Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ, МУЗЕЕВ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАМКАХ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МУЗЕОЛОГОВ

Родионова Д.Д. 1 Насонов А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬В статье раскрываются различные подходы к определению понятия «сетевое взаимодействие» и его формам. На основе теоретических представлений в современной отечественной педагогике анализируется опыт сетевого взаимодействия кафедры музейного дела Кемеровского государственного института культуры с музеями, религиозными организациями и другими вузами. Горизонтальные и вертикальные формы сетевого взаимодействия рассматриваются в контексте реализации основных направлений деятельности вуза: образовательном, научно-исследовательском, творческом. В этой связи авторами дается характеристика формам сетевого взаимодействия, направленным на практико-ориентированное обучение, способствующее подготовке высококвалифицированного музеологов в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования, профессионального стандарта и развития профессии в целом. Акцентируется внимание на том, что в условиях образовательной деятельности на базе музеев-партнеров организуются лекционные и семинарские занятия, учебная и производственная практики, тематические мероприятия. В рамках научно-исследовательской деятельности помимо традиционных форм (конференций, круглых столов, семинаров) реализуются современные инновационные формы, такие как научно-практические музеологические школы, включающие мастер-классы сотрудников ведущих музеев, носителей традиционной культуры коренных малочисленных народов Сибири, панельные дискуссии, интерактивные площадки с участием преподавателей профильных музейных кафедр. Анализируя творческое направление, авторы акцентируют внимание на оптимальной форме взаимодействия музея и вуза культуры – музейном студенческом объединении. Авторы обосновывают необходимость развития сетевого взаимодействия в рамках конфессионального музееведения между вузами культуры и религиозными организациями.
сетевое взаимодействие
профессиональное образование
подготовка кадров
профиль подготовки
музеолог
1. Бондаренко Д.В. Аспекты правого регулирования паломничества и религиозного туризма на современном этапе [Текст] / Д.В. Бондаренко // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2015. – Т. 9. – № 3. – С. 14–20.
2. Глушкова П.В. Музейное студенческое объединение как оптимальная форма взаимодействия музея и вуза [Текст] / П.В. Глушкова, Т.И. Кимеева // Музеи научных и учебных заведений: история, вклад в сферы знания и образования: сб. науч. ст. – Омск: ОмГУ, 2015. – С. 54–58.
3. Даржинова С.В. Сетевое музейное взаимодействие в контексте модернизации российского образования [Текст] / С.В. Даржинова // Вестник Калмыцкого университета. – 2014. – № 3 (23). – С. 28–33.
4. Кулемзин А.М. Религиоведческое образование в вузе культуры и искусств: история и современность в социокультурном изменении [Текст] / А.М. Кулемзин, А.А. Насонов, Д.Д. Родионова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 19. – С. 62–68.
5. Никифоров В.И. Проблемы реализации компетентностного подхода при сетевой форме организации образовательного процесса в магистратуре [Текст] / В.И. Никифоров, М.М. Радкевич, В.В. Карманов, С.В. Карманова // Высшее образование в России. – 2016. – № 3. – С. 26–32.
6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Консультант Плюс. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.02.2017).
7. Овсиенко Л.В. Сетевое взаимодействие в рамках социального партнерства, реализуемого научно-образовательным кластером [Текст] /Л.В. Овсиенко, И.В. Зимина, Н.Н. Клинцова, Ф. Мюллер // Высшее образование в России. – 2013. – № 12. – С. 55–59.
8. Родионова Д.Д. Сетевое взаимодействие этнокультурных центров национальных общественных организаций и музеев в области сохранения традиционной культуры [Текст] / Д.Д. Родионова, А.А. Насонов // Этнокультурные центры: теория и практика взаимодействия и развития в современной поликультурной России: сб. науч. ст. / гл. ред. А.В. Шунков. – Кемерово: КемГИК, 2016. – С. 92–98.
9. Родионова Д.Д. Современная профессиональная подготовка музейного специалиста [Текст] / Д.Д. Родионова, А.А. Насонов // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. – № 3 (19). – С. 142–146.
10. Швецов М.Ю. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе [Текст] / М.Ю. Швецов, А.Л. Дугаров // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2012. – № 5. – 33–38.

