Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАННЕГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Груздева М.А. 1
1 Школа иностранных языков «Мариоль»
В статье раскрывается актуальность и возможность использования потенциала раннего иноязычного образования для развития интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников. На основе анализа последних публикаций по исследуемой проблеме, а также существующего педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста обнаружено противоречие между значительным вниманием педагогов, психологов, методистов к потенциальным возможностям раннего иноязычного образования и недостаточным изучением внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование интеллектуально-творческой сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе раннего овладения иноязычной культурой. В исследовании конкретизировано и уточнено понятие «интеллектуально-творческая сфера старшего дошкольника». Опираясь на совокупность методологических подходов для изучения данного феномена, автор определяет внутренние и внешние факторы, существенно влияющие на формирование интеллектуально-творческой сферы ребенка 5-7 лет в процессе раннего иноязычного образования. Они затрагивают психологические, педагогические, методические, социальные аспекты воспитательно-образовательного процесса старших дошкольников и обеспечивают ребенку дополнительные возможности для его интеллектуального, творческого и духовного развития.
раннее иноязычное образование
факторы
старшие дошкольники
интеллектуально-творческая сфера
1. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Обучение второму языку // Детский сад: теория и практика. – 2012. - № 8. – С. 6-27.
2. Григорьева В.В. Билингвизм и многоязычие в детском возрасте в Республике Саха (Якутия): сб. материалов Междун. конф. «Двуязычное образование: теория и практика» (Хельсинки, Финляндия, Хельсинкский университет). – СПб.: Златоуст, 2011. – С. 48-54.
3. Осиянова О.М. Педагогика: семья-школа-общество / О.М. Осиянова, Л.Б. Соколова и др. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – С. 95–106.
4. Шацких В.Н. Методика интегративного обучения иноязычной культуре детей дошкольного возраста (на примере интеграции французского языка, рисования, ритмики и музыки): дис. … канд. пед. наук. - М., 1997. – 124 с.
5. Амбеталь А.В. Формирование ценностно-смысловой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования: дис. … канд. пед. наук. – Елец, 2015. – 175 с.
6. Elsner D. Begegnungen mit Fremdsprachen im Rahmen frühpädagögisher Erziehung / D. Elsner, W. Wedewer. – Bremen, 2007. – 70 р.
7. Phillips S. Young Learners. – Oxf.: Oxf. Univ. Press, 2014. – 145 p.
8. Аганова В.В. Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по иностранным языкам // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). - СПб.: Свое издательство, 2016. - С. 26-27.
9. Ариян М.А. Личностно ориентированный подход и обучение иностранным языкам в классах с неоднородным составом обучаемых // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 1. - С. 3-11.
10. Богданова Н.Н. Немецкий язык для детей. Серия «Мир ребенка» // Н.В. Богданова, С.Н. Крячина. – СПб., 2008. – 400 с.
11. Малкина Н.А. О принципах двуязычия в обучении дошкольников иностранным языкам // Детский сад от «А» до «Я». – 2010. - № 5. – С. 71-80.
12. Пассов Е.И. Методика как наука будущего (краткая версия новой концепции). – Елец: МУП «Типография» г. Ельца, 2015. – 164 с.
13. Волынкина Н.В. Инфолингвистическая система развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в условиях глобализации // Философия образования. – 2013. - № 3 (48). – С. 177-181.
14. Волынкина Н.В. Интеллектуально-творческие способности: инфолингвистический путь развития. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2014. – 218 с.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 94 с.

Актуальность. Процесс закладки и развития интеллектуальных и творческих качеств личности начинает осуществляться в раннем детстве и продолжается в течение всей жизнедеятельности. Дошкольный возраст признается исследователями Н.Е. Вераксой, Н.В. Волынкиной, Л.Н. Выготским, О.В. Дыбиной, В.Н. Карташовой и др. наиболее благоприятным периодом для формирования интеллекта и творческих способностей, поскольку для ребенка на данном этапе характерны диалектическое мышление, природная любознательность, эмоциональная восприимчивость, чистота восприятия.

Система современного дошкольного образования вынуждена отвечать на многие вызовы реальности и строиться с учетом личностно центрированного образования, характеризующегося открытостью и поликультурным контекстом. В эпоху диалога культур раннее обучение иностранному языку вносит значительный вклад в формирование интеллектуальной сферы ребенка, его творческого воображения и расширение кругозора.

На современном этапе раннее иноязычное образование рассматривается как одно из значимых направлений образовательной политики в нашей стране, призванное обеспечить ребенку дополнительные возможности для его интеллектуального, творческого и духовного развития.

Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования интеллектуально-творческой сферы ребенка в процессе раннего изучения иноязычной культуры, поскольку дети в данном возрасте достаточно хорошо владеют родным языком, а также устойчивостью и объемом внимания, развитием мышления, в том числе творческим, диалектическим, памятью, эмоциональной составляющей и др. Все это способствует использованию потенциала раннего иноязычного образования в полной мере.

Степень разработанности проблемы. Проблемой использования образовательного, воспитательного и развивающего потенциала раннего иноязычного образования занимались многие отечественные ученые: М.З. Биболетова, И.Н. Верещагина, Н.Д. Гальскова, В.Н. Карташова, Е.И. Негневицкая, З.Н. Никитенко, Г.В. Рогова и т.д. Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина [1] раскрывали сущность игровой, интерактивной методики обучения ребенка иностранному языку. Особенности приобщения детей к иноязычной культуре отражены в работах В.В. Григорьевой [2] и О.М. Осияновой [3]. В.Н. Шацких [4] особое внимание уделяла интеграции иностранного языка с другими видами деятельности детей дошкольного возраста. Формированию ценностно-смысловой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования посвящены работы А.В. Амбеталь [5]. Проблемы двуязычного обучения исследовались также и зарубежными учеными: Д. Элснером [6], С. Филлипсом [7] и т.д.

Возможность развития диалектического (творческого) мышления дошкольников рассматривается научной школой Н.Е. Вераксы. Широкое распространение среди педагогов-практиков получила методика развития творческого воображения и диалектического мышления у детей дошкольного возраста А.А. Нестеренко.

Изучению творческого процесса при обучении иностранным языкам посвящены работы В.В. Агановой [8], М.А. Ариян [9], Н.Н. Богдановой [10], Н.А. Малкиной [11], Е.И. Пассова [12] и других учёных. Однако вопрос об использовании педагогического потенциала раннего обучения иноязычной культуре в формировании интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников остается исследованным не в полной мере. Таким образом, возникает противоречие между значительным вниманием педагогов, психологов, методистов к потенциальным возможностям раннего иноязычного образования и недостаточным изучением внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование интеллектуально-творческой сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе раннего овладения иноязычной культурой. Данное противоречие обусловило проблему исследования: каковы факторы формирования интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников в процессе раннего иноязычного образования? Решение данной проблемы составляет цель данной статьи.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается теоретико-методологической основой исследования, целостным подходом к проблеме; применением методов изучения, адекватных цели исследования, а именно: анализ научной литературы по проблеме исследования; изучение педагогического опыта в сфере дошкольного образования; наблюдение, беседа, анкетирование.

Научная новизна исследования состоит в том, что конкретизировано и уточнено понятие «интеллектуально-творческая сфера старшего дошкольника», выявлена совокупность методологических подходов для изучения данного феномена, определены внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование интеллектуально-творческой сферы ребенка 5-7 лет в процессе раннего иноязычного образования.

С целью выявления внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование интеллектуально-творческой сферы ребенка-дошкольника в ходе раннего изучения иностранного языка, мы опирались на совокупность теоретико-методологических положений, представляющих основу исследования, а именно:

- положения теории творчества и его роли в развитии интеллектуально-творческого потенциала личности (А.С. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд и др.);

- концептуальные положения о сензитивности дошкольного возраста для формирования интеллектуально-творческой сферы (А.М. Виноградова, Л.С. Выготский, Е.Н. Герасимова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

- культурно-исторический подход (Л.С. Выготский), формирующий интеллектуально-творческую сферу ребенка 5-7 лет в процессе раннего изучения иностранного языка с учетом зоны его ближайшего развития в игровом виде деятельности; посредством диалога культур происходит развитие личности старшего дошкольника как субъекта родной культуры; ребенок оперирует нравственными категориями и учится принимать нестандартные решения в жизненных и образовательных ситуациях;

- личностный подход (И.А. Зимняя, В.В. Рубцов, В.В. Сериков, C.R. Rogers и др.), формирующий ценностные установки дошкольника на основе природных особенностей с использованием иноязычного материала в рамках партнерских отношений между участниками воспитательно-образовательного процесса;

- деятельностный подход (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), позволяющий формировать интеллектуально-творческую сферу ребенка посредством решения эмоционально важных для него иноязычных творческих задач, которые мотивируют на достижение личностно значимой цели;

- аксиологический подход (Б.М. Бим-Бад, Б.С. Брушлинский, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, В.М. Розин, П.Г. Щедровицкий и др.), способствующий воспитанию ценностных ориентаций на добро, созидание и сотворчество в процессе его интеллектуально-творческой деятельности на иностранном языке;

- системный подход (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.), позволяющий комплексно рассматривать формирование интеллектуально-творческой сферы старшего дошкольника в процессе изучения иноязычной культуры как составную часть единого целого вкупе с другими аспектами личности ребенка;

- психолого-педагогические аспекты раннего обучения иностранным языкам (М.З. Биболетова, Н.Д. Гальскова, И.А  Зимняя, В.Н. Карташова, А.А. Леонтьев и др.).

