Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Ольховая Т.А. 1 Каратаева Т.А. 1
1 Оренбургский государственный университет
В статье раскрывается методологический потенциал аксиологического и субъектного подходов в исследовании проблемы формирования гражданской идентичности старшеклассников в современной школе. Идентичность определена авторами как ценностная доминанта российского общества, что актуализирует обращение к вопросу аксиологизации системы образования. Гражданская идентичность обучающихся рассматривается как значимая часть аксиологической базы их личностного развития, что предполагает внедрение в образовательный процесс современной школы ценностно-ориентированных технологий. Представлен анализ классификации ценностей в контексте изучения проблемы формирования гражданской идентичности. Авторы показывают, что ориентация старшеклассников на ценности гражданственности осложняется тем, что социализация подростков происходит под разнонаправленными воздействиями основных социальных институтов и теряется перед выбором значимых ценностей в условиях информационного общества. Субъектную позицию авторы рассматривают как основу формирования деятельностного компонента гражданской идентичности личности.
гражданская идентичность
ценность
субъектность
аксиология
базовые национальные ценности
1. Амирханова С.В. Становление идентичности молодежи в современном российском обществе риска: автореф. дис. ... канд. социол. наук / С.В. Амирханова. – Казань, 2009. – 24 с.
2. Анисимов Р.И. Трансформация гражданской идентичности в России: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Р.И. Анисимов. – М., 2011. – 25 с.
3. Берстенева С.В. Социальная зрелость старшеклассников как фактор формирования социально активной личности / С.В. Берстенева // Общество, семья, личность: теория и практика решения актуальных проблем [Текст]: сб. науч. статей/ сост. Ю.В. Братчикова/ Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2013. – С.7-11.
4. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков; Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2009. – 29 с.
5. Кирьякова А.В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования / А.В. Кирьякова //Вестник ОГУ. – 1999. – № 1. – С. 13-19.
6. Кравченко Н.Ю. Методологические аспекты исследования гражданской идентичности / Н.Ю. Кравченко // Известия Саратовского университета. Нов. сер. – 2012. – Т.12. Сер. Социология Политология, вып.4. – С.3-7.
7. Кравчук П.Ф. Специфика социального развития и основные факторы ценностных ориентаций выпускников средних школ / П.Ф. Кравчук, А.В. Ноздря // Вопросы культурологии. – 2007. – № 9. – С. 43–45.
8. Ковров В.В., Кожухарь Г.С. Теоретические подходы и организация исследования российской идентичности подростков в образовательных организациях / В.В. Ковров, Г.С. Кожухарь // АРТЕК – СО-БЫТИЕ. – 2016. – № 1 (13). – С.25-32.
9. Маслов С.И., Маслова Т.А. Аксиологический подход в педагогике / С.И. Маслов, Т.А. Маслова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2013. – № 3-2. – С. 202- 212.
10. Морунова Л.В. Факторы, условия и механизмы формирования субъектности студента вуза / Л.В. Морунова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2011. – № 1. – С. 79-81.
11. Панкратов С.А., Тельнова Н.А. Специфика гражданской идентичности в условиях политической модернизации России / С.А. Панкратов, Н.А. Тельнова // Известия Саратовского университета. Нов. сер. – 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 4. – С. 13-17.
12. Реализация ценностного подхода в педагогике школы [Текст] : монография / под ред. А. В. Кирьяковой; Оренбург. гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2000. – 240 с.
13. Савельев В.А. Субъектный подход как методологическая база организации тьюторского сопровождения в педагогическом образовании // http://www.rusnauka.com/33_DWS_2013/Pedagogica/2_149019.doc.htm (дата обращения 04.01.2017).
14. Стойлик А.Ю. Вариативность ценностных ориентаций современных старшеклассников: дис. … канд. психол. наук /А.Ю. Стойлик. – М., 2004. – 175 с.
15. Циулина М.В. Методология психолого-педагогических исследований /М.В. Циулина. – Челябинск, 2015. – 239 с.

