Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ САМАРСКОГО РЕГИОНА

Гаврюшин М.Ю. 1 Сазонова О.В. 2 Бородина Л.М. 3
1 ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения России
2 ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения России
3 ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения России
Проведен анализ влияния организации учебно-воспитательного процесса на антропометрические показатели физического развития подростков 17 лет в образовательных учреждениях как общего профиля, так и с углубленным изучением отдельных предметов Самарского региона. Все исследованные образовательные учреждения были разделены на 4 группы в зависимости от соответствия учебно-воспитательного процесса гигиеническим требованиям и наличия (специализированные) или отсутствия (общего профиля) в образовательной программе углубленного изучения отдельных предметов – дисциплины гуманитарного, технического профиля и других. Среди юношей наиболее выраженные сдвиги в показателях физического развития выявлены у учащихся учреждений как общего профиля, так и специализированных, где организация учебно-воспитательного процесса не соответствовала гигиеническим требованиям. Среди девушек Самарского региона наибольшие значения длины тела и окружности грудной клетки выявлены среди учащихся учреждений общего профиля. При этом наибольшие среди всех групп значения массы тела, а также окружностей талии и бёдер, достоверно отличающиеся от средних значений в популяции, были среди школьниц учреждений общего профиля, где учебно-воспитательный процесс не соответствовал гигиеническим требованиям. Наименьшие значения антропометрических показателей среди девушек выявлены в специализированных образовательных учреждениях. Таким образом, повышенная учебная нагрузка за счет углубленного изучения отдельных предметов и нерациональная организация учебно-воспитательного процесса оказывают существенное влияние на формирование основных антропометрических параметров физического развития к возрасту старшего школьного звена.
гигиена детей и подростков
физическое развитие
антропометрия
условия обучения
школьная медицина.
1. Березин И.И. Оценка состояния фактического питания студентов медицинского университета // Охрана труда и техника безопасности в учреждениях здравоохранения. – 2013. – № 8. – С. 46-51.
2. Бокарева Н.А. Ведущие факторы, формирующие физическое развитие современных детей мегаполиса Москвы [Текст]: автореф. … д-ра мед. наук (14.02.01) / Бокарева Наталия Андреевна. – Москва, 2014. – 46 с.
3. Гаврюшин М.Ю., Березин И.И., Сазонова О.В. Антропометрические особенности физического развития школьников современного мегаполиса // Казанский медицинский журнал – 2016. – Т. 97. – № 4. – С. 629-633.
4. Гаврюшин М.Ю., Березин И.И., Сазонова О.В. Программа индивидуальной оценки физического развития школьника // Свидетельство ЭВМ № 2016616135. 2016. Бюл. № 7(117). – RU 2016616135. – С. 1.
5. Гаврюшин М.Ю. Оценка качества воды систем питьевого водоснабжения в учреждениях для детей и подростков // Санитарный врач. – 2014. – № 4. – С. 27–29.
6. Исследование физического развития детей и подростков в системе социально-гигиенического мониторинга [Текст]: методические указания / В.Р. Кучма, Т.Ю. Вишневецкая, Н.Л. Ямщикова [и др.]; Утверждены зам. главного государственного санитарного врача г. Москвы 12.07.99 г. – Москва, 1999. – 37 с.
7. Кретова И.Г. Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений разного типа г. Самары // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. – 2011. – Т. 90. – № 1. – С. 125-129.
8. Скоблина Н.А. Современные тенденции физического развития детей и подростков // Здоровье населения и среда обитания. – 2013. – № 8(245). – С. 9–12.
9. Шигаев Н.Н. Междисциплинарный анализ социально детерминированных рисков здоровья детского населения // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24246.

Основными факторами, оказывающими влияние на состояние здоровья населения, являются условия и образ жизни [1,5]. Для детей раннего возраста к таким факторам можно отнести состояние среды обитания, уровень здоровья родителей, образ и уровень жизни семьи [9]. В свою очередь дети в возрасте 7–17 лет проводят большую часть своего времени в школе и основными факторами, оказывающими влияние на их здоровье, являются условия пребывания и организация учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении [7,8].

