Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Григорьев А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Проведен сравнительный анализ характеристик адаптационной готовности у студентов в условиях проявления разных видов активности. Представлены результаты корреляционного анализа показателей адаптационной готовности и оценок значимости различных сфер активности студентов. Показано, что характеристики адаптационной готовности у студентов в условиях проявления разных видов социальной активности формируются в основном в сферах учебы, туризма, спорта, творчества. Проявление активности в сферах развлечений, хобби, религии, политики и семьи, скорее всего, затрудняют у студентов развитие адаптационной готовности. Выявлено, что значимость сфер социальной активности студентов соотносится с убеждениями как характеристиками адаптационной готовности: наибольшее количество значимых взаимосвязей с базовыми убеждениями личности имеет направленность активности на учебу, а высокая значимость культуры и хобби как сферы проявления своей активности не связана с базовыми убеждениями личности.
студенты
активность в учебе
сферы активности
адаптационная готовность
1. Григорьев А.В. Личностные качества и характеристики отношений к активности как предикторы социально-психологической адаптации личности в зависимости от направленности реализуемой активности // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-14546.
2. Григорьева М.В. Адаптационная готовность личности в условиях неопределенности [Текст] / М.В. Григорьева // Социальный мир человека: материалы VI Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире», 14-16 апреля 2016 г. / Под редакцией Н. И. Леонова. – Ижевск: ERGO, 2016. – 368 с. (Серия "Язык социального"). – С. 275-277.
3. Григорьева М.В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – Т. 3. – № 3. – С. 259-263.
4. Григорьева М.В. Способности и готовность личности к адаптации как ресурсы жизнеспособности [Текст] / М.В. Григорьева // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты. – М. Издательство: Институт психологии РАН, 2016. – 509 с. – С. 321-338.
5. Шамионов Р.М. Адаптационная готовность личности -субъекта социального взаимодействия [Текст] / Р.М. Шамионов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2015. – Т. 15. – № 4. – С. 106-112.

Современные межличностные взаимоотношения детерминированы общей динамикой общества и большим разнообразием возможных вариантов целей, действий, диспозиций субъектов взаимодействия. В таких условиях субъект находится в состоянии постоянного установления равновесия своих возможностей требованиям социальной среды. Это состояние связано с готовностью к адаптации и последующему эффективному взаимодействию с социальным окружением. Вместе с тем, готовность к адаптации не означает пассивного подчинения требованиям социальной среды. Это активный процесс, в котором индивид получает информацию о характеристиках среды, анализирует несоответствие индивидуальных возможностей и требований среды, оценивает возможные пути разрешения проблем, получает обратную связь, позволяющую оценивать свою активность.

Активность индивида является необходимым условием адекватности и оптимальности самоизменений и изменений социальной среды. В свою очередь, своеобразие адаптационной готовности определяет специфику социальной активности личности. Характеристики адаптационной готовности оказывают влияние на скорость разворачивания адаптационной активности, направление активности в плане самоизменений или изменений среды, выбор сферы социальных взаимоотношений, в которой активность будет наиболее адекватна и эффективна, выбор действий и т.д.

Адаптационную готовность исследователи связывают с предрасположенностью личности принятию динамики окружающей среды, осуществлению в новой ситуации действий, направленных на установление равновесия между требованиями среды и возможностями личности [4; 5]. Адаптационная готовность интегрирует в себе прошлый опыт адаптации личности, специфику настоящей ситуации адаптационных взаимодействий и направленность к будущему результату [2; 3]. Из этого следует, что характеристики адаптационной готовности и социальная активность личности – взаимосвязанные явления. В условиях проявления разных видов социальной активности адаптационная готовность личности будет своеобразна и адекватна конкретному виду и специфике социальной активности.

Цель исследования: сравнить характеристики адаптационной готовности у студентов в условиях проявления разных видов социальной активности.

Организация исследования

Характеристики адаптационной готовности определялись методом шкалирования по 10-бальной системе. Названия шкал отражают основные характеристики адаптационной готовности личности в ситуациях социальных взаимодействий: ожидание изменений в социальных ситуациях; готовность понимать других людей; готовность объяснять свою точку зрения; установка на сохранение положительного эмоционального фона; готовность принять ответственность на себя; быстрота принятия решения; инициативность; уверенность; установка на результат.

Ориентация на виды социальной активности определялась методом оценки студентами значимости различных сфер своей активности. Из предложенного перечня возможных сфер активности студенты оценивали только те, в которых они были более или менее активны.