В условиях резкой трансформации современной политической обстановки в мире особую актуальность приобретает проблема развития гражданской идентичности подрастающего поколения, решение которой следует рассматривать не только как социальную и политическую, но и как педагогическую задачу. Гражданское воспитание школьников – одна из основных целей современной системы образования, выступающей особым механизмом, обеспечивающим подготовку социально адаптированных, коммуникабельных, грамотных, активных граждан, готовых жить и работать в информационном обществе. Общество осознает, что отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, несовершенство системы гражданского воспитания может привести к серьёзным проблемам в государстве.

Целью данной работы является определение методологических основ изучения проблемы формирования гражданской идентичности современных старшеклассников, нуждающейся в полном подробном анализе, поскольку в научном сообществе отсутствует единая позиция по поводу содержания понятия гражданской идентичности. Предлагая понимать под гражданской идентичностью осознание человеком своей принадлежности к числу граждан определённого государства, предполагающее наличие у него высокого уровня политической и правовой культуры, достаточного аксиологического потенциала, стремления к регулярному проявлению гражданской активности в обществе, в качестве методологической базы исследования мы опираемся на аксиологический подход, получивший обоснование в трудах М.Г. Казакиной,  А.В. Кирьяковой, И.С. Ломакиной, З.И. Равкина, В.А. Сластёнина, В.П. Тугаринова. Тем более существует мнение о том, что «через анализ ценностей можно отчётливо увидеть изменения, происходящие в культуре и личности в ответ на исторические и социальные перемены» [7, с.45], которое подтверждает необходимость исследования возможностей реализации ценностного подхода в нашей работе.

Аксиологический подход основывается на ключевом понятии «ценность», под которой понимают «специфически социальное определение объектов окружающего мира, выявляющее их положительное или отрицательное значение для человека и общества» [15, с.85], что делает его универсальным для использования в научных изысканиях различной тематики. Аксиологический подход применительно к системе образования вдвойне рационален, так как позволяет изучать явления с позиции осознания их ценности для воспитания и развития личности, а также анализировать результаты педагогической деятельности, сущность самого образовательного процесса, выполняя важные функции (коммуникативную, интегративную, информативную, ориентировочную, рефлексивную, гностическую). Ценности играют значимую роль в формировании личности:  являются основой формирования и сохранения ценностной ориентации в сознании людей, они позволяют индивиду занять определенную позицию, обрести точку зрения, дать оценку; мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в обществе и стремление к достижению отдельных целей соотносится с ценностями, включенными в структуру личности.

Традиционно деление ценностей на материальные и духовные: первые напрямую связаны с производством, предметным миром, развитием техники), вторые – с моралью, искусством, наукой). Согласно выводам философской науки, допустимо говорить об объективных, субъективных и абсолютных ценностях [2], причём первая группа идентична материальным ценностям, вторая – духовным, а третья  отражает те категории, которые имеют безусловную ценность: жизнь, здоровье, знания, прогресс, справедливость, гуманность и т.п. А.В. Кирьякова, обобщая многочисленные классификации видов ценностей, приходит к выводу о своеобразном характере процесса выработки ценностей каждой личностью независимо от основания их выделения в определённые группы, имея в виду больше так называемые «социально-значимые ценности», которые «преломляясь через призму индивидуальной  жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личных ценностей, являясь одним из источников мотивации её поведения» [5, с.15], и могут рассматриваться в контексте изучения гражданской идентичности.

А.В. Кирьякова полагает, что «сущность ценностного подхода состоит в рассмотрении педагогических явлений и фактов, целей, технологий и результатов образования во взаимодействии "человек и мир", в особом внимании к формированию внутреннего мира личности, его стремлений, притязаний, интересов, нравственных доминант жизнедеятельности, общей направленности перспектив» [12, с.2]. Подобная установка обращает нас к вопросу развития гражданской идентичности как одному из ценностных ориентиров человека. Тем более известно, что «как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определённой деятельности по удовлетворению потребностей и интересов...» [7, с.43], в свою очередь способствуя её самоопределению и самоидентификации, в то числе и как гражданина своей страны. Понятно, что невозможно быть гражданином, не будучи личностью, в составе характеристик которой особую роль играют нравственные ценности, принятые как непререкаемые установки, определяющие как полёт мысли, так и ход действия каждого из нас.