Результаты исследования

Терминологический анализ дефиниции «интеллектуально-творческая сфера» позволил разработать авторское определение данного понятия применительно к этапу дошкольного детства. Интеллектуально-творческая сфера дошкольника является структурным элементом личности ребенка 5-7 лет, представляющим собой совокупность эмоционально-образного, интеллектуально-творческого и ценностно-нравственного компонентов, гармонично формируемых на основе проблемного познания окружающего мира.

Анализ научной литературы, диссертационных исследований в данном направлении, личный педагогический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста позволил выявить внутренние и внешние факторы, обеспечивающие полноценное и всестороннее развитие интеллектуально-творческой сферы старших дошкольников, влияющие на эффективность ее формирования в процессе раннего иноязычного образования.

1. Индивидуально-типологическая специфика ребенка. Особенность развития интеллекта, сформированность умственных операций, способность к изучению языков играют существенную роль в формировании интеллектуально-творческой сферы дошкольников в процессе раннего иноязычного образования. В науке доказано, что интеллектуально-творческие способности представляют способности к дивергентному мышлению, при этом наибольшим потенциалом творчества владеют дети правополушарного типа.

Благоприятное воздействие иностранного языка на формирование интеллектуально-творческой сферы ребенка дошкольного возраста доказано учеными-физиологами. Они полагают, что мозг обладает биологическими часами и этапами развития желез внутренней секреции ребенка. Полное приобретение навыков и умений овладения иностранными языками происходит до 9 лет. Далее отделы мозга, отвечающие за речь, становятся более ригидными и не способными так легко адаптироваться к новым обстоятельствам.

Раннее иноязычное образование - уникальный феномен, который предоставляет широчайшие возможности формирования интеллектуально-творческой сферы детей младшего возраста на примере изучения грамматического, лексического, фонетического аспекта языка, поскольку язык выступает здесь как объект исследования, в процессе которого формируется творческое (диалектическое) мышление. Раннее овладение иноязычной культурой позволяет в значительной степени интенсифицировать процесс формирования интеллектуально-творческой сферы дошкольников и на уровне коммуникации на родном и иностранном языке, и на уровне исследовательского опыта детей.

2. Эмоционально мотивирующее пространство на основе диалога культур. Согласно авторскому пониманию интеллектуально-творческой сферы дошкольников одним из её важнейших компонентов является эмоционально-образный компонент. Он представляет собой ту основу, на которой формируются интеллектуально-творческая и ценностно-нравственная составляющие исследуемой сферы. Образность представления иноязычного материала в форме игры связана с эмоциональным интеллектом и обуславливает успешность всей творческой деятельности старшего дошкольника. В возрасте 5-7 лет эмоции представляют собой мощнейшую мотивацию, которая, в свою очередь, отражает осознанное исследование окружающего мира. Кроме того, раннее овладение иноязычной культурой в искусственных условиях, то есть вне среды, где говорят на изучаемом языке, требует конструирования воображаемых ситуаций, что стимулирует общение на иностранном языке и связано с развитием творческого воображения ребенка.

Одним из элементов эмоционально мотивирующего пространства на основе диалога культур является драматизация, которая удовлетворяет внутренние потребности дошкольников в творческой активности в процессе раннего иноязычного образования. Специфика данного вида деятельности заключается в развитии внимания, творческого мышления и воображения, памяти, слуха, художественного вкуса; совершенствуются речевые навыки на иностранном языке. По мнению В.В. Агановой, умелый подбор декораций и костюмов участников способствует расширению представлений ребенка об иноязычной культуре [8].

