Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Сиваев Е.Б. 1
1 ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
Этнопедагогическая компетентность педагога в условиях современного мира имеет важное значение. Сохранение и изучение традиций в условиях глобализации, сохранение исчезающих элементов этнических культур является очевидной необходимостью. В работе описаны этапы формирования самостоятельной научно-исследовательской деятельности и ее значение для формирования этнопедагогической компетентности будущего преподавателя. Раскрыто значение самостоятельной работы в совершенствовании профессионализма в научно-исследовательской и этнопедагогической преподавательской деятельности. Представлены и проанализированы основные этапы самостоятельной работы и их значение для формирования компетентности. Также проанализированы результаты, которые должны быть достигнуты в ходе выполнения самостоятельной научной работы: овладение необходимыми навыками и знаниями, умение использовать их на практике, поиск и систематизация информации и материалов для научной этнопедагогической деятельности.
самостоятельная работа
компетентность
этнокультурная компетентность
научно-исследовательская деятельность
этнопедагогика
1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педаго¬га // Педагогика. – 2003. – № 10. – С.51-55.
2. Вербицкий А.А. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт / А.А. Вербицкий // Высшее образование в России. – 1995. – № 2. – С. 137-146.
3. Волков Г.Н. Вечность воспитания // Народное образование. – 1994. – № 4. – С. 107-113.
4. Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-37.
5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. – М.: Когито-Центр, 2015. – 396 с.

Формирование модели этнокультурной компетенции имеет большое значение в современном многогранном мире. Даже в современной России, только в одной стране, сосуществует большое число народов, при этом в регионах, подобных Поволжскому, народы сосуществуют в тесной географической и культурной связи друг с другом. В связи с глобализацией, а также сосуществованием и взаимовлиянием народов возникает проблема трансляции этнической культуры в общество и проблема ее сохранения. Особо отметим, что в решении этого вопроса как раз и важна личность педагога, прививающего этнические традиционные знания и умения человеку еще на самых ранних этапах его жизни, в том числе и в школьные годы – в тот период, когда человеком усваивается огромный массив знаний. Исходя из обозначенной нами значимости педагога для решения вопроса сохранения этнической культуры и ее развития, следует с особой тщательностью отнестись к формированию этнокультурной компетенции с тем, чтобы выдвигались высокие требования, соответствующие значимости данной дисциплины, и позволяли решать серьезные проблемы, связанные с сохранением этнических культур в условиях современного динамичного мира.

На Западе поднимается важный вопрос, связанный с качественным поднятием уровня компетенции. Так, Дж. Равен предлагает использовать индивидуальный подход при разработке различных программ и требований, учитывающий мотивированность каждого специалиста в своей области: «Люди заинтересованы в том, чтобы развиваться и приносить пользу, чтобы их таланты получали признание и вознаграждение» [5, с.46]. Индивидуальный подход к формированию модели компетенции позволяет учесть желание, опыт, знания каждого специалиста и выдвинуть в связи с этим конкретные требования. В нашей стране, к сожалению, такое пока едва ли возможно из-за существующих особенностей системы образования и определенных ее недостатков, но в идеале следует стремиться к этому, разрешая проблемные вопросы, имеющие достаточно весомый характер.

Другой вопрос – формирование компетентности студентов. Для успешного и эффективного формирования этнокультурной компетентности студентов необходимо отметить и реализовать ряд важных моментов, одним из главных таких компонентов будет самостоятельная работа.

Самостоятельная научная деятельность студента должна быть многосторонней, формировать не только его профессиональные знания и умения, но и личностные качества, совершенствование которых приводит и к совершенствованию самой педагогической деятельности, а также способствует повышению уровня компетентности. К таким личностным качествам может относиться понимание и уважение чужой этнической культуры, любовь к своей этнокультуре и стремление сохранить ее и передать другим. При самостоятельной работе, конечно же, формируются и профессиональные навыки, связанные с овладением нужным материалом и поиском необходимой информации, с умением передавать ее другим людям (ученикам, например) и т. д. Самостоятельность в научно-исследовательской работе – это существенное требование, выдвигаемое сегодня ученым и преподавателям, поэтому она должна прививаться и студентам.

