Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГОВЫХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Микерова Г.Ж. 1 Прынь Е.И. 2
1 ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
2 ГБОУ ДПО «Институт развития образования»
В статье рассматривается значимость формирования мониторинговых умений учителей начальных классов для эффективной реализации требований ФГОС НОО в части комплексной системы оценивания образовательных результатов, призванной определять интегральный показатель развития младшего школьника, обеспечивать возможность регулирования системы образования на основании полученной информации, принятия оперативных педагогических мер для улучшения и совершенствования образовательной деятельности в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования. Оперативная реакция на расширение функций педагога и соответствующая, компенсирующая подготовка учителей начальных классов возможна в системе дополнительного профессионального образования. Однако анализ существующих программ показывает их нацеленность на традиционные для учителя начальных классов проблемы формирования учебных умений. Представлен опыт ГБОУ ИРО Краснодарского края по формированию мониторинговых умений учителей начальных классов путем реализации специальных тем в дополнительных профессиональных программах повышения квалификации.
начальное общее образование
интегральная оценка качества образования
педагогический мониторинг
мониторинговые умения учителей начальных классов
дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
1. Кузнецова М.И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников: пособие для учителя / М.И. Кузнецова. – Вентана-Граф, 2014, – 432 с.
2. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.: под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.
3. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы». – [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/71044750.
4. Прынь Е.И., Микерова Г.Ж. Теоретические основы понятий «мониторинг» и «мониторинговые умения» в практике образования // Материалы II Международной конференции «Теория и практика современной науки», Зальцбург, 7–8 ноября 2016. «Scientific Journal Modern European Reseaeches». – 2016. – № 5. – С.172-175.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями). – [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/197127.

На уровне начального общего образования определение критериев качества образования представляется особенно сложным в связи с тем, что дети приходят в школу, имея разный уровень психологической и интеллектуальной подготовленности. Поэтому мониторинговые умения для учителя начальной школы приобретают в современных условиях особое значение.

Под мониторинговыми умениями учителя понимаем готовность к сознательному выполнению умственных и практических действий учителем на основе приобретенных знаний, «заключающихся в систематической оценке образовательных достижений учащихся, сравнении их с планируемым уровнем (стандартом), формулировании выводов о количественных и качественных показателях развития исследуемого объекта с целью уменьшения разницы между планируемыми и фактическими результатами» [4, с. 175].

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО) установлены требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО):

  • «предметным, включающим освоенный обучающимися опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности» [5].

В содержании планируемых результатов на уровне начального общего образования отражены: формирование предметных и универсальных способов действий, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития [2, с. 6].

Таким образом, основными результатами образования являются не только конкретные знания, а умение использовать их в дальнейшем обучении и повседневной жизни, творческое мышление и умение находить нестандартные решения [1, с. 27-28].

Кроме того, в ФГОС НОО предусмотрено разноуровневое (базовый и повышенный) предоставление образовательных результатов.

Подобный подход изменяет представления о структуре педагогического мониторинга в начальной школе. В соответствии с современными представлениями, целью мониторинговой деятельности в начальной школе является сбор и фиксация информации об изменениях, происходящих в результате обучения не только на уровне освоения содержания учебных предметов (предметный уровень), но и формирования универсальных учебных действий (метапредметный уровень) и духовно-нравственного развития и воспитания (уровень личностного развития) (рисунок).

Соответственно меняются и требования к квалификации педагога, который должен не только обладать мониторинговыми умениями в части оценки сформированности отдельных учебных действий, но и владеть инструментарием оценки метапредметных достижений учащихся и их личностных особенностей.

Структура педагогического мониторинга в начальной школе

Современная система оценки качества образования носит комплексный характер, позволяя определять некий интегральный показатель развития школьника. Она обеспечивает возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов, принятия оперативных педагогических мер для улучшения и совершенствования образовательной деятельности на уровне класса, школы, региональной и федеральной систем образования.

ФГОС НОО выделяет две составляющие результатов обучения, выступающие в качестве объекта мониторинга: результаты промежуточной аттестации обучающихся и результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий, необходимых для обучения на следующем уровне общего образования.

Наиболее распространенной формой промежуточной и итоговой диагностики качества НОО раньше были контрольные работы. Сегодня арсенал учителя начальных классов пополнился комплексными работами, составленными из компетентностных заданий, требующих от ученика демонстрации уровня сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Проверка сформированности метапредметных учебных действий – это принципиально новая форма диагностики образовательных результатов, предполагающая иной формат оценивания, последующего анализа и интерпретации результатов.

Сегодня учитель в начальной школе должен обладать достаточным объемом умений оценивать разнообразные действия и динамику развития ученика. Привычные формы контроля в начальной школе дополняются такими, как:

  • целенаправленное наблюдение и фиксация проявляемых ученикам действий и личностных качеств по стандартизированным параметрам или индивидуальным образовательным маршрутам;
  • самооценка ученика (словесная, знаковая и др.);
  • решение проектных задач;
  • результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников, структурированных в портфолио.

Таким образом, в последние годы формы оценочной деятельности на уровне начального общего образования претерпели существенные изменения: расширился их диапазон, изменились методические подходы и даже технологии сбора и представления информации. Оперативная реакция на происходящие изменения и соответствующая, компенсирующая подготовка учителя начальных классов может осуществиться в системе дополнительного профессионального образования.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг. [3] особое внимание уделила решению задачи «формирования востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов». А ожидаемым конечным результатом реализации Программы среди прочих названа созданная «информационная система пообъектного сбора данных в системе образования, обеспечивающая автоматическую генерацию показателей мониторинга системы образования» [3].

