Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Горшкова Т.А. 1 Бондарь А.С. 1 Пачурин Г.В. 2 Колосова Т.М. 2
1 ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
2 ФГБОУ ВО Нижегородский государственный университет им. Р.А. Алексеева
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является одной из важнейших задач образовательного учреждения. Вместе с проблемами воспитания личности, способной противостоять опасностям и трудностям, неизбежным в современной повседневной жизни, необходимо также обеспечение безопасных условий для пребывания обучающихся в учреждениях дополнительного образования. В работе проанализированы условия безопасности жизнедеятельности образовательного учреждения – муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Радуга» города Городец Нижегородской области, выявлена оценка удовлетворенности родителей, обучающихся системой безопасности в образовательном центре. В работе обосновывается необходимость дополнительного финансирования на организационные мероприятия для улучшения системы безопасности жизнедеятельности в технической станции центра «Радуга». Разработанные и введенные в практику центра мероприятия позволят значительно поднять уровень безопасности обучающихся и педагогов.
организация безопасности жизнедеятельности
образовательное учреждение
дополнительное образование
оценка удовлетворенности системой безопасности
необходимое финансирование
инженер по охране труд.
1. Пачурин Г.В., Курагина Т.И., Щенников Н.И. Производственный травматизм: монография. – Издатель LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co. KG, Germany, 2012. – 201 с.
2. Пачурин Г.В., Щенников Н.И., Курагина Т.И., Филиппов А.А. Профилактика и практика расследования несчастных случаев на производстве: учебное пособие / под общ. ред. Г.В. Пачурина. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Изд. «Лань», 2015. – 384 с.
3. Пачурин Г.В., Елькин А.Б., Миндрин В.И., Филиппов А.А. Основы безопасности жизнедеятельности: для технических специальностей: учебное пособие / Г.В. Пачурин [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 397 с.
4. Пачурин Г.В., Шевченко С.М., Ляуданскас Т.П. Система управления охраной труда в образовательном учреждении // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-1. – С. 149-153.
5. Пачурин Г.В., Шевченко С.М., Горшкова Т.А., Ляуданскас Т.П. Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-3. – С.545-549.
6. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей: Приказ Минобрнауки России от 26 июня 2012 года № 504. М. URL: http://rg.ru/ (дата обращения: 15.05.2016).
7. Филиппов А.А., Пачурин Г.В., Щенников Н.И., Курагина Т.И. Производственный травматизм и направления его профилактики // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1. – С. 45-50.
8. Щенников Н.И., Пачурин Г.В. Пути снижения производственного травматизма // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 4. – С. 101-103.
9. Щенников Н.И., Курагина Т.И., Пачурин Г.В. Состояние охраны труда в ОАО «Павловский автобус» // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 1. – С. 44-44.
10. Щенников Н.И., Курагина Т.И., Пачурин Г.В. Психологический акцент в анализе производственного травматизма и его профилактики // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 4. – С. 162-169.
11. Щенников Н.И., Курагина Т.И., Пачурин Г.В. Роль психологического фактора в анализе и профилактике производственного травматизма // Безопасность труда в промышленности. – 2010. – № 7. – С. 28-31.

На современном этапе основной целью государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов.

Меры по обеспечению безопасности населения и организаций от различного рода воздействий ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась опасная обстановка [1-3].

Образовательная сфера является особой сферой жизнедеятельности [4,5], которая может испытывать воздействие различных окружающих опасностей, в том числе чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, пожары и другое. На сегодняшний день в особо острой форме нарастает проявление социальных чрезвычайных ситуаций, которые выражаются в совершении преступлений и правонарушений [10,11], терроризме, поэтому особое значение приобретает необходимость тщательно анализировать опасности и угрозы, планировать необходимые мероприятиями для обеспечения надежной защиты образовательных учреждений [5,6].

В современное время безопасность является одним из самых главных условий и показателей эффективности работы образовательной организации [9]. Необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности в образовательной среде представлена многогранностью опасных ситуаций и увеличением детской заболеваемости с учетом мутации вирусов, а также увеличением детского травматизма и смертности [4,5].

В работе предложены мероприятия по совершенствованию организации безопасности деятельности в образовательном учреждении на примере станции технического творчества МБОУ ДО «Центр внешкольной работы «Радуга» г. Городца Нижегородской области. МБОУ ДО ЦВР «Радуга» – муниципальное образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежит организация дополнительного образования детей по семи направленностям, а также оказание методического обеспечения при проведении мероприятий районного уровня.

МБОУ ДО ЦВР «Радуга» имеет пять структурных подразделений: Центр детского творчества, центр детского и юношеского туризма и экскурсий, станция технического творчества, клуб по месту жительства «Чайка», клуб по месту жительства им. А.П. Маресьева. Предметом деятельности структурных подразделения является оказание образовательных услуг, относящимся к их компетенции: создание условий для разностороннего развития личности, адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации учащихся.

Одним из основных направлений работы в области охраны труда и организации безопасного образовательного процесса на станции технического творчества является сохранение жизни и здоровья обучающихся, педагогических работников и обслуживающего персонала.

