Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ИКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Андреева Т.Ю. 1 Герасимова А.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
В данной статье рассматриваются основные направления дистанционного обучения и применение средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства. Особое внимание уделяется вопросу профессиональной переподготовки и повышению квалификации специалиста в условиях дистанционного обучения. В качестве примера авторы статьи предлагают дистанционный курс «Компьютерная графика», построенный по модульной структуре в системе дистанционного обучения Moodle, для студентов художественно-графического профиля с целью повышения их профессионального мастерства (семь модулей: основы компьютерной графики; формат графического файла; понятие цвета. цветовые модели; растровый графический редактор Adobe Photoshop; лабораторный практикум в Adobe Photoshop; векторный графический редактор Corel Draw; лабораторный практикум в Corel Draw). Данный курс предлагает студентам получение необходимых профессиональных знаний и умений по индивидуальной образовательной траектории в удобное для них время, без отрыва от учебы или работы. По завершению изучения обучающих модулей слушателям курса предлагается пройти итоговый тест по курсу «Компьютерная графика». В статье представлены некоторые фрагменты модульного курса (тест по «Компьютерной графике», отчет по оценкам).
информационные и коммуникационные технологии
учитель изобразительного искусства
дистанционное обучение
модульное обучение

Новые тенденции в развитии образовательных технологий всё больше диктуют переход на модульное обучение, представляющее собой организацию учебного материала по тематическим блокам. Модули выступают структурной единицей учебной дисциплины, и их можно изучать независимо друг от друга, тем самым обеспечивая индивидуальный подход к образовательному процессу каждого учащегося, что так необходимо при подготовке учителей изобразительного искусства. Главным положительным моментом является обеспечение гибкости структурированного содержания обучения, приспособление к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки. В то же время возрастающие возможности использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогической деятельности, с одной стороны, и новые образовательные задачи, стоящие сегодня перед педагогическими вузами, с другой стороны, обуславливают изменения в образовательном процессе в области ИКТ на художественно-графическом факультете. Использование ИКТ в профессиональной деятельности открывает новые перспективы для учителя изобразительного искусства (ИКТ, использующиеся при изучении дисциплины «Изобразительное искусство», повышают интерес студентов к предмету, раскрывают новые возможности для проведения лекционных и практических занятий и др.).

Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б.Ф. Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых Дж. Расселла, Б. и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуeнса. В нашу страну модульное обучение пришло в конце 80-х годов благодаря трудам исследователя П.А. Юцявичене и ее учеников.

Работы Г.В. Беды, В.П. Зинченко, А.И. Иконникова, Ю.Ф. Катхановой, В.С. Кузина, В.К. Лебедко, Л.Л. Малинской, Н.Н. Ростовцева, Н.Н. Поддьякова, Н.К. Шабанова, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова и др. посвящены профессионально-графической подготовке будущих учителей изобразительного искусства. Проблемы использования ИКТ в целях оптимизации образовательного процесса художественного профиля раскрываются в исследованиях ученых-педагогов Д.С. Гириной, Ю.Ф. Катхановой, В.В. Корешкова, Л.Я. Нодельмана и др.

По мнению ряда ученых (А.А. Андреева, С.В. Богдановой, А.Ю. Кравцовой, А.А. Кузнецова, Т.А. Лавиной, А.М. Новикова и др.), существующие подходы к подготовке будущих учителей не отражают современное состояние педагогической деятельности в школе и уровень развития средств ИКТ, между тем необходимость подготовки учителей к внедрению новых форм и методов педагогической деятельности вытекает из потребности школы в высококвалифицированных кадрах и стремительных темпов развития образования и ИКТ.

Студенты художественного профиля осваивают основы графического дизайна с помощью современных компьютерных программ; занимаются разработкой фирменного стиля, логотипов и плакатов, а также анимацией объекта и видеомонтажом; обучаются созданию и оформлению визитных карточек, бланков, рекламных буклетов и трехмерных объемных сцен с установкой точек зрения и моделированием освещения. Для реализации вышеперечисленного необходимо знание специального программного (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, GIMP, Corel Draw, Macromedia Flash, 3D Studio Max и др.) и аппаратного обеспечения (сканер, дигитайзер, плоттер, перо и др.).

Эффективное использование ИКТ, которые воздействуют на каждый компонент обучения (цели, задачи, содержание, организационные и методические формы и средства обучения), позволяют развивать интеллектуальный и творческий потенциал будущих учителей изобразительного искусства, их аналитическое мышление, самостоятельность и потребность в дальнейшем повышении своего профессионального мастерства.

Возможность повышения профессионального мастерства, а именно профессиональную переподготовку или повышение квалификационной категории специалиста на базе имеющегося высшего образования предоставляет дистанционное обучение. В нашей стране дистанционное обучение развивается в двух основных направлениях: во-первых, это создание собственных дистанционных технологий, а также материально-технической базы и кадрового обеспечения, способных поддержать эти технологии, не прибегая к западным аналогам; во-вторых, создание дистанционных образовательных курсов на уже имеющихся платформах дистанционного образования. Сегодня практически каждое высшее учебное заведение предоставляет дополнительные образовательные услуги, курсы, предполагающие обучение без отрыва от основной работы или учебы.

