Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОЛЛАЖА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Бреусова Т.А. 1 Буркина О.С. 1 Мажурина А.З. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье анализируется педагогический потенциал коллажа как средства формирования эстетического вкуса и художественно-творческих способностей младшего школьника. Коллаж как технический прием предполагает создание изображения путем наложения, наклеивания различных материалов и предметов, отличных по фактуре и цвету, на плоскую основу. Выделяется насколько видов коллажа: аппликационный коллаж, флористический коллаж, ассамбляж и другие. Благодаря простоте исполнения, доступности и экономичности исходного материала, коллаж широко используют на занятиях с детьми младшего школьного возраста, решая различные образовательные задачи: укрепление взаимосвязей ребенка с окружающей средой, развитие мелкой моторики, совершенствование цветовосприятия, развитие композиционного и пространственного мышления, активизация воображения и творческого мышления обучающихся, формирование эстетического вкуса и развитие художественно-творческих способностей обучающихся.
коллаж
эстетический вкус
художественно-творческие способности
младший школьник
1. Бреусова Т.А. Специальные предметные результаты художественно-эстетического образования в начальной школе // Актуальные проблемы образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте современного научного знания: сборник ст. Междунар. науч.-практ. конференции / ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет». – 2014. – С. 199–201.
2. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конференции, г. Санкт-Петербург, январь 2014 г. – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 74–76.
3. Векслер А.К. Коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02. – СПб., 2011. – 22 с.
4. Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания. – М.: РАН. Ин-т философии, 2013. – 65 с.
5. Павлова Е.Д. Искусство как средство эстетического воспитания // Искусство и образование. – 2007. – № 5. – С. 52–60.
6. Федеральный Государственный Стандарт начального общего образования : Федеральный закон от 22.09.2011 № 2357. – М.: Просвещение, 2014. – 35 с.

Современные образовательные учреждения и, в частности, общеобразовательная школа, ориентированы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка, что подразумевает равновесие между учебной деятельностью, нацеленной на формирование базовых компетентностей обучающихся, и творческими занятиями, предполагающими развитие индивидуальных склонностей и способностей детей, активизацию их познавательной деятельности, формирование умений самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п. [1].

Основной целью основного общего образования согласно ФГОС должно стать достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Все более актуальными в настоящее время становятся проблемы, связанные с достижением обучающимися личностных результатов, которые включают готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, умение ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме [2].

Согласно ФГОС, основными личностными результатами освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования должны стать:

1) сформированные эстетические потребности, ценности и чувства младших школьников, их эмоциональная отзывчивость – умение реагировать на эстетические образы посредством выражения эмоций (восприятие, интуиция);

2) готовность к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, умение выражать личностные убеждения (знания, суждения, отношения), ценностно-смысловые установки;

3) сформированное умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; отражение индивидуально-личностной позиции [6]. Данные личностные результаты можно сопоставить с основными компонентами сформированного эстетического вкуса (эмоциональным, интеллектуальным и оценочным) и художественно-творческих способностей личности.

В качестве основных средств формирования эстетического вкуса и развития художественно-творческих способностей младших школьников обычно рассматривают изобразительное и театральное искусство, литературное чтение, музыку, народное и декоративно-прикладное искусство [4, 5]. Все виды художественно-продуктивной деятельности вызывают эмоциональный отклик у ребенка. В процессе создания изображения он удивляется, радуется своим достижениям или расстраивается по поводу неудач. Любой детский рисунок – результат его взаимодействия с окружающим миром, его мысли и переживания по поводу происходящих вокруг него событий. Но гораздо более важным является тот объем знаний, умений и навыков, которые обучающийся приобретает в процессе создания творческого продукта. В процессе выполнения рисунка или декоративного панно ребенок получает некоторый объем познавательной информации, обобщает представления об окружающем мире, знакомится с новыми техниками и приемами изображения, средствами художественной выразительности различных видов искусства и художественных материалов, учится осознанно их применять в творческом процессе.

Одним из видов декоративно-прикладного искусства, доступным для младшего школьника, является коллаж – технический прием, заключающийся в наклеивании на плоскую основу материалов и предметов, отличных по фактуре и цвету. Данный технический прием достаточно прост в исполнении, а материалы, которые можно использовать при создании коллажей, доступны и экономичны. Все это определяет широкое использовании коллажа на занятиях с детьми младшего школьного возраста [3].