3. Проблемная иноязычная ситуация на основе Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Творческие задания на основе теории, созданной Г.С. Альтшуллером еще в 50-е годы ХХ века, сегодня получили широкую популярность среди педагогов-практиков, работающих с детьми дошкольного возраста. Данная теория предлагает «алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности обучающегося, повышающие его культуру мышления» [13, с. 84]. В процессе раннего иноязычного образования важно включать такие задания в конкурсные иноязычные ситуации на праздниках англоговорящих стран, КВН, викторинах, соревнованиях, делать частью ролевой игры. Заметим, что чем младше ребенок, тем больше необходимо ориентироваться на графические задания и меньше – на вербальные. Приведем несколько примеров. Task 1. Draw a picture so as to understand what you like and what you don’t like. Task 2. You have got six squares. What do they look like? Name each picture. Task 3. Draw six circles and six squares. Task 4. Tell us about your favorite toy. What shall we do with it to make it funny? Ugly? New? Old? Task 5. Look at the picture. It’s a butterfly. Imagine this butterfly is you. Where do you live? What do you eat? Who are your parents? Task 6. Create and draw a beautiful and extraordinary street you would like to see in your city. Task 7. Look at these blots. Who do they look like? Task 8. What do you think an old teapot can tell us about itself. Create and say. Draw pictures about it if you’d like to. Task 9. You’ve got two fairy-tales in which there are no endings. Think about a funny end for one fairy-tale and for the other one – an end which everybody will be surprised at.

Проблемные иноязычные ситуации на основе ТРИЗ реализуются в форме сюжетно-ролевых игр с участием любимых сказочных персонажей из известных мультфильмов, например командных игр “The Resident of the Fairy-tales Land” («Житель сказочной страны»),”Travelling to the Fairy-tales Land” («Путешествие в страну сказок»), “Magic Letters” («Волшебные буквы»), игры “Good – Bad” («Хорошо – плохо»), работы в творческих группах “Change the Fairy-tale” («Измени сказку»), “Decipher the Fairy-tale” («Расшифруй сказку»), различных сказочных приключенческих квестов и т.д.

4. Институты семейного и внесемейного воспитания. Главными и основными педагогами в жизни каждого ребенка принято считать его родителей, приоритетной задачей которых, по нашему глубокому убеждению, должно быть выявление и поддержание интеллектуально-творческих, языковых задатков ребенка, помощь в становлении индивидуальных характеристик и личностных интересов.

В процессе раннего иноязычного образования родителям следует избегать таких видов совместной деятельности, при которых у дошкольника не остается простора для фантазии: готовые алфавиты, повторение «шаблонных» фраз и пр. Рекомендуется предоставить ребенку свободу выбора вида деятельности, способа и формы самовыражения, поддерживать детскую инициативу, активно включаться в процесс совместного творчества: можно спеть песенку про английские буквы, нарисовать их на бумаге, рассказать про них сказку и т.д. По мнению Волынкиной Н.В., ежедневное, систематическое чтение иноязычных сказок, просмотр и совместное обсуждение мультипликационных фильмов на иностранном языке дают хорошие результаты в плане расширения лексического, грамматического запаса ребенка, его личностного опыта, интеллектуально-творческого потенциала [14].

Несомненно, ведущая роль института семейного воспитания в процессе формирования интеллектуально-творческой сферы старшего дошкольника тесно взаимосвязана с институтом внесемейного образования, а именно языковыми школами. Они играют немаловажную роль в процессе развития и совершенствования мыслительной и созидательной деятельности детей старшего дошкольного возраста при изучении иностранного языка, так как представляют собой способ активного расширения сферы общения на иностранном языке, выработки навыков социализации, общего психофизиологического развития, преобразования и переосмысления чувственного опыта и творческого воображения. Данный тезис подтверждает постулат, высказанный Л.С. Выготским [15], о «необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности».

Выводы. Таким образом, рассматривая интеллектуально-творческую сферу дошкольника в качестве структурного элемента личности ребенка 5-7 лет, представляющего собой совокупность эмоционально-образного, интеллектуально-творческого и ценностно-нравственного компонентов, гармонично формируемых на основе проблемного познания окружающего мира, нами выявлена совокупность факторов, которые необходимо учитывать педагогам-практикам в процессе раннего иноязычного образования детей данного возраста, поскольку они затрагивают психологические, педагогические, методические, социальные аспекты воспитательно-образовательного процесса старших дошкольников. Учет индивидуально-типологической специфики ребенка, создание эмоционально мотивирующего пространства на основе диалога культур, конструирование педагогом проблемных иноязычных ситуаций на основе Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), сотрудничество институтов семейного и внесемейного воспитания - все это позволит наиболее полно использовать потенциал раннего иноязычного образования, тем самым обеспечить ребенку дополнительные возможности для его интеллектуального, творческого и духовного развития.


Библиографическая ссылка

Груздева М.А. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАННЕГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26617 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674