В научном сообществе утвердилась мысль о том, что «необходима разработка современных программ сохранения самобытности гражданских ценностей и патриотических чувств...» [11, с.16]. Какие ценности следует называть гражданскими, чтобы не ошибиться в применении методов их формирования? Жители современной России, являющейся правовым государством, должны признавать таковыми свободу, равенство, патриотизм, социальную справедливость, толерантность, плюрализм и т.п. Однако в сознании старшеклассников зачастую не сформированы сами  обозначенные выше понятия, даже на уровне понимания их смысла, не говоря уже о статусе личностных моральных установок. Реализация задачи воспитания гражданских ценностей осложняется тем, что подростки социализируются под разнонаправленным воздействием основных социальных институтов и теряются перед выбором значимых ценностей в условиях информационного общества. Зная  о разделении ценностных показателей развития личности на ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные), мы полагаем, что в исследовании проблемы формирования гражданской идентичности  выпускников образовательных учреждений следует обратить внимание на интернализацию ими обеих групп ценностей с указанием нравственных приоритетов в этом направлении.  Группу гражданских ценностей следует дополнить «осознанием человеком себя как гражданина..., уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире; гражданским патриотизмом (а бывает ли он другим?); установкой на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры "малой родины"; готовностью к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; уважением иного мнения, позиции,, взгляда на мир; осознанием своей сопричастности к судьбам мира и человечества; направленностью на активное овладение универсальными способами познания мира, развитие рефлексии личностных качеств критического мышления» [8, с.27], список которых напоминает набор универсальных учебных действий, на формирование которых согласно федеральным образовательным стандартам второго поколения должен быть нацелен образовательный процесс.

Аксиологический подход в исследовательской деятельности позволяет акцентировать внимание на способности гражданской идентичности как личностного образования помогать активному освоению образцов и стереотипов поведения в обществе,  принятию групповых целей и социальных установок, подчёркивая его актуальность для формирования именно российской идентичности, «слабый растущий организм» которой нуждается в ценностной (внутренней) поддержке. Поэтому сегодня имеет смысл поощрять развитие ценностей, востребованных конъюнктурой, несущих заряд глобализации и демократизации общественных отношений. Одной из них можно считать ценность правового государства, безусловно, вписывающуюся в модель формирования гражданской идентичности подростка, поскольку её восприятие начинается для ребёнка в возрасте двенадцати лет при изучении разделов по политологии и правоведению в курсе обществознания. Понятно, что прежде чем принять для себя эту или другую ценность как значимое явление или отношение, школьник должен узнать, в чём её суть, содержание, «наполнение», тем самым связать когнитивный и ценностный компоненты гражданской идентичности.  Поэтому логично полагать, что первый уровень гражданской идентичности связан с освоением групповых или (общностных) норм и ценностей поведения, с которыми индивида знакомит референтная группа.

Итак, для населения России актуальны базовые национальные ценности, под которыми следует понимать «основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях» [4, с.6], а именно: систему значимых для каждого жителя страны идей и взглядов, связанных не только с его личными интересами, но и с ведущими тенденциями развития государства. Эту связь как нельзя лучше отражает понятие «гражданская идентичность», включающее «осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия; осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение  к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; бережное отношение к жизни другого человека; законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; духовную, культурную и социальную преемственность поколений» [4, с.16].