В соответствии с системой комплексной оценки состояния здоровья детского населения одним из критериев, определяющим группу здоровья ребёнка, является уровень физического развития и степень его гармоничности. При этом физическое развитие ребёнка, являясь совокупностью морфологических и функциональных признаков, характеризующих процесс роста и созревания организма, является своеобразным биологическим индикатором влияния факторов образа жизни, окружающей среды и образовательных технологий на их здоровье [1,3].

Научно доказано наличие связи между условиями обучения и биологическим развитием детей и подростков [2]. Наряду с этим существует необходимость изучения влияния образовательных программ и организации учебно-воспитательной работы обучения на антропометрические показатели физического развития детского населения.

Цель исследования: анализ влияния условий обучения на антропометрические показатели физического развития детского населения школьного возраста.

Материал и методы исследования. Проведена оценка организации учебно-воспитательного процесса и антропометрических показателей подростков 17 лет в образовательных учреждениях с различными условиями обучения Самарского региона. В исследовании приняли участие 5 учреждений: 2 средних общеобразовательных школы г.о. Самара и 3 учреждения Самарской области. Исследованные школы были разделены на группы. В качестве основного критерия выделения образовательного учреждения в ту или иную группу были используемые ими образовательные программы. Изучены учреждения общего профиля, в учебном процессе которых предусмотрены только общеобразовательные программы, а также специализированные учреждения, в которых учащиеся, наряду с общеобразовательной программой, углубленно изучают отдельные предметы – дисциплины гуманитарного, технического профиля и другие. Всего было выделено 4 группы: I –образовательные учреждения общего профиля с организацией учебно-воспитательного процесса, соответствующей гигиеническим требованиям; II – образовательные учреждения общего профиля, в которых организация учебно-воспитательного процесса не соответствует гигиеническим требованиям; III – специализированные образовательные учреждения с организацией учебно-воспитательного процесса, соответствующей гигиеническим требования; IV – специализированные образовательные учреждения с организацией учебно-воспитательного процесса, не соответствующей гигиеническим требованиям.

Для антропометрических измерений была отобрана группа подростков 17 лет, что обусловлено длительностью их пребывания в образовательном учреждении, а также снижением интенсивности роста и развития в постпубертатном периоде, как у юношей, так и у девушек. Все измерения проводились по унифицированной антропометрической методике с использованием стандартного инструментария [6]. Сбор и хранение первичных данных выполняли в среде «Microsoft Excel 2010». Оценка физического развития детей проводилась с помощью стандартных методик и компьютерного приложения «Программа индивидуальной оценки физического развития школьника» [4]. Статистическую обработку полученных данных осуществляли с помощью пакета прикладных программ SPSS 21.

Результаты исследования и их обсуждение

Сравнительный анализ антропометрических показателей физического развития школьников 17 лет в зависимости от условий обучения и воспитания в образовательных учреждениях I–IV групп Самарского региона представлен на рисунках 1–5.

Рис. 1. Сравнительный анализ показателя длины тела школьников Самарского региона с разными условиями обучения

* – p < 0,05 – по сравнению со средними арифметическими значениями показателя в популяции изучаемого региона; ** – p < 0,01 – по сравнению со средними арифметическими значениями показателя в популяции изучаемого региона; I – IV – группы образовательных учреждений согласно распределению; N – средние арифметические значения показателя в популяции изучаемого региона.

Рис. 2. Сравнительный анализ показателя массы тела школьников Самарского региона с разными условиями обучения

* – p < 0,05 – по сравнению со средними арифметическими значениями показателя в популяции изучаемого региона; ** – p < 0,01 – по сравнению со средними арифметическими значениями показателя в популяции изучаемого региона; I – IV – группы образовательных учреждений согласно распределению; N – средние арифметические значения показателя в популяции изучаемого региона.