Одними из таких образовательных услуг являются дистанционные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалиста. В качестве примера рассмотрим тестовый дистанционный курс дисциплины «Компьютерная графика» по программе подготовки квалификации «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна» (рис. 1).

Изначально для дисциплины «Компьютерная графика» предполагалась очно-заочная форма обучения. А так как слушателями данного курса являются студенты художественного направления или уже подготовленные специалисты по профильным направлениям (учителя изобразительного искусства, дизайнеры), то целесообразно предложить дистанционную форму изучаемой дисциплины, что давало бы им возможность дополнительного обучения по индивидуальной образовательной траектории в удобное для них время, без отрыва от учебы или работы.

Рис. 1. Главная страница дистанционного курса «Компьютерная графика»

Данный курс построен по модульной структуре в системе дистанционного обучения Moodle. Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения.  Курс содержит семь крупных модулей: «Основы компьютерной графики» («Растровая графика», «Векторная графика», «Трехмерная графика», «Фрактальная графика»); «Формат графического файла»; «Понятие цвета. Цветовые модели»; «Растровый графический редактор Adobe Photoshop» (интерфейс программы, понятие слоя, фильтры и др.); «Лабораторный практикум в Adobe Photoshop»; «Векторный графический редактор Corel Draw» (интерфейс программы, панели инструментов, специальные эффекты и др.); «Лабораторный практикум в Corel Draw». По завершении изучения обучающих модулей слушателям курса предлагается пройти итоговый тест по курсу «Компьютерная графика» (рис. 2).

Рис. 2. Итоговый тест по дистанционному курсу «Компьютерная графика»

Конечными результатами изучения дистанционного курса «Компьютерная графика» будут являться теоретические знания и практические навыки работы в графических редакторах, а также овладение технологией дистанционного обучения и знакомство с системой дистанционного обучения Moodle. В разделе «Управление оценками» учителем выставляются баллы за каждое выполненное задание, и каждый слушатель курса может ознакомиться с отчетом своих оценок (рис. 3).

Рис. 3. Оценки по пройденному дистанционному курсу «Компьютерная графика»

 се эти средства направлены на то, чтобы учитель изобразительного искусства смог правильно сориентироваться и благополучно решить поставленные задачи на уровне профессионала. Специалисты, использующие в образовательном процессе все необходимые средства ИКТ, должны по большей части обладать самым необходимым набором знаний в сфере ИКТ, важнейшими из которых являются:

-        наличие мотивации, стремления к применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

-        стремление к образованию и самообразованию в области ИКТ;

-        наличие представлений о возможностях ИКТ;

-        наличие общих представлений об электронных и мультимедийных образовательных ресурсах и направлениях рынка электронных изданий в области изобразительного искусства;

-         владение необходимыми основами методики для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс;

-        владение приемами для подготовки дидактических, методических, справочных материалов и рабочих документов, которые соответствуют с предметной областью «Изобразительное искусство»;

-        способность применения офисных технологий (владение приемами ввода, редактирования и форматирования текста, подготовки раздаточных и справочных материалов, которые содержат графические объекты, стандартными приемами работы с гарнитурой векторной графики, навыками работы с табличными данными, умениями построения графиков и различных диаграмм, методикой разработки и создания интерактивных презентаций, а также приёмами вывода документов на печать и записи информации на электронные носители и др.);

-        владение основными сервисами и технологиями ресурса сети Интернет в связи с их использованием в учебной и методической деятельности (поиск образовательной и учебной информации, сохранение и применение в целях дальнейшего использования в педагогической практике, работа с системой пересылки почтовых сообщений (электронная почта), телеконференциями, приёмами навигации и другими коммуникационными технологиями, основами работы в условиях дистанционного обучения);

-        наличие представлений об информационных технологиях и возможностях дистанционной поддержки педагогического процесса и необходимостью их введения в педагогическую деятельность;

-        владение практическими основами создания сайта для поддержания учебной деятельности (должны иметься представления о назначении, содержании, структуре, инструментах навигации и оформлении сайта поддержки образовательной деятельности, представления о структуре веб-страницы, владение простейшими программами по сайтостроению и др.);

-        наличие представлений о технических и программных средствах компьютерной графики и возможностях их использования в профессиональной деятельности;

-        владение базовыми технологиями работы с основными типами программных продуктов и умение быстро адаптироваться на меняющемся рынке программного обеспечения (прикладного и профессионального).

Таким образом, возможности использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности будущего учителя изобразительного искусства требуют разработки совершенно новой методики преподавания таких дисциплин, как «Информатика», «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», «Компьютерная графика», направленной на формирование компетенции в области ИКТ.


Библиографическая ссылка

Андреева Т.Ю., Герасимова А.Г. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ИКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25586 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674