Самостоятельная работа подразумевает активную научную деятельность студента, имеющую определенную цель. Эта цель может достигаться как чтением книг и первоисточников, написанием научных работ (рефератов, конспектов, статей), так и активным собиранием необходимого материала, его систематизацией и сохранением. Чаще всего последний вид деятельности осуществляется в форме практики – выезда группы студентов в сельскую местность, где еще живы и отчетливы те или иные компоненты этнической культуры. Активизация научной деятельности во многом как раз и происходит благодаря опыту, накапливаемому во время самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студента, направленная на формирование его этнокультурной компетенции, включает в себя несколько составляющих [2, с.137-146].

  1. Мотивация. Перед студентом ставятся конкретные задачи, связанные с его познавательной и практической деятельностью.
  2. Разрабатывается алгоритм выполнения работы, в котором четко оговаривается каждый шаг самостоятельной работы студента, и методы ее выполнения.
  3. Студент, занимающийся самостоятельной работой, должен иметь хорошее представление об объеме предполагаемой работы и форме отчетности по ее выполнению.
  4. Консультирование студента по тем или иным вопросам в ходе его самостоятельной работы.
  5. Четкое определение критериев оценки работы; оценочную систему хорошо должен знать не только преподаватель, но и сам студент.
  6. Следует также определиться с видами и формами контроля самостоятельной работы учащихся – к ним относятся контрольные работы, семинары, тесты и прочие виды работ.

Уже существующие и проработанные формы, обеспечивающие учебную деятельность будущих преподавателей, закладывают основу как для самостоятельной деятельности студентов в процессе их учебы, так и в дальнейшем – в их профессиональной деятельности, ведь учебный процесс как раз и закладывает основы профессионализма. К таким формам относится не только самостоятельная работа и контроль знаний, но и лекции, в ходе которых необходимо разъяснять основные этнопедагогические тезисы и проблемы, указывать и описывать научную этнопедагогическую литературу (а также и книги, собственно связанные с этнической культурой), объяснять ход будущей самостоятельной работы (или анализировать уже состоявшуюся) и др.

Семинарские и практические занятия должны научать студента свободно владеть материалом и качественно излагать его, анализировать необходимую информацию, связанную с этнопедагогической деятельностью. Сама же такая информация, как мы видим, адресуется во время лекций студенту, а также усваивается им самим в ходе самостоятельной этнопедагогической деятельности.

Следует особо подчеркнуть, что сам преподаватель должен стимулировать студентов к самостоятельной научной этнопедагогической деятельности, т.к. от этого во многом зависит профессионализм будущего преподавателя и его квалификация, связанная с этнопедагогической стороной его работы, растет его компетентность. При этом качественный контроль обеспечивает эффективное усвоение знаний, повышает эффективность самостоятельной работы студента.

Преподавателю нельзя забывать и о творческой составляющей, которая повышает уровень квалификации будущего педагога, делает его подход к изучению и изложению материала более интересным. При самостоятельной этнопедагогической работе студент сам находит материал, творчески обрабатывает и излагает его, творчески применяет на практике. В такой работе задания можно разделить по их особенности, характеру. Например: репродуктивные задания (те, которые выполняются на основе уже известных учащемуся правил, формул, знаний и т. п.; направлены на закрепление усвоенного материала); эвристические или поисковые задания, заключающиеся в том, что студент сам находит тот или иной ответ, применяя творческий подход; творческие задания – это те, в которых учащийся может проявить свою индивидуальность (в случае с этнопедагогикой – самостоятельно оформить материал, связанный с этнокультурой, интересно рассказать о нем и проч.); практические задания, т. е. те, которые позволяют реализовать и актуализировать свои знания на практике. Особое внимание следует уделять заданиям, которые носят комбинационный характер: например, сочетание эвристических заданий с творческими позволяет будущему преподавателю находить наиболее интересный материал и оригинально излагать его, пользоваться им, что, в свою очередь, позволит студенту в его профессиональном будущем более интересно проводить свои уроки. Все это обеспечит многостороннюю компетентность для будущего преподавателя.

