Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ В РАЗВИТИИ ИДЕИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Антонова М.В. 1
1 Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Мордовский республиканский институт образования»
Осуществлен анализ альтернативных трактовок понятия «ранняя профориентация» с целью определения набора содержащихся в нём взаимодополняющих и альтернативных смыслов и значений. Показано, что наиболее адекватно определение ранней профориентации как ранней подготовки к профессиональному выбору, охватывающее дошкольный, младший школьный и младший подростковый возрасты. Трактовка ранней профориентации как раннего профессионально-образовательного выбора является некорректной и на практике приводит к актуализации этических и психологических рисков в становлении субъекта профессионального самоопределения. Сформулированы базовые положения, характеризующие раннюю профориентацию как одно из перспективных направлений развития профориентационной деятельности в современной России. Обозначены принципы и современные форматы педагогического сопровождения раннего профессионального самоопределения. Обоснована важность пропедевтической работы с родителями, их подготовки к выполнению ролей субъекта педагогического сопровождения, равноправного партнера школы, квалифицированного заказчика профориентационных услуг на этапе пропедевтики оптации.
ранняя профориентация
оптация
сопровождение профессионального самоопределения
профессиональная ориентация
1. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / Центр профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eduidea.ru/file/document/521 (дата обращения: 26.06.2017).
2. Прямая линия с Владимиром Путиным // Президент России [Электронный ресурс] – 16.04.2015. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/49261 (дата обращения: 26.06.2017).
3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения: методическое пособие / Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева. – М.: ИЦ «Академия», 2014. – 304 с.
4. Ревина И.А. Формирование готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии в подростковом возрасте: 19.00.07 / И.А. Ревина: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Н. Новгород, 2008. – 24 с.
5. Сергеев И.С. Системный анализ ошибок в профессиональной ориентации / И.С. Сергеев // Профессиональное образование. Столица. – М., 2016. – № 3. – С. 2-5.
6. Смирнов К.А. Организационно-педагогическая работа с семьями обучающихся в процессе профессионального самоопределения: о некоторых результатах эмпирического исследования / К.А. Смирнов // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума / под ред. М.В. Груздева, И.В. Лободы. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2015. – С. 116-118.
7. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие / С.Н. Чистякова. – М.: ИЦ «Академия», 2014. – 256 с.

В последнее время в отечественной научно-педагогической, методической, популярно-публицистической литературе всё чаще используется понятие «ранняя профориентация». Анализ многочисленных литературных источников показывает, что в толковании рассматриваемого понятия существуют существенные расхождения, которые, по сути, являются точками бифуркации в развитии теоретических взглядов на профориентационную проблематику и практических подходов к ней. Выбор определённого направления в разработке проблем ранней профориентации в точке бифуркации приведёт к реализации одного из нескольких возможных сценариев развития, существенно различающихся по своей педагогической и социально-экономической эффективности. В то же время непонимание самого факта наличия «развилок» (а именно это характерно для современного научно-педагогического сознания) приводит к невозможности дальнейшего развития, поскольку действия оказываются направлены на реализацию взаимоисключающих сценариев.

Таким образом, целью данной статьи является научная рефлексия имеющейся неоднозначности в толковании понятия «ранняя профориентация»; задачами – во-первых, выявление смыслов, содержащихся в рассматриваемом понятии; во-вторых – их взаимное сопоставление с точки зрения их возможного влияния на развитие профориентационной практики.

Ранняя профориентация как профориентационная работа со школьниками

Прежде всего, у термина «ранняя профориентация» существует официально-государственное толкование. С тех пор как профориентация в первой половине 90-х гг. была передана в ведомство Минтруда, она стала пониматься как работа служб занятости со взрослыми лицами, находящимися в поиске работы (безработными). Соответственно, под «ранней профориентацией» в этом случае понимается профориентационная работа с обучающимися, находящимися на этапе выбора профессии (9–11 кл.). Именно в этом смысле следует понимать вопрос о ранней профориентации, заданный Президенту РФ В.В. Путину во время «прямой линии» 16 апреля 2015 г. [2], а также ответ Президента, подчеркнувшего, что профориентацию надо начинать «на самой ранней стадии, ещё в школе».

В то же время в кругах педагогов, психологов и профориентологов термин «ранняя профориентация», как правило, понимается в ином, более узком смысле – как профориентационная работа со школьниками ранних возрастов (с 1 по 7 классы), а также с детьми дошкольного возраста. Однако и в таком понимании существует своя «развилка».