В исследовании участвовали 180 студентов, средний возраст 19,2 года. Выборка сформирована методом рандомизированного отбора.

Результаты и их обсуждение

В результате корреляционного анализа были выявлены значимые взаимосвязи между показателями адаптационной готовности и ориентацией на виды социальной активности. Так, ожидание изменений в социальных ситуациях положительно связано с активностью в сфере творчества (r=0,241, при p<0,01), учебы (r=0,41, при p<0,01) и хобби (r=0,169, при p<0,05). Студенты, считающие эти сферы активности значимыми, готовы к постоянной динамике ситуаций, возможно, знают предполагаемые варианты развития этих ситуаций, поддерживают свои когнитивные процессы и состояния в тонусе, готовы к изменению своего поведения в соответствии с новыми условиями. реальная продуктивная активность в большей степени способствует формированию механизмов социально-психологической адаптации. Это связано, в том числе, с тем, что, как правило, учебные, туристические группы и другие сообщества, объединенные деятельностью с общим содержанием и целями, имеют также схожие ценности, групповые нормы, общие переживания, что способствует хорошей адаптационной ориентации членов этих сообществ.

Обратная взаимосвязь значимости сферы развлечений с ожиданием изменений в социальных ситуациях (r= -0,147, при p<0,05) объясняется, очевидно, тем, что ориентированные на развлечения молодые люди не образуют устойчивых социальных сообществ, как правило, не имеют систематических социальных контактов и взаимодействий с людьми, разделяющими их интересы, а значит, имеют ограниченные возможности совместной деятельности, способствующей накоплению опыта социальных взаимодействий и создающей условия социально-психологической адаптации. Несмотря на нестабильность ситуаций взаимодействий в сфере развлечений, адаптационная готовность не формируется за счет отсутствия опыта эффективной адаптации.

Показатель адаптационной готовности, связанный с пониманием других людей положительно связан со значимостью таких сфер социальной активности, как туризм (r=0,23, при p<0,01), учеба (r=0,42, при p<0,01), дружба (r=0,18, при p<0,05), интернет (r=0,16, при p<0,05), и отрицательно связан со значимостью активности в семье (r= -0,17, при p<0,05). Первые три взаимосвязи вполне объяснимы, так как учеба, туризм и дружба – виды деятельности, насыщенные социальными взаимодействиями, в которых принятие других людей является неотъемлемой основой достижения определенного результата и коллективных целей. Значимость сферы интернет также способствует принятию других людей, так как интернет, по своей сути, является социальным явлением и условием опосредованного сетью общения.

Отрицательная взаимосвязь принятия других людей с высокой оценкой значимости семьи как сферы приложения своей активности показывает противоречивость ориентаций и установок молодых людей на семью, когда, возможно, при высоком принятии окружающих вообще молодым человеком осознается неготовность к еще большему принятию родственников или потенциального супруга, а высокая значимость семьи как сферы приложения своей активности сочетается с неспособностью к компромиссу, принятию ценностей близких людей, к соотнесению своей активности с активностью родственников. Это может свидетельствовать также о невысокой социальной зрелости молодых людей.

Установка на сохранение положительного эмоционального фона связана с высокой значимостью сфер туризма и учебы. Активность в этих сферах способствует социальным контактам, а позитивный эмоциональный фон вызывают, скорее всего, общность целей и ценностей, а также невозможность долгого отрицательного эмоционального отношения субъектов друг к другу в условиях, требующих тесных и постоянных взаимодействий.

Низкий эмоциональный комфорт повышает значимость таких сфер приложения своей активности, как развлечения, хобби и семья. Высокая значимость перечисленных сфер активности, а значит, и стремление к осуществлению активности в них, является компенсаторным механизмом, повышающим, по мнению молодых людей, их эмоциональный комфорт.

Значимость активности в сферах туризма, саморазвития, учебы способствует готовности студентов брать ответственность на себя (r=0,29; 0,44; 0,36 соответственно, при p<0,01), а в сферах развлечений, политики, религии, хобби и семьи – способствует делегированию ответственности другим или судьбе (r= -0,25; -0,17; -0,18; -0,19; -0,15 соответственно, при p<0,05 и 0,01). Волевые и затратные в плане физических и личностных сил виды деятельности – туризм, саморазвитие и учеба – тренируют субъекта этой деятельности в направлении формирования адаптационных установок, показывают зависимость успеха этой деятельности от самой личности, способствуют развитию интернальности.

