Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ольховский Д.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
В данной статье рассмотрен феномен процесса профессионально педагогической подготовки инструкторов в системе дополнительного военного образования с позиции различных научных подходов, используемых в педагогических исследованиях в качестве методологического основания. Рассмотрение процесса профессионально-педагогической подготовки инструкторов в поствузовский период с позиции системно-деятельностного и компетентностно-интегративного позволило разработать авторскую структурно-функциональную модель, которая позволяет повысить эффективность профессионально-педагогической подготовки инструкторов в системе дополнительного военного образования. Данная модель была реализована в рамках работы «Школы начинающего педагога» при филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске. Блочная структура модели позволяет наглядно представить процесс достижения поставленной цели через актуализацию профессионально-личностных качеств и формирование мотивационно-ценностного отношения к своей профессии в процессе организации профессиональной подготовки офицерского состава в поствузовский период.
структурно-функциональная модель
профессионально-педагогическая подготовка
инструктор
поствузовский период
компетентность
1. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1982. – 192 с.
2. Мозолин В.П. Некоторые проблемы содержания и методики обучения основам профессиональной компетентности педагогов [Текст] / В.П. Мозолин, Е.А. Ракитина // Компьютерные инструменты в образовании. – 2000. – № 3-4. – С. 19-23.
3. Мокроносов А.Г. Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров [Текст]: моногр. / А. Г. Мокроносов. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. – 111 с.
4. Ольховский Д.В. Педагогические условия развития профессионально-педагогической компетентности офицера-инструктора в военном вузе / Д.В. Ольховский // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. – URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24827.
5. Ольховский Д.В. Модель развития профессионально-педагогической компетентности инструктора по управлению воздушным движением / Д.В. Ольховский // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. – URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25340.
6. Приказ Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70791866(дата обращения: 17.08.2016).

Модернизация российского образования выдвигает новые требования к процессу повышения квалификации и переподготовки офицерского состава в поствузовский период, необходимость повышения, качества которого постулируется рядом нормативных стратегических документов (Концепция строительства и развития Вооруженных сил Российской Федерации до 2020 года, Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации») и др.

Отечественный опыт подготовки офицерских кадров убедительно указывает на построение эффективной системы профессионального образования военного специалиста, имеет глубокие корни своего исторического развития, хорошо зарекомендовала себя на практике и заслуженно является уникальной школой качественной подготовки высококлассных военных специалистов. Тем не менее сегодня очевидна потребность в совершенствовании системы дополнительного военного образования. Те офицеры, которые после окончания военного вуза переходят на преподавательскую деятельность, связанную с профессиональной подготовкой будущих военных специалистов, нуждаются, прежде всего, в определенной адаптации, так как в данный период происходит смещение акцента от выполнения функциональных обязанностей на педагогический аспект профессиональной деятельности.

Научный педагогический интерес к проблеме профессионально-педагогической подготовки инструктора в системе военного дополнительного образования актуализируется, с одной стороны, неполным описанием ее специфических характеристик в Федеральном государственном образовательном стандарте и Квалификационных требованиях, недостаточной теоретической разработанностью критериев и механизмов ее реализации в образовательном процессе, и недостаточным количеством методических наработок в системе профессиональной деятельности военных специалистов, с другой стороны [2].

Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) поколения три плюс и Квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников военных вузов (КТ ВО ФГОС), разработанных на основе компетентностного подхода в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года и Приказом Министра обороны № 670 от 15.09.2014 г. «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»» и других нормативно-правовых документов военного вуза (факультета, кафедры), обусловило необходимость разработки различных способов реализации непрерывного профессионального образования, обеспечивающий возможность моделирования индивидуального образовательного вектора для дальнейшего повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки офицерского состава в поствузовский период [6].

В процессе организации исследования нами изучены различные подходы к познанию такого феномена, как профессионально-педагогическая компетентность, которая является одним из основных элементов процесса профессионально-педагогической подготовки инструктора и характеризуется реальными потребностями в поиске ориентиров, регулирующих педагогическую деятельность в системе высшего военного образования.