Ранняя профориентация как ранний выбор

Традиционно, период выбора профессии соотносится с подростковым возрастом (от 11–12 до 14–18 лет). Выделяя этот этап среди других стадий становления субъекта труда, профориентологи называют его стадией «оптации». Соответственно, одно из пониманий «ранней профориентации» предполагает смещение этапа профессионально-образовательного выбора на более раннюю возрастную ступень, с тем, чтобы к 11–12 годам выбор уже состоялся.

Понимаемая таким образом идея раннего выбора получила в нашей стране определенное распространение ещё в 90-е гг. прошлого века, в связи с активным формированием страты «элитных школ» – гимназий, в которых профилизация (углублённое обучение) предусматривалась уже с начала основной ступени. И хотя выбор профиля гимназического обучения, начиная с 5 класса, скорее является образовательным выбором, нежели профессиональным, – очевидно, что он самым существенным образом влияет на сферу будущей профессиональной деятельности школьника. В зависимости от того, какое направление углубленного изучения – языковое, естественнонаучное, социально-гуманитарное или др. – выбрал ребёнок, определяется возможная сфера его будущей профессиональной деятельности.

Ещё более ярко идея ранней профориентации как раннего выбора профессии просматривается во многих корпоративных моделях профориентации, разработку и внедрение которых ведут в России многие крупные компании (Газпром, РУСАЛ, РосГидро и т.д.) с начала нового столетия. Одна из особенностей таких моделей – их нацеленность на работу с ранними возрастами, что позволяет опередить конкурирующие профориентационные воздействия на школьника (которые, как правило, ориентированы на учащихся 7-х – 9-х классов), а также использовать возрастные особенности школьников младшего возраста (открытость новому, доверчивость и несформированность критического мышления, лёгкая внушаемость). Целью корпоративной профориентации выступает обычно не только раннее ориентирование школьника на определенную профессию (группу профессий), востребованных данной компанией, но и формирование ранней лояльности к конкретной фирме.

Наконец, понимание ранней профориентации как раннего профессионального выбора находит своё отражение и в распространённой сегодня стратегии «повышения престижа рабочих профессий». При этом, как отмечает современный исследователь, психолог И.А. Ревина, перед школьниками 14–15-летнего возраста ставятся определенные задачи, форсирующие процесс их профессионального самоопределения и подталкивающие их к раннему выбору профессии. В то же время, отмечает она, школьники 14–15 лет в силу ряда объективных причин не готовы к адекватному осознанному выбору не только будущей профессии, но и образовательного профиля» [4, с. 14].

Итак, трактовка ранней профориентации в контексте раннего выбора на практике актуализирует целый ряд рисков:

  • этические риски, связанные с распространением манипулятивных технологий профориентации, воздействующих на мотивы ребенка и его поведение в процессе профессионально-образовательного выбора в обход его сознания и не предполагающие наличия его собственной активной позиции «выбирающего субъекта»;
  • психологические риски, связанные с отсутствием объективных психологических предпосылок для самостоятельного профессионально-образовательного выбора у школьников ранних возрастов, в силу чего их выбор часто оказывается стихийным, случайным, а мотивы выбора – поверхностными, ситуативными, что отнюдь не способствует в дальнейшем формированию любви к избранной профессии и готовности к эффективному труду. Существенно повышается вероятность разочарования в избранной профессии (и в профессионально-трудовой деятельности вообще), смены направления обучения, трудоустройства не по специальности и т.д.

Однако возможна и принципиально иная трактовка идеи «ранней профориентации» в работе с учащимися начальной и основной школы. Но прежде чем подробно рассмотреть её, проведём анализ типичной профориентационной ситуации, взятой из жизни.

Учащийся 8 – 9 (или 10 – 11) класса вместе с родителями приходит на приём к профконсультанту. Их видимая цель – получить консультацию о том, какой путь продолжения образования, какая сфера профессиональной деятельности больше подходит ребёнку. Однако за этой целью чаще всего скрывается совершенно определенный смысл – переложить ответственность за свой собственный профессиональный выбор на плечи профконсультанта, который, пользуясь определенными диагностическими методиками, подскажет, как сделать «правильный» выбор, какая профессия является для школьника «подходящей».