Комплексная безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Федеральных законах и в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.

В 2015–2016 учебном году, в том числе на следующий учебный год, были разработаны планы по различным видам и направлениям безопасности МБОУ ДО ЦВР «Радуга» (Станция технического творчества) г. Городца Нижегородской области.

1. План производственного контроля.

2. План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

3. План мероприятий по противопожарной безопасности.

Станция функционирует в жилом микрорайоне «Матренино», где живут разные слои населения. Изучив и проанализировав запросы родителей (законных представителей), учреждением были определены направления социального заказа:

1. Создание условия для гармоничного и полноценного развития детей;

2. Безопасное нахождение детей в станции технического творчества во время проведения занятий и дополнительных мероприятий;

3. Разностороннее развитие ребенка в рамках освоения программ дополнительного образования;

4. Получение необходимых знаний, умений и навыков для дальнейшего самоопределения возможной профессии;

5. Создание условий для успешной социализации и адаптации ребенка.

Анализ отчетной документации заместителя директора по административно-хозяйственной части МБОУ ДО «Радуга» выявил, что для создания оптимальных условий учебно-воспитательного процесса в станции технического творчества в прошедшем учебном году были проведены следующие мероприятия:

  • текущий ремонт учебных кабинетов (покраска стен, полов);
  • частичная замена старой мебели на новую;
  • установка новой пожарной сигнализации и системы оповещения;
  • ремонт водопровода;
  • замена электропроводки, улучшение освещенности кабинетов.

Однако, при всем этом, осталась неустановленной тревожная кнопка вызова служб экстренного реагирования, а также остается проблема нехватки нового оборудования и электронной техники.

Вышеперечисленные мероприятия по улучшению условий учебно-воспитательного процесса говорят о низком финансировании безопасности станции технического творчества.

Согласно действующему Положению о проведении дней охраны труда в станции технического творчества, в 2015 календарном году было проведено четыре дня охраны труда, в ходе которых были обнаружены некоторые нарушения. Замечания были сделаны по следующим разделам контроля: гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях, а также были обнаружены нарушения в расстановке мебели, использования растений, светового режима, отсутствия нормативной документации в кабинетах. Выявленные нарушения были устранены в указанный срок предписания.

Безопасность детей, педагогов и работников станции обеспечивается благодаря работе, направленной на сохранение, укрепление здоровья и формирования культуры здорового образа жизни.

В результате комплексной проверки в сфере обеспечения безопасности станции, необходимых для защиты здоровья и обеспечения безопасности жизни обучающихся и работников во время их деятельности от возможных чрезвычайных ситуаций техногенного, природного, социального характера и других опасностей было установлено, что:

  • оборудование пожарной безопасности станции соответствует государственным нормам пожарной безопасности и представлено средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок и сервисного обслуживания. В соответствии с правилами ППБ-01-03 в станции работает автоматическая пожарная сигнализации. Поэтажный план эвакуации разработан для первого этажа, так как станция размещается на первом этаже помещения;
  • обследование инженерного состояния здания, оценка антитеррористической защищенности, пожарной, электрической безопасности не доведено до требований существующих норм и правил;
  • разработка требований, норм и регламентов по обеспечению надёжной безопасности для вновь проектируемых, реконструируемых и ремонтируемых объектов в станции – прослеживается не в полном объеме;
  • создание единой информационной среды по проблеме безопасности станции – присутствует;
  • организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность станции – имеется;
  • организация реализации правовых актов и нормативно-технических документов по созданию здоровых и безопасных условий труда в учебно-воспитательном процессе – выполняется;
  • проведение профилактической работы по предупреждению детского и взрослого травматизма во время проведения занятий – проводится;
  • систематизация причин детского, производственного травматизма – отслеживается;
  • наличие у работников специальной одеждой и других средств индивидуальной защиты – имеется;
  • проведение инструктажа обучающихся и педагогов по вопросам обеспечения безопасности – антитеррористической защищенности, защите от ЧС, гражданской обороне – проводится.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательного учреждения представляет собой комплексные условия обучения. Для определения качества обеспечения безопасности статистических данных недостаточно [7,8] и просто необходимо соотнести субъективные оценки показателям потребностей людей.

Именно поэтому качество обеспечения безопасности жизнедеятельности образовательного учреждения – это комплексная характеристика условий учреждения, связанная с восприятием и наличием у людей чувства абсолютной безопасности в учреждении вне зависимости от их статуса в образовательном процессе.

С целью изучения удовлетворённости объектов безопасности качеством услуг, предоставляемых станцией, а также определения сильных и слабых сторон деятельности учреждения проводились социологические исследования по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности. Социологический метод анкетного опроса включал в себя 15 вопросов, которые позволили выявить следующие показатели:

- морально-психологический климат в станции;

- отношения обучающихся с педагогическим коллективом;

- развитие индивидуальных, творческих способностей;

- заинтересованность в жизни станции;

- ощущение чувства безопасности и надежности обучающихся;

- соразмерность учебной нагрузки.

С таким пониманием качества обеспечения безопасности в январе 2016 года было проведено мониторинговое исследование удовлетворенности родителей (законных представителей) образовательным процессом, качеством школьных образовательных услуг [11].