Сама же компетентность также включает целый ряд составляющих компонентов. К ним относятся [1, с.51-55]:

  • освоение теоретической базы этнопедагогики путем чтения и конспектирования специальной литературы;
  • освоение методологии этнопедагогической деятельности и применение знаний на практике (решение этнопедагогических задач);
  • демонстрация этнопедагогических знаний во время контроля и самоконтроля (ответы на экзаменах, защиты курсовых работ и дипломных и др.);
  • заинтересованность этнопедагогикой.

Формирование и совершенствование этнопедагогических знаний и умений будущего преподавателя происходит благодаря осуществлению нескольких видов самостоятельной работы. К ним относятся: воспроизводящий вид работы, реконструктивно-вариативный, частично-поисковых и исследовательских.

Воспроизводящий вид самостоятельной работы базируется на воспроизведении информации, полученной из учебников, специальной научной литературы и т. п. Само воспроизведение также имеет несколько видов, например, заучивание, пересказ, составление планов и др.

Основу реконструктивно-вариативной работы составляют: написание рефератов и т. п. работ, составление докладов и публичное выступление с ними, решение контрольных и др. Этот вид работы подразумевает также совершенствование научного стиля мышления и изложения необходимого материала.

Частично-поисковая работа нацелена на получение новых этнопедагогических знаний, дополняющих уже имеющиеся. Такой вид работы подразумевает анализ источников информационного этнопедагогического материала и их систематизацию.

Исследовательская работа подразумевает написание собственных научных материалов по этнопедагогике, участие в конференциях и проч.

Основа нашей исследовательской работы состоит из нескольких этапов самостоятельной деятельности.

Первый этап – подготовительный. На данном этапе оценивается уровень самообразования, координируются необходимые задания по нескольким дисциплинам, рассчитывается необходимое для выполнения задания время, анализируются методики и оценки выполнения задания.

Второй этап – основной. Здесь совершается само выполнение задания, проводятся различные дискуссии по теме и вариантам самостоятельной работы, решаются поставленные задания и др.

Третий этап – заключительный. Здесь подводятся итоги проведенной работы и дается ее анализ, разбираются совершенные ошибки, определяются более сложные задания для дальнейшей деятельности.

В целом вся самостоятельная этнопедагогическая работа будущего преподавателя должна достигать следующих целей [1, с.51-55]:

  • расширять и совершенствовать этнопедагогические знания;
  • максимально мотивировать студента к будущей этнопедагогической деятельности;
  • овладеть процессом этнопедагогического познания и усовершенствовать его;
  • развивать и совершенствовать познавательные способности;
  • совершенствовать его компетентность.

Таким образом, самостоятельная этнопедагогическая работа будущего преподавателя, при достижении поставленных целей, совершенствует знания и этнопедагогические навыки и знания студента, а, следовательно, и повышает его этнопедагогическую компетентность.

Следует также уделить особое внимание именно научно-исследовательской стороне в организации самостоятельной этнопедагогической работы студента.

Научно-исследовательская работа позволяет студентам, а в будущем – преподавателям, приспосабливаться к современным условиям научной деятельности, применять на практике знания. Основная цель данного вида деятельности заключается в формировании и совершенствовании научного стиля мышления, ориентировании в этнопедагогике.

Данный вид деятельности также позволяет решить определенный ряд задач.

  • Овладение студентом, будущим преподавателем необходимыми научными знаниями и их качественным использованием.
  • Совершенствование научной этнопедагогической деятельности.
  • Участие студентов в научно-исследовательском процессе совместно с другими студентами, а также преподавателями и учеными.
  • Усвоение современных научных методов и овладение общенаучными основами.
  • Возрождение и сохранение культуры определенного народа.
  • Также с помощью этой деятельности преподаватели выявляют способности тех или иных студентов, что позволяет готовить учащихся к поступлению в аспирантуру и развитию дальнейшей научной деятельности.

Этнопедагогическая научно-исследовательская работа проводится студентами как в учебное, так и во внеучебное время.