Установки личности, не способствующие интернальности в сфере религии, вполне объяснимы, так как вера в бога предполагает принятие его всесилия и проявление покорности. Политическая активность связана в представлениях студентов с распределением ответственности между субъектами политической активности, а, значит, со снижением собственной ответственности. Развлечения и хобби в силу отсутствия обязанностей в этом процессе также не способствуют принятию ответственности на себя. Значимость активности в семье вызывает стремление у студентов не брать ответственность на себя, что, возможно, связано с неготовностью молодых людей к семейной жизни.

Установкам на уверенность и инициативность способствуют высокие оценки значимости активности в сфере учебы и, на уровне тенденции, в сферах туризма и дружбы. Респонденты, оценивающие сферы туризма и учебы как значимые, хорошо адаптируются, не тревожны и быстро приспосабливаются в новой обстановке, способны к неконфликтным социальным отношениям, эмоционально благополучны. Они ориентированы на социальные нормы и ценности своей социальной среды, в которой, очевидно, преобладают высокая значимость хорошей учебы и социальных взаимодействий. Ориентация на активность в сфере туризма способствует накоплению опыта социальных взаимодействий, взаимоподдержке и помощи, принятию других людей, а ориентация на сферу учебно-профессиональной деятельности поддерживается референтным окружением и соотносится с планами на будущее, что позволяет молодым людям соответствовать требованиям социального окружения, принимать их, принимать себя как субъекта соответствия этим требованиям, быть эмоционально комфортными, и хорошо, в целом, адаптироваться. Видно, что реальная продуктивная активность в большей степени способствует формированию механизмов социально-психологической адаптации. Это связано в том числе с тем, что, как правило, учебные, туристические группы и другие сообщества, объединенные деятельностью с общим содержанием и целями, имеют также схожие ценности, групповые нормы, общие переживания, что способствует социально-психологической адаптации членов этих сообществ. Туристические походы предъявляют повышенные требования не только к физической форме их участников, но и к их социальной компетентности и умениям организовать жизнеобеспечение в сложных и опасных условиях. Многократно проверяя свои возможности и их соответствие повышенным требованиям окружающей природной и социальной среды, туристы повышают свою самооценку, что позволяет им принимать себя и быть уверенными в собственных силах и способностях.

В дружбе приобретаются социальные компетенции, способствующие приспособлению к социальному окружению в целом, процессы рефлексии носят в основном позитивный характер, чувствуется эмоциональная поддержка друзей. Кроме того, в дружеских отношениях удовлетворяется потребность в интимно-личностном общении, что повышает психологическое благополучие личности и способствует повышению уверенности и проявлению инициативы.

Установкам на уверенность и инициативность не способствует ориентация на сферы развлечений и семью, на уровне тенденции – ориентация на сферу политики. Чем выше оценивается значимость этих сфер для проявления своей активности, тем ниже уверенность в своих силах и правильности направления проявления активности. Обратную взаимосвязь значимости сферы развлечений с уверенностью в себе можно объяснить, с одной стороны, конфликтностью гедонистической направленности мотивов активности у стремящихся к развлечениям молодых людей и необходимостью реализации других мотивов (учебных, социального одобрения, поддержания здоровья и др.); с другой – стремление к развлечениям и значимость этой сферы проявления своей активности может быть компенсацией низкой самооценки и неуверенности.

Отрицательная взаимосвязь значимости волонтерской деятельности с уверенностью в себе может быть объяснена ориентацией молодежи на социально одобряемую активность, неактуальностью или депривацией процессов рефлексии и самооценки, необходимостью организации социальных групп, и, в то же время, гуманитарной направленностью личности, когда не приемлется оказание влияния и некоторого доминирования по отношению к другим. При одновременном отсутствии социально-психологических компетенций, это может быть психологическим основанием для возникновения внутриличностных конфликтов у ориентированных на волонтерскую деятельность молодых людей.    

Отрицательная взаимосвязь значимости политики как сферы проявления активности с уверенностью в себе объясняется низкой интернальностью ориентированных на политику молодых людей. Перекладывание ответственности за происходящее вокруг на других людей, ориентация на ценности определенной политической силы, делают неактуальными процессы осознания своей индивидуальности и самопринятия. В свою очередь, отсутствие четкости и позитивного эмоционального фона Я-концепции, наличие неуверенности могут способствовать поиску внешних ориентиров активности в виде политических идей, ценностей и целей.

Остальные показатели адаптационной готовности связаны в основном со значимостью активности в сферах учебы, туризма и спорта, что показывает роль социально одобряемых и ведущих видов активности у студенческой молодежи для развития адаптационной готовности.