В проводимом опросе принимали участие 267 родителей (законных представителей).

Целью исследования было изучение удовлетворённости родителей качеством условий пребывания детей в учреждении. Результаты анкетирования родителей представлены на диаграмме.

Удовлетворенность родителей организацией безопасности жизнедеятельности в станции

Как показывает анализ удовлетворенности родителей организацией безопасности жизнедеятельности станции, 87 % родителей уверены, что ребенок не перегружен занятиями. 77 % опрошенных полагают, что для их детей проводятся мероприятия, интересные занятия (в том числе с целью формирования культуры безопасной жизнедеятельности), а 92 % анкетируемых родителей утверждают, что в станции заботятся о физическом, психическом развитии их детей. 80 % подтверждают тот факт, что станция технического творчества в лице администрации и педагогического коллектива способствует формированию правильного поведения в области безопасной жизнедеятельности.

В станции технического творчества ведется постоянная деятельность по обеспечению безопасного пребывания детей, сохранения и укрепления их жизни и здоровья, а также защите материальных и физических ценностей от террористических актов, аварий, несчастных случаев и других возможных опасностей.

В новом 2016–2017 учебном году обеспечение комплексной безопасности остается одной из главных целей деятельности и задачи, которые необходимо решить, остаются прежними. При этом в новом учебном году необходимо добиваться достижения абсолютного понимания обучающихся и работников станции о формировании культуры комплексной безопасности. Учебные и воспитательные мероприятия станции должны быть нацелены на прогнозирование возможных опасных ситуаций, возможность сформировать навыки и умения правильного анализа и поведения в реальных условиях жизни. Для реализации мероприятий в рамках данного образовательного учреждения необходимо последовательное решение следующих задач:

  • создание условий для развития необходимых, поведенческих мотивов безопасности жизнедеятельности;
  • развитие качеств детей и взрослых, направленных на безопасное отношение к окружающему миру и защите от его опасного воздействия;
  • получение навыков принятия правильных, относительно безопасности, безопасных решений в бытовой жизни;
  • развитие знаний, умений, навыков по снижению личных (индивидуальных) и коллективных рисков и опасностей;
  • формирование психологической выносливости в условиях возможных чрезвычайных ситуаций.

Несмотря на отмеченные положительные стороны, имеются некоторые сложности в организации комплексной безопасности станции технического творчества. Основной причиной, проблемой в области организации комплексной безопасности станции является отсутствие финансирования, необходимого для:

  • приобретения нового станкового безопасного оборудования в соответствии с требованиями современного времени;
  • установки тревожной кнопки вызова служб экстренного реагирования;
  • полной замены осветительных приборов учреждения;
  • в правильном понимании станции технического творчества – наличия отдельно стоящего здания, предназначенного для организации учебно-воспитательного процесса по программам дополнительного образования детей;
  • введения в штатное расписание МБОУ ДО ЦВР «Радуга» ставки специалиста, ответственного за обеспечение жизнедеятельности в станции технического творчества (инженера по охране труда и технике безопасности), который будет осуществлять координацию и ведение необходимой работы по обеспечению безопасности в структурных подразделениях.

Весьма ответственной инициативой для некоторых субъектов Российской Федерации и Нижегородской области, является введение в штатное расписание учреждений дополнительного образования должности инженера по охране труда и технике безопасности. Тем не менее качество работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности в учреждении будет повышаться, что позволит уменьшить количество несчастных случаев, возникновение чрезвычайных и других опасных ситуаций.

Инженер по охране труда в учреждении дополнительного образования детей призван решать ряд следующих задач:

1 – обеспечивать своевременное выявление угроз и опасностей для образовательного учреждения и его структурным подразделениям (обучающимся, педагогам дополнительного образования, методистам, учебно-вспомогательному персоналу, родителям; имуществу, ценностям, важным для учреждения; средствам связи и т.п.);

2 – своевременно информировать всех субъектов безопасности (МО МВД России, МЧС, пожарную часть, ГБУЗ НО) о фактах выявления нарушений требований организации безопасной жизнедеятельности;

3 – предусмотреть возможные варианты удержания распространения опасностей в случае их возникновения для увеличения времени на мероприятия по эвакуации людей, имущества и подготовки к защите и ликвидации последствий;

4 – собственными силами с помощью рабочих по обслуживанию зданий, вахтерами или в прямом взаимодействии с представителями субъектов безопасности обеспечивать выполнение необходимых мероприятий для нейтрализации и устранения возникших опасностей;

5 – систематизировать документальное подтверждение явлений и процессов, которые относятся к важным процессам безопасной жизнедеятельности учреждения в процессе его ежедневного функционирования и в случаях возникновения угроз и опасностей, а также для их противодействия.

Решение вышесказанных задач должно способствовать усовершенствованию работы по обеспечению комплексной безопасности учреждения дополнительного образования и оказанию повсеместной помощи субъектам безопасности в организации помощи на уровне муниципального образования.


Библиографическая ссылка

Горшкова Т.А., Бондарь А.С., Пачурин Г.В., Колосова Т.М. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25821 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674