Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Зубкова А.А. 1 Фелькер Е.В. 1 Бароян М.А. 1 Винокур А.В. 1
1 ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет Минздрава России
В настоящей статье рассматриваются пути достижения эффективного управления развитием необходимых качеств у студентов-медиков за счет разработки педагогически эффективных инновационных технологий управления развитием личности при профессиональной подготовке обучающихся в медицинских вузах на примере студентов стоматологического факультета Курского государственного медицинского университета. Анализируются пути формирования внутренних качеств медработников и внешность будущего врача. Благодаря реализации данной программы происходит саморазвитие студентов-медиков, как профессиональное, так и личностное, которое предполагает комплексное и вариабельное использование набора теоретических знаний и практических навыков, видение проблем в различных ситуациях и понимание путей их решения, способность к размышлению, практической самооценке, готовность к самосовершенствованию. В данной статье обсуждается неспецифический компонент воспитательной работы всего образовательного процесса, который представляет собой влияние всей организации, общего педагогического процесса на развитие необходимых личностных качеств студентов-медиков.
воспитательный процесс
медицинское образование
формирование личности
педагогические технологии.
1. Алферова Е.А. Роль воспитательного процесса в формировании поликультурной личности студента медицинского вуза [Текст] /Е.А. Алферова, А.В. Сущенко, И.Е. Плотникова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – № 39-1. – С. 64-68.
2. Выготский JI.C. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2003. – 507 с.
3. Дворянкина Е.К. Содержание учебно-воспитательного процесса в высших профессиональных учебных заведениях [Текст] / Е.К. Дворянкина, И.С. Ерёмина // Образование. Наука. Научные кадры. – 2011. – № 1. – С. 132-135.
4. Ерёмина И.С. Технология управления развитием гражданственности у обучающихся в юридических вузах [Текст] /И.С. Ерёмина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – № 4 (11). – С. 98-100.
5. Есауленко И.Э., Пашков А.Н., Плотникова И.Е. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 12. – С. 30-31.
6. Использование инновационных подходов к учебно-воспитательному процессу в медицинском вузе [Текст] / Е.О. Бойко, О.Г. Зайцева, Л.Е. Ложникова, М.И. Агеев // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4-1. – С. 52-53.
7. Котляров С.Н., Александрова Л.Н., Максимова А.В. Воспитание милосердия у студентов, обучающихся по специальности «сестринское дело» [Текст] // Современная система воспитания студента медицинского вуза: состояние и направление развития: материалы научно-практической конференции. – Рязань, 2016. – С. 11-13.
8. Кудрявая Н.В. Психологическая и педагогическая компетентность в формировании будущих российских врачей-стоматологов [Текст] // Стоматология. – 2007. – № 6. – С. 6-8.
9. Роль симуляционных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов-стоматологов [Текст] /Е.В. Фелькер, И.Л. Бровкина, А.А. Крюков, М.А. Бароян // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 394-395.
10. Сластенин В.А., Беловолов В.А., Ильенко Е.В. Личностно ориентированное обучение в процессе профессиональной подготовки специалиста [Текст] // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 11. – С. 117-129.

Студенты – это интеллектуальный, профессиональный и культурный резерв российского общества, от того, какое будет их обучение в комплексе с воспитанием, зависит судьба нашей страны. Образование оказывает сильное влияние на психику индивидуума и развитие его личностных качеств.

За последние годы в государственной политике Российской Федерации в области образования произошли значительные изменения относительно оценки важности гражданского образования и воспитания. Законодательно закрепляется новая концепция высшего образования, где переносится акцент с узкопрофессионального подхода при подготовке обучающихся на многогранное профессиональное и духовное развитие личности. Теперь образование интерпретируется как единение обучения и воспитания, как процесс овладения правилами общепринятых взаимоотношений между отдельным индивидом и обществом [4].

Поэтому в Федеральной программе развития образования выделяется острая проблема, требующая научного обоснования внедрения в образовательный процесс: «ориентация развитие личности, формирование системы ее жизненных социальных норм и других элементов культуры» [3].

