Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГА

Сафин А.А. 1
1 ФБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
Рассмотрены вопросы обеспечения социальной безопасности педагога на основе преодоления профессиональных деформаций. В условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты осталась за кадром проблема готовности к переменам ключевого исполнителя процесса - педагога, его проблемы, возникающие в процессе педагогической деятельности. Возникающие при этом профессиональные деформации приводят к социальной дезадаптации, утрате социальной безопасности педагога. В работе рассмотрены понятия социальной безопасности, социальной защищенности, личной безопасности и профессиональной безопасности педагога. Отмечено место безопасности личности в структуре социальной безопасности. Рассмотрена связь личной безопасности с профессиональной деятельностью, социальной защищенностью и обеспечением профессиональной безопасности педагога. Социальная безопасность педагога достигается средствами преодоления профессиональных деформаций в процессе совершенствования профессиональных компетенций.
социальная безопасность
социальная защищенность
личная безопасность
профессиональные деформации
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 // Собрание законодательства. - 2016. - № 1 (ч. II). - Ст. 212.
2. О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н : Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.08. 2016 г. № 422н // Российская газета. - 2016. - № 7069.
3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» : Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 г. № 608н // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2015. - № 0001201509280022.
4. Баранов А.А. Безопасность личности в социально-воспитательной среде // Воспитание и безопасность: социальные, педагогические и психологические аспекты : материалы Всероссийской научно-практической конференции 14–16 ноября 2012 г. – Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2012. – Т. 1. – С. 9-12.
5. Барковская Е.В. Безопасность жизнедеятельности: оценка риска техногенных аварийных ситуаций : учеб. пособие. - СПб. : Изд-во СПбГПУ, 2003. - 84 с.
6. Волковский В.И. Деятельность налоговых органов как фактор социальной безопасности : дис. ... д-ра социологических наук. - М., 2002. - С. 26.
7. Демин И.В. Сущность и содержание понятий «безопасность», «общественная безопасность» и «национальная безопасность» // Вестник Екатерининского института. - 2009. - № 1. - С. 29−30.
8. Ефимова Н.С. Психология безопасной профессиональной деятельности педагога (учителя) // Молодой ученый. — 2011. — № 2. - Т. 2. — С. 52-56.
9. Казаков Н.Д. Безопасность и синергетика (опыт философского осмысления) // Безопасность. Информационный сборник. - 1994. - № 4. - С. 61-65.
10. Кисляков П.А. Системно-личностный подход к формированию социальной безопасности будущего педагога // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 6. - С. 73-78.
11. Лига М.Б. Социальная безопасность и качество жизни: концептуальный анализ. – Чита : Ученые записки ЗабГУ, 2013. - С. 17—177.
12. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб. : Евразия, 2001. – 478 с.
13. Мугулов Ф.К. Безопасность личности: теоретические и прикладные аспекты социологического анализа : монография. - Сочи, 2005. – 239 с.
14. Романович А.Л. Концепция безопасного развития социоприродных систем: философско-методологический анализ : автореф. дис. … д-ра филос. наук. – М., 2004. - 53 с.
15. Самыгин С.И. Социальная безопасность России в условиях информационной реальности : монография / С.И. Самыгин, А.А. Верещагина, И.В. Печкуров. – М. : Русайнс, 2016. – 156 с.
16. Сафин А.А. Диагностика и преодоление профессиональных деформаций личности педагога : монография. – Казань : Казан. гос. ин-т культуры, 2015. - 164 с.
17. Сафин А.А. Социальная безопасность педагога как результат преодоления профессиональных деформаций // Сборник материалов V Международной научной конференции «Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие». – Ростов н/Д : ЮФУ, 2016. - С. 86-91.
18. Сафин А.А. Преодоление профессиональных деформаций в структуре социальной защищенности личности педагога // Сборник материалов XIII Международной молодежной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития экономики и профессионального образования в современном обществе». - Екатеринбург, 2016. – Т. 3. - С. 217-220.

Преодоление профессиональных затруднений, барьеров и деформаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности, обеспечивает социальную безопасность педагогов [17; 18]. Нами выделены и описаны следующие профессиональные деформации педагогов: эмоциональные деформации личности, деформации мотивационной составляющей личности, коммуникативные деформации личности педагога [16]. Профессиональные деформации, возникающие в ходе профессиональной деятельности, выражающиеся в нарушении целостности личности, снижении адаптивности к постоянно изменяющимся условиям труда, профессиональном выгорании и даже возможном последующим уходе из педагогической профессии непосредственно связаны с вопросами социальной безопасности педагога.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации дается следующее определение понятию «безопасность». Национальная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации [1]. Согласно Стратегии национальной безопасности, национальная безопасность состоит из различных предусмотренных законодательством страны видов безопасности: государственной, общественной, безопасности личности, а также информационной, экологической, экономической, транспортной, энергетической и других видов безопасности.

