Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Закиров Т.Р. 1 Савосина М.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Совершенствование подготовки будущих руководителей сферы физической культуры и спорта во многом зависит от подходов к разработке рабочих учебных программ, особенно профессионально-ориентированных дисциплин. В этом аспекте в статье обосновывается взаимообусловленность компетентностного подхода и модульного принципа обучения, а также необходимость учета требований нормативных документов и запросов участников образовательного процесса. В статье представлены основные точки пересечения дисциплин профессиональной направленности профиля «Спортивный менеджмент», изучаемых как последовательно, так и параллельно. Построение курсов дисциплин происходит по принципу дидактической расширяющейся спирали. Согласование запросов всех вышеуказанных элементов образовательной системы вуза в рамках разрабатываемых программ учебных дисциплин представляет из себя многофакторную проблему и требует дальнейших исследований.
спортивный менеджмент
модуль
компетентность
разработка рабочих программ
1. Арсеньев Д.Г. Современные подходы к проектированию и реализации образовательных программ в вузе. Монография /Д.Г. Арсеньев, А.И. Сурыгин, Е.В. Шевченко. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – 87 с.
2. Давыдов С.А. Современная образовательная система подготовки спортивных менеджеров / С.А. Давыдов, И.А. Ерошенко, А.С. Гладких // Актуальные вопросы профессионального образования. – 2015. – № 1 (1). – С. 73-79.
3. Закиров Т.Р. Внедрение практико-ориентированного подхода в обучении студентов по профилю «Спортивный менеджмент» в Поволжской ГАФКСиТ // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам: материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. – Казань, 2014. – С. 391-393.
4. Закиров Т.Р. Особенности модульного практико-ориентированного обучения студентов профиля «Спортивный менеджмент» в Поволжской ГАФКСиТ / Т.Р. Закиров, М.Н. Савосина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22365 (дата обращения: 15.12.2016).
5. Закиров Т.Р. Создание практико-ориентированной среды в спортивном вузе // Наследие крупных спортивных событий как фактор социально-культурного и экономического развития региона: материалы Международной научно-практической конференции. – Казань, 2013. – С. 261-262.
6. Зиятдинова, Ю.Н. Интегративный подход к развитию межкультурной компетенции студента технического вуза / Ю.Н. Зиятдинова, Э.Э. Валеева // Вестник Казанского технологического университета. – 2011. – № 16. – С. 292-299.
7. Омирбаев С.М. Особенности и принципы формирования модульных образовательных программ / С.М. Омирбаев // Вестник КарГУ. – 2013. – URL: http://articlekz.com/article/5834.
8. Осипов П.Н. Субъекты системы профессионального образования как гаранты его качества // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012. – № 2 (5). – С. 40-47.
9. Савосина М.Н. Проблемы формирования управленческих компетенций у студентов профиля «Спортивный менеджмент» / М.Н. Савосина // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Материалы IV международной научно-практической конференции (Чебоксары, 11 декабря 2014 г.) / под ред. Г.Л. Драндрова, А.И. Пьянзина. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. – С. 289-293.
10. Самодурова Т.В. Построение рабочих учебных программ дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО // Педагогические условия реализации ФГОС общего и профессионального образования: материалы Региональной научно-практической конференции (30 октября 2014 г.). – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2014. – С. 105-110.

Управленческое образование в сфере физической культуры и спорта включает изучение широкого круга проблем современного спортивного менеджмента: теоретические основы и история его развития, виды организационных структур и физкультурно-спортивных организаций, функции и методы управления, основные законы и закономерности, методика принятия управленческих решений и др. [9].

Как отмечает Давыдов С.А. с соавторами, недостаточная профессиональная компетентность организационно-управленческих работников сферы физической культуры и спорта является реальной проблемой современности. Специальная подготовка к деятельности в сфере спортивного менеджмента необходима для дальнейшего развития и функционирования физкультурно-спортивных организаций. Совершенствование подготовки специалистов физической культуры и спорта новой образовательной формации во многом зависят от разработки и переработки образовательных курсов и введения в процесс обучения новых и радикально обновленных учебных дисциплин, новой информации, технологии и техники обучения, создания практико-ориентированной среды [2, 3, 5].

Цель исследования. Определить логику построения курсов профессионально-ориентированных дисциплин для бакалавров профиля «Спортивный менеджмент».

Методы исследования. Анализ литературных источников, нормативных документов, сравнительный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение. Как утверждает П.Н. Осипов, система профессионального образования представляет собой совокупность различных субъектов: потребители (обучающиеся), заказчики (граждане, предприятия, государство) и исполнители (учреждения профессионального образования). Поэтому качество профессионального образования зависит от степени способности и готовности каждого субъекта к взаимодействию в направлении достижения желаемого результата [8].