Рис. 3. Сравнительный анализ показателя окружности грудной клетки школьников Самарского региона с разными условиями обучения

* – p < 0,05 – по сравнению со средними арифметическими значениями показателя в популяции изучаемого региона; ** – p < 0,01 – по сравнению со средними арифметическими значениями показателя в популяции изучаемого региона; I – IV – группы образовательных учреждений согласно распределению; N – средние арифметические значения показателя в популяции изучаемого региона.

Рис. 4. Сравнительный анализ показателя окружности талии школьников Самарского региона с разными условиями обучения

* – p < 0,05 – по сравнению со средними арифметическими значениями показателя в популяции изучаемого региона; ** – p < 0,01 – по сравнению со средними арифметическими значениями показателя в популяции изучаемого региона; I – IV – группы образовательных учреждений согласно распределению; N – средние арифметические значения показателя в популяции изучаемого региона.

Рис. 5. Сравнительный анализ показателя окружности бёдер школьников Самарского региона с разными условиями обучения

* – p < 0,05 – по сравнению со средними арифметическими значениями показателя в популяции изучаемого региона; ** – p < 0,01 – по сравнению со средними арифметическими значениями показателя в популяции изучаемого региона; I – IV – группы образовательных учреждений согласно распределению; N – средние арифметические значения показателя в популяции изучаемого региона.

Среди юношей Самарского региона наибольшие значения длины тела были в группе учащихся образовательных учреждений общего профиля (I группа), наименьшие – в IV группе учреждений. При этом остальные показатели физического развития также имели наименьшие значения среди воспитанников IV группы учреждений. Наибольшие значения массы тела, а также окружностей грудной клетки и талии, достоверно отличающиеся от средних значений популяции, были среди юношей II группы учреждений. Антропометрические показатели учащихся III группы находились на среднем уровне и достоверно не отличались от значений соответствующих показателей популяции школьников Самарского региона. Среди учащихся I группы учреждений показатели окружностей грудной клетки и талии были достоверно выше, а значений массы тела и окружности бёдер – достоверно не отличались от средних значений популяции. Таким образом, среди юношей Самарского региона наиболее выраженные сдвиги в показателях физического развития выявлены среди учащихся тех учреждений, где организация учебно-воспитательного процесса не соответствовала гигиеническим требованиям. При этом сюда относятся как учреждения общего профиля (II группа), так и специализированные образовательные учреждения (IV группа).

Среди девушек Самарского региона наибольшие значения длины тела и окружности грудной клетки выявлены среди учащихся I группы учреждений. При этом наибольшие среди всех групп значения массы тела, а также окружностей талии и бёдер, достоверно отличающиеся от средних значений в популяции, были среди школьниц II группы учреждений. Наименьшие значения антропометрических показателей выявлены среди девушек специализированных образовательных учреждений, где организация учебно-воспитательного процесса не соответствует гигиеническим требованиям (IV группа).

В результате сравнительного анализа антропометрических данных школьников 17 лет с разными условиями обучения выявлено, что наибольшие отклонения показателей в сравнении со средними значениями популяции имели учащиеся II и IV групп учреждений.

Заключение. Снижение значений основных антропометрических показателей относительно средних в популяции наиболее характерно для учащихся специализированных образовательных учреждений, а увеличение – для образовательных учреждений общего профиля. Повышенная учебная нагрузка за счет углубленного изучения отдельных предметов, снижение времени на физическое воспитание учащихся, нерациональное распределением дневной и недельной учебной нагрузки и другие недостатки в организации учебно-воспитательного процесса оказывают существенное влияние на формирование основных антропометрических параметров физического развития к возрасту старшего школьного звена.


Библиографическая ссылка

Гаврюшин М.Ю., Сазонова О.В., Бородина Л.М. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ САМАРСКОГО РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25676 (дата обращения: 21.11.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252