Студенты медицинских университетов представляют собой обособленную группу обучающихся в силу специфики изучаемой науки. Воспитание докторов является важнейшей задачей, так как только глубоко духовный и нравственный работник сможет качественно заботиться о здоровье людей, создавать благоприятную психологическую обстановку для пациентов, стремиться к скорейшему восстановлению трудоспособности больных и проводить первичную и вторичную профилактику заболеваний.

Поэтому необходима разработка педагогически эффективной технологии управления целенаправленного развития необходимых личностных качеств у студентов медицинских специальностей при их профессиональной подготовке [4].

Цель – выявить совокупность педагогических условий, необходимых для духовного, нравственного, интеллектуального, культурного и профессионального развития личности будущего врача.

Материалы и методы

Из опыта кафедры ортопедической стоматологии Курского государственного медицинского университета (КГМУ), на примере студентов стоматологического факультета 2 и 3 курсов проводилось совершенствование личности будущего медика, которое обеспечивается комплексом необходимых педагогических компонентов, реализуемых в образовательном пространстве КГМУ.

  1. Внедрение в педагогический процесс инновационных учебных технологий, таких как: «технология проблемного обучения», – обсуждение и анализ ситуационных задач с преподавателем; мозговой штурм («мозговая атака») – при этом студенты на заявленную тему выдвигают максимально возможное количество решений, а затем коллективно выбирают оптимальное для использования в практике; проведение «круглых столов», в виде подготовки сообщений студентами по заявленной теме; использование «игровых технологий» – наблюдение и ассистирование доктору во время приема пациента. Также в учебном процессе задействуются симуляционные классы, что способствует освоению мануальных навыков и последовательности лечения стоматологических заболеваний, применению полученных знаний студентов по специальности, выработке профессионального стиля деятельности, мотивационному отношению к будущей специальности.

Осваивают практические навыки студенты при помощи манекенов, стоматологических фантомов (верхняя, нижняя челюсть и окклюдатор) и самих фантомных установок, которые включают в себя непосредственно голову, блок управления, блок освещения и основные стоматологические наконечники (турбинный и механический) в зависимости от проводимых манипуляций. Важно, что студенты могут отрабатывать разные варианты положения пациента в стоматологическом кресле (на «9 и на 12 часов»). За счет этих компонентов отработка навыков в симуляционном классе приближается к реальной практической деятельности.

Студенты стоматологического факультета увереннее и спокойнее приступают к практической деятельности, за счет использования в обучении симуляционных технологий (использование фантомов и манекенов). Качество оказываемой помощи становится выше, а сама помощь более квалифицированной, происходит снижение числа ошибок при выполнении различных манипуляций, уменьшение осложнений [9].

Преподаватель во время практических занятий оценивает навыки по препарированию при различных нозологических формах заболеваний твердых тканей, по работе с мягкими тканями пациента, а также положения студента при работе, его осанку и так далее. Использование симуляционных технологий в образовании студентов стоматологического факультета позволяют осваивать специальность с большим интересом и с высокой результативностью. За время работы студента в фантомном классе он приобретает навыки по работе с мелким вращательным, колюще-режущем инструментом в ограниченном пространстве, зачастую в труднодоступных операционных участках. У обучающегося происходит программирование мелкой моторики рук и развитие точности, выдержки и аккуратности.

Симуляционные центры практической подготовки на стоматологических факультетах медицинских вузов дают возможность неоднократно отработать ту или иную манипуляцию, что позволяет снять страх, добавить уверенности, закрепить полученные теоретические знания, а значит, трансформировать их в умения и навыки [9]. Полученные практические навыки студенты отрабатывают и применяют во время ежегодной практики в стоматологических поликлиниках города и области.

Сочетание теоретических и симуляционных технологий, направленных на отработку комплекса стандартных медицинских ситуаций (дневников приема пациента, карт амбулаторного приема), обучение мануальным навыкам работы с отработкой схем и последовательностей профессиональных действий в конкретных клинических случаях по стоматологии привело к расширению медицинского кругозора студентов в стоматологии, желанию расширять весь спектр медицинских знаний, осваивать и отрабатывать мануальные навыки для оказания квалифицированной помощи пациентам.

