Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ В КОНЦЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Абдуллабекова А.Э. 1 Каримулаева Э.М. 2 Мусаева А.Г. 1
1 ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства»
2 ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»
Статья посвящена развитию женского образования у народов Дагестана. Авторы анализируют факторы, обусловившие появление и развитие образования у горских народов, а также рассматривают региональные особенности развития женского образования, процесс создания женских учебных заведений и вовлечение девочек-горянок в учебные заведения региона. Исследование истории народного просвещения дает возможность проследить на всех этапах развития процесс духовного роста регионального социума, определить закономерности этого роста, смены форм и содержания образования. Вторая половина XIX – начало XX вв. – это период, ставший переломным в истории образования народов всего Северного Кавказа. На его развитие огромное влияние оказала Российская империя. Преследуя свои геополитические интересы, Россия избрала образование в качестве действенного средства для постепенного объединения русского и горских народов.
образование
светское женское образование
народное просвещение
дагестанская
1. Абдуллабекова А.Э., Магомедрасулова Р.М. Особенности развития правовой системы советской период / А.Э. Абдуллабекова, Р.М. Магомедрасулова // Евразийский юридический журнал. – 2016. – № 3. – С.45-47.
2. Адухов М.Д. Становление и развитие светского образования в Дагестане / М.Д. Адухов [Электронный ресурс]. – URL: http: superinf.ru/view_helpstud.php.
3. Каймаразов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане / Г.Ш. Каймаразов. – М.,1989. –78 с.
4. Каримулаева Э.М. Проблемы и перспективы гендерного обучения в современной сфере образования / Э.М. Каримулаева // Ученые записки имени П.И. Лесгафта. – 2011. – № 6. – С.10-14.
5. Мусаева А.Г. Завершение процесса вхождения Дагестана в состав России [Электронный ресурс] / А.Г. Мусаева // Актуальные проблемы фундаментализации образования. – URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/2686/discussion_platform (дата обращения: 19.04.2017).
6. Шигабудинов М.Ш. Отходничество в Дагестане в конце ХIХ – начале ХХ вв. / М.Ш. Шигабудинов. – Махачкала, 2000. – С.9-12.
7. Центральный государственный архив Республики Дагестан Ф.77. Оп.1. Д3.Л.9.
8. Центральный государственный архив Республики Дагестан Ф.77. Оп.1. Д.3.Л.10.

Процессы становления и развития светского образования в Дагестане связаны с процессом присоединения Дагестана к Российской империи, окончательным вхождением Дагестана в состав Российской империи. Этот процесс имел несколько этапов. Первый этап –это юридическое оформление данного процесса, связан с подписанием Гюлистанского мирного соглашения в 1813 году.

Второй этап – это фактическое завершение Кавказской войны, национально-освободительного движения горцев Северного Кавказа 1817–1864 годов.

Начиная с этого времени, представители российской науки, культуры, языковеды стали часто посещать край с целью его всестороннего изучения и просвещения, приобщения жителей к ценностям европейской культуры и науки, а также изучения местного национального и художественного восточного колорита, ознакомления с имеющимися в крае научно-исследовательскими трудами, созданными дагестанскими просветителями и учеными – алимами на арабском языке и языках народов Дагестана.

Так, например приехавший в Дагестан по заданию его Императорского Величества Александра II художник Лансере должен был писать картины горного края, портреты горцев, в том числе и родственников знаменитого наиба имама Шамиля-Хаджи-Мурада. Известно, что он был поселен в доме легендарного наиба. Живя в доме, художник наблюдал за домочадцами и разглядел талант и способность к изучению наук одной из дочерей наиба – Уммухаир. Именно он помог ее дяде Магомед-Мирзе Хизроеву (позже легендарный революционер) отправить ее на обучение в Саратов, а позже в Москву, для поступления в медицинский институт, который она успешно окончила и проработала врачом всю жизнь.

Представителями новой власти и деятели российской интеллигенции, просветители, способствовали   зарождению и становлению научно-исследовательской мысли в крае.

В числе таких пионеров, местных ученых и исследователей нового            времени и мышления, мы выделяем Мухаммада Али Касимовича Казем-Бека, Алибека Гайдарова, Магомеда Хандиева, переведшего на аварский язык творчество Пушкина, Лермонтова, Некрасова,   а также Гасан Эфенди Алкадари и их последователей.