Поскольку профессиональная сфера имеет ярко выраженную мобильность и изменчивость, необходимо периодически проводить опросы участников образовательного процесса и в соответствии с выявленными интересами оперативно реагировать и корректировать рабочие программы, в первую очередь, профессионально ориентированных дисциплин [4].

Оперативность же реагирования на интересы участников образовательного процесса может быть обеспечена через его модульную организацию.

Кроме того, построение рабочей программы дисциплины на современном этапе развития образования должно осуществляться в соответствии с требованиями ФГОС ВО по компетентностному принципу. Самодурова Т.В. определяет компетенции специалиста, которые заданы ФГОСом инвариантными, а вот какие из этого перечня компетенций могут быть сформированы в рамках той или иной дисциплины, должен определять преподаватель. Таким образом, по мнению автора, построение рабочей учебной программы должно производиться от осознания и понимания результата, который необходимо получить и который может и должен быть измерен [10].

В 2015 году Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2015 г. N 798н был утвержден профессиональный стандарт «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта». Согласно стандарту основной целью деятельности данных специалистов является обеспечение эффективности и соответствия уставным целям деятельности физкультурно-спортивной организации.

Стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами следующих функций, которые, в сущности, являются компетентностями:

руководство деятельностью в области физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта;

руководство планированием, аналитической и методической деятельностью в области физической культуры и спорта;

руководство технической эксплуатацией, ремонтом и модернизацией спортивного и технологического оборудования, спортивного сооружения (объекта спорта);

руководство деятельностью по консультированию и тестированию в области физической культуры и спорта;

руководство спортивной подготовкой;

руководство комплексной деятельностью в области физической культуры и спорта;

стратегическое руководство деятельностью по сопровождению развития физической культуры и спорта;

стратегическое руководство подготовкой спортивных сборных команд, спортсменов высокого класса и спортивного резерва.

Таким образом, разработка курсов учебных дисциплин для профиля «Спортивный менеджмент» должна осуществляться в соответствии с данными нормативными документами и запросами участников образовательного процесса.

Система развития различных компетенций будущего специалиста, по мнению Зиятдиновой Ю.Н. и Валеевой Э.Э., может быть эффективна только в том случае, если в качестве теоретико-методологической стратегии организации образовательного процесса выбран интегративный подход. Опыт авторов позволяет говорить об интегративной системе развития компетенций студента на следующих уровнях: междисциплинарном, организационном, межличностном, межведомственном и международном. Междисциплинарный уровень заключается в интеграции содержания преподаваемых дисциплин и направлен на развитие межпредметных связей на всех уровнях образовательного процесса подготовки студента [6].

При этом, как отмечает Омирбаев С.М., для достижения большей эффективности результатов обучения важно соблюдать комплексный подход, т.е. по модульному принципу должны быть сформированы как сами образовательные программы, так и учебные планы, и учебные дисциплины. Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические модули, содержание и объём которых могут варьироваться в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся. Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей [7].

Модули на основе содержательного единства дисциплин могут быть построены по «горизонтальной» или по «вертикальной» схеме. В «горизонтальном» модуле все составляющие дисциплины вносят приблизительно равный и относительно независимый вклад в образовательный результат, в «вертикальный» же модуль включают последовательно изучаемые дисциплины [1].

Программы учебных дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» (далее ТиМИВС) (под избранным видом спорта подразумевается профиль обучения, в нашем случае – профиль «Спортивный менеджмент»), «Организация и управление в избранном виде спорта» (далее ОиУИВС) и «Профессиональное физкультурное совершенствование» (далее ПФС) являются частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОСВО по направлению 49.03.01 «Физическая культура». Соответственно, дисциплина ТиМИВС относится к базовой части дисциплин Блока 1 ООП по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» и изучается в течение 1–5 семестров. Дисциплина ОиУИВС относится к вариативной части дисциплин Блока 1 ООП по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура». Дисциплина изучается в 6, 7 и 8 семестрах. Изучение дисциплины предполагает предварительное освоение дисциплины учебного плана: «Теория и методика избранного вида спорта» и обеспечивает прохождение профессионально-ориентированной практики. Дисциплина ПФС относится к обязательным дисциплинам вариативной части Блока 1 ООП по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура».