Перед современным российским обществом стоит задача поиска наиболее эффективных и результативных путей совершенствование системы профессионального образования. Одной из актуальных проблем в этой связи является вопрос об основных субъектах процесса определения как содержания, так и форм осуществления профессиональной подготовки. Среди оптимальных способов решения данной проблемы последнее время экспертным сообществом предлагается сетевое взаимодействие.

Цель данного исследования – определить основные направления сетевого взаимодействия вузов культуры, музеев и религиозных организаций в рамках профильной подготовки музеологов, исходя из современных подходов к пониманию сущности сетевого взаимодействия и особенностей реализации его основных форм. Методологической основой исследования стали системный подход и структурно-функциональный метод, используя которые авторы рассматривали образовательные организации, работодателей и общественные объединения в качестве равноправных партнеров процесса профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров, выполняющих специфические функции отбора содержания и поиска оптимальных форм реализации образовательных программ для формирования профильных компетенций.

Действующий федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. определяет сетевое взаимодействия образовательных учреждений (организаций) как «совместная деятельность образовательных учреждений (организаций), в результате которой формируются группы обучающихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений, научных и других организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой» [6, ст. 15].

Теоретически сетевое взаимодействие, независимо от форм реализации (в виртуальной среде или в социальном пространстве), предполагает совместную деятельность образовательных учреждений, обеспечивающую участникам образовательного процесса возможность освоения предметных и ориентационных курсов с использованием общих ресурсов. Сетевое взаимодействие является эффективной стратегией, базирующейся на принципах профессионализма, открытости и доверительности, стимулирования общественной инициативы, поддержки в поиске и внедрении инноваций, социального партнерства, различного по составу участников.

В современной отечественной педагогике термин «сетевое взаимодействие» используется в двух основных значениях. В узкоконкретном смысле данное понятие применяется для обозначения явлений, в которых агентами деятельности выступают образовательные организации, получающие возможность посредством сети Интернет совместно использовать свои образовательные электронные ресурсы. Важно заметить, что при таком сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, но и налаживается диалог между образовательными учреждениями и процесс отражения в их деятельности опыта друг друга, а также тех процессов, которые происходят в системе образования в целом. Обратим внимание, что при сетевом взаимодействии в данном значении в сети нет организаций в традиционном смысле: первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т.п.) [10, с. 34].

В широком смысле сетевое взаимодействие может рассматриваться как целенаправленно выстроенная модель предметного сотрудничества различных учреждений и организаций. В целом следует обратить внимание на то, что действующее законодательство в сфере образования значительно расширяет возможности его осуществления, позволяя образовательным учреждениям выстраивать вертикальные и горизонтальные формы сетевого взаимодействия. Под вертикальной формой сетевого взаимодействия подразумевают взаимодействие между организациями, реализующими образовательные программы различных уровней, как правило, взаимодействие по линии: среднее специальное образование, учреждение – высшее образовательное учреждение. К горизонтальным формам сетевого взаимодействия специалисты относят сотрудничество между однотипными образовательными организациями, реализующими образовательные программы одного уровня [7, с. 56]. Как горизонтальные, так и вертикальные формы сетевого взаимодействия предполагают участие различных государственных учреждений, частных организаций и общественных объединений, которые выступают в качестве партнеров.

Применительно к реализации образовательных программ профессиональной подготовки в рамках направления «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» вертикальная форма сетевого взаимодействия имеет свою специфику. Поскольку на уровне среднего профессионального образования подготовка музейных специалистов не реализуется, вертикальное взаимодействие может налаживаться в процессе выстраивания логических связей подготовки на уровнях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в рамках профессионального образования, а также создания и внедрения программ различных форм дополнительного профессионального образования: повышения квалификации, профессиональной переподготовки. Рассматриваемое направление подготовки является профильным вузам культуры, следовательно, в современных условиях структурные подразделения этих вузов, курирующие дополнительное профессиональное образование, должны выстраивать свою работу на принципах оперативной трансформации программ в связи с меняющимися запросами потребителей образовательных услуг. Так, например, кадровый потенциал профессорско-преподавательского состава кафедр Кемеровского государственного института культуры может быть использован для определения востребованности, создания и реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников различных типов музеев и учреждений музейного типа, в том числе музеев религиозных организаций.