Можно выделить следующие уровни безопасности: государственно-национальную, общественно-социальную, безопасность личности. На каждом уровне возникают не только внешние, но и внутренние угрозы безопасности субъектам или объектам безопасности. Главной целью безопасности определяется предотвращение, устранение различных угроз безопасности личности, обществу, государству, а также создание новых возможностей по обеспечению безопасности на всех уровнях.

В целях описания адекватной модели социальной безопасности педагога рассмотрим существующие в современной науке определения безопасности.

Родовое понятие «безопасность» имеет следующие признаки:

- безопасность как устойчивое состояние по отношению к неблагоприятным воздействиям и деятельности по защите от внутренних и внешних угроз, состояние сохранности, надежности, предполагающее поддержание определенного баланса между негативным взаимодействием на субъект окружающей его среды и его способностью преодолеть это воздействие [9; 13];

- безопасность как результат взаимодействия различных природных и социальных объектов с условиями и факторами природной и социальной среды обитания, при которых сформировалось такое состояние их взаимосвязей, при котором объекту не наносится вреда [7];

- безопасность как способность объекта (явления или процесса) сохранять свои системообразующие свойства, основные характеристики (параметры, целостность и т.д.) при регрессивных (вредных, дезорганизующих, деструктивных, разрушающих) воздействиях со стороны различных предметов внешней либо внутренней среды [14];

- безопасность как потребность, являющаяся базовой в иерархии потребностей человека, обеспечивающая нормальное развитие личности [12].

Рассматривая безопасность педагога в плоскости личностного и общественно-социального уровней безопасности, необходимо описать сложную систему внешних и внутренних связей личности, общества и государства, называемую в широком смысле понятием «социальная безопасность».

В современной научной литературе «социальная безопасность» описывается как интегрированное понятие, определяющее безопасность населения государства от угроз различного характера (социального, экономического, экологического характера и т.д.), и связана сложными отношениями на всех уровнях безопасности (государственно-национальном, общественно-социальном, безопасности личности).

Понятие «социальная безопасность» можно охарактеризовать как:

- совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей. Социальная безопасность России в современных условиях является составным элементом национальной безопасности и представляет основу для функционирования всех социальных элементов [6];

- способ функционирования социальной системы, обеспечивающий сохранение ее целостности, устойчивости и жизнеспособности в процессе взаимодействия ее структурных составляющих (подсистем: экономическая, политическая, демографическая, информационная, культурная и т.д.; элементов: социальные группы, организации, институты, отдельные индивиды) между собой и с окружающей средой на протяжении существования и развития общества [15];

- состояние стабильной защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от возникающих вызовов и угроз во всех сферах жизнедеятельности, взаимообусловленного и взаимозависимого от действий субъектов безопасности, предпринимаемых ими в процессе ее обеспечения [5]. Это такое состояние социальной сферы, при котором обеспечивается её устойчивое состояние, оптимальное удовлетворение потребностей, достойное качество жизни, создание условий для развития личности [11].

В свою очередь, социальная защищенность личности – это система государственных гарантий, направленных на обеспечение достаточного уровня жизни граждан, в том числе и граждан с ограниченными возможностями, неспособных самостоятельно этот уровень обеспечить. Государственные гарантии социальной защищенности должны включать в себя постоянное совершенствование условий жизни граждан с учетом их интересов, установленных законом прав, а также осуществление комплекса мероприятий, направленных на эффективное предотвращение возможных угроз и нарушений, в том числе и в профессиональной сфере деятельности.

Применительно к личности можно рассматривать социальную безопасность как способность субъекта межличностных, общественных отношений эффективно взаимодействовать с другими субъектами, окружающим миром, а также преодолевать различные неблагоприятные внешние воздействия, способные негативным образом повлиять на целостность субъекта, на его состояние защищенности при осуществлении профессиональной деятельности. С учетом значения профессиональной деятельности в жизни человека особую значимость приобретает проблема социальной безопасности личности как профессионала.