Родоначальниками коллажа как художественного приема принято считать художников-кубистов – Ж. Брака и П. Пикассо, которые впервые применили его в своих работах. Добавление необычных элементов «живописных обманок», имитировавших поверхности стекла, дерева мрамора, к художественному произведению удивляло и поражало зрителя, создавая впечатление виртуальности. Впоследствии многие авторы обращаются к этой нетрадиционной технике, добиваясь нового звучания в произведениях живописи, внося нотки новаторства и импровизации. Так, элементы коллажа можно найти в произведениях футуристов (Джино Северини и Карло Кара), дадаистов (Ханс Арт), сюрреалистов и т. д. Технику коллажа применяли в своих работах и русские художники (М. Врубель, А. Лентулов, И. Ефимов и др.) [3].

В настоящее время коллаж рассматривается как одна из нетрадиционных техник рисования и активно применяется на занятиях изобразительной деятельностью в детском саду и на уроках изобразительного искусства в школе с целью активизации творческой и познавательной деятельности обучающихся.

Коллаж используется главным образом как способ для импровизации, для получения остроты образа за счет столкновения на первый взгляд несовместимых элементов, стилей, подходов, сочетания несочетаемого. В этом аспекте коллаж следует понимать как элемент художественного творчества, содействующий развитию воображения, пространственного мышления, колористического восприятия, формированию эстетической культуры и эмоциональной отзывчивости. Навыки и умения художественного творчества дают возможность удовлетворения потребности в созидании, реализации потребности создавать, изменять, творить.

На сегодняшний день существует множество видов коллажа, но нам хотелось остановится на некоторых видах, которые, на наш взгляд, будут наиболее эффективны в процессе развития художественно-творческих способностей младшего школьника и формирования эстетического вкуса.

Среди таких видов можно выделить аппликационный коллаж, флористический коллаж, ассамбляж.

Аппликационный коллаж – это изображение, созданное с помощью наклеивания (англ. application – накладывание, прикладывание) методом аппликации элементов или частей на различную по фактуре основу. В отличие от рисунка, аппликационный коллаж предполагает большую свободу автора, развивает воображение и является прекрасным средством для знакомства ребенка со свойствами разнообразных материалов.

Этот вид коллажа как нельзя лучше подходит для детей 1 класса, когда ребенок еще робко работает с ножницами. Для выполнения работ в этой технике можно отрывать фрагменты картинок руками, можно придать им нужную форму сминать в комочки, складывать гармошкой. Наклеенные элементы могут выходить за края основы, приклеиваться друг на друга.

Ребенок самостоятельно может составлять яркие интересные коллажи. Приклеивание мелких деталей, бусин, веревочек дает хорошую возможность развить зрительно-моторную координацию и тем самым идеально подходит для творчества детям младшего школьного возраста. Аппликационный коллаж непосредственно связан с познавательной деятельностью и большое влияние оказывает на формирование умственных и творческих способностей детей.

Флористический коллаж – один из самых любимых детьми видов коллажа. В качестве материала здесь используются всевозможные природные материалы. Это могут быть засушенные цветы и травы, листья, веточки, злаки. Во флористическом коллаже можно увидеть засушенные кусочки фруктов, веточек, кору деревьев, спилы, шишки, плоды миниатюрных растений, мох, наклеенные на необычную поверхность. Работы, выполненные детьми из различных окрашенных в яркие цвета круп, потрясают своей оригинальностью. Основа для флористического коллажа используется тоже разная. Это может быть натуральная или окрашенная бумага, картон, ткань, кусок древесины. Обилие и разнообразие материала для коллажа не оставляет равнодушным не одного ребенка, мотивируя его на художественно-творческую деятельность. Ни один вид изобразительного искусства не обладает таким огромным арсеналом выразительных средств, таким количеством техник и творческих приемов, каким обладает флористический коллаж.

Ассамбляж (фр. assemblage – дословно «вместе», что означает соединение, объединение, скрепление) представляет собой вид «разросшегося» коллажа – комбинацию предметов на плоскости или в пространстве, для создания которого используются реальные предметы. Эта интересная творческая техника не оставляет детей равнодушными.

В ассамбляже, в отличие от других видов коллажа, используются объемные предметы. В качестве основного материала в работах применяется бросовый материал: части или целые предметы, потерявших свою первоначальную значимость или специально созданные из папье-маше объемные предметы. Для создания ассамбляжа подойдут старинные вещи пуговицы, шнуры и ленты, сломанные заколки, крышечки от шкатулок, емкости необычной формы, обломок детской игрушки. Искусственные цветы, ракушки, перья, веточки, камешки, сеточки, тряпочки, – это и многое другое, что попало под руку, все служит источником вдохновения.