  1. Расширение аксиосферы ценностей будущего медика за счет участия в волонтерском движении, с последующим формированием активной жизненной позиции, взращиванием необходимых качеств для работы по специальности, нравственности и гуманизма.

Этот компонент реализовывался за счет участия студентов стоматологического факультета в социально и общественно значимых видах профессиональной деятельности в детских образовательных учреждениях города на добровольных началах. Студенты принимали активное участие в профилактике стоматологических заболеваний. Они посещали детские сады, где проводили мастер-классы среди учащихся. Студенты в театрализованной форме показывали детям, что такое кариес и почему так важна гигиена полости рта, также проводили игры и задавали загадки по правилам питания и гигиены полости рта. В завершении посещения детского садика студенты, под контролем преподавателя, проводили стоматологический осмотр детей. Информацию о состоянии гигиены, твердых и мягких тканей зубов и наличия патологии прикуса передавали родителям для рекомендации посещения стоматолога с целью санации полости рта детей. Также каждому ребенку давались буклеты по правильному питанию для здоровья зубов и правилам индивидуальной гигиены полости рта.

На данном этапе студенты медицинских вузов, ориентируясь на будущую профессию, стараются воспитывать в себе качества, которые являются для них личностными, в то же время им будут необходимы в будущей профессии или обязательны для нее.

К внутренним правилам можно отнести отношения будущих врачей к профессии, основанные на взаимном уважении, субординации, соблюдении дисциплины, чувстве коллегиальности, дружелюбии и безукоризненном выполнении своих профессиональных обязанностей. Внешняя культура – это внешний вид врача. Хороший тон – умение держать себя среди пациентов, коллег и умение вести беседу соответственно обстановке и условиям, умение дорожить своим и чужим временем. Внешность врача должна отражать внутреннюю собранность, самодисциплину [8].

  1. Одним из важнейших компонентов является привлечение студентов к учебно-исследовательской работе, участию в научно-практических конференциях разного уровня (студенческих, внутривузовских, межвузовских и общероссийских), подготовка научных публикаций, принятие участия студентов в ежегодных межвузовских олимпиадах в г. Москва. Это дает уверенность в своих силах, а также стимулирует научно-исследовательский потенциал студентов.

Нельзя забывать о влиянии педагогического коллектива на воспитание студентов. Именно преподаватели осуществляют связь поколений, делятся накопленным опытом и знаниями. Важна сама атмосфера преподавания во всем вузе, демонстрация своего собственного примера для привития ответственности и гордости за принадлежность к профессии медика [1].

Необходимо обучать студентов медицинских факультетов навыкам профессионального общения, так как это является неотъемлемой частью педагогического процесса на кафедре. В настоящее время в литературе достаточно полно изложены коммуникативные навыки формирования взаимоотношений между врачом и пациентом, некоторые из них применяются при проведении практических занятий и, в частности, при клинических разборах пациентов в отделениях.

Медицинское образование является одним из основных социальных институтов общества, которое оказывает неоспоримое воздействие на процесс профессиональной адаптации и развития личности. Педагогические коллективы медицинских учебных заведений должны взять на себя роль в формировании профессиональной и личностной самореализации и самоорганизации студентов. Саморазвитие будущих медиков как профессиональное, так и личностное предполагает комплексное и избирательное использование набора теоретических знаний и практических умений, видение путей решения в различных ситуациях, способность к анализу, практической самооценке и готовность к самосовершенствованию [1].

Для достижения эффективного управления развитием личностных качеств у обучающихся в медицинских вузах необходимо уделять внимание:

1) интеграции интересов, ценностей и потребностей личности в соответствии с требованиями социума и профессиональными запросами студентов;

2) созданию условий, обеспечивающих уверенность в своих силах и социально-психологическую устойчивость;

3) коллективизма в решении проблем и поиске вариантов выбора для достижения цели;

4) поощрению инициативности, самодеятельности и самостоятельности во время образовательного процесса;

5) мотивированию, направленному на приобретение опыта саморазвития необходимых качеств и их внедрения в предстоящую медицинскую деятельность [4].