Изучение процесса становления новой формы образования требует тщательного изучения, поскольку его исследование дает возможность отследить этапы и процессы нравственного развития области, определить его закономерности этого роста, смены формы и содержания образования, формировавшегося по новому образцу.

Тщательное изучение этого вопроса позволяет выявить существующие тенденции и направления данной тематики.

Так, переломным этапом между становлением и развитием новой нерелигиозной, светской системы образования во всем Северном Кавказе стали вторая половина девятнадцатого и первая четверть двадцатого веков.

Весь регион оказался под властью Российской империи, для которой было важно полное безраздельное установление своего господства, особенно сказавшееся после гибели Александра II. Для достижения данной цели власти Российской империи выбрали сферу светского образования в качестве безотказного средства для постепенного объединения русского и горских народов [4, с.11].

Такая форма образования позволяет втянуть в образовательный процесс большую часть населения, не разделяя ее по гендерным признакам, чего не позволяет образование религиозное, мусульманское.

Исследование этого опыта требует тщательного изучения имеющихся исторических источников и документов. Опыт изучения проблемы утверждения женского образования в течение долгого времени передавался в числе приоритетных, актуальных научно-педагогических проблем.

Уникальный опыт, накопленный женской школой, дают возможность применить его при решении самых сложных и не требующих отлагательств вопросов, связанных с духовно-нравственной подготовкой и воспитанием юношей и девушек.

Местный опыт в реализации такой особой ветви образования как женское образование несет в себе общенациональную идею единства с общечеловеческими ценностями духовной культуры общества.

Невероятный уникальный опыт развития гендерного образования и воспитания в регионе позволяет высоко оценить путь, пройденный отечественным образованием, выбрать правильное направление при закладывании базовой основы и практических навыков профильной подготовки, переподготовки и по повышению квалификации женских педагогических кадров. А потому необходимо изучать теоретические навыки и практический опыт раздельного обучения российской глубинки, ведь именно он может стать основой понимания сущности своеобразия женского образования в России [6, c.10].

Проблемы, касающиеся раздельного образования в России, до сегодняшнего дня остаются наименее изученными вопросами национального образования.

Изучаемый период явился переломным этапом в исторической и педагогической мысли российской школы в целом. Ведь именно тогда и начинается борьба против сословной системы обучения с постановкой вопроса о реформе народного просвещения, с приданием общеобразовательного направления учебным заведениям.

Одним из звеньев реформы явилось создание женской системы образования. Именно в изучаемый период начинается процесс создания в крае женских учебных заведений, с вовлечением в них девочек-горянок.

Говоря о зарождении женского светского образования в Дагестане, мы должны подчеркнуть ту особенность, что оно началось в основном в среде служилого населения и постепенно втягивало и местное население. И это зарождение связано, прежде всего, с частной инициативой [5, с.17].

1 июля 1859 года состоялось знаковое событие в истории просвещения не только Дагестана, но и в всей России в целом, а именно – открытие единственного первого женского учебного заведения с шестилетним курсом обучения в столице дореволюционного Дагестана – Темир-хан-Шуре, которая уже в девяностые годы того же столетия была реорганизована в первую женскую гимназию!

А уже в 1864 году открываются такие учебные заведения уже и в Южном Дагестане – Дербенте, и в низменной ее части, городе Порт-Петровске открываются аналогичные учебные заведения. Правда, содержались они в основном на благотворительные пожертвования.

Как видно, во всех городах края к началу двадцатого столетия открылось по одной женской школе. Число учеников в них доходило до 367. А уже в первом десятилетии двадцатого столетия в Нагорной части Дагестана, в аулах Кази-Кумух и Чох Гунибского округа, а также и в Прибрежном Дагестане в селениях Нижней Дженгутая и Нижний Казанище открываются женские гимназии. По имевшимся данным в нерелигиозных учебных заведениях Дагестана в этот период времени обучалось около семисот учащихся, сведений о числе горянок нет. До 1917 года в Дагестане в этот период насчитывалось всего пять горянок, обучавшихся в училище среднего образца, из которых лишь одна Дженет Далгат имела высшее образование [3, c.20].

Cайид Габиев, Махач Дахадаев, Уллубий Буйнакский и Гарун Саидов тоже сетовали за введение женского светского образования на территории области, мечтая об изменении и военно-полицейского строя края, видя в нем главную преграду образования женщин-горянок.

В городских учебных заведениях работали в основном русские учительницы, а в селениях Кумухе, Нижнем Казанище, Нижнем Казанище, Нижнем Дженгутае преподавали горянки разных национальностей – кумычка У.Абдуллаева и аварка П.Маликова.

