Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДОВОГО ПОДВИГА СТРАНЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ

Дудина М.М. 1 Ефремова У.П. 1 Хаматнуров Ф.Т. 2
1 МБОУ ВО «Екатеринбургская академия современного искусства (институт)»
2 ФГБОУ ВО «Уральский экономический университет»
Статья посвящена проблеме формирования патриотизма граждан страны через участие в инициативных проектах исследовательского типа, как актуальному направлению развития единой российской нации. В статье раскрывается сущность и механизм патриотического воспитания с позиций опредмечивания – распредмечивания. Описывается опыт реализации и вовлечение в инициативный исследовательский проект «Трудовой подвиг народа: обратная сторона победы в Великой Отечественной войне» жителей Екатеринбурга и других регионов страны. В статье раскрываются основные приемы работы участников проекта с историческим материалом, формы и методы реализации проекта в вузе. На основе опроса показаны результаты влияния проекта на патриотическое воспитание молодежи, участвующей в проекте. Статья может быть интересна для организаторов аналогичных проектов в других городах и населенных пунктах, где сохраняют память о трудовом подвиге народа в Великой Отечественной войне, а также для расширения географии реализуемого проекта.
формирование
воспитание
патриотизм
патриотическое воспитание
патриотическое чувство
историческая память
исследовательский проект
трудовой подвиг
Великая Отечественная война
сопричастность к победе
1. Батищев Г.С. Опредмечивание и распредмечивание [Электронный ресурс] / Г.С. Батищев // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии РАН; Национальный общественно-научный фонд; Председатель научно-редакционного совета В.С. Степин. – Москва: Мысль, 2000–2001. Режим доступа: http://iphlib.ru/greenstone3 /library/collection/newphilenc/page/about (12.02.2017).
2. Владимир Путин: о патриотизме как о национальной идее [Электронный ресурс] // Informatio.ru. Путеводитель в мире информации. Режим доступа: https://informatio.ru/news/society/vladimir_putin_o_ patriotizme_kak/ (14.02.2017).
3. Гревцева Г.Я., Ипполитова Н.В. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект / Г.Я. Гревцева, Н.В. Ипполитова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 6. – С.27–32.
4. Дудина М.М., Хаматнуров Ф.Т. Психологические аспекты саморазвития личности в системе непрерывного профессионального образования / М.М. Дудина, Ф.Т. Хаматнуров // Путь науки. – 2015. – № 1 (11). – С. 153–155.
5. Ефремова У.П., Ефремова И.И. Семья Волеговых в 1941–1945 годах / У.П. Ефремова, И.И. Ефремова // Культурно-историческая и духовное наследие поколений победителей в Великой Отечественной войне: материалы областного конкурса эссе (1 февраля – 7 мая 2015 г.) / сост. И.А. Ахьямова, У.П. Ефремова, А.С. Славина, Т.Л. Ярошевская. – Екатеринбург: Изд-во Екатеринбургской академии современного искусства, 2015. – С. 27–34.
6. Культурно-историческая и духовное наследие поколений победителей в Великой Отечественной войне: Материалы областного конкурса эссе (1 февраля – 7 мая 2015 г.) / сост. И.А. Ахьямова, У.П. Ефремова, А.С. Славина, Т.Л. Ярошевская. – Екатеринбург: Изд-во Екатеринбургской академии современного искусства, 2015. – 124 с.
7. Khamatnurov F.T., Dudina M.M., Chistik O.F. Psychological and pedagogical problems of development of talent among schoolchildren / F.T. Khamatnurov, M.M. Dudina, O.F. Chistik // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т.

Патриотизм – важное качество, которое вдохновляет граждан на активные действия в обеспечении процветания и благополучия страны, в которой они живут. В ХХ в. в течение десятилетий, до середины 1980-х гг., в Советском Союзе существовала и развивалась сложная многоуровневая система патриотического воспитания, охватывавшая большинство населения страны, и которая довольно успешно внедряла комплекс идей, которые мотивировали граждан быть патриотами и гордиться «лучшей» и «самой передовой» в мире страной. Но система воспитания стала давать сбои в «период перестройки» и быстро изменилась в противоположную сторону с развалом страны в 1990-е гг. В народе возобладали идеи отторжения от истории страны, и они в течение десятилетия стали определять ведущую тенденцию отношения к Родине, Отчизне. Многие граждане хотели покинуть и покидали страну в поисках «достойного» их государства.

