности, позволяющей видеть красоту окружающего мира, искусства. Для этого необходимо сформировать у слушателя представления о ценностных основах эстетической культуры личности. Итогом реализации данного направления должно стать умение слушателей школы видеть прекрасное в окружающей действительности, знание основных этапов жизни и творчества выдающихся художников, композиторов, писателей и поэтов.

Целью реализации интеллектуального направления формирования личности является осознание слушателями школы важности развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром. Данная цель достижима при создании условий, способствующих выявлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей каждого слушателя школы для их дальнейшего гармоничного развития. В результате у слушателей школы должен сформироваться высокий уровень мотивации к учебной деятельности, активизироваться их познавательные интересы, развиться способность применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Слушатель школы должен понимать значение ценности здорового образа жизни в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека. За это отвечает направление – физическое совершенствование. При этом решается задача: сформировать осознанное отношение слушателей к своему физическому и психическому здоровью, воспитать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств здоровой личности. В итоге слушатели должны осознать необходимость ведения здорового образа жизни, формирования правильного отношения к своему здоровью.

Не менее важным считаем реализацию и коммуникативного направления, целью которого является воспитание осознанного понимания единства искусства мыслить и говорить – «Заговори, чтобы я тебя увидел!» Формирование коммуникативной компетенции – сложный многоуровневый процесс, одной из составляющих которого является формирование чувства языка. Несомненно, языковое оформление содействует четкости самой мысли. В понятие «языковая личность» вкладывается психологический аспект определения индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности. Выбор той или иной языковой единицы в процессе коммуникации, которая точно, удачно выражает содержание высказывания и соответствует определенным критериям хорошей речи, является самовыражением развитой современной личности. В результате мы должны получить харизматичную личность, ответственную за свои слова и поступки.

Целью экономико-правового направления является предоставление слушателям школы целостного представления о сути экономических явлений и их взаимосвязи, о правовом поле государства и его граждан. Для этого необходимо сформировать у слушателей экономический образ мышления и правовую культуру, научив их пользоваться полученными знаниями в их повседневной жизни. Итогом реализации данного направления должен стать высокий уровень правовой культуры и знание основ экономики, позволяющей слушателям школы хорошо ориентироваться в правовом поле и в экономическом пространстве страны.

Профессиональное самоопределение слушателей происходит посредством формирования у них осознанных представлений о профессиях и оказания им помощи в правильном подходе к выбору будущей профессии.

Итогом работы школы должен стать выпускник университетской школы успеха СВФУ – человек, осознающий свою ценность, как личности, обладающей высоким уровнем интеллектуального, духовного и нравственного развития, являющийся патриотом своей Родины, обладающий социальной ответственностью, юридически и экономически грамотный, владеющий высоким уровнем коммуникативных способностей, ведущий здоровый образ жизни, нацеленный на постоянное самосовершенствование и саморазвитие, имеющий четкие целевые установки и жизненные ориентиры (рис. 1).

Рис. 1. Модель выпускника Университетской школы успеха СВФУ

На первой ступени (начальный уровень) происходит активное формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Слушатель учится оценивать свои поступки, обсуждать несложные актуальные темы, формируются коммуникативные навыки (ведение диалога, дискуссии, выступление с докладом), появляется интерес к экономическим и правовым знаниям, появляется осознанное восприятие мира и своего места в этом мире.

На второй ступени (средний уровень) слушатель получает навыки публичных выступлений, может свободно излагать свои мысли, умеет хорошо ориентироваться в различных жизненных ситуациях, имеет навыки анализа информации, обладает хорошим вкусом, чувством такта, имеет хорошие представления о добре и зле, обладает навыками самоорганизации, способен дать оценку достигнутых им результатов, понимает и оценивает многообразие этнических, региональных, религиозных и других групп в нашей стране. Он понимает сущность и значение правосудия, осознает существование различных видов гражданской и юридической ответственности, прав и обязанностей человека и гражданина. Обладает экономическими знаниями, позволяющими оценивать финансовые возможности в практической плоскости.

На третьей ступени (высший уровень) выпускник школы обладает оптимистичной самооценкой и уверенностью в себе, знает и умеет применять свои знания об основных нормах права, о деятельности органов власти и управления в РФ, об основных механизмах функционировании экономики, о единстве, целостности и взаимозависимости современного мира. Выпускник способен самостоятельно исследовать актуальные политические, экономические, социальные и моральные проблемы, формулировать собственные нормы и ценности, оценивать собственный вклад в различные виды деятельности. Слушатель может организовать самопрезентацию.

Главный результат обучения в университетской школе успеха СВФУ – это формирование молодого человека, обладающего высоким уровнем ключевых, предметных и жизненных компетенций для его успешной социализации в обществе.

Школа поможет слушателю:

- приобрести уверенность в своих возможностях изменить себя;

- научиться ставить перед собой четкие цели и добиваться их;

- построить своё будущее таким, каким хочется и мечтается;

- овладеть искусством дипломатии и компромисса;

- научиться видеть красоту и разбираться в различных направлениях культуры и искусства;

- стать экономически и юридически грамотным;

- стать открытым и свободным от предрассудков, быть толерантным;

- осознать важность ведения здорового образа жизни.

Школа даст СВФУ:

- потенциальный контингент будущих абитуриентов, ориентированных на получение качественного высшего образования;

- профессионально ориентированных выпускников школы, имеющих четкие целевые установки и ориентиры;

- возможность эффективного использования потенциала профессорско-преподавательского состава СВФУ, задействованного в работе школы;

- возможность проведения профориентационной работы учебными подразделениями университета со слушателями школы.

Школа даст обществу:

- достойных граждан, обладающих качествами, необходимыми для их успешной социализации;

- граждан, имеющих активную жизненную позицию, знающих как изменить окружающую действительность к лучшему;

- законопослушных граждан, уважающих законность и порядок;

- граждан, способных создать крепкие семьи, почитающих старших, уважающих труд и умеющих трудиться.

Заключение

В современных условиях построение гармоничного общества невозможно без хорошо продуманной и отлаженной системы воспитания подрастающего поколения. В данном процессе должны быть задействованы все уровни образования, поскольку только комплексное развитие всех основных направлений формирования личности, затронутых в настоящей статье, может гарантировать воспитание достойных граждан страны.


Библиографическая ссылка

Третьякова Т.В., Игнатьев В.П., Аргунова П.Г., Дарамаева А.А. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА УСПЕХА ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26682 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674