Вероятнее всего, ни сам школьник, ни его родители, не понимают, что качество такого «выбора», лишённого признаков самостоятельности и персональной ответственности, оставляет желать лучшего. «Для того, чтобы выбор профессии был качественным, – отмечает современный исследователь И.С. Сергеев, – мало того, что он должен соответствовать способностям и склонностям выпускника, а также потребностям местного рынка труда. Нужно ещё, чтобы этот выбор был самостоятельным, осознанным и ответственным. Чтобы он стал результатом тщательного перебора многих альтернатив… чтобы он окреп и закалился, пройдя целый ряд краш-тестов… <Иначе> – потеря базовой составляющей профессионально-трудовой мотивации – субъектной, авторской позиции «человека-в-профессии» («Это мой собственный выбор!»)» [5, с. 3]. Налицо та самая ситуация, которую Н.С. Пряжников и Л.С. Румянцева характеризуют следующими словами: «проблема <профессионального выбора> решается «вместо» клиента (клиент занимает пассивную позицию и … не является субъектом выбора)» [3, с. 7].

Причина, почему учащийся и его родители стремятся переложить выбор на профконсультанта, довольно проста: ситуация выбора – это всегда мощная стрессовая ситуация для человека, в том случае, если он не подготовлен к этому выбору. Отсюда – логически и психологически обоснованная трактовка интересующего нас понятия:

Ранняя профориентация как ранняя подготовка к выбору

Рассматривая идею «ранней профориентации» в этом ключе, необходимо, прежде всего, обратиться к современному пониманию процесса профессионального самоопределения человека, важнейшими характеристиками которого выступают преемственность и непрерывность. «Субъект профессионального самоопределения формируется постепенно, поскольку профессиональное самоопределение – не разовый акт, а длительный процесс, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций», – отмечают авторы «Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» [1]. Такое понимание процесса сопровождения профессионального самоопределения предполагает, что каждая последующая ступень образования преемственно развивает основы определенных компетенций, заложенных на предыдущих ступенях образования.

В этом контексте мы считаем возможным сформулировать следующие базовые положения, характеризующие раннюю профориентацию как одно из перспективных направлений развития профориентационной деятельности в современной России.

  1. Поскольку, как уже отмечалось, возрастной этап профессионального самоопределения 11–18 лет принято именовать стадией оптации, мы можем обозначить предшествующий возрастной этап (6–10 лет), соответствующий обучению в начальной школе, как стадию пропедевтики оптации. Для того чтобы грамотно выстроить профориентационное содержание данного этапа, необходимо чётко определить «входные» требования стадии оптации, т.е. тот базис, на котором у подростка должны формироваться заданные профориентационно значимые компетенции.

В настоящее время педагогической наукой определены лишь некоторые наиболее общие черты обозначенного базиса: позитивное ценностно-мотивационное отношение к миру труда и профессий; достаточная информированность о мире профессий и его многообразии (Н.С. Пряжников [3, с. 12–13], С.Н. Чистякова [7, с. 39–40] и др.). Однако в современных условиях этого явно недостаточно; необходимы исследования, позволяющие дать ответ и на другие вопросы, в том числе:

  • Какой опыт выбора (в широком понимании) должен быть накоплен и осмыслен младшим школьником, чтобы он затем, на этапе оптации, не испытывал тревоги в связи с необходимостью решения новой жизненной задачи, которой является для него профессионально-образовательный выбор?
  • Какой деятельностно-практический опыт (в т. ч. опыт продуктивной деятельности) должен быть накоплен и осмыслен на этапе пропедевтики оптации, чтобы деятельность подростка по профессиональному самоопределению на стадии оптации была осмысленной и продуктивной?
  • С какими аспектами внешкольного социально-профессионального контекста должен быть уже знаком подросток, чтобы его первые шаги по построению личной профессиональной перспективы были не умозрительными, а соотносились с конкретными условиями жизни?
  • В какой степени на этапе пропедевтики оптации школьник должен быть подготовлен к ситуации неопределенности, неоднозначности (и даже внутренней противоречивости), чтобы затем, на этапе оптации, знакомство с многочисленными деформациями в мире труда и профессий не послужило для него поводом для серьёзного разочарования?
  • В какой степени младший школьник и младший подросток должен быть подготовлен к тому, что на этапе оптации (и далее, в течение всей жизни) ему неизбежно предстоит столкнуться с попытками манипуляции его сознанием со стороны различных «профориентирующих» субъектов?
  1. Поскольку процесс профессионального самоопределения является непрерывным процессом, эта непрерывность должна быть обеспечена как методологически, так и технологически. Иначе говоря, для детей всех возрастов и на всех этапах образования, при учёте различий в жизненных задачах самоопределения, должно быть обеспечено единство подходов, принципов, технологий и условий, реализующихся в процессе педагогического сопровождения профессионального самоопределения. Таким образом, мы можем говорить о назревшей необходимости перенесения на более ранние этапы некоторых принципов и технологий сопровождения профессионального самоопределения, используемых в работе с более старшими возрастами.