В настоящее время ситуация начинает меняться, постепенно «преодолеваются искаженные и ложные ценности». Однако нельзя с уверенностью утверждать, что негативные взгляды на значение Отечества в системе ценностей людей нашей страны преодолены. Особенно в связи с экономическими проблемами, «возрастанием сложностей в жизни людей» в определенной степени возрождаются идеи негативного отношения к стране, ее руководству, историческому наследию. Кроме того, в части молодежной среды патриотизм «не занимает существенного места в системе ценностей», так как события, сопровождавшие их в течение жизни, не были связаны с успешной демонстрацией государственных структур в решении внутренних и международных государственных проблем, «прорывов в экономике, идеологии, образовании» и других сферах жизнедеятельности общества [4, С. 153-154].

Президент России В.В. Путин не раз высказывался о воспитании патриотизма граждан страны, особенно среди молодежи. В частности, на встрече с производственниками в феврале 2016 г. он подчеркнул, что «страну должны объединить любовь к родине и стремление сделать свою жизнь лучше» [2]. Формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга направлена принятая в 2015 г. государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».

Возрождение положительного ценностного отношения к Родине, наметившееся в молодежной среде нашей страны, актуализирует проблему реализации адекватных воспитательных проектов, способных внести значительный вклад в дело развития патриотических качеств личности обучающихся и формирования на этой основе единой российской нации.

Известно, что на формирование подъема патриотических чувств влияют разные факторы, в частности, успехи, достижения и победы государства, либо угроза его разрушения и порабощения населения. Сила и мощь страны порождают чувство защищенности и сопричастности к победам, осознание себя сопричастным к достигнутыми успехам, гордости за народ и руководство страной. Угроза гибели людей, возможность разрушения материальных и духовных ценностей, сложившейся многовековой культуры и уничтожение традиций способствует осознанию потери национальной идентичности, что в свою очередь приводит к объединению людей вокруг идеи спасения Родины.

Огромный потенциал в воспитании патриотических чувств несет в себе обращение к историческому опыту страны, в частности, победам и успехам в военных действиях, трудовой деятельности. Осознание граждан великих побед страны через духовное объединение народа как ничто другое формирует патриотизм.

Педагоги, исследовавшие условия формирования патриотизма, отмечают, что данное качество формируется с детства. Активное вовлечение молодежи к открытию новых фактов победы советского народа в Великой Отечественной войне (ВОВ) создает благоприятную почву для возрождения любви к Родине, народу, государству. Историческая реконструкция боевых действий, поисковые отряды в местах военных сражений, акция «Бессмертный полк», безусловно, открывают новые славные страницы истории нашей страны, способствуя гордости и любви к Родине в молодежной среде.

Процесс формирования патриотических качеств, на наш взгляд, тесно связан с процессами опредмечивания и распредмечивания, как социально-психологическими феноменами, не только сопровождающими любую предметную человеческую деятельность, но и раскрывающими внутреннюю динамику материальной и духовной культуры.

Традиционно опредмечивание и распредмечивание включают в себя три уровня: во-первых, деятельность вызывает в объекте или наследует из него такие изменения, которые аналогичны действию сил самой природы; во-вторых, она создаёт и воссоздаёт произведения культуры, наследует и творит ее ценности; в-третьих, совершается опредмечивание и распредмечивание самого субъекта, его приобщение к другим субъектам, включение в межчеловеческие отношения, в историческую связь с обществом [1].

Исходя из данных уровней, можно проследить формирование патриотических качеств личности (субъекта), включенного в проекты по изучению условий жизни и труда людей во время Великой Отечественной войны.

Изучая воспоминания очевидцев и исторические документы о сражениях, условиях жизни и труда наших сограждан в годы ВОВ, участник проекта устанавливает духовную связь с ними, происходит идентификация с людьми и с условиями жизни того времени. Эмоционально переживая трудности и лишения, выпавшие на долю воинов, тружеников тыла, как правило, наш современник соотносит себя с этими людьми и переносит на себя эти условия жизни, «соотнося их со своими личностными качествами и способностями». Все это способствует «личностным изменениям субъекта» через виртуальное участие в значимых событиях и «формирование возвышенных чувств» [7, С. 2907].