Поэтому рассмотрение профессионально-педагогической подготовки с позиции системно-деятельностного подхода, призванного выявить взаимодействующий принцип деятельности субъектов образовательного процесса, позволяет выработать систему знания о сущностных характеристиках исследуемого феномена на основе его развития и функционирования. Роль системно-деятельностного подхода применительно к предмету нашего исследования состоит в том, что его понятия, принципы и методы позволяют более глубоко проникнуть в сущность процесса профессионально-педагогической подготовки инструкторов, создать целостное представление о нем и на основе этого разработать систему курсовой подготовки офицеров, впервые назначенных на должности преподавателей. В процессе реализации системно-деятельностного подхода выделены: нормативно-ориентировочный (документация и регламентация исследуемого процесса), мотивационно-прогностический (постановка задач и выявление мотивов, потребностей и интересов субъектов образовательного процесса), содержательно-деятельностный (компоненты профессионально-педагогической компетентности и программа ее формирования), процессуально-формирующий (принципы, этапы, формы, средства и методы развития профессионально значимых качеств) и оценочно-результативный (критерии, признаки и показатели эффективности, а также внесение изменений в исследуемый процесс) блоки профессионально-педагогической подготовки инструкторов.

На основе анализа основных позиций интегративного и компетентностного подходов мы определяем компетентностно-интегративный подход как особую форму построения содержания профессионального образования, с учетом дидактической составляющей, имеющую целью формирование у офицерского состава фундаментальных профессионально-научных понятий на основе процессов интеграции. Его основная функция заключается в том, что целостное содержание профессионального образования, сформированное на базе основных педагогических понятий, обеспечивает эффективное формирование профессионально-педагогической компетенции в области подготовки будущих военных специалистов. Названный подход отвечает содержанию профессионального образования, так как компетентность отражает социальный заказ и требования работодателя к личности специалиста соответствующего профиля, а интеграция – ведущие тенденции развития, происходящие в системе научных знаний, культурных отношений, а также процессы, протекающие в системе профессионального образования, которые проявляются во взаимосвязи военного вуза с деятельностью офицера в любом подразделении и на любой должности, а также в необходимости связи предметов профессиональной подготовки с гуманитарными предметами.

С учетом данных, полученных в ходе выбора методологических подходов, нами была разработана структурно-функциональную модель профессионально-педагогической подготовки инструктора, которая рассматривается с позиции ориентирования на создание в поствузовский период необходимых качеств, помогающих инструктору реализовывать педагогический процесс.

Основными структурными элементами модели, реализуемой в нашем исследовании, выступают в соответствии со структурой обучения: нормативно-ориентировочный, мотивационно-прогностический, содержательно-деятельностный, процессуально-формирующий, оценочно-результативный блоки [1].

Нормативно-ориентировочный блок модели представлен в виде комплексной составляющей, обусловленной требованиями ФГОС ВО, Квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке специалистов по эксплуатации воздушных судов и организации воздушного движения, а также соответствующими приказами и директивами Минобороны России, и другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность военного вуза [4].

Инструкторам разработана следующая документация [5]: план ввода в строй инструкторов; план профессионального становления инструкторов; план войсковых стажировок инструкторов; учебно-методический комплекс дисциплин; планы проведения практических занятий на тренажно-моделирующей аппаратуре (тренажер «Марка-РС», тренажный комплекс «Репитер-М», тренажная аппаратура автоматизированных систем управления авиацией «Рубеж-М») (рис. 1).

Рис. 1. Нормативно-ориентировочный блок модели профессионально-педагогической подготовки инструкторов в системе дополнительного военного образования

Мотивационно-прогностический блок направлен на решение поставленных комплексных задач с учетом требований к уровню профессиональной образованности инструктора в процессе взаимодействия с курсантами. Решение этих задач направлено, прежде всего, на выявление уровня развития педагогических и специальных знаний и умений, а также профессионально значимых качеств инструкторов [4]. На основе поставленных цели и задач были определены потребности, мотивы и профессиональные интересы инструкторов, способствующие эффективной организации педагогической деятельности. Необходимо было, прежде всего, выявить начальный уровень профессионально-педагогической компетентности; апробировать педагогические условия, способствующие формированию профессионально-педагогической компетентности; показать в количественном и графическом выражении меру и степень эффективности предлагаемых условий и методов, используемых в работе «Школы начинающего педагога» (рис. 2).

Рис. 2. Мотивационно-прогностический блок модели профессионально-педагогической подготовки инструкторов в системе дополнительного военного образования

Содержательно-деятельностный блок нашей модели реализуется в процессе работы Школы начинающего педагога через программу профессионально-педагогической подготовки инструкторов. Данный блок модели направлен на актуализацию профессионально-личностных качеств, формирование ценностного отношения и реализацию образовательных программ в педагогической деятельности [4].