Достаточно высокий уровень развития гражданской идентичности личности, гармоничность сочетания элементов структуры которой позволяет его оценить, характеризует моральную зрелость старшеклассников. Однако критерием подобной оценки должно выступать «принятие выпускником школы нравственных норм и ценностей» [3, с.9], что снова подчёркивает необходимость реализации аксиологического подхода в учебном процессе. Ценностная база исследования проблемы становления гражданской идентичности подрастающего поколения очевидна и для выявления рисков этого процесса в подростковой среде, ведь «деформированная система ценностей и ориентиров, кризис идентичности, наличие различных стратегий адаптации к социальным изменениям определяют травматическую последовательность, которая деформирует процесс социального развития молодёжи...» [1, с.13], осложняют её социализацию.

Особое место в изучении гражданской идентичности и трудностей её формирования занимает вопрос влияния возрастных характеристик на процесс становления ценностных ориентаций подростков. Вывод А.Ю. Стойлик о слабой значимости среди терминальных ценностей эстетических и альтруистических аналогов [14] заставляет задуматься и о статусе гражданской идентичности как ценности в сознании подростков, которые скорее всего чужды бескорыстного восприятия своей принадлежности к своей стране и не готовы сделать её для себя ценностью-целью, ценностью-ориентиром в жизни.

По мнению С.И. Маслова, следует избегать сведения категории гражданских ценностей только к патриотизму, поскольку хотя он и «...олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования в служении Родине» [9, с.208-209], но не заменяет гражданской идентичности. Патриотизм выступает её эмоциональным элементом, побуждающим человека проявлять свою гражданскую активность, а также чувством и сформировавшейся позицией верности своей стране и солидарности с ее народом. Его можно рассматривать как аксиологическую аксиому в контексте формирования гражданской идентичности в современной образовательной системе. Впрочем, не стоит забывать и об иных аспектах гражданской идентичности.

Анализ результатов опроса, проведённого среди учащихся 9–11 классов МОАУ «Гимназия № 3» г. Оренбурга (рисунок), показывает, что к числу гражданских ценностей школьники относят патриотизм (в 32 % случаев), мораль (25 %), толерантность (25 %), свободу (18 %). Подобная статистика заставляет задуматься о расширении исследовательского поля проблемы формирования гражданской идентичности современных старшеклассников, так как их представления о гражданских ценностях ограничены наборов традиционных характеристик гражданственности, общепринятых в условиях существующего в большинстве стран демократического политического режима.

Какие гражданские ценности, на ваш взгляд, являются наиболее значимыми в современном обществе?

Мнение о том, что «целесообразно изучение гражданской идентичности через символы и диспозиции, которые позволяют выявить именно латентную идентичность: что индивид думает, к какому действию у него созрела установка и ... что он чувствует» [6, с.6], безусловно, рационально, однако можно предложить ещё и целесообразное сочетание различных научных подходов при разрешении проблемы формирования гражданской идентичности учащихся современной школы.

Также в качестве методологической базы изучения гражданской идентичности мы рассматриваем субъектный подход. Утверждение А.В. Кирьяковой о том, что «ценностное сознание тесно связано с субъектно-творческим отношением к миру, с его практическим преобразованием, оно видит мир сквозь призму субъекта-творца» [5, с.15], наводит на мысль о возможности обращения в нашем исследовании к субъектному подходу, сравнительно недавно обозначенному в педагогической науке. Уникальность субъектности как личностного образования подчёркнута в трудах Н.М. Борытко, Е.Н. Волкова, Е.И. Казакова, Ф.Г. Мухаметязянова, Т.А. Ольховой, А.К. Осницкого, В.А. Петровского, В.И.  Слободчикова.

Мы рассматриваем субъектность как педагогический феномен, который представляет собой целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения. Данное определение может быть трансформировано в контекст характеристики гражданской идентичности как одного из качеств личности, формирующихся в процессе обучения в школе. Видя в целом в гражданской идентичности осознание человеком своей принадлежности к определённой общности, в том числе  к государству, и признавая, что любой «субъект живёт, понимая, осмысливая события и ситуации, ту среду, в которую он физически или мысленно включён» [9,с. 10], мы берём на себя смелость утверждать, что формирование гражданской идентичности старшеклассников на уровне полного общего образования будет успешным, если актуализируется их субъектная позиция. Нашим выводам сопутствуют также мнения современных учёных: «...идентификация предполагает активность самосозидания: не просто уподобление человека определённой символической структуре, а работу по конструированию и себя, и структуры, относительно которой происходит это уподобление» [11, с.16] и др.