Значительно шире могут задействоваться горизонтальные формы сетевого взаимодействия. В целом, сетевое взаимодействие между вузами культуры позволяет в рамках образовательной деятельности организовать совместную разработку и реализацию образовательных программ профессиональной подготовки. Взаимный обмен студентами для прохождения учебной стажировки, практики в вузах-партнерах дает возможность реализовать принцип академической мобильности. В современных нормативных требованиях особое внимание уделяется экспертизе и рецензированию образовательных программ, учебно-методических работ. Одним из средств достижения этой задачи является сетевое взаимодействие вузов-партнеров. Кроме того, взаимный обмен в области информационных образовательных ресурсов, выпуск совместных электронных учебно-методических изданий для системы профессиональной подготовки в сфере культуры позволяет улучшить качество данных ресурсов и обеспечить их востребованность.

Основной принцип «горизонтальной» формы сетевого взаимодействия в рамках образовательной деятельности заключается в том, что вузы-партнеры должны согласовывать не только перечни дисциплин, но и их содержание, виды формируемых на их основе ориентировочных основ действий и технологии формирования конкретных компетенций. В итоге должны быть согласованы концептуальные основы подготовки студентов во всех вузах-партнерах. В отдельных положениях они могут различаться между собой, но основы, выраженные в виде теорий, на базе которых развертывается сетевое обучение в разных вузах, должны быть идентичны [5, с. 30].

В рамках научно-исследовательской деятельности сетевое взаимодействие позволяет расширять возможности реализации всероссийских и международных научных программ, включая межвузовское руководство и экспертную оценку научных проектов. На сегодняшний день реализация совместных научных исследований по проблемам профессионального образования в области культуры и искусства, включая научно-исследовательскую работу обучающихся, становится все более актуальной. Особое значение придается проведению совместных научно-практических семинаров, симпозиумов, форумов, конференций, круглых столов по проблемам профессионального образования, культуры и искусства. Написание и издание совместных научных публикаций, освещающий опыт работы или перспективы развития направлений подготовки, научных направлений кафедр вузов-партнеров, а также академический обмен аспирантами, соискателями, докторантами для прохождения научной стажировки позволяют развивать научные школы общероссийского и регионального масштаба.

Анализируя области применения форм сетевого взаимодействия, не стоит забывать и о таком направлении, как творческая деятельность, которое позволит углубить сотрудничество по проведению совместных художественно-творческих проектов (фестивалей и профессиональных конкурсов, мастер-классов). На наш взгляд, совместная работа позволяет вузам культуры активнее взаимодействовать с российскими и международными профессиональными объединениями в области культуры и искусства, ассоциациями, комитетами и союзами в процессе реализации творческой деятельности.

В рамках трех обозначенных направлений деятельности основными партнерами Кемеровского государственного института культуры при осуществлении подготовки по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», безусловно, являются музеи и учреждения музейного типа. При реализации образовательной деятельности на базе музеев преподавателями-совместителями кафедры музейного дела (по основному месту работы являющимися сотрудниками музеев, следовательно, выступающими в качестве представителей работодателя) организуются лекционные и семинарские занятия, учебная и производственная практики, индивидуальные консультации, а также тематические мероприятия.

Научно-исследовательская деятельность Кемеровского государственного института культуры помимо традиционных форм (конференций, круглых столов, семинаров) предполагает накопление опыта реализации современных инновационных форм, таких как научно-практических музеологических школ, включающих открытые лекции ведущих ученых-музееведов, мастер-классы сотрудников ведущих музеев и носителей традиционной культуры коренных малочисленных народов Сибири, панельные дискуссии, интерактивные площадки с участием преподавателей профильных музейных кафедр (Российского государственного гуманитарного университета, Московского государственного института культуры, Восточно-Сибирского государственного института культуры, Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, университета Маргад (Республика Монголия) и других).

Профессиональная подготовка музеологов непосредственно не предполагает освоение художественно-творческих технологий, однако на современном этапе востребованным является проведение культурно-образовательных мероприятий, сочетающих научно-исследовательский и творческий потенциалы студентов. В рамках этого направления оптимальной формой взаимодействия музея и вуза культуры является музейное студенческое объединение. На кафедры музейного дела с 2014 г. действует музейно-этнографический коллектив «Пшеничка», моделирующий традиционные обряды и другие объекты нематериального культурного наследия [2]. Другим примером успешной реализации различных форм сетевого взаимодействия является деятельность Калмыцкого государственного университета [3, с. 31].