Обучение в медицинском вузе – это сложный многогранный процесс для гармоничного развития и воспитания целостной личности. К задачам медицинских вузов относится формирование личности, в которой профессиональное и нравственное составляющие находятся в единстве и не противоречат друг другу. Существует модель медицинского специалиста, сочетающего как профессиональные, так и нравственные аспекты [1].

Именно формирование духовности и нравственности лежит в основе современной системы воспитания студентов медицинских специальностей. У некоторых индивидуумов нашего времени нередко материальные ценности доминируют над нравственными. Теряется основа человеческих взаимоотношений, в том числе и в медицине, где сострадание, доброта и милосердие должны быть основой деятельности каждого медицинского работника. Особенно важным является развитие этого осознания именно в студенческие годы, когда у молодых людей идет интенсивный процесс формирования и развития личности.

В этом периоде преподаватель должен помогать студентам вырабатывать нравственные нормы поведения в обществе, способствовать развитию их профессиональных навыков. Необходимо поощрять активную жизненную позицию и творческие способности студентов. Высокий уровень духовности, который позволит студенту добиться максимальных успехов в будущей профессии, станет внутренним стержнем, что поможет найти правильный подход и к будущим пациентам, и к будущим коллегам. Поэтому учебный процесс должен осуществляться в комплексе с воспитательным. Наряду с получением фундаментальных знаний, у студента необходимо формировать и общечеловеческие качества, без которых человек не сможет работать в медицине, так как медицинский работник – это не только профессия, но и призвание [7].

Значимым является также развитие базовых способностей студентов (когнитивных, поведенческих, коммуникативных), профессиональной компетентности и личностных качеств [2]. Развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, наполнение ее новым смыслом через процесс персонализации [6,5].

Формы воспитательной работы, которые существуют в учебном процессе, включают два компонента. Неспецифический, представляющий собой влияние всего педагогического процесса на развитие личностных качеств у студентов. А именно, отношение преподавателей между собой, к своей профессии, являются той моделью, которую студенты бессознательно перенимают и переносят в основу своего собственного стиля жизни и профессиональной деятельности [1]. Специфический компонент отображает влияние содержания учебных дисциплин в формировании необходимых качеств у студентов-медиков [10].

Заключение                                                               

Благодаря реализации данной программы происходит саморазвитие студентов медицинских вузов, как профессиональное, так и личностное, которое предполагает комплексное и выборочное использование набора теоретических знаний и практических навыков, видение проблем в различных ситуациях и понимание путей их решения, способность к размышлению, практической самооценке, готовность к самосовершенствованию.

Одной из важнейших задач высшей школы является воспитание молодежи, поскольку развитие гармоничного человека предполагает не только развитие умственных способностей, но и общечеловеческих ценностей. Главным объектом обучения и воспитания является студент; главным субъектом – преподаватель, одной из задач которого является закладка и развитие нравственных идеалов и жизненных ценностей у студентов.

Таким образом, перед преподавательским составом поставлена важная задача: воспитать не только качественного специалиста, но и оказать влияние на закладку и усовершенствование личности студентов с устойчивыми моральными взглядами и убеждениями. И одним из средств, которым располагает преподаватель для успешного воспитания личности студента, является его собственный пример поведения и отношения к студентам, к коллегам, его профессионализм и нравственные качества. Воспитание должно быть понято как взаимодействие и сотрудничество преподавателя и студента в области совместной аудиторной и внеаудиторной деятельности. Одним из наиболее важных субъектов воспитания, оказывающих опосредованное влияние, является вузовская атмосфера, поэтому образовательная среда формируется всеми сотрудниками медицинского вуза.

Чрезвычайно важным аспектом воспитательной работы является уважение и чтение традиций кафедры и приобщение к ним студентов. Изучение истории кафедры, факультета, вуза помогает заложить веру о непрерывной связи поколений, способствует воспитанию медиков в лучших традициях их учителей [2].


Библиографическая ссылка

Зубкова А.А., Фелькер Е.В., Бароян М.А., Винокур А.В. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26271 (дата обращения: 21.11.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252