Перерабатывая рассказы родственников и близких людей в эссе, создавая картины и другие продукты творчества в ходе реализации проекта, осмысливая собственные переживания, участник проекта (как субъект) создает тем самым культурное наследие страны, запечатлевшее трудовой подвиг людей в годы ВОВ, которое будет доступно другим людям и будущим поколениям. Выставки творческих работ, экскурсии, публикации эссе и рассказов о жизни и труде родственников и близких людей в годы ВОВ создают условия для знакомства с этим наследием широким слоям граждан. Кроме того, использование социальных сетей, специальных сайтов еще больше расширяет возможности продвижения военного и трудового подвига народа.

Через продукты своего творчества участник проекта (как субъект) создает и актуализирует ценностные ориентиры, значимые как для него в настоящее время по отношению к защитникам отечества и труженикам тыла – как для себя, так и для широкой общественности и будущих поколений. Проектируя перспективные ценностные ориентиры, личность укрепляется в патриотических качествах, пропагандируя их продвижение будущими поколениями.

Осознание себя центральным звеном во временной цепочке «прошлое – настоящее – будущее» участник проекта принимает на себя включенность в межчеловеческие отношения   и понимает историческую связь общества через военный и трудовой подвиг людей во время ВОВ, закладывая в будущее развитие России как государства, ценящего и помнящего вклад граждан в дело развития страны. В ходе изучения героического наследия и сопереживания субъект осознает изменения, произошедшие в структуре его личности, понимая важность этих изменений, он способен пропагандировать патриотические изменения в личности у подрастающих поколений, выполняя связующую роль с людьми, внесшими вклад своим трудом в дело победы страны над фашистскими захватчиками [3].

С целью изучения вклада тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны и вовлечения студентов в героическое прошлое страны в 2015 г. силами преподавателей и сотрудников Екатеринбургской академии современного искусства (г. Екатеринбург) был начат исторический проект «Трудовой подвиг народа: обратная сторона победы в Великой Отечественной войне». Свердловск (ныне Екатеринбург), как и другие города Урала и Сибири, в годы войны стал одним из важных производственных центров страны. Именно сюда были эвакуированы многие промышленные предприятия, продолжавшие выполнять военные заказы. Работники предприятий «ковали победу в тылу», среди них были также дети и подростки [5].

Идея появления проекта связана с тем, что в настоящее время подвиг трудового населения, работавшего в тылу, слабо представлен в научных, художественных и публицистических материалах, недостаточно освещен и в средствах массовой информации. Есть опасность, что трудовой подвиг народа нашей страны в Великой Отечественной войне не получит должного признания, а значит, не сможет реализовать свой огромный потенциал в идентификации населения с трудовыми победами народа, что в настоящий исторический момент не менее важен, чем победы на фронтах. Перед участниками проекта ставилась задача исследования семейных историй на причастность родственников и знакомых к победе над фашизмом. Проект предусматривает проведение поисковой работы и описание условий, режима и особенностей трудовой деятельности, быта и отдыха тружеников тыла [6].

Проект имеет открытый характер, то есть любой житель Екатеринбурга, Свердловской области и страны в целом может написать о своих родственниках и знакомых, о себе как об участнике событий Великой Отечественной войны. Привлечение и оповещение участников проекта осуществлялось через социальные сети. В частности, «В контакте» создана группа участников проекта, на сайте МБОУ ВО ЕАСИ ведется специальная информационная компания.

За два года существования проект «Трудовой подвиг народа: обратная сторона победы в Великой Отечественной войне» объединил людей разного возраста: от дошкольников до самих участников событий того времени. Самому маленькому участнику проекта было 6 лет, а самому взрослому – 91 год. География проекта распространяется от Архангельска до Барнаула. Сегодня он охватывает 7 областей России. Активное участие в проекте приняла молодежь г. Екатеринбурга, в особенности, Орджоникидзевского района, где в годы войны были сосредоточены эвакуированные заводы, а на Уралмашзаводе собирались легендарные танки Т-34 и самоходные артиллерийские установки истребители танков САУ-85 и САУ-100.

В 2015 г. в проекте приняло участие более 100 человек, а в 2016 г. более 180 человек. Благодаря их участию удалось собрать уникальный материал о трудовом подвиге народа, о тяжелой жизни мирных жителей в военное время.