Одним из направлений осуществления горизонтальных форм сетевого взаимодействия является сотрудничество вузов культуры, музеев и религиозных организаций. На сегодняшний день в России активно развивается такое направление, как конфессиональное музееведение. Востребованность этого направления продиктована тем, что религиозные организации помимо преследования собственных целей не могут игнорировать выполнение в современном российском обществе культуроохранной и культурогенерирующей функций. Следовательно, конфессии выходят за рамки своей традиционной деятельности: не только транслируют основополагающие постулаты и отправляют обряды, но и способствуют развитию национально-культурных автономий народов, исповедующих их вероучение. О постепенном осознании необходимости осуществления этих важных функций свидетельствует то, что в рамках внекультовой деятельности религиозные организации и их подразделения выступают центрами, на базе которых развиваются национальные общественные объединения. Тесное взаимодействие между конфессиями и такими объединениями позволяет сообща решать проблемы сохранения и использования материального и нематериального культурного наследия.

Однако реализация указанных функций на профессиональном уровне невозможна без тесного сотрудничества с учреждениями образования и культуры. В этой связи следует обратить внимание, что на сегодняшний день распространена практика сотрудничества национальных общественных объединений с музеями и учреждениями музейного типа на взаимовыгодной основе. Музеи предоставляют доступ к подлинным предметам из своих фондов, осуществляют научно-методическое консультирование представителей национальных общественных объединений в области реконструкции элементов традиционной культуры. В свою очередь музеи и учреждения музейного типа комплектуют фонды на основе подлинных предметов, предоставляемых активными участниками национальных общественных организаций, а также задействуют носителей традиций в разнообразных культурно-образовательных программах [8, с. 95].

Исходя из вышесказанного, выстраивается модель горизонтальной формы сетевого взаимодействия, включающая в качестве партнеров религиозные организации, музеи и вузы культуры. В этом сотрудничестве роль вуза культуры состоит в подготовке квалифицированных кадров, овладевшими компетенциями коммуникационной направленности и способными реализовывать трудовые действия в рамках организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектной и культурно-просветительской деятельности. Например, продуктивное развитие музеев религиозных организаций возможно только при участии профессионально подготовленных кадров. Однако специфика данной категории музеев заключается в том, что их сотрудники должны являться верующими. В этой связи может быть выбрана такая форма организации взаимодействия вуза культуры и религиозной организации, как целевой набор абитуриентов с последующим проведением учебных занятий, прохождением практик на базе музея религиозной организации, а также трудоустройством выпускников. Вместе с тем музеолог, подготовленный таким образом, должен разбираться в специфических взаимоотношениях музейного сообщества и религиозных организаций. Эти специалисты также могут быть востребованы национальными общественными объединениями, работающими в тесной связи с конфессиями.

Другим примером реализации сетевого взаимодействия является развитие культурно-познавательного туризма религиозной направленности [1, с. 18–19]. В данном случае комплексный экскурсионный продукт и объекты показа предоставляются музеями и религиозными организациями, а вуз культуры обеспечивает процесс профессиональными кадрами. Кемеровский государственный институт культуры имеет опыт адаптации учебных программ в соответствии с запросами организаций-партнеров и учетом индивидуальных особенностей контингента студентов [9, с. 144]. Кроме того, вуз культуры заинтересован в привлечении священнослужителей при организации занятий с использованием интерактивных форм в рамках преподавания религиоведческих дисциплин [4, с. 66].

Таким образом, в современных условиях перманентной трансформации запросов работодателей и изменения условий рынка труда возникает необходимость совершенствования подходов к профессиональной подготовке музеологов. Одной из перспективных моделей достижения данной цели является организация и реализация горизонтальных и вертикальных форм сетевого взаимодействия. Инициатором данного сотрудничества должен выступать вуз культуры, реализующий образовательную, научно-исследовательскую и творческую деятельность, что позволяет интегрировать усилия различных государственных учреждений сферы культуры, частных организаций и общественных объединений при подготовке высококвалифицированных кадров, готовых к решению задач сохранения и использования материального и нематериального историко-культурного наследия, развитии культурно-познавательного туризма. Примером такого сотрудничества является взаимодействие вузов культуры, музеев и религиозных организаций.


Библиографическая ссылка

Родионова Д.Д., Насонов А.А. СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ, МУЗЕЕВ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАМКАХ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МУЗЕОЛОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26357 (дата обращения: 25.09.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252