Построение курсов данных дисциплин происходит по принципу дидактической расширяющейся спирали. Такое построение учебного материала позволяет обеспечить преемственность и непрерывность освоения учебного материала и наиболее адекватно системе построения учебных программ и организации учебного процесса в многосеместровых курсах. Обучение, обладающее такой структурой, не ограничивается одноразовым представлением отдельных тем, а повторяется на следующем уровне с постепенным расширением и углублением круга связанных с темой знаний. Кроме этого, пересечение происходит между дисциплинами ТиМИВС и ОиУИВС, изучаемых последовательно и дисциплиной ПФС, изучаемой параллельно этим дисциплинам.

В таблице приведены основные точки пересечения вышеуказанных дисциплин, объединенные в модули на примере овладения общепрофессиональными и профессиональными компетенциями (на примере требований ФГОС ВО) (табл.). При этом теоретические дисциплины (ТиМИВС и ОиУИВС) являются определяющими и задают последовательность изучаемых тем дисциплины ПФС.

Связь тем изучаемых профессионально-ориентированных учебных дисциплин бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» с требованиями ФГОС ВО

ТиМИВС

ПФС

ОиУИВС

Требование ФГОС ВО: организовывать и проводить соревнования, осуществлять судейство по базовым видам спорта и избранному виду спорта (ОПК-8)

Менеджмент

спортивных

соревнований

Изучение правил игры, техники безопасности, жестов судей. Судейская практика.

Формы проведения соревнований

Технологии управления спортивными событиями

Требование ФГОС ВО: осуществлять планирование и методическое обеспечение деятельности физкультурно-спортивных организаций, проводить учет и отчетность, руководить работой малых коллективов (ОПК-9)

Цикл управления.

Общие и специфические

(отраслевые) функции

спортивного

менеджмента

Управленческие подвижные игры

Функциональные разновидности менеджмента в физической культуре и спорте

Управление методической работой ФСО. Управление учебно-воспитательным процессом в спортивной школе. Фитнес-индустрия

Разработка тестовых методик и организация отбора в ДЮСШ по виду спорта. Разработка физкультурно-оздоровительных и развивающих программ. Оценка физического развития и подготовленности. Организация и проведение соревнований. Разработка типологических групповых программ управления физическим состоянием. Проведение досуговых физкультурно-оздоровительных мероприятий для людей различных возрастных групп.

Индивидуальные и групповые занятия.

Технологии управления эффективностью и качеством деятельности физкультурно-спортивной организации

Требование ФГОС ВО: планировать оснащение физкультурно-спортивной организации соответствующим оборудованием, экипировкой и инвентарем (ПК-26)

Материально-

технические основы

спортивного

менеджмента. Финансовые основы спортивного менеджмента.

Составление сметы на проведение соревнований

Управление имуществом физкультурно-спортивной организации.

Управление финансами физкультурно-спортивной организации

Требование ФГОС ВО: вести профессиональную деятельность с учетом особенностей функционирования различных типов спортивных объектов (ПК-24)

Организационные

основы управления

физической культурой и

спортом

Организация и проведение соревнований на различных спортивных объектах

Организационные структуры управления учреждениями дополнительного физкультурно-спортивного образования детей.

Организационные структуры управления спортивным сооружением.

Организационная структура управления коммерческой физкультурно-спортивной организации (фитнес клуб).

 

Такая логика построения структуры рабочих программ вышеуказанных дисциплин позволяет добиться интеграции знаний студентов в единое профессионально-ориентированное информационное поле, устраняет дублирование в процессе изложения учебного материала различных дисциплин, позволяет показать будущую профессиональную деятельность целостно, благодаря различным ракурсам ее рассмотрения.

Результирующим компонентом освоения материала данных рабочих программ для студентов профиля «Спортивный менеджмент» является проведение «Дня спортивного менеджера», в котором задействованы студенты всех четырех курсов бакалавриата. В процессе организации и проведения данного комплексного мероприятия, которое включает в себя спортивную, научную и культурную составляющую, оценивается сформированность знаний, умений и навыков из различных дисциплин; способность и готовность применять знания из разных дисциплин в квазипрофессиональной деятельности; сформированность способности принимать управленческие решения; опыт практического применения междисциплинарных задач в управленческой деятельности; овладение компетенциями.

Выводы. Таким образом, при построение курсов профессионально-ориентированных дисциплин для бакалавров профиля «Спортивный менеджмент» необходимо опираться на требования нескольких нормативных документов – ФГОС ВО последнего поколения, требованиям стандарта профессии. При этом необходимо учитывать потребности студентов и возможности преподавателей, а также запросы работодателей. Согласование запросов всех вышеуказанных элементов образовательной системы вуза в рамках разрабатываемых программ учебных дисциплин представляет из себя многофакторную проблему и требует дальнейших исследований.


Библиографическая ссылка

Закиров Т.Р., Савосина М.Н. ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26042 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674