Формирование комплексной системы оценки качества образования предполагает активную роль учителя, так как именно педагогический мониторинг формирует основу изучения результативности и качества реализации образовательных программ на всех уровнях. Очевидно, что каждый учитель должен обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками в части организации и проведения педагогического мониторинга, сбора необходимой информации и ее передачи на вышестоящие уровни управления образованием и важнейшую роль по подготовке учителей к решению новых задач в области мониторинговой деятельности призвана сыграть реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.

Квалификация педагога должна соответствовать формирующимся в процессе модернизации российской образовательной системы требованиям. Она не может носить статичный, раз и навсегда заданный характер. Не случайно систематическое повышение профессионального уровня декларируется как одна из обязанностей педагога.

Анализ программ повышения квалификации учителей начальных классов показывает, что вопросы формирования мониторинговых умений в практике дополнительного образования пока ограничивается только функцией оценивания.

Так, ​Государственная академия переподготовки работников социальной сферы (факультет дополнительного образования Московского института современного академического образования) с 2015 г. реализует курс «Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС», предусматривающий изучение новых подходов к оцениванию достижений учащихся. Такой же раздел предусмотрен в программе «Реализация ФГОС в начальной школе», предлагаемой Образовательным порталом «Мой университет». В программу повышения квалификации учителей начальных классов Педагогического университета «Первое сентября» включены следующие курсы:

– оценка достижения метапредметных и предметных планируемых результатов обучения (на примере русского языка и математики) (Рыдзе О.А., Кузнецова М.И.);

– оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта (Пинская М.А.);

– универсальные учебные действия как предмет проектирования и мониторинга в начальной школе (Битянова М.Р., Беглова Т.В., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.).

Детальное изучение предлагаемых программ показывает, что вопросам педагогического мониторинга в них уделено крайне мало внимания, несмотря на то, что и подходы к промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, и оценка итоговых работ претерпели существенные изменения, требующие от учителя принципиально новых умений.

Более серьезное внимание вопросу формирования мониторинговых умений учителей начальных классов уделяется в программах повышения квалификации государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края.

Опыт проведения мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников Краснодарского края, проводимый в соответствии с требованиями ФГОС НОО с 2011 года, выявил необходимость корректировки дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (далее – ДПП ПК) в пользу включения специальных тем по формированию мониторинговых умений учителей начальных классов (таблица).

 

Разделы и темы дополнительных профессиональных программ повышения квалификации кафедры начального образования ГБОУ ИРО Краснодарского края с 2014 года по 2016 год, предусматривающие формирование мониторинговых умений учителей начальных классов

 

№ п/п

Тема ДПП ПК, категория слушателей

Раздел ДПП ПК

Тема

по формированию мониторинговых умений

1

Формирование навыков учебной деятельности средствами современных педагогических технологий у учащихся начальных классов в условиях ФГОС

(учителя начальных классов)

Формирование профессиональных умений учителей как основа достижения планируемых результатов

Оценка достижения планируемых результатов начального общего образования как элемент педагогического мониторинга

Педагогика, психология и специальное образование детей с ОВЗ

Основы мониторинговой деятельности учителя

Информационные и коммуникационные технологии в образовательной деятельности

Формирование ИКТ- компетентности педагогического работника

2

Современные технологии обучения младших школьников

с задержкой психического развития на основе ФГОС

(учителя начальных классов)

Формирование профессиональных умений учителей как основа достижения планируемых результатов

Формирование мониторинговых умений учителей начальных классов

Педагогика, психология и специальное образование детей с ОВЗ

Основы мониторинговой деятельности учителя

Информационные и коммуникационные технологии в образовательной деятельности

Формирование ИКТ компетентности педагогического работника

3

Организационные и методические особенности работы тьютора в начальной школе

(учителя начальных классов – тьюторы)

Организация оценки качества знаний и индивидуальных образовательных достижений младших школьников

Образовательный и педагогический мониторинг

Педагогика, психология и специальное образование детей с ОВЗ

Использование различных баз данных в образовательной деятельности.

Основы мониторинговой деятельности учителя

Информационные и коммуникационные технологии в образовательной деятельности

Формирование ИКТ- компетентности педагогического работника

4

Современные образовательные технологии в практике работы учителя начальных классов

(учителя начальных классов со стажем работы менее 5 лет)

Основы законодательства РФ в области образования

Изменение парадигмы образования от знаниевой – к компетентностной

Формирование профессиональных умений учителей как основа достижения планируемых результатов

Формирование мониторинговых умений учителей начальных классов

Педагогика, психология и специальное образование детей с ОВЗ

Развитие профессиональных качеств педагога

Информационные и коммуникационные технологии в образовательной деятельности

Формирование ИКТ компетентности педагогического работника

Современные образовательные технологии

Технологии оценивания образовательных результатов

5

Организация образовательной деятельности

в соответствии

с ФГОС НОО

(заместители директоров (кураторы) по начальному образованию)

Организация оценки качества знаний и индивидуальных образовательных достижений младших школьников

Образовательный и педагогический мониторинг

Педагогика, психология и специальное образование детей с ОВЗ

Основы мониторинговой деятельности учителя

Информационные и коммуникационные технологии в образовательной деятельности

Использование различных баз данных

в образовательной деятельности

 

Вместе с тем практика показывает, что потребность в формировании особой группы умений учителя, включающих педагогическое оценивание деятельности обучающихся, комплексную оценку достижений, оценивание и интерпретацию широкого спектра достижений учащихся (личностных, метапредметных, предметных), готовность к участию в целостном процессе образовательного мониторинга чрезвычайно высока, и мы полагаем, что обучение учителя начальных классов мониторинговым умениям должно занимать одно из ключевых мест в программах повышения квалификации, что требует разработки и внедрения специализированных программ.


Библиографическая ссылка

Микерова Г.Ж., Прынь Е.И. ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГОВЫХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26350 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674