Основной целью работы «Школы начинающего педагога», как одного из вида дополнительного военного образования, является: усвоение начинающими преподавателями научно-методических основ обучения и воспитания курсанта, как всесторонне развитой личности; подготовка вновь назначенных (планируемых к назначению) инструкторов к учебной, методической, воспитательной и научной деятельности; обновление и систематизация их теоретических знаний, совершенствование практических навыков для выполнения профессиональной деятельности в сфере педагогики высшего военного образования.

Подготовка инструкторов по программе организуется и осуществляется в рамках методической работы в масштабе филиала и на кафедрах без отрыва от основной педагогической деятельности. В рамках работы «Школы начинающего педагога» проводятся учебные занятия с общей тематикой для начинающих преподавателей всех кафедр и курсовых офицеров, не прошедших обучение по дополнительной образовательной программе «Педагогика высшей школы», с целью обучения единым требованиям к организации учебной, воспитательной, научной и методической работы в филиале. На кафедрах проводится индивидуальная подготовка начинающих преподавателей с учетом специфики кафедр и особенностей преподаваемых дисциплин. Структурой подготовки начинающих преподавателей в филиале предусмотрено создание учебных групп первого и второго года обучения, что позволяет более качественно и эффективно проводить с ними занятия.

В соответствии со спецификой военной образовательной организации высшего образования МО РФ нами были выделены следующие компоненты процесса профессионально-педагогической подготовки инструкторов: когнитивный (педагогические и военно-специальные знания); операционально-методический (педагогические, военно-специальные, коммуникативные и аутопрофессиональные умения); эмотивный (профессиональные мотивы и профессионально-значимые качества) (рис. 3).

Рис. 3. Содержательно-деятельностный блок модели профессионально-педагогической подготовки инструкторов в системе дополнительного военного образования

Процессуально-формирующий блок направлен на реализацию процесса профессионально-педагогической подготовки инструкторов военной образовательной организации высшего образования. Этот процесс включает в себя взаимосвязь профессионально значимых компетенций, технологию организации учебного процесса с помощью методов, форм и средств, направленных на актуализацию профессиональных качеств инструкторов и включает три этапа [4].

На организационно-прогностическом этапе акцент был сделан на реализацию способностей инструкторов применять в профессиональной деятельности психолого-педагогические и специальные знания. Содержательно-процессуальный этап направлен на реализацию способности инструктора проводить учебно-практические занятия с помощью тренажерно-моделирующих комплексов. Заключительным этапом реализации программы профессионально-педагогической подготовки инструктора был аналитико-корректирующий этап. Способность самостоятельно проводить диагностику своих профессионально значимых качеств формируется в результате освоения определенных педагогических элементов (рис. 4).

Рис. 4. Процессуально-формирующий блок модели профессионально-педагогической подготовки инструкторов в системе дополнительного военного образования

Оценочно-результативный блок позволяет на основе диагностики процесса профессионально-педагогической подготовки определить уровни (креативный, продуктивный и репродуктивный) соответствия слушателей «Школы начинающего педагога» выявленным критериям с помощью листов самодиагностики инструкторов, ориентированных на выполнение показателей развития профессионально-педагогической компетентности [3].

Разработанные рейтинги (уровни) слушателей дают возможность оценить уровень «приращения» их знаний и умений в ходе профессиональной подготовки и повышения квалификации инструкторов на основе предложенных нами критериев, признаков и показателей профессионально-педагогической подготовки инструкторов (рис. 5).

Рис. 5. Оценочно-результативный блок модели профессионально-педагогической подготовки инструкторов в системе дополнительного военного образования

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о профессионально-педагогической деятельности военного специалиста как особом виде общественно полезной деятельности офицера, сознательно направленной на подготовку курсантов к выполнению учебно-боевых задач в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта высшего образования и необходимостью воспитания профессионально-педагогических качеств личности.

Важным элементом структуры военного образования должна стать система дополнительного профессионального образования (в рамках вуза). К ней относятся центры профессиональной переподготовки и курсы повышения квалификации офицеров, реализующие дополнительные образовательные программы.

Основными задачами системы профессионального образования в поствузовский период в данных условиях становятся следующие:

а) сформировать потребность инструкторов по управлению воздушным движением в осознании значимости образования для их жизнедеятельности, смысла и ценности образования для социальной и профессиональной деятельности и «вооружить» методологией, помогающей осознать эту потребность;

б) помочь инструкторам осознать и сформулировать смысл и ценности своей деятельности на «личностном» уровне и на уровне своей образовательной организации;

в) научить проектировать и прогнозировать свою образовательную деятельность с учетом необходимости постоянного развития профессионально-педагогической компетентности.


Библиографическая ссылка

Ольховский Д.В. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26310 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674