Женщина-горянка была гордостью и украшением любого трудового коллектива, ответственной и прилежной ученицей, добросовестной труженицей на любом фронте работ: и в цехах и научных лабораториях и творческих коллективах. С 1903 по 1915 год, за десять с небольшим лет, произошли заметные изменения в вопросах приобщения дагестанок к труду и обучению.

Число учениц горянок, обучавшихся в нерелигиозных учреждениях, увеличилось в разы, а именно в три раза (с 993 в 1903 году до 2260 в 1915 году) [8, c. 10].

Конечно, этот процесс имел свои особенности в регионе, так как он бросал вызов уже сложившейся, прекрасно работавшей и отвечающей требованиям населения мусульманской религиозной системе образования. Мусульманская цивилизация всегда приветствовала изучение наук и развитие образования среди женщин (пример – образованные женщины Арабского халифата, в числе которых и жены Посланника и его сподвижников).

Неверно утверждение, что мусульманское духовенство создавало препятствия для развития другой ветви образования – светской. Высокую оценку мусульманским духовным семинариям-медресе давал исследователь лезгинского языка, лингвист Д.Б. Бутаев.

А вот известный дагестанский этнограф, кавказовед Д.Б. Далгат имел противоположную точку зрения, свое мнение по этому вопросу. Он недвусмысленно говорил о необходимости замены духовных, религиозных школ, в том числе и медресе, безальтернативно светскими школами, что, на наш взгляд, является не верным. Он с большим энтузиазмом приветствовал открывавшиеся в горных аулах и городах области русские школы. И в то же время сетовал на низкий и некачественный уровень подготовки выпускников этих заведений, называя их «недоучками, недорослями, не способными самостоятельно думать и мыслить», тем не менее отвергая мнение об абсолютной бесполезности этих школ. Он считал, что освоение горцами русской грамотности уже есть большое приобретение для горца.

Вышеизложенное нельзя было сказать о выпускниках медресе – алимах. Они пользовались большим авторитетом, их знания высоко ценили не только во всем арабо-мусульманском, но и в европейском научном мире. Выпускники этих заведений занимали высокие должности в религиозных заведениях и государственные должности   не только на территории Северного Кавказа, но и в Мекке и в Медине. В их числе особо выделяются Магомед из Обода, Абдулатип Доного (старший брат имама Нажмутдина Гоцинского).

Достаточно большое внимание изучению вопроса становления женского образования в Дагестане уделяли видные ученые и общественно-политические деятели Дагестана.

Так, отдельные главы авторской работы Гаджи-Али Даниялова посвящены этим вопросам. Он приветствовал революционные преобразования образовательной системы, считая положительным влияние классических методов обучения на систему образования в целом.

Труды другого автора, историка Абдурахмана Даниялова, видного государственного и общественного деятеля, руководителя Дагестана в военные и послевоенные годы, также посвящены данной теме. В одной из его научных публикаций, размещенной на страницах наиболее авторитетного советского научного издания «Народы Азии и Африки», поднимаются вопросы создания и распространения своей национальной письменности и грамотности населения, борьбе в ликвидации безграмотности в регионе. Этот вопрос вызвал жаркую полемику и дискуссии как в узких внутридагестанских, так и в широких российских научных кругах на уровне РАН. Монография в целом посвящена вопросам строительства социализма, а при достижении конечной цели социализма необходимо на все 100 % побороть безграмотность во всех даже самых дальних уголках страны, охватить этим процессом все слои населения и женщин, и даже стариков. Руководство края и население области, как утверждает автор монографии, с этой задачей успешно справилось.

В 1973 году в Москве вышла отдельная монография А.И. Свистуновой «Прогрессивная деятельность русской интеллигенции в Дагестане». Само название работы говорит о ее направленности и теме. В ней дана высокая оценка и русским, и советским прогрессивным деятелям науки и образования, внесшим огромный неоценимый вклад в развитие и становление образовательного процесса в регионе в целом.

Работа по развитию женского образования в крае была продолжена и усилена после октябрьского переворота. Об образовании женщин Дагестана всерьез можно говорить всерьез только с 1920 года. В этот период ведется активная просветительская работа по вопросам касающихся прав женщин, правового регулирования труда женского населения. Ведется активная пропаганда по привлечению женского труда во все трудовые сферы: для работ в различные (учебные, медицинские и др.) организации и учреждения, приветствуется труд женщин на промышленных предприятиях, транспорте, женщины-горянки привлекаются для работ на заводах и фабриках страны.