Значимость сфер активности студентов соотносится с убеждениями, закрепленными в опыте личности, как характеристиками адаптационной готовности. Некоторые составляющие адаптационной готовности могут функционировать в форме убеждений, поэтому важно определить, каким образом базовые убеждения личности – убежденность в том, что в мире больше добра, чем зла, вера в возможность контролируемости событий и убеждение в ценности собственного Я – могут соотноситься с проявлениями социальной активности в той или иной сфере. В проведенных ранее исследованиях нами показано, что наибольшее количество значимых взаимосвязей с базовыми убеждениями личности имеет направленность активности на учебу [1]. Чем сильнее убеждение в доброте людей, в общей благосклонности и справедливости мира, в его предсказуемости, закономерности и осмысленности, в ценности собственного Я и позитивной оценки себя, тем в большей степени молодые люди направлены на учебу как сферу проявления своей активности. Создавая психологическую основу безопасности личности, перечисленные базовые убеждения заставляют молодых людей искать ситуации, подтверждающие их. Очевидно, учебные ситуации в профессиональном образовательном учреждении конгруэнтны социальным требованиям и ожиданиям, на основе которых формируются позитивные базовые убеждения учащейся молодежи, что, в основном, способствуют психологической безопасности личности, а взаимодействие с преподавателями и однокурсниками дает возможность подтверждения этих убеждений.

Высокая значимость культуры и хобби как сферы проявления своей активности не связана с базовыми убеждениями личности. Независимо от мировоззренческих установок молодые люди могут проявлять свою активность в литературе, поэзии, посещении театра, музыке, любимом занятии и т.п. Возможно, это связано с универсальностью содержания культуры и области хобби и предъявлением в этом содержании многообразных мировоззренческих установок и позиций, что дает возможность в любом случае найти те продукты культуры, которые соответствуют индивидуальным базовым убеждениям личности.

Сила убеждения в благосклонности мира положительно связана со степенью значимости таких сфер проявления активности, как спорт и туризм (r=0,23; 0,27, при p<0,01). Вера в то, что мир предлагает благоприятные, в целом, ситуации жизни, способствует позитивному развитию событий, связан, в большей степени, с добром, способствует активности, связанной с физическими действиями и удовольствиями. В свою очередь, силовая и действенная активность в спорте и туризме активность в сфере развлечений способствуют укреплению убеждения в благосклонности мира.

Убеждение в благосклонности мира студентов отрицательно связана со значимостью активности в сфере развлечений (r= -0,17, при p<0,05), что позволяет охарактеризовать эту сферу как напряженную в социальном плане и не позволяющую чувствовать психологическую и социальную безопасность.

Молодые люди, направленные на реализацию своей активности в спорте, в основном, убеждены, что в мире больше добра и добрых людей, чем зла (r=0,16, при p<0,05). Очевидно, имея возможность с помощью своей активности развивать физические данные и проявлять способности, в большей степени связанные с природными физическими задатками, молодые люди полагают, что это связано с благосклонностью окружающего мира. С другой стороны, вера в благосклонность мира может давать основания для более полной, уверенной и целенаправленной реализации своих физических данных, не отвлекая индивида на сомнения и рефлексивные раздумья по поводу проявления добра и зла в событиях.

Аналогичная, в целом, картина у молодых людей, для которых значима активность в сфере туризма. Различия видны лишь в неоднозначности убеждений по поводу доброты людей. Туристы более критичны к людям, чем спортсмены, что, возможно, связано с их более насыщенными и разнообразными социальными контактами, проявляющих активность в сфере туризма, в сложных ситуациях совместной деятельности во время походов.

Молодые люди, считающие значимой сферу развлечений, в содержание своих убеждений в общей благосклонности мира вкладывают мнение, что, в основном, материальный мир способен создавать благоприятные условия для жизни, а социальное окружение не играет в этом процессе значимой роли. Видно, что социальная составляющая убеждений в благосклонности мира влияет на выбор сферы проявления своей активности, способствующей удовлетворению потребностей физического развития и самореализации или потребностей гедонистического плана.

Вывод

Таким образом, характеристики адаптационной готовности у студентов в условиях проявления разных видов социальной активности формируются в основном в сферах учебы, туризма, спорта, творчества. Проявление активности в сферах развлечений, хобби, религии, политики и семьи, скорее всего, затрудняют у студентов развитие адаптационной готовности.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-06-10624.


Библиографическая ссылка

Григорьев А.В. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25934 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674