Таким образом, безопасность личности, тесно связанная с уровнем профессиональной подготовки, занимает доминирующее положение в структуре социальной безопасности.

Понятие «безопасность личности» характеризуется:

- как свойство личности, состоящее в способности человека противостоять разрушительным воздействиям внутренних и внешних сил и сохранять свою жизнеспособность;

- специфический вид деятельности, направленной на выявление, предупреждение, устранение и отражение опасностей и угроз, способных принести ущерб развитию личности, общества, государства, а также создание необходимых условий для благоприятной жизни, реализации жизненных стратегий, планов, потребностей индивидов и целей общественного и государственного развития;

- состояние, при котором индивид испытывает ощущение защищенности даже при наступлении какой-либо опасности [10].

А.А. Баранов отмечает 3 уровня личной безопасности:

1) безопасность индивида («Я-организм»);

2) безопасность собственно личности («Я-индивидуально-своеобразная система);

3) социально-психологическая безопасность личности («Я-другие»).

Такое структурное деление позволяет облегчить процесс соотнесения запросов личности с необходимыми внешними условиями обеспечения ее безопасности [4]. По мнению А.А. Баранова, идеальное состояние отсутствия противоречий между обществом и личностью и есть полная социальная безопасность личности.

Личная безопасность педагога проявляется в:

  • направленности его на безопасность по отношению к себе, другим людям и окружающей действительности;
  • психологической и социальной компетентности в области безопасности;
  • способности личности сохранять устойчивость (стабильность) в среде с определенными параметрами и с психотравмирующими воздействиями;
  • сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям;
  • проявлении эмоциональной экспрессивности, интеллектуальной, поведенческой вариативности, определяющей оптимальную позицию субъекта в данных средовых условиях [8].

В комплексной структуре понятия социальной безопасности важным элементом является профессиональная безопасность. Социальная безопасность определяется характером профессиональной деятельности, степенью профессиональной защищенности работника и собственными эффективными действиями по обеспечению своей безопасности.

Понятие «профессиональная безопасность и здоровье» (охрана труда) в российском законодательстве описывается как система сохранения жизни и здоровья работающих, временных работников, контрактников, посетителей и любых иных лиц, присутствующих на рабочем месте.

Профессиональную безопасность педагога можно описать как систему мер по обеспечению безопасности в ходе профессиональной деятельности, включающей в себя различные внешние и внутренние риски и издержки педагогической профессии.

Обязательными составляющими обеспечения профессиональной безопасности являются следующие компоненты:

  • достижение человеком гарантируемого минимума материального обеспечения;
  • ответственность человека перед обществом за личную профессиональную состоятельность;
  • устойчивая профессиональная самоопределенность и максимальный предел самовыражения;
  • обеспеченность права на труд, безопасность, уважение, независимость, поддержку и помощь общества при условии соучастия в финансировании социальных программ [18].

Профессиональная безопасность педагога подразумевает наличие у него сформированных безопасных характеристик личности и компетенций профессиональной педагогической деятельности.

Следуя исходной гипотезе о преодолении профессиональных деформаций как доминирующем факторе обеспечения социальной безопасности, отмечаем, что погружение в педагогическую профессию приводит к формированию особых качеств, характерных для педагогов, которые позволяют успешно осуществлять профессиональную деятельность. Необходимые для безопасной профессиональной деятельности педагога качества, подтверждающие его высокий уровень профессиональной компетентности, описаны в профессиональных стандартах педагогов [2; 3]. Применительно к социальной безопасности педагога можно сказать, что возникновение профессиональных деформаций в процессе профессиональной деятельности является издержкой данной профессии. В связи с этим считаем необходимым формировать социальный заказ на разработку и реализацию программ преодоления профессиональных деформаций как важного фактора обеспечения социальной безопасности педагога.

Нами разработаны критерии оценки социальной безопасности педагога на основе преодоления профессиональных деформаций [17]. По данным критериям можно оценить систему социальной безопасности педагога по следующим адаптированным для педагогической деятельности параметрам (уровням):

  • предупреждение возникновения ситуации срыва, профессионального выгорания;
  • предотвращение деградации личности педагога;
  • обеспечение устойчивости субъекта профессиональной деятельности;
  • поддержка адекватности системы профессиональной деятельности педагога на основе совершенствования компетенций.

Таким образом, социальная безопасность педагога основывается на преодолении профессиональных деформаций в процессе совершенствования профессиональных компетенций.


Библиографическая ссылка

Сафин А.А. СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26178 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674