Из выбранного материала создается композиция на плоскости как трехмерная картина, которая дополняется деревом, пластиком, тканью и другими всевозможными материалами и расписывается красками. Готовая работа заключается в раму или пространство, напоминающее часть коробки.

Созданные руками детей работы наглядно показывают, как ненужные вещи могут жить в новом качестве.

В педагогической практике коллаж уже рассматривался как метод обучения творчеству студентов дизайнеров, что отражено в трудах Т.Г. Русаковой, Е.А. Левиной, И.А. Кравченко. Изучены возможности текстильного коллажа в условиях дополнительного образования подростков в трудах С.С. Пискулиной и А.К. Векслер. Мы предлагаем рассмотреть коллаж как средство формирования художественно-творческих способностей и эстетического вкуса детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

Коллаж как метод обучения способен реализовывать важнейшие педагогические функции:

– развитие эстетического вкуса и художественного воображения;

– развитие конструкторского мышления;

– знакомство с понятием «технология» как поэтапного выполнения задания;

– умение создавать красивые и эстетически грамотные композиции;

– формирование колористического восприятия;

– развитие творческих способностей и коммуникативных навыков;

– умение обрабатывать и подавать информацию в сжатом, лаконичном виде;

– навыки планирования деятельности;

– умение предвидеть конечный результат и оценивание результата труда.

Обучение детей коллажу позволяет снять шаблонное восприятие, расширить диапазон поиска гармонии и контрастов в окружающем мире и художественном творчестве. Метод коллажа направлен на снятие ограничений восприятия, касающихся цвета, формы, фактуры и текстуры предметов. Благодаря многообразию используемых материалов в процессе обучения младших школьников основам коллажа снимается ряд проблем, связанных с временными ресурсами, отсутствием технических умений рисования и т.д. В частности, он идеально подходит для изучения основ композиции.

Создавая коллаж, используя заранее подготовленный природный материал или ткань, бумагу, обучающийся имеет возможность быстро менять его параметры (положение элементов, оттенок, размер и т. д.), выбирать наилучшие варианты, всегда имея возможность практически моментально вернуть прошлый результат, что существенно экономит время и дает возможность добиться наилучших результатов. Проделывая данные операции множество раз, ребенок может уже мыслимо воображать, какое изображение будет выглядеть лучше и какие изменения следует провести для оптимального результата. Данный метод формирует эстетический вкус человека, вырабатывает его индивидуальный стиль и развивает творческие способности.

С помощью коллажа мы можем влиять на развитие детского изобразительного творчества, в частности те средства выразительности, которые используются в коллаже, композиция, цвет, объем, пропорции и пространство являются средствами выразительности изобразительной деятельности, и обучение им может помочь процессу обучения, а именно – изучению средств выразительности и закреплению этих знаний, обусловить их эффективное применение.

Совершенствование навыков коллажирования заключается в оптимизации приемов работы над учебным заданием и самостоятельным художественным или техническим произведением. В этом контексте коллаж является универсальным, мобильным методом поиска композиции и образно-пластического языка произведения, а также способом создания самостоятельного проекта.

В зарубежной методике коллаж трактуется как учебный процесс, как осознанное построение «социального значения» какого-либо понятия с помощью очень различной актуальной информации, поступающей в распоряжение обучающихся во время усвоения материала.

Техника коллажа дает безграничные возможности для детского творчества, поскольку в работах можно использовать различные материалы отличающихся и по цвету, и по фактуре  – природные материалы, краски, ткани, кожу, бумагу, пластик, металлические детали, создавать целостную композицию, игнорируя правила классического рисунка и живописи.

Благодаря этой возможности коллажа мы укрепляем взаимосвязи с окружающей средой, развиваем мелкую моторику, совершенствуем цветовосприятие, развиваем композиционное мышление, стимулируем воображение. Использование бросового материала способствует развитию воображения детей, способствует творческой активности, вдохновляя на создание своими руками нового из ненужных предметов.

Таким образом, коллаж – универсальное средство методико-педагогического, образовательного воздействия на учащихся, характерными признаками которого являются оригинальность формы и содержания. Как средство обучения, коллаж отвечает всем требованиям, предъявляемым к нему: он выступает в материальной форме, являясь результатом труда ученика и учителя; ориентирован на цели обучения, выполняя функцию реализации комплекса творческих целей и задач в практику; воплощает в структурно-схематической форме определенный объем содержания, связанного с ключевыми понятиями изобразительного искусства. Все это позволяет говорить об эффективности коллажа как средства формирования эстетического вкуса и развития творческих способностей младших школьников.


Библиографическая ссылка

Бреусова Т.А., Буркина О.С., Мажурина А.З. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОЛЛАЖА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26120 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674