В Махачкале, на базе Каспийской мануфактуры открывается фабрика III Интернационала по производству текстиля и товаров из текстиля, на которой трудится в комфортных условиях и за хорошую плату в основном женский персонал.

Женщины – ковровщицы Табасарана, художницы ювелирного дела, резчицы по дереву из Унцукуля получают отдельные государственные заказы и становятся гордостью республики и всей страны, представляя ее на всевозможных конкурсах и выставках.

Но все это было бы невозможно, если бы не реформирование образовательной системы. С этой целью ведется значимая, объемная просветительская работа среди женского населении. В южном и приморском Дагестане, в городах Дербент и Буйнакск, открываются учебные заведения нового образца – учебные интернаты для девушек-горянок.

Известные просветители, деятели культуры, науки и образования А.Г. Исаев, А.М. Алкадарский, А.А. Тахо-Годи ведут активную просветительскую работу среди горянок [3, c. 18].

В январе 1922 года в Петровске Буйнакске, в марте – в Кумухе открываются первые женские ликпункты. К концу 1923 года в республике уже открылось 17 ликпунктов с охватом 490 женщин. Для женщин, окончивших ликпункты, открывались школы для малограмотных и проводились различные краткосрочные курсы.

Идет формирование класса женской интеллигенции. С этой целью за какие-то 5 лет с 1925–1930 гг. открывается целый ряд нацеленных на женское образование учебных заведений. Это шесть педагогических учебных центров. В 1923 году в индустриальном, сельскохозяйственном, ветеринарном, зоотехническом, землеустроительном, акушерском, ковровом, финансовом, экономическом, автодорожном, музыкальном техникумах и педрабфаках прошли обучение порядка 1300 женщин.

Как уже отмечалось, органы власти уделяют значительное внимание правовому просвещению женщин.

С 1924 по 1928 год властями были приняты постановления по вопросам просвещения женщин, в которых серьезное внимание уделялось правовому положению женщин и их просвещению.

Большую роль в подготовке кадров сыграли комиссии по улучшению условий труда и быта горянок, женотделы, сельские женские клубы.

 Они оказали исключительное влияние на ликвидацию политической и азбучной безграмотности женщин и подготовку квалифицированных женщин-специалистов.

Особым событием стало проведение первого Вседагестанского съезда женщин Дагестана, прошедшего в октябре 1927 года. Съезд явился ярким показателем возросшей политической активности женщин-горянок [7, c.9].

За пять лет с 1921 по 1926 год в вузах страны – в Москве, Ленинграде, Ростове, Краснодаре и других городах было подготовлено и направлено для работы в Дагестан 123 женщины.

Дагестанская интеллигенция, обученная и воспитанная в учебных заведениях республики, в крупных промышленных и культурных центрах нашей страны приносила в свои родные края новое, передовое, активно боролось с рутиной, преобразовывала свой семейный быт и оказывала большое влияние на повышение культурного уровня населения.

Отдельным пунктом следует выделить и работу единственного на Северном Кавказе педагогического института в 1917 году, а в самые тяжелые военные годы, в 1943 году, преобразованного в Дагестанский женский учительский институт. Он прекрасно справился с поставленной перед ним задачей подготовки женских просветительских кадров. В 1964 он становится вновь институтом общего образца.

Таким образом, задача по становлению и развитию женского образования была успешно решена. Проблема, поднятая царской администрацией на Кавказе, была успешно разрешена уже в годы Советской власти и последующие годы. Работа по развитию женского образования в крае была продолжена и усилена после октябрьского переворота. Об образовании женщин Дагестана всерьез можно говорить только с 1920 года. В этот период ведется активная просветительская работа по вопросам касающихся прав женщин, правового регулирования труда женского населения. Ведется активная пропаганда по привлечению женского труда во все трудовые сферы: для работ в различные (учебные, медицинские и др.) организации и учреждения, приветствуется труд женщин на промышленных предприятиях, транспорте, женщины-горянки привлекаются для работ на заводах и фабриках страны.

Сегодня Дагестан и дагестанцы могут гордиться своими просвещенными женщинами-специалистами.


Библиографическая ссылка

Абдуллабекова А.Э., Каримулаева Э.М., Мусаева А.Г. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ В КОНЦЕ ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26402 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674