О каких именно «принципах и технологиях» идёт речь? Прежде всего, о тех современных форматах профориентационной работы, которыми обогатилась отечественная практика на протяжении последних полутора десятилетий. Их подробное обоснование выходит далеко за рамки этой статьи, поэтому здесь мы лишь перечислим некоторые из них:

  • принцип практикоориентированности, предполагающий использование в качестве ведущего инструмента сопровождения профессионального самоопределения формирование собственного профориентационно значимого опыта обучающегося, а не «убеждение» его посредством внешнего воздействия на его сознание (или внушающего воздействия на чувства);
  • принцип междисциплинарности, который требует подключения к педагогическому сопровождению обучающихся специалистов различного профиля (педагогов-предметников, классных руководителей и кураторов групп, мастеров производственного обучения, социальных педагогов, медицинских работников, педагогов-психологов, профконсультантов, профессионалов-практиков и др.);
  • принцип социального партнёрства в педагогическом сопровождении профессионального самоопределения, предполагающий организацию такого сопровождения в тесном взаимодействии образовательных организаций дошкольного, общего, профессионального, высшего, дополнительного образования друг с другом, а также с работодателями и их объединениями, родителями, учащимися, службами занятости, СМИ, органами муниципального самоуправления и другими институциональными субъектами, в том числе в форме сетевых программ;
  • активные и интерактивные формы работы и педагогические технологии профориентационных проектов (практикоориентированных, исследовательских и игровых; групповых и персональных); профессиональных проб; индустриальных экспедиций; профессиональных конкурсов; ситуативных (проблемных) задач – «метод кейсов»; организация нетворкинга – системы полезных связей, необходимых в будущем;методики работы с прогностическими материалами, такими как «Атлас новых профессий» Агентства стратегических инициатив и Школы «Сколково» и др.
  1. Как убедительно показано целым рядом исследований (В. И. Блинов [1], Н. С. Пряжников [3, с. 37–40], К. А. Смирнов [6, с. 116–118] и др.), родители учащихся являются важнейшим, нередко решающим фактором, прямо или косвенно оказывающим влияние на профессиональный выбор своих детей. В то же время, как отмечается в «Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования», «отношение семьи к миру труда и профессионального образования во многих случаях деформировано распространенными в обществе мифами и предрассудками… Родители обучающихся не ориентируются в ситуации на местном рынке труда, не информированы о современном уровне культуры труда и производства на предприятиях, не владеют сведениями о спектре профессий и специальностей, предоставляемых организациями профессионального и высшего образования… В то же время, непрерывная смена социально-экономических условий, модернизация экономики и профессионального образования приводят к невозможности прямого использования родительского опыта профессионального самоопределения в качестве образца для их детей» [1].

Очевидно, что на этапе пропедевтики оптации пропедевтическая работа должна проводиться не только со школьниками, но и с их родителями. Результатом этой работы должна стать целенаправленная, комплексная подготовка родителей к выполнению ряда ролей, необходимых на стадии оптации:

  • роль полноценного субъекта педагогического сопровождения профессионального самоопределения собственных детей, в достаточной степени информированного, обладающего достаточной информацией, способного критично и непредвзято оценить как собственные представления, так и господствующие тренды общественного мнения;
  • роль равноправного партнера школы (и других организаций и предприятий, включённых в сетевое взаимодействие) в процессе сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
  • роль квалифицированного заказчика профориентационных услуг, способного чётко формулировать свой запрос и грамотно выбирать подходящие из множества существующих на рынке предложений, на основе оценки их реального качества.

Таким образом, ранняя профориентация может пониматься: во-первых, как ранняя профориентационная работа со школьниками в целом; во-вторых, как обеспечение раннего профессионального выбора школьников (в старшем или младшем подростковом возрасте); в-третьих, как особый этап сопровождения профессионального самоопределения обучающихся дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, на котором осуществляется подготовка обучающихся и их родителей к последующему этапу оптации. Последняя трактовка рассматриваемого понятия, учитывающая возрастные особенности обучающихся и непрерывный характер процесса профессионального самоопределения человека, является перспективной для развития современной практики профессиональной ориентации.


Библиографическая ссылка

Антонова М.В. ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ В РАЗВИТИИ ИДЕИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26530 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674