Работа, проводимая на протяжении учебного времени, включает в себя следующие составляющие:

  • выполнение заданий научно-исследовательского характера: контрольных и лабораторных, выпускных квалификационных этнопедагогических работ и др.;
  • выполнение нетиповых этнопедагогических задач (т. е. тех, выполнение которых отличается от решения стандартных задач, а алгоритмы выполнения не систематизируются конкретной учебной программой);
  • изучение общенаучных основ, позволяющих совершенствовать в сфере этнопедагогики научно-исследовательские методы, научно-исследовательскую работу, способы обработки и систематизации информационных данных и др.

Научно-исследовательская этнопедагогическая работа, проводимая будущими преподавателями во внеучебное время, должна опираться на следующие аспекты:

  • участие в этнопедагогических семинарах;
  • участие в этнопедагогических мастерских;
  • распространение этнопедагогических знаний.

Внимание в процессе этнопедагогической подготовки в ВУЗе следует уделять не только современной информации, новым технологиям ее получения и обработки, новаторствам в научной сфере, но и особенностям местной народной культуры, характерным чертам ее развития и существования, ведь именно региональные особенности имеют большую возможность изучения местной культуры и внедрения ее в сферу этнопедагогики. К тому же само использование местной этнической культуры в указанных рамках будет актуально ради сохранения и развития традиционной культуры. Для научной работы также необходимо насыщение исследований этнопедагогическим материалом, собираемым и систематизируемом именно в регионах и мало изучаемом в центральных ВУЗах России, например – московских. Таким образом, на региональные ВУЗы ложится особая ответственность по сохранению местной народной культуры и внедрению ее в педагогическую практику. Также необходимо организовывать научную этнопедагогическую деятельность в регионах с учетом их национального и этнического колорита, одновременного соседства и взаимодействия нескольких этнических культур. При этом нельзя забывать и о русской национальной культуре и проявлении ее элементов в конкретном регионе, возможном воздействии на местные культуры, о ее значении для каждого гражданина России и т. д.

Одной из основных черт этнопедагогической научно-исследовательской работы является конкретная направленность на исследование основ народной культуры, педагогики и т. п., углубление профессиональных знаний и навыков, заданность действий в одном конкретно-научном исследовательском направлении, что позволяет профессионально решать любые этнопедагогические проблемы, вносить свой индивидуальный вклад в развитие данной научной дисциплины, сделать максимально полезной работу будущего педагога в национальной школе, повышает уровень мотивации и увлеченности работой.

Научно-исследовательская работа не только воспитывает личностные качества студента и любовь и интерес к определенной дисциплине и науке в целом, но и позволяет достигать других целей, также связанных с совершенствованием личности. К этим целям относятся [1, с.51-55]:

  • умение самостоятельно делать научные выводы;
  • умение рационально использовать свободное время, часть которого следует посвящать научной деятельности;
  • предоставление возможности студентам в участии решения актуальных научных задач этнопедагогического характера;
  • интенсификация учебного процесса за счет большей мотивированности студентов и их стремлению к самостоятельной работе при сохранении норм учебной программы;
  • развитие способности к самоподготовке и самостоятельному повышению квалификации у будущих преподавателей;
  • обеспечение эффективного отбора учащихся для поступления в аспирантуру, а, следовательно, и обеспечение отбора кадров для профессионального преподавания различных дисциплин.

Эффективность этнопедагогической деятельности будущих преподавателей будет повышена, если студенты будут осознавать актуальность этнопедагогики, у них будет широкий доступ к источникам информации, если их научно-исследовательская деятельность будет во многом носить творческий характер и т.д. Заинтересованность студентов также повышается за счет поощрения их активной деятельности грамотами и дипломами, предоставления возможности публиковать свои исследования в научных сборниках, составление положительной характеристики их учебной и научной деятельности.

Таким образом, самостоятельная научно-исследовательская работа является необходимым условием для формирования этнопедагогической компетентности будущего преподавателя, т. к. способствует развитию самых важных качеств для научной деятельности, воспитывает самомотивацию, способствует повышению уровня необходимых знаний и навыков.


Библиографическая ссылка

Сиваев Е.Б. РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25806 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674