Одно из положений субъектного подхода сводится к пониманию того, что «обладающий врожденной способностью к выделению и противопоставлению себя окружающему миру, человек развивается как социальное существо, но в социальной деятельности он выбирает способ самоопределения, формирует собственную позицию в отношении с миром» [13, с.2], заявляя себя субъектом деятельности. Во взаимодействии с государством в качестве гражданина он проявляет свою субъектность, участвуя в выборах, общественных мероприятиях, выплачивая налоги, соблюдая законы и т.п., причём делает это осознанно, целенаправленно. Можно утверждать, что осознанность выступает одной из важнейших характеристик субъектности, поскольку для личности нетипично предпринимать какие-либо действия, не осознав их последствия для неё и общества в целом. Особенно её нужно отслеживать в поведении подрастающего поколения: «выходя из стен школы, молодые люди вступают в трудовые отношения, становятся субъектами гражданских прав и обязанностей, вступают во взаимоотношения с людьми в новом коллективе, становятся на новую ступень нравственности» [3, с.8], когда подростки обретают полную дееспособность и становятся полноправными членами социальной среды. Так, обладание субъектностью подчёркивает значимость когнитивного компонента гражданской идентичности современных выпускников, который включает в себя знания о своей принадлежности к государству.

Субъектность школьника как гражданина начинается с его идентификационной компетентности, которая характерна для личности, обладающей высокой работоспособностью, гармонично развитыми волей, интеллектом, эмоциями и здоровьем, социальной и внутренней ответственностью (совестью), креативностью, целостностью мировосприятия, развитой рефлексией, а значит, не представляется возможным говорить о ярко выраженной гражданской идентичности при отсутствии у него подобных качеств. К этому списку следует добавить основные процессуальные категории становления субъектности, а именно: «инициативность, самостоятельность, целенаправленность, ответственность в выборе, принятии и реализации решения, ... конструктивность, способность и готовность к сотрудничеству» [10, с.80], с которыми должен быть знаком каждый человек, начиная с подросткового возраста. Тем более важно подчеркнуть, что этот набор индивидуальных свойств в первую очередь должен быть присущ педагогу, формирующему гражданскую идентичность своих учеников. Неслучайно большинство научных изысканий по теме субъектности касаются этого понятия как необходимого элемента процесса профессионального становления будущих учителей. Наставник, который подавляет своего воспитанника в рамках школьного обучения, не сможет вырастить из него достойного гражданина, поскольку тот будет вынужден занимать позицию объекта внешнего воздействия и манипуляций педагога. Поэтому показателем субъектности школьного учителя являются прежде всего осознание и принятие педагогом целевых установок формирования гражданской идентичности личности ребёнка как цели и результата своей профессиональной деятельности, систематическое обеспечение субъект-субъектных отношений с обучающимися в урочной и внеклассной работе, основанных на обоюдном осознании себя гражданами своей страны.

Таким образом, при всём многообразии методов и приёмов изучения педагогических явлений применение аксиологического и субъектного подходов в нашем исследовании проблемы формирования гражданской идентичности современных старшеклассников обосновано во многом тем, что ценности задают вектор субъектности и придают ей смысловую окраску, а это даёт возможность рассматривать гражданскую идентичность с позиций аксиологизации и субъектности. Гражданская идентичность обучающихся должна стать значимой частью аксиологической базы их личностного развития, что возможно за счёт внедрения в образовательный процесс в учебных заведениях ценностно-ориентированных технологий, знание которых отличает педагогов будущего. Движущей силой процесса формирования гражданской идентичности выступает ценностное самоопределение как процесс обретения школьником смысла собственного существования в обществе и государстве в качестве субъекта социальной деятельности.


Библиографическая ссылка

Ольховая Т.А., Каратаева Т.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26403 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674