За это время участниками проекта было собрано достаточно много исторического материала, который является уникальным, так как сохраняет память о великой Победе в конкретных персоналиях. Из рук участников проекта получены оригинальные фотографии, жизнеописание людей, воссоздание видов и характера трудовой деятельности, характеристика событий и фактов, иллюстрирующих особенности жизни людей в трудные военные годы.

За время проекта было издано несколько сборников эссе «Культурно-историческое и духовное наследие поколений победителей в Великой Отечественной войне». В сборниках подробно описаны жизнь и деятельность семей, живших в тылу в 1941–1945 гг. [6].

На основе полученных в ходе исследования материалов была создана экспозиция «Незаметные герои в 1941–1945 гг.», состоящая из фотопортретов 120 тружеников тыла с кратким описанием их трудового вклада в победу советского народа над фашистскими захватчиками.

С целью ознакомления жителей Екатеринбурга с героическими фактами трудовой деятельности тружеников тыла, была разработана экскурсия «Трудовой подвиг народа в годы войны». Экскурсия включает в себя рассказ о жизни людей в годы войны в глубоком тылу и их трудовой деятельности. В ходе экскурсии приводятся примеры из жизни людей, портреты которых находятся в экспозиции. Экскурсия и экспозиция в настоящее время пользуется огромным спросом и вызывает интерес жителей города. Ее посетило более 2000 человек, среди них более половины – школьники общеобразовательных школ.

В ходе реализации данного исторического проекта был отмечен рост активности и интереса уральцев и гостей региона к теме трудового подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны. Более того, после экскурсии посетители обычно сами проявляют желание поучаствовать в наполнении экспозиции, что способствует продолжению проекта и свидетельствует о его важности для современных людей.

Особенностью проекта является непосредственное активное вовлечение населения в поиск артефактов и их музеефикация, возможности увековечить память своих близких людей – родителей, бабушек и дедушек, знакомых. Часто люди приносят значимые для них личные вещи, фотографии, документы и другие материалы, имеющие отношение к труженикам тыла. В настоящее время нет музеев, ведущих целенаправленную работу с подобным артефактами. Тем не менее, люди испытывают потребность поделиться с другими своей сопричастностью к Великой Победе, оставляя в проекте не просто предмет или информацию, а частичку своей души [6].

Интерес к проекту и к экспозиции проявили активные жители других городов. Так, в ноябре 2016 г. по запросу директора школы № 13 экспозиция «Незаметные герои 1941–1945 гг.» была перевезена в г. Тобольск Тюменской области. В 2017 г. планируется ее размещение в городах Верхотурье, Каменске-Уральск и др.

Опрос, в котором приняли участие школьники и студенты г. Екатеринбурга, показал, что 94 % респондентов проявили интерес к изучению трудового подвига соотечественников в годы Великой Отечественной войны; 89 % считают, что изучение условий труда и жизни людей военного времени «важно для будущих поколений»; «чувство гордости» за свою страну возникло у 96 % опрошенных учащихся и студентов; 67 % приняли участие в написании эссе о трудовом подвиге своих родственников и знакомых; 83 % учащихся молодых людей намерены продвигать проект среди своих друзей и знакомых.

Дальнейшее развитие проекта предполагает расширение его географии, сбор информации о тружениках тыла в других регионах нашей страны. Кроме того, студентами и преподавателями ЕАСИ ведется разработка сайта, рассказывающего о трудовом подвиге людей в годы войны. Продолжится работа с ветеранами – тружениками тыла, испытывающими трудности в современной жизни. Планируется работа постоянной, передвижной и виртуальной выставок, освещающих вклад наших соотечественников в Великую Победу. Для современных детей и молодежи также может представлять интерес информация об особенностях жизни детей и подростков в годы войны, тем более что часть их них живы и помнят лишения и трудности жизни того времени.

В целом, патриотическое воспитание молодежи должно быть реализовано как непрерывная система, начиная с самого раннего возраста и в течение всей жизни человека.


Библиографическая ссылка

Дудина М.М., Ефремова У.П., Хаматнуров Ф.Т. ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДОВОГО ПОДВИГА СТРАНЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26